ФОРМИРОВАНИЕ ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА В СОВРЕМЕННЫХ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ УСЛОВИЯХ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ФОРМИРОВАНИЕ ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА В СОВРЕМЕННЫХ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ УСЛОВИЯХ

Любимова М.А. 1, Белецкая Е.А. 2
1ГБОУ ВПО "Белгородский государственный институт искусств и культуры
2Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Белгородский государственный институт искусств и культуры», БГИИК
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Героические события отечественной истории, выдающиеся достижения россиян в различных областях создают реальные предпосылки для успешного осуществления комплекса мероприятий по военно-патриотическому воспитанию граждан России.

В современных условиях выдвигаются качественно новые задачи по теоретическому осмыслению, развитию и конкретизации деятельности, направленной на формирование у подрастающего поколения высокой гражданственности, патриотизма, чувства ответственности за судьбу Отечества, готовности и способности отстаивать его интересы в любой сфере жизни общества.

Известно, что любое общество в той или иной мере целенаправленно заботится о своём подрастающем поколении, ставя цели и создавая условия для его развития и образования, для его продуктивного включения в общественно производственную деятельность и социальную жизнь.

Социальное воспитание людей, прежде всего в детстве, отрочестве и юности, как раз и концентрирует в себе соответствующую патриотическую культуру введения молодых поколений в жизнь конкретного общества. Оно осуществляется в процессе взаимодействия подрастающего человека с различными носителями культурного опыта и институтами социализации – семьёй, учреждениями образования, средствами массовой коммуникации и информации, этническими традициями, обычаями нормативного поведения, техникой, искусством, субкультурой конкретной социальной и возрастной группы. В ходе взаимодействия с ними, организованным или стихийным путём общения и познания, человек самореализуется и становится личностью. Накапливая свой индивидуальный опыт приемлемого социального поведения, он обретает личностный опыт отношений к собственной жизни и ценностям мира, в котором живёт.

Сегодня подростки – это носитель огромного интеллектуального, творческого и инновационного потенциала региона.

Задачи военно-патриотического воспитания подрастающего поколения состоят в том, чтобы воспитать гражданина, патриота своей Родины, преданного идеалам демократии и гуманизма. Воспитать чувство любви к Отечеству, своему родному краю, к его героическому прошлому и настоящему, воспитать уважительное отношение к законам и символам Российского государства, к другим народам и государствам.

Сформировать представление об окружающем мире и осознание ответственности за его настоящее и будущее, развить у будущего гражданина социальную активность, чтобы он мог занять достойное место в обществе и применить свои творческие способности на деле.

Важным звеном военно-патриотического воспитания подростков на Белгородчине является краеведо-туристская деятельность, работа в школьных музеях. Ведь подлинное краеведение – всегда краелюбие, которое решает и задачи общественно-полезного характера. Оно способствует развитию у подрастающего поколения навыков общественной деятельности, умению общаться.

Цели проекта: проанализировать основные направления военно-патриотического воспитания подростков и установить взаимосвязь между всеми социально-культурными институтами в воспитании основ патриотизма на Белгородчине.

Задачи проекта:

1. Определить роль и место социально-культурной деятельности в патриотическом воспитании подрастающего поколения.

2. Изучить эффективность форм и методов патриотического воспитания на современном этапе.

3. Проанализировать технологии различных социально-культурных институтов по патриотическому воспитанию.

Данный проект рассчитан на следующие возрастные категории посетителей: дети дошкольного возраста, дети младшего школьного возраста, подростки, молодежь, так как включает в себя совокупность целей и задач, направленных на просвещение жителей области, на развитие у граждан Белгородской области чувства патриотизма и гордости за свой Великий народ и страну.

Реализация данного проекта направлена на воспитание, развитие патриотизма, зарождающееся и формирующееся как чувство, связанное с миросозерцанием родного края, ближнего окружения в раннем детском возрасте. По мысли современного писателя Ю.М. Полякова каждый человек «проходит в своем духовном развитии, в поиске своего отношения к стране, в которой он родился и вырос, несколько этапов: сначала только я, потом я и Россия, потом Россия и я и, наконец – в конечном счете – растворяется в своем Отечестве» [5].

