Целевая направленность современного образования связывается с формированием у обучающихся ключевых и профессиональных компетенций выпускника. Обучение, основанное на компетенциях, наиболее эффективно реализуется в форме модульных программ и ориентировано на активность обучающегося, который сам осваивает знания и умения в их целостности, взяв на себя управление собственным обучением. При этом методы оценки направлены на измерение освоенных целостных компетенций, а не отдельных знаний и умений.
По мнению некоторых ученых, изменения в системе оценивания учебных результатов - главное отличие компетентностного подхода от традиционного оценивания результатов обучения. Сущностные отличия заключаются в следующем.
1. Объект оценивания.
В условиях традиционного подхода оцениваются предметные знания и умения, которые являются самодостаточными объектами оценивания.
Компетентностный подход требует оценивания более сложных, «не видимых глазу» результатов-компетенций. Причем знания и умения выступают при этом как показатели компетенций: «смог» или «не смог» студент решить поставленную перед ним задачу.
2.Субъект оценивания.
В традиционном случае субъектом оценивания выступает преподаватель или мастер производственного обучения. В условиях компетентностного подхода субъектом выступает сам учащийся.
Способность человека к самооценке в определенной области - это необходимое условие и признак компетентности в данной области.
Студент, не способный оценить свои знания и умения в той или иной области либо оценивающий их необъективно (завышающий или занижающий оценку), не может считаться компетентным в данной области. Поэтому перед учебным заведением стоит задача: обучить учащихся навыкам коллективной и индивидуальной оценке.
Критерии оценивания.
Традиционное оценивание строится на основе одного из двух подходов: субъективной оценки преподавателем качества ответа или выполненной работы студента либо механической количественной процедуры (например, тесты ЕГЭ), где оценка определяется через количество допущенных ошибок.
В условиях компетентностного подхода эти варианты не годятся. Необходим набор объективных и качественных критериев.
Критерии - это объективные показатели выраженности оцениваемого параметра: знаний, умений, компетенций, которые выделяются путем наблюдения за ходом выполнения задания или путем анализа представленного результата.
Таким образом, оценка при модульном обучении, основанном на компетенциях, предполагает индивидуальный подход к оцениванию подготовленности обучающегося по критериям соответствия задаче модуля и освоенным компетенциям.
В настоящее время в педагогической литературе выделены существенные признаки качественной оценки компетенций.
Во-первых, это обоснованность. Всем лицам, проводящим оценку, необходимо руководствоваться одинаковыми критериями и оценивать только ту деятельность или компетентность, которая является целью обучения.
Во-вторых, доступность и достоверность. Необходимо создать студентам одинаковые условия для оценки (доступ к информационным источникам). Оценивающий должен убедиться, что результат достигнут именно конкретным студентом, который умеет использовать свои знания в определенной ситуации трудовой деятельности.
В-третьих, применимость, когда методы оценки соответствуют имеющимся ресурсам.
В-четвертых, гибкость - оценка проводится тогда, когда учащийся готов продемонстрировать освоенные компетенции.
При выполнении этих условий оценка становится фактором мотивации и поощрения обучающихся за достигнутые результаты.
Анализ методов оценки, используемых при модульном обучении, основанном на компетенциях позволили выделить основные из них:
задания;
экзамен (беседа, собеседование, тестирование, интервью);
сбор образцов деятельности обучающихся, демонстрирующих освоение ими требуемых компетенций;
портфолио практического обучения учащегося;
журналы/дневники обучающихся;
индивидуальные и групповые проекты;
практические задания по демонстрации умений и т. д.
Остановимся более подробно на некоторых из них.
Задание: это упражнение, которое необходимо выполнить по заданным параметрам. Каждое задание содержит условие или описание и время, отводимое на выполнение задания. Задания могут быть устными или представлять собой анализ конкретных ситуаций из практики.
Экзамен: средство оценки способности обучающегося воспроизводить и применять умения, знания и понимание в ситуации ограниченного времени и четко заданных условиях.
Экзамены могут быть практическими, теоретическими, устными, в форме интервью, в форме аудирования, проводится в устной и письменной форме.
Сбор образцов деятельности обучающихся: сбор образцов собственной деятельности обучающимися за определенный период, демонстрирующий освоение ими требуемых компетенций. Образцы создаются в различной обстановке и форме (в трудовой ситуации, на производственном обучении, в домашних условиях, во время ролевой игры) в соответствии с указанием преподавателя или мастера производственного обучения.
Портфолио практического обучения учащегося. Ценность портфолио практического обучения отражается на уровне достижений учащимися и в динамике становления умений, в выявлении сильных и слабых сторон учащегося, в возрастании уровня сложности осваиваемых операций, технологических циклов, трудовых процессов, в спектре планируемых и выполненных упражнений и работ.
Работа выполняется самими учащимися, например, в форме ведения «Листов сопровождения практического обучения». Она формирует необходимые для выпускника качества и умения: самоконтроль, самооценку, рефлексию профессиональной деятельности, критичность мышления, ответственность.
Журналы/ дневники обучающихся. Студенты ведут личные журналы/ дневники/ тетради лабораторных работ, в которых описывают свой личный опыт обучения.
Во время прохождения производственной практики студенты ведут дневник производственного обучения, в котором делают записи выполняемых ими работ, норм времени, овладение определенными умениями и т. д.
Проект: вид самостоятельной творческой работы студента (может быть индивидуальный или групповой, согласно заданию). В процессе проектной работы ответственность за обучение возлагается на самого студента как индивида и как члена проектной группы.
Проекты выполняются по заданию преподавателя или мастера производственного обучения. В задании указывается время выполнения работы. В групповых проектах учитывается и оценивается вклад каждого участника проектной деятельности. Последовательность этапов работы над проектом соответствует этапам продуктивной познавательной деятельности: проблемная ситуация - поиск способов разрешения проблемы - решение.
Практика показывает, что использование в учебной деятельности перечисленных методов и способов оценки повышает эффективность обучения, которое осуществляется более осознанно.
Литература
Буянова Н.В., Михайлов Н.Н. Образовательные технологии в профшколе// Инновации в профессиональной школе. - М.: НИИРПО, 2008.
Маскин В.В., Петренко А.А., Меркулова Т.К. Алгоритм перехода образовательного учреждения к компетентностному подходу: практ. пособие. - М.: АРКТИ, 2008.