Опираясь на исследования Г. Ф. Бушона [1], мы выделяем основные компоненты организации самостоятельной работы студентов в техническом вузе с целью преодоления формализма в знаниях студентов: создание необходимой психологической настроенности студентов на решение задач; прививать умение самостоятельно решать типовые, экспериментальные и творческие задачи, прививать умения самостоятельно проводить научные исследования в частных прикладных задач.
В работе [3] авторы для решения проблемы формализма знаний указывают на то, что необходимо правильно выбрать эффективные способы подачи материала и своевременно выявить усвоенные студентами знания. Преподаватель, организуя самостоятельную деятельность студентов должен подбирать содержательные задачи, разрабатывать систему вопросов для всестороннего анализа задачи, привлекать к ее решению всех студентов.
На примере решения задачи, покажем примерную схему организации самостоятельной работы студентов с целью преодоления формализмов существующих знаний.
Тело соскальзывает без начальной скорости с наклонной плоскости. Угол наклона плоскости к горизонту 45°. Зависимость пройденного телом расстояния от времени даётся уравнением где . Найти коэффициент трения тела о плоскость.
При анализе решения задачи, студенты выполняют следующие задания: расставить все силы, действующие на каждое тело; выбрать соответствующую систему отсчета; написать второй закон Ньютона, в форме векторной и скалярной. Как правило, большинство студентов справляются с таким заданием, поскольку задача типовая. К активному участию в решении задачи привлекаются все студенты: каждый из них готов дать устный ответ на вопрос или продолжить ее решение на доске. В тетради у большинства студентов появляется примерное решение. В случае необходимости решение дублируется на доске. Согласно второму закону Ньютона: . В проекциях на выбранные оси второй закон Ньютона: По закону Амонтона:. Учитывая, получим искомую величину .
Далее преподаватель, активизирует познавательную деятельность студентов, путем методически проработанных вопросов предлагает им переформулировать условие, дополнив и усложнив ее. В ходе обсуждений возможны такие варианты задачи: а) Если клин движется с ускорением . Определить коэффициент трения между телом и клином. Коэффициент трения между столом и клином: 1) отсутствует; 2) 0,1. б) Если клин неподвижен, а система находится в вагоне, который движется с ускорением : 1) вправо 2) влево. Определить коэффициент трения между телом и клином. Коэффициент трения между столом и клином: 1) отсутствует; 2) 0,1. в) Если клин неподвижен, а система находится в лифте, который движется с ускорением : 1) вверх 2) вниз. Определить коэффициент трения между телом и клином. Коэффициент трения между столом и клином: 1) отсутствует; 2) 0,1. После обсуждений по решению усложненной задачи учебную группу делим на подгруппы. Каждая подгруппа решают по выбору из предложенных вариантов. В данном случае создается атмосфера свободных суждений и борьбы мнений, в которой вырабатывается умение решать задачу.
Литература: 1. Бушон Г.Ф, Венгер Е.Ф.Методика преподавания курса общей физики в высшей школе: учебное пособие, Киев «Наукова думка», 2000- с.300.
2. Мустафина Д.А., Ребро И.В, Рахманкулова Г.А. Негативное влияние формализма в знаниях студентов при формировании инженерного мышления, Инженерное образование. - 2011. - № 7.
3. Ковалева, Е.Ю. Преодоление формализма в знаниях студентов / Ковалева Е.Ю., Жиляков П.И., Рахманкулова Г.А. // Успехи современного естествознания. - 2012. - № 5. - C. 100.