Формирование патриотизма связано с высшим уровнем развития личности, особенно в социально-духовном и нравственном плане. На этом уровне развития личность идентифицирует себя с Родиной. Ее «Я» становится частицей социума, что в реальной действительности и конкретной деятельности проявляется в единение чувств, ценностей, взглядов, норм, идеалов, целей, действий и поступков, интегрирующим моментом, которого выступают высшие интересы общества, активная реализация идеи служения Отечеству.

В соответствии с этим, основными направлениями деятельности будут являться:

- встречи с ветеранами войны и тыла;

- тематические и общешкольные вечера;

- экскурсии в школьные и государственные музеи;

- совместные мероприятия с органами культуры;

- семинары и конференции для руководителей и актива школьных музеев;

- участие школьников в составлении «Книги памяти», карточек памятников и братских могил, многочисленные выставки, вечера, конкурсы, викторины.

Проект «Формирование военно-патриотических качеств личности подростка в современных социокультурных условиях» планируется осуществить в течение 2013 года.

Разработка экскурсий производится с учетом возрастных особенностей участников экскурсии и предполагает поэтапность работы.

Подготовительный этап проводится в различных формах и включает: организационную, воспитательную, образовательную (предварительное обсуждение темы) подготовку на основе совместной деятельности сотрудников музеев, института искусств и культуры и учащихся.

Работа по военно-патриотическому воспитанию будет вестись по трем системообразующим направлениям:

I направление. Воспитание на боевых традициях народа и Вооруженных Сил.

Данное направление включает в себя следующие мероприятия:

- мероприятия по увековечиванию памяти павших в борьбе за независимость нашей Родины (шефство над обелисками; вахта памяти –организация поста №1, возложение гирлянды Славы к обелиску павшим воинам; проведение митингов и других патриотических мероприятий);

- проведение экскурсий, уроков Мужества, встреч с ветеранами Великой Отечественной войны и воинами-интернационалистами. Поздравление и выступление с концертами перед ветеранами войны и труда.

- празднование памятных дат, дней воинской славы, проведение выставок, викторин, конкурсов, просмотров видеофильмов;

- проведение конкурсов военно-патриотической песни, а также других праздничных мероприятий (концертов), посвященных великим праздникам.

- организация работы школьного музея;

- система тематических классных часов;

- смотр-конкурс школьных музеев;

- научные общества школьников;

- летние профильные отряды, походы выходного дня;

- дальние походы и комплексные экспедиции;

- городские, областные и всероссийские олимпиады и конференции;

- реализация патриотического направления осуществляется через внеклассные мероприятия, на которых ученики знакомятся с историей государственной символики страны, города, области. Организуются встречи с ветеранами войн и труда, работниками силовых структур, знакомятся с жизнью воинских подразделений.

II направление. Занятия военно-прикладными видами спорта:

- работа по данному направлению осуществляется через руководство военно-прикладными кружками и секциями, совместную организацию военно-полевых сборов, экскурсий в воинские части, встреч с военнослужащими. Данные направления являются военно-патриотическими воспитательными комплексами.

- месячники оборонно-массовой и спортивно-оздоровительной работы, военно-спортивные эстафеты, военно-спортивные праздники, День защитника Отечества.

- проведение военно-спортивной игры «Зарница» в комплексе решает задачи почти всех компонентов системы военно-патриотического воспитания. «Зарница» оказывает положительное влияние на организационное укрепление коллектива класса, способствует развитию общественной активности детей, формирует качества, необходимые будущему воину, защитнику Родины.

III направление. Физическое развитие и формирование навыков здорового образа жизни.

