Проблемы с подготовкой квалифицированных инженеров, удовлетворяющих современным требованиям общества, прежде всего, возникли: с диверсификацией высшего профессионального образования; низкими стартовыми возможностями абитуриентов; демографическим спадом; оттоком квалифицированных преподавателей из высшей школы; с устаревшими лабораториями и методиками преподавания.
Анализ современных исследований Н.П. Бахарева, В.Н. Бобрикова, И.Д. Белоновской, P.M. Петруневой, Э.П. Печерской, Ю.П. Похолкова, В.М. Приходько, Н.А.Селезневой, Ю.Г. Татура, И.В. Федорова, А.И. Чучалина свидетельствует о возрастающем интересе к проблеме качества инженерного образования.
Инженерное мышление - особый вид мышления, формирующийся и проявляющийся при решении инженерных задач позволяющих быстро, точно и оригинально решать поставленные задачи, направленные на удовлетворение технических потребностей в знаниях, способах, приемах, с целью создания технических средств и организации технологий, которое имеет следующую структуру: техническое мышление - умение анализировать состав, структуру, устройство и принцип работы технических объектов в изменённых условиях; конструктивное мышление - построение определённой модели решения поставленной проблемы или задачи, под которой понимается умение сочетать теорию с практикой; исследовательское мышление - определение новизны в задаче, умение сопоставить с известными классами задач, умение аргументировать свои действия, полученные результаты и делать выводы; экономическое мышление - рефлексия качества процесса и результата деятельности с позиций требований рынка (от инженеров требуются не только знания в своей области, но и умения презентовать свои возможности и реализовывать результат деятельности).
Сформированность инженерного мышления будущего специалиста определяется с помощью трех уровней:
низкий уровень – владеет необходимым минимумом информационно-технологических знаний, но при этом в полной мере не осознает важность информационно-технологических знаний для профессионального роста; отсутствие упорства в ситуациях состязательности; занимает позицию «вынужденного лидера» (назначение), нежелание организовать себя и других для успешной деятельности; плохо контролирует свою деятельность, попадает из одной крайности в другую; полное отсутствие «оригинальных» идей, в необычной ситуации теряется, тяжело переключается на другие виды деятельности, требуется постоянная помощь; не умеет преодолевать проблемно-конфликтные ситуации;
средний уровень – владеет большей частью необходимого минимума информационно-технологических знаний, осознает важность и необходимость информационно-технологических знаний для профессионального роста; адекватная ориентировка в ситуации конкуренции, проявление творческой инициативы, стремление противопоставить конкурентам «свою идею», хотя и не всегда реализуемую в полной мере; занимает позицию «ситуативного лидера»; в нестандартных ситуациях требуется помощь, медленно переключается на другие виды деятельности; не умеет решать неординарные практические задачи.
высокий уровень - широкий кругозор, выходящий за рамки специальности; спорах и диспутах умеет отстаивать свою позицию; наличие осознаваемой, проверенной и эффективной собственной системы в работе, знание и применение надёжных способов создания «лучшего продукта», умение презентовать полученный результат; чувствителен к необычным деталям, довольно быстро справляется с необычными результатами; быстро умеет переключаться; проявляет активность в постановке познавательных целей самостоятельно, без стимуляции извне.
Литература:
1. Мустафина, Г.А. Преодоление формализма знаний студентов технического вуза через формирование инженерного мышления / Мустафина Г.А., Мустафина Д А., Короткова Н.Н. // Известия Волгоградского технического университета: меж-вуз. сб. науч. ст. №10 (58) / ВолгГТУ. – Волгоград, 2009. -192 с. – (Сер. Новые образовательные системы и технологии обучения в вузе. Вып. 6).