СОВРЕМЕННАЯ СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

СОВРЕМЕННАЯ СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА

Кило А.А. 1
1ГАОУ ВПО «Невинномысский государственный
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Процессы модернизации профессионального образования направлены на созидание и развитие социально-экономической и культурной жизни общества. Сегодня назрела необходимость изменений в характере социальных требований к образованию, ориентации на формирование творческой, инициативной, ответственной, способной предпринимать конструктивные и компетентные действия в различных видах жизнедеятельности личности, отличающейся высокой конкурентоспособностью и ролевой мобильностью.

Целевая направленность современного образования связывается с формированием у обучающихся ключевых и профессиональных компетенций выпускника. Обучение, основанное на компетенциях, наиболее эффективно реализуется в форме модульных программ и ориентировано на активность обучающегося, который сам осваивает знания и умения в их целостности, взяв на себя управление собственным обучением. При этом методы оценки направлены на измерение освоенных целостных компетенций, а не отдельных знаний и умений.

По мнению некоторых ученых, изменения в системе оценивания учебных результатов - главное отличие компетентностного подхода от традиционного оценивания результатов обучения. Сущностные отличия заключаются в следующем.

1. Объект оценивания.

В условиях традиционного подхода оцениваются предметные знания и умения, которые являются самодостаточными объектами оценивания.

Компетентностный подход требует оценивания более сложных, «не видимых глазу» результатов-компетенций. Причем знания и умения выступают при этом как показатели компетенций: «смог» или «не смог» студент решить поставленную перед ним задачу.

2.Субъект оценивания.

В традиционном случае субъектом оценивания выступает преподаватель или мастер производственного обучения. В условиях компетентностного подхода субъектом выступает сам учащийся.

Способность человека к самооценке в определенной области - это необходимое условие и признак компетентности в данной области.

Студент, не способный оценить свои знания и умения в той или иной области либо оценивающий их необъективно (завышающий или занижающий оценку), не может считаться компетентным в данной области. Поэтому перед учебным заведением стоит задача: обучить учащихся навыкам коллективной и индивидуальной оценке.

  1. Критерии оценивания.

Традиционное оценивание строится на основе одного из двух подходов: субъективной оценки преподавателем качества ответа или выполненной работы студента либо механической количественной процедуры (например, тесты ЕГЭ), где оценка определяется через количество допущенных ошибок.

В условиях компетентностного подхода эти варианты не годятся. Необходим набор объективных и качественных критериев.

Критерии - это объективные показатели выраженности оцениваемого параметра: знаний, умений, компетенций, которые выделяются путем наблюдения за ходом выполнения задания или путем анализа представленного результата.

Таким образом, оценка при модульном обучении, основанном на компетенциях, предполагает индивидуальный подход к оцениванию подготовленности обучающегося по критериям соответствия задаче модуля и освоенным компетенциям.

В настоящее время в педагогической литературе выделены существенные признаки качественной оценки компетенций.

  • Во-первых, это обоснованность. Всем лицам, проводящим оценку, необходимо руководствоваться одинаковыми критериями и оценивать только ту деятельность или компетентность, которая является целью обучения.

Во-вторых, доступность и достоверность. Необходимо создать студентам одинаковые условия для оценки (доступ к информационным источникам). Оценивающий должен убедиться, что результат достигнут именно конкретным студентом, который умеет использовать свои знания в определенной ситуации трудовой деятельности.

В-третьих, применимость, когда методы оценки соответствуют имеющимся ресурсам.

В-четвертых, гибкость - оценка проводится тогда, когда учащийся готов продемонстрировать освоенные компетенции.

При выполнении этих условий оценка становится фактором мотивации и поощрения обучающихся за достигнутые результаты.

Анализ методов оценки, используемых при модульном обучении, основанном на компетенциях позволили выделить основные из них:

  • задания;

  • экзамен (беседа, собеседование, тестирование, интервью);

  • сбор образцов деятельности обучающихся, демонстрирующих освоение ими требуемых компетенций;

  • портфолио практического обучения учащегося;

  • журналы/дневники обучающихся;

  • индивидуальные и групповые проекты;

  • практические задания по демонстрации умений и т. д.

Остановимся более подробно на некоторых из них.

Задание: это упражнение, которое необходимо выполнить по заданным параметрам. Каждое задание содержит условие или описание и время, отводимое на выполнение задания. Задания могут быть устными или представлять собой анализ конкретных ситуаций из практики.

Экзамен: средство оценки способности обучающегося воспроизводить и применять умения, знания и понимание в ситуации ограниченного времени и четко заданных условиях.

Экзамены могут быть практическими, теоретическими, устными, в форме интервью, в форме аудирования, проводится в устной и письменной форме.

Сбор образцов деятельности обучающихся: сбор образцов собственной деятельности обучающимися за определенный период, демонстрирующий освоение ими требуемых компетенций. Образцы создаются в различной обстановке и форме (в трудовой ситуации, на производственном обучении, в домашних условиях, во время ролевой игры) в соответствии с указанием преподавателя или мастера производственного обучения.

Портфолио практического обучения учащегося. Ценность портфолио практического обучения отражается на уровне достижений учащимися и в динамике становления умений, в выявлении сильных и слабых сторон учащегося, в возрастании уровня сложности осваиваемых операций, технологических циклов, трудовых процессов, в спектре планируемых и выполненных упражнений и работ.

Работа выполняется самими учащимися, например, в форме ведения «Листов сопровождения практического обучения». Она формирует необходимые для выпускника качества и умения: самоконтроль, самооценку, рефлексию профессиональной деятельности, критичность мышления, ответственность.

Журналы/ дневники обучающихся. Студенты ведут личные журналы/ дневники/ тетради лабораторных работ, в которых описывают свой личный опыт обучения.

Во время прохождения производственной практики студенты ведут дневник производственного обучения, в котором делают записи выполняемых ими работ, норм времени, овладение определенными умениями и т. д.

Проект: вид самостоятельной творческой работы студента (может быть индивидуальный или групповой, согласно заданию). В процессе проектной работы ответственность за обучение возлагается на самого студента как индивида и как члена проектной группы.

Проекты выполняются по заданию преподавателя или мастера производственного обучения. В задании указывается время выполнения работы. В групповых проектах учитывается и оценивается вклад каждого участника проектной деятельности. Последовательность этапов работы над проектом соответствует этапам продуктивной познавательной деятельности: проблемная ситуация - поиск способов разрешения проблемы - решение.

Практика показывает, что использование в учебной деятельности перечисленных методов и способов оценки повышает эффективность обучения, которое осуществляется более осознанно.

Литература

  1. Буянова Н.В., Михайлов Н.Н. Образовательные технологии в профшколе// Инновации в профессиональной школе. - М.: НИИРПО, 2008.

  2. Маскин В.В., Петренко А.А., Меркулова Т.К. Алгоритм перехода образовательного учреждения к компетентностному подходу: практ. пособие. - М.: АРКТИ, 2008.

Просмотров работы: 5588