Сегодня России нужны здоровые и образованные люди. Приоритетной задачей образования становится сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них ценности здоровья, здорового образа жизни, выбора образовательных технологий, адекватных возрасту, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье школьников. Эту работу так же необходимо начинать с дошкольного возраста.

Из этого следует, что необходимо:

- создание условий, гарантирующих охрану и укрепление физического, психического и социального здоровья обучающихся;

- содействие всем участникам образовательного процесса в приобретении знаний, умений, навыков, необходимых для формирования устойчивой мотивации на здоровье и здоровый образ жизни;

- воспитание интереса к занятиям физкультурой и спортом;

- развитие двигательной активности учащихся;

- сплочение семей учащихся и формирование осознанного отношения к здоровому образу жизни взрослых и детей.

Данная система военно-патриотического воспитания, созданная в рамках проекта, реально поможет управлять процессом подготовки обучающихся к защите Родины, придаст всей проводимой работе системность, последовательность и целенаправленность, обеспечит преемственность в организации и развитии военно-патриотической деятельности подрастающего поколения.

Воспитание гражданина-патриота – стратегическая цель общества. Патриотическое сознание наших граждан остается важнейшей ценностью, одной из основ духовно-нравственного единства общества. Воспитать человека любящим свою землю, свой народ, быть готовым к защите своей Родины – очень непростая задача.

Календарный план работ с 1 февраля 2013 по 1 декабря 2013 года

п/п

Наименование мероприятия

Сроки (дата) проведения

1

Открытие года оборонно-массовой работы (торжественная линейка)

1.02.13.

2

Классные часы, посвящённые Дню вывода советских войск из Афганистана (15 февраля)

15.02.13.

3

Участие в районном конкурсе стенгазет «Слава защитникам Отечества»

До 16.02.13.

4

Выставка книг, посвящённых защитникам Отечества «В памяти нашей сегодня и вечно»

24.02.13.

5

Классные часы, посвящённые Дню защитника Отечества

Согласно плану классных руководителей

6

Беседы на тему: «Вклад наших земляков в Великую Победу»

В течение месяца

7

Школьный фестиваль патриотической песни

16.03.13.

8

Участие в конференциях, семинарах, и совещаниях, проводимых в рамках программы «Патриотическое воспитание граждан на 2011-2015 годы»

В течение года

9

Проведение районного и участие в областных слетах школьников «Школа безопасности»

Ежегодно

10

Участие в спартакиаде школьников по военно-прикладным и техническим видам спорта.

В течение 2013 г.

11

Подготовка и проведение военно-спортивной игры «Зарница»

Ежегодно

15.04.13.

12

Проведение рейда «Забота» практики шефства школы над вдовами, матерями погибших воинов при исполнении служебных обязанностей.

В течение года

13

Организация традиционных встреч:

- ветеранов с учащимися школ, посвященных Победе в ВОВ 1941-1945 г.

- с вдовами погибших на войне;

- с воинами-интернационалистами;

- с поэтами;

-с чернобыльцами;

- блокадниками;

- с призывниками;

- с творческими людьми;

- с династиями

15.02.2013- 15.05.2013

14

Участие в акциях:

«Солдатские письма»

«Герои живут рядом»

«От сердца к сердцу»

В течение летних месяцев

15

Организация и проведение школьных фестивалей патриотической песни и конкурса чтецов на базе школьного лагеря

25.05.13.-

25.08.13.

16

В повестку дня родительских классных собраний включать вопросы патриотического воспитания учащихся

Согласно плану классных руководителей

17

Организация в школьной библиотеке выставки книг о героизме советских людей в боях за Родину

До 19.10.13.

18

Беседы, посвященные годовщине осетинско-ингушского конфликта

23.11.13.

19

Круглый стол, посвященный Победе в битве за Кавказ

Декабрь

Проект предполагается реализовать в срок с 1 февраля 2013 года по 1 декабря 2013 года, и содержит в себе следующие этапы:

1. Планирование целевых мероприятий для школьников.

2. Проведение мероприятий и оценка их эффективности в ходе опросов и наблюдения.

