В данной статье предлагается рассмотреть образовательный процесс, как управленческий процесс, где педагог, выходя в аудиторию, представляет собой менеджера образования, предоставляя возможность учащимся равноправного взаимодействия с педагогом в решении проблем их жизнедеятельности в группе.
В современных условиях наиболее важной целью образования является обеспечение усвоения и переработки непрерывно растущего объема информации. В связи с этим преподавателю необходимо грамотно управлять учебной информацией, сокращать время, необходимое для обучения так и повышать качество полученного знания. Успешное решение педагогических задач невозможно без рассмотрения управление учебой информацией с точки зрения менеджмента. В менеджменте управления учебной информацией можно выделить как общие, так и специфические функции, а также функции управленческого цикла. К общим функциям стоит отнести: организацию, мотивацию и контроль, планирование. К специфическим:
– накопление информации;
– извлечение знаний;
– выработка структуры представления информации;
– корректировка знаний.
Функции управленческого цикла направлены на развитие отклика, реакции обучаемых, сменяя друг друга, образуется цепочка: цель —> план —> деятельность —> реальный результат —> рефлексия.
Взаимосвязь функций управленческого цикла представлена на рис 1.
Рисунок 1.Взаимосвязь функций управленческого цикла
Рассмотрим каждую из них.
Информационно-аналитическая функция позволяет деятельности проанализировать результаты учебной деятельности, фактическое состояние дел и обосновать целесообразность и эффективность используемых приемов, методов менеджмента учебной информации.
Мотивационная функция – позволяет обучаемым осмыслить цели и пути их достижений.
Планово-прогностическая функция - направлена на разработку и реализацию конкретной программы, государственных образовательных стандартов.
Организационно-исполнительская функция организует деятельность педагога и
обучаемого в группе, распределяет полномочия и закрепляет за ними функции их совместной деятельности.
Контрольно-диагностическая функция. Целью контрольно-диагностической функции является с выявление, оценка и анализ течения учебного процесса нас его продуктивность.
Регулятивно-коррекционная функция управления, если она конкретно связана с учебной и воспитательной деятельностью на занятии, более по плечу педагогу, так как именно он больше других членов педагогического коллектива наблюдает, оценивает результаты образовательного процесса. Он видит в работе обучаемых успехи и трудности,
отслеживая, фиксируя их, анализируя и вскрывая причины, продумывает оперативные меры педагогической помощи и поддержки для регулирования сложившихся в процессе обучения ситуаций, то есть является менеджером учебной информации.
Таким образом, преподаватель и обучающийся являются ключевыми фигурами в вузе. Преподаватель - это носитель учебной информации и технологии обучения, а также является работником вуза. Все изложенное выше должны понимать вузовские руководители, задача вуза состоит в создании рабочей среды, которая бы обучала и поддерживала преподавателя как менеджера и способствовала мотивации для улучшения качества работы.