НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЦВЕТОВОСПРИЯТИЯ У БУДУЩИХ ДИЗАЙНЕРОВ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЦВЕТОВОСПРИЯТИЯ У БУДУЩИХ ДИЗАЙНЕРОВ

Ниминущая И.Н. 1
1ГАОУ ВПО «Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Обучение живописи будущих педагогов-дизайнеров – необходимый компонент в системе их профессиональной подготовки, творческого и личностного развития. Важнейшей проблемой в процессе преподавания живописи является развитие у студентов адекватного целостного восприятия цвета.

Цвет является одним из главных средств художественного выражения, и его изучение – один из основных разделов теории живописи, дизайна, архитектуры, а так же науке. На сегодняшний день накоплено большое количество информации о влиянии цвета на человека. Психофизиологической основой поисков новых методов по формированию цветовосприятия являются труды таких видных физиологов и психологов, как Л.С. Выготский, Г. Гельмгольц, С.И. Вавилов и др. Их работы посвящены вопросам психологии зрительного восприятия цвета в изобразительной деятельности, вопросам эмоциональной реакции на цвет и индивидуальным особенностям цветоразличения. Большой вклад в изучении психосемантики цвета сделал П.В. Яньшин. Проведенные исследования позволяют нам говорить о том, что цвет играет большую роль в формировании, развитии и жизнедеятельности личности. На первый взгляд кажется, что в профессиональном образовании не так важно оценивать способность человека различать цвета. Данные о цветочувствительности человеческого глаза сильно разнятся и в различных источниках варьируются в диапазоне от 2 до 6 миллионов цветов и оттенков. Результаты, полученные в 2008-2011 годах на базе гистологических исследований с применением новых технологий, показали, что колбочки, отвечающие за цветное зрение, воспринимают 3 основных цвета, а оттенки цветов появляются на этапе анализа мозгом полученной от зрительных рецепторов информации. То, что мы видим как цвет, «представляет собой комбинированное воздействие:

1) спектрального распределения, светового потока, издающего энергию источника света;

2) физических и/или химических свойств всех материалов, пропускающих или отражающих световой поток (по меньшей мере часть светового потока, переориентированную в сторону глаза);

3) физиологической реакции глаза на световой поток, включающей в себя нервные импульсы, передаваемые в ту часть коры головного мозга, которая отвечает за зрение;

4) переработки нашим мозгом этих сигналов в сочетании с сигналами из соседних областей поля зрения, нашими воспоминаниями о сходных ситуациях, имевших место в прошлом опыте» [4].

Цвет – это сенсорное впечатление, которое возникает, когда волновые световые раздражители определенной длины (электромагнитное излучение в диапазоне приблизительно от 180 до 780 нм, так называемый световой спектр) попадают на рецепторы зрачка. Оттуда по нейронным сетям этот импульс передается в мозг и начинает восприниматься как цвет. Восприятие цвета окружающих объектов всегда субъективно, так как оно возникает только в головном мозгу смотрящего. В физическом смысле объекты не имеют цвета, мы всего лишь воспринимаем их такими.

Физиологический аспект цветовосприятия заключается в том, что в процессе эволюции на задней части человеческого зрачка появились фоторецепторы. При воздействии электромагнитных волн длиной от 380 до780 нм они способны генерировать физиологический (нервный) сигнал.

Существует два вида фоторецепторов: палочки и колбочки. Палочки распознают только контраст черного и белого, очень светочувствительны и делают возможным зрение в сумерках и в темноте. Колбочки ответственны за восприятие цвета. Существует три типа колбочек, которые воспринимают короткие (синий цвет), средние (зеленый) и длинные волны (красный цвет) цветового излучения.

Каждое сочетание световых лучей, падающих на сетчатку, определенным образом возбуждает эти три вида колбочек и дает соответствующее впечатление о цвете. Нервные импульсы, которые возникают на фоторецепторах, передаются по нервным сетям в головной мозг (трансдукция), где в конечном итоге цвета начинают восприниматься сознательно.

Многочисленные психологические и социологические исследования на эту тему дают в целом единообразную картину. С одной стороны, эмоциональное воздействие цветов обусловлено свойствами универсальных объектов (голубое небо, красная кровь, желтое солнце, зеленая трава и др.), с другой стороны - влиянием культуры, и неважно, осознаем мы ее влияние или нет. В повседневной жизни с символикой цветов имеют дело не только живописцы, дизайнеры, графики и другие представители художественных профессий. Эмоциональное воздействие цветов отражается, например, в языке, всем знакомы выражения «словно красная тряпка для быка», «люди в белых халатах», «почернеть от злости» и многие другие.

Символики цветов и характер их воздействия на человека.