3. Подведение итогов реализации проекта, выявление динамики путем обработки полученных социологических данных.

В рамках реализации данного проекта предполагается разработка ряда экскурсий, направленных на военно-патриотическое воспитание подрастающего поколения. В частности, «Военно-патриотическая экскурсия - Прохоровское поле».

Реализуя данный проект, его эффективность можно проследить по следующим результатам:

- формирование духовно-богатого, социально-активного гражданина.

- снижение уровня правонарушений и вредных привычек школьников средствами патриотического воспитания;

- обобщение и распространение передового педагогического опыта работы педагогов по патриотическому воспитанию;

- разработка и создание научно-методических рекомендаций по проблемам формирования патриотизма учащихся.

- реализация системы программных мероприятий патриотической направленности и оценка их эффективности.

Конечным результатом реализации Проекта предполагается положительная динамика роста патриотизма в Белгородской области, возрастание социальной и трудовой активности граждан, особенно молодежи, их вклада в развитие основных сфер жизни и деятельности общества и государства, преодоление экстремистских проявлений отдельных групп граждан и других негативных явлений, возрождение духовности, социально-экономическая и политическая стабильность и укрепление национальной безопасности.

Библиографический список

  1. Алексеев, М. Ю. Особенности национального поведения / М. Ю. Алексеев, К. А. Крылов. – М. : Арт-Бизнес-Центр, 2001. – 318 с.

  2. Безюлева, Г. В. Толерантность в пространстве образования : учеб. пособие / Г. В. Безюлева, С. К. Бондарева, Г. М. Шеламова. – М. : Московский соц.-психологич. ин-т, 2005. – 152 с.

  3. Галицких, Е. О. Диалог в образовании как способ становления толерантности : учеб.-метод. пособие / Е. О. Галицких. – М. : Академический проект, 2004. – 240 с.

  4. Ковылева, М. В. Методика активного обучения и воспитания: современный подход к гражданскому образованию и воспитанию / М. В. Ковылева. – Ростов н/Д : Феникс, 2005. – 320 с.

  5. Конжиев, Н. М. Патриотическое и планетарное воспитание: вопросы теории : пособие. – Петрозаводск : изд-во КГПУ, 2000. – 56 с.

  6. Косарецкая, С. В. О неформальных объединениях молодежи / С. В. Косарецкая, И. Ю. Синягина. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 159 с.

  7. Кукушин, В. С. Теория и методика воспитательной работы : учеб. пособие / В. С. Кукушин. – Ростоа н/Д : издат. центр «Март», 2002. – 320 с.

  8. Магометов, А. А. Межнациональные отношения, интернациональное и патриотическое воспитание: этнопсихологический аспект : учеб.-метод. пособие / А. А. Магометов. – М. : МПСИ, 2004. – 533 с.

  9. Педагогика межнационального общения : учеб. пособие / под ред. Д. И. Латышиной. – М. : Гардарика, 2004. – 320 с.

  10. Педагогика : учебник / под ред. Л. П. Крившенко. – М. : ТК Велби, изд-во Проспект, 2004. – 432 с.

  11. Служить Отчизне : список литературы по военно-патриотическому воспитанию детей и молодежи / сост. Ю. Ю. Завьялова. – Петрозаводск : ДЮБ РК, 2005. – 10 с.

  12. Стефаненко, М. Г. Этнопсихология : учеб. пособие / М. Г. Стефаненко. – М. : Аспект-пресс, 2003. – 367 с.

  13. Рожков, М. И. Теория и методика воспитания : учеб. пособие / М. И. Рожков, Л. В. Байбородова. – М. : Изд-во ВЛАДОС-Пресс, 2004. – 384 с.

  14. Строганова, Л. В. Классные часы, беседы для младших школьников и подростков (воспитание толерантности) / Л. В. Строганова. – М. : Педагогическое общество России, 2006. – 128 с.

  15. Хотинец, В. Ю. Этническое самосознание : науч. издание / В. Ю. Хотинец. – СПб. : Алетейя, 2000. – 235 с.

  16. Чупров, В. И. Молодежь в обществе риска / В. И. Чупров, Ю. А. Зубок, К. Уильямс. – М. : Наука, 2003. – 230 с.

  17. Щуркова, Н. Е. Классный час: Поговорим о жизни…: Материалы для воспитателей и классных руководителей / Н. Е. Щуркова. – М. : АРКТИ, 2005. – 168 с.

  18. Этнокультурное образование в технологической подготовке студентов и школьников : сб. статей / под ред. В. Ф. Тропина. – Петрозаводск : Изд-во КГПУ, 2004. – 112 с.

  19. Этнокультурное образование в технологической подготовке студентов и школьников : сб. статей. Вып. 2 / под ред. В. Ф. Тропина. – Петрозаводск : Изд-во КГПУ, 2005. – 72 с.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1.

«Любить родину – не твоя идея.

А вот как ее любить, ты должен сообщить людям.

Ты должен не повторять патриотизм, а порождать его»

М. Светлов

СЦЕНАРИЙ ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЙ ЭКСКУРСИИ:

МУЗЕЙ-ЗАПОВЕДНИК «ПРОХОРОВСКОЕ ПОЛЕ»

Экскурсовод: Добрый день, дорогие друзья! Сегодня Вам представилась возможность побывать на краю святой земли Белгородской – Прохоровском поле.

Итак, Государственный военно-исторический музей-заповедник «Прохоровское поле» создан Указом Президента Российской Федерации 26 апреля 1995 года. Именно здесь, на Прохоровской земле, в июле-августе 1943 года, разыгралось одно из крупнейших сражений второй мировой войны - Курская битва. Решающее сражение на Прохоровском поле произошло 12 июля 1943 года, в день святых апостолов Петра и Павла.

Их именами назван 59-ти метровый Храм, композиция которого напоминает зажженную свечу. Особую торжественность храму Святых апостолов Петра и Павла придает белый цвет преображения, цвет чистоты и благородства души, удостоившейся вечной жизни. На территории, отведенной под храм, находятся еще несколько памятных объектов.

Главным памятником музея-заповедника является Памятник Победы - Звонница, высотой 59 м. Она состоит из четырех белокаменных пилонов, олицетворяющих четыре года войны. Венчает пилоны золотая сфера - символ солнца, исторический символ Русской державы. Над сферой возвышается семиметровая скульптура Покрова Пресвятой Богородицы - заступницы и защитницы России.

Викторина

  1. Как назывались первые русские воины? (Дружинники.)

  2. Назовите имена русских полководцев и военачальников, с которыми связаны победы русского оружия (до 1917 года).

(Александр Невский, Дмитрий Донской, А. В. Суворов, М.И. Кутузов, Ф.Ф. Ушаков и др.)

  1. Какому русскому полководцу принадлежат эти известные высказывания: «Пуля-дура, штык-молодец», «Сам погибай, а товарища выручай». «Воюют не числом, а умением», «Тяжело в ученье — легко в бою»? (А.В. Суворову.)

  2. Назовите виды холодного оружия. (Булава, кистень, пика, меч, секира, или боевой топор, шпага,сабля, шашка, кинжал, нож, штык.)

  3. Как называется часть войск, идущая впереди главных сил? (Авангард.)

  4. Какие воинские звания существуют в современной армии? (Рядовой, ефрейтор, младший сержант, сержант, прапорщик, старший прапорщик, младший лейтенант, лейтенант, старший лейтенант, капитан, майор, подполковник, полковник, генерал, генерал-майор, генерал-лейтенант, генерал-полковник, генерал армии, маршал.)

7. О ком в армии говорят, что они ошибаются один раз в жизни? (О саперах, ошибка которых в работе может стоить им жизни.)

8. Как называется повозка для пулемета, прославленная в известной песне о гражданской войне? (Тачанка.)