Цвет/тон: Ассоциации и воздействие.

Яркие тона: Живость, яркость.

Неяркие (пастельные) тона: Спокойствие, мягкость.

Желтый: Приветливость, веселость, энергичность, живость, «солнечная» атмосфера. При использовании на большой площади создает ощущение «дешевизны» и вызывает беспокойство.

Оранжевый: Тепло, уверенность, свет. При использовании на большой площади также создает ощущение «дешевизны».

Синий: Действует расслабляюще, успокаивающе. Сам по себе или в сочетании с белым голубой цвет внушает ощущение холода, стерильности, некоммуникабельности. Ассоциируется с льдом, морем. Цвет верности.

Зеленый: Стабильность, надежность. Воздействует освежающе, успокаивающе либо нейтрально. Ассоциируется с природой и весной. Цвет жизни.

Коричневый: Создает атмосферу уюта и безопасности. Оттенки коричневого воспринимаются как приятные и располагающие к коммуникации. Бежевый цвет воспринимается как претенциозный. Кроме того, это цвет традиции. Также ему приписывают значения «бедность», «лень», «глупость» и «мещанство».

Красный: Активизирует и возбуждает. Теплый цвет, который издавна считается краской страсти, провокации, опасности. Это цвет экстремизма, крайности.

Розовый: Этот цвет гораздо спокойнее, чем красный. С розовым ассоциируются интимность и счастье.

Серый: Достоинство, уверенность. Однако этот цвет может воздействовать депрессивно, внушать мысли о старости. Эмоционально – нейтральный.

Черный: Передает глубину, однако может воздействовать депрессивно, наводить на мысли о болезнях и смерти (траур). Кроме того, ассоциируется с властью.

Белый: Символизирует невинность, божественность, нейтральность, при использовании на большой площади создает ощущение стерильности.

На начальном этапе обучения будущего педагога-дизайнера большое значение имеет сознательность процесса цветовосприятия, которая проявляется в действенном, осмысленном отношении к цвету. В настоящее время изучение цвета в высших учебных заведениях развивается в трех основных направлениях: цветоведение как наука о физике цвета, его систематизация и комбинирование, живопись, изучающая цвет окружающей среды с получением колористических навыков работы на плоскости и объемно-пространственной композиции, где цвету отводится формообразующая роль в проектировании архитектурной среды.

На старших курсах в изучении цветографических декоративных интерпретаций должны активно ставиться задачи, в решении которых должны применяться компьютерные технологии: графические пакеты «Corel Draw», «Photoshop» и др., что даст больший простор для творческой фантазии, оперативное применение самых различных графических фильтров, текстур, обогащение пространственной составляющей цветографической интерпретации натурных объектов.

Свободное владение приёмами изобразительной грамоты с применением новейших технических достижений в сфере компьютерных графических программ обогащает, расширяет и углубляет творческий потенциал при выполнении заданий любого вида, жанра, направления.

Переосмысленный подход к методике преподавания предмета «Живопись» для архитектурных и дизайнерских школ как конечный результат цепочки «от реалистической живописи на выход художественного образа декоративного преобразования и далее в архитектурный и дизайн проект» соответствуют современным требованиям образования. «Каждая эпоха нуждается в собственном осмыслении, в собственном понимании самой себя, в собственных эстетических идеалах. Конечно, в этом могут помочь великие и любимые нами произведения, созданные в прошлом. Но объяснить человека новой эпохи может только свежий и нынешний взгляд. Люди будущего не смогут обойтись без художественного осмысления своей сложной и богатой жизни, без создания своей художественной концепции личности и мира. Искусству будущего предстоит решить и совершенно новую задачу» [5].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бесчастнов Н.П. Живопись [Текст] / Н.П. Бесчастнов, В.Я. Кулаков, И.Н. Стор, Ю.С. Авдеев, Г.М. Гусейнов, В.Б. Дыминский, А.С. Шеболдаев − М., 1993.

2. Борев Ю.Б. Эстетика [Текст] / Ю.Б. Бореев. − М.: Политиздат,1988.

3. Кирцер Ю.М. Рисунок и живопись [Текст]: практическое пособие / Ю.М. Кирцер. − М.: Высшая школа, 1992.

4. Поморов, С.Б. Декоративная живопись и цветографические интерпретации в проектной культуре [Текст] / С.Б. Поморов, С.А. Прохоров, А.В. Шадурин. − Барнаул: АлтГТУ, 2009.

5. Прохоров, С.А. Живопись для архитекторов и дизайнеров [Текст] / С.А. Прохоров, А.В. Шадурин. − Барнаул : АлтГТУ, 2008.

Просмотров работы: 1477