9. Как прозвали в народе гвардейский миномет «БМ-13» в годы Великой Отечественной войны? («Катюша».)

10. Каким городам после Великой Отечественной войны было присвоено почетное звание «Город-герой»? (Москва, Ленинград (Санкт-Петербург), Сталинград (Волгоград), Тула, Киев, Одесса, Новороссийск, Керчь, Минск, Брест.)

11. Имена каких полководцев и военачальников Великой Отечественной войны вы знаете? (Т.К. Жуков, Р. Я. Малиновский, А. М. Василевский, И. С. Конев и др.)

  1. Какой подвиг в годы Великой Отечественной войны совершил летчик капитан Николай Гастелло? (Он направил свой горящий самолет на колонну вражеских танков и автомашин.)

  2. Назовите имена летчиков — трижды Героев Советского Союза, получивших эти звания за подвиги в годы Великой Отечественной войны. (А.И. Покрышкш, М. Н. Кожедуб.)

  3. Как называется здание, в котором живут солдаты? (Казарма.)

  4. Чем прославились Н. Ф. Макаров, М. Т. Калашников, В. А. Дегтярев? (Н.Ф. Макаров изобрел пистолет, М. Т. Калашников — автомат, В. А. Дегтярев — пулемет.)

  5. Как называют бойца, владеющего искусством меткой стрельбы? (Снайпер.)

  6. Что такое камуфляж? (Маскировка предметов путемокраски полосами, пятнами, искажающими их очертания.)

19. Что такое наряд вне очереди? (Армейское взыскание — требование выполнить определенную работу.) Подводятся итоги конкурса. Звучит «Преображенский марш».

В музей-заповедник также входят: музей Прохоровского танкового сражения, скульптурная композиция «Воинам, павшим на Прохоровском поле», памятник скульптору Клыкову В.М., военная техника, культурно-исторический центр, библиотека Н.И.Рыжкова.

На территории заповедника есть и малозаметные, но не менее значимые памятники великого сражения. Такими памятными местами являются: «Поле Шпетного», братская могила и поклонный крест на хуторе Сторожевое, братская могила в с. Прелестное.

В канун празднования 65-й годовщины Курской битвы и Прохоровского танкового сражения в июле 2008 года здесь будет сооружена скульптурная композиция «Великие полководцы трех ратных полей России: Д. Донской, М.Кутузов, Г.Жуков».

Мемориальный комплекс «Курская дуга»

Первыми на высоту 254,5, севернее поселка Яковлево, в ожесточенном бою ворвались танкисты 398-го танкового батальона 183-й танковой бригады 10-го танкового корпуса. На этой высоте произошел перелом в Курской битве. Здесь, на 624-м километре автомагистрали Москва-Симферополь, сооружен Мемориальный комплекс - филиал Белгородского государственного краеведческого музея.

От магистрали открывается общий вид на Мемориал. На переднем плане - памятник танкистам: на постаменте из розового гранита установлен танк Т-34. У подножия на могиле металлические плиты с именами павших танкистов 10-го танкового корпуса. На мраморной плите слова: "Советским танкистам - участникам разгрома немецко-фашистских войск". За памятником танкистам сооружена 44-метровая дугообразная стела с рельефами, символизирующая линию фронта. По краям стелы установлены два 122-миллиметровых дальнобойных орудия. На стеле барельефные изображения воинов - танкиста, летчика, пехотинца.

В центре Мемориала - Вечный огонь, зажженный в память о доблестных солдатах Отчизны. По обе стороны от Вечного огня расположены символические могилы павших в боях воинов.

В зале боевой славы экспозиция священных реликвий, свидетельствующих о подвигах общевойсковых, танковых и авиационных соединений, принимавших участие в боях на Белгородском направлении. Здесь образцы оружия, личные вещи, уникальные документы, фотографии бойцов и командиров, военачальников - командующих фронтами И. С. Конева и Н. Ф. Ватутина, маршала Г.К.Жукова. В братской могиле, расположенной недалеко от входа в зал Боевой славы, покоятся останки погибших воинов-артиллеристов.

В южной части Мемориала, на высоте 254,5, находится блиндаж, окопы, ходы сообщения, сохранившиеся со времен войны. Здесь установлена пушка ЗИС-3, расчетом которой командовал сержант П.Д.Азаров, ставший кавалером ордена Славы трех степеней. Такая же пушка установлена в орудийном окопе на южном склоне высоты.

Все это памятники в честь воинов-артиллеристов, сыгравших особую роль в уничтожении бронетанковой техники и живой силы врага. На север от Мемориала тянется каштановая аллея, посаженная белгородцами - Героями Советского Союза, полными кавалерами ордена Славы, Героями Социалистического Труда. В центре ее, на высоком постаменте застыл истребитель "ЯК".

В конце каштановой аллеи взметнулся ввысь обелиск. Он имеет форму меча, состоящего из двух частей. Это символ взаимодействия Воронежского и Степного фронтов строительство мемориального комплекса Курская дуга было приурочено к 55-летию Победы в Великой Отечественной войне.

Сценка.

Экскурсовод:Ах, война, что ты сделала, подлая,Стали тихими наши дворы,Наши мальчики головы подняли,повзрослели они до поры.На пороге едва замаячилии ушли за солдатом солдат…До свидания, мальчики, мальчики!Постарайтесь вернуться назад!Именно они, молодые солдаты, вынесли на своих плечах основную тяжесть войны. Такие, как удалой солдат Василий Теркин — герой поэмы А. Твардовского.Теркин.Нет, ребята, я не гордый.Не загадывая вдаль,Так скажу: зачем мне орден?Я согласен на медаль.На медаль. И то не к спеху.Вот закончили б войну,Вот бы в отпуск я приехалНа родную сторону.Буду ль жив еще? —Едва ли. Тут воюй, а не гадай.Но скажу насчет медали:— Мне ее тогда подай.Обеспечь, раз я достоин.И понять вы все должны:Дело самое простое —Человек пришел с войны.Экскурсовод:Только взял боец трехрядку —Сразу видно: гармонист.Для начала, для порядкукинул пальцы сверху вниз,Позабытый, деревенскийВдруг завел, глаза закрыв,Стороны родной смоленскийГрустный девичий мотив.

Теркин садится, «играет на гармони».

Теркин.Вот пришел я с полустанкаВ свой родимый сельсовет.Я пришел, а тут гулянка.Нет гулянки? Ладно, нет,Я в другой колхоз и в третий,Вся округа на виду,Где-нибудь на этом светеНа гулянку попаду.

Теркин исполняет танец на мелодию русской народной песни.Теркин.Мне не надо, братцы, ордена,Мне и слава не нужна,А нужна мне больно Родина,Мне родная сторона.

Все присутствующие и Теркин поют 1-й куплет песни «С чего начинается Родина».

Экскурсовод: Но не только оружие и смекалка помогали солдатам сражаться. На войне очень часто выручали солдат веселые шутки, смешные рассказы и, конечно же, задорные частушки.

Теркин:

Разрешите доложить

Коротко и просто:

Я большой охотник жить

Лет до 90.

Ты, Германия. Германия,

Страна неверная.

Заключила договор,

А напала первая.

О войне спою частушки –

Пусть ребята слушают.

Как немецкие фашисты

Наши бомбы кушают.

Сидит Гитлер на заборе,

Пишет телеграмму:

«Меня русские побили.

Привезите маму».

Через речку зайка скачет,

Дай-ка я перескачу.

А увижу я фашиста –

Утюгом поколочу.

Дует ветер от Берлина,

Дым оттуда тянется.

Там «катюши» бьют фашистов,

Аж земля качается.

Вот и кончилась война.

Будем веселиться!

Пусть жестокая война

Никому не снится.

Просмотров работы: 4501