РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В УСТАНОВЛЕНИИ СПРАВЕДЛИВЫХ ЦЕН - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В УСТАНОВЛЕНИИ СПРАВЕДЛИВЫХ ЦЕН

Гниломёдова Е.В. 1
1Санкт-Петербургский Государственный Инженерно-Экономический Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В современной смешанной экономике одной из главных проблем, требующих государственного вмешательства, является неравномерное распределение доходов. Её решение предполагает вторичное, нерыночное перераспределение национального дохода через государственный бюджет посредством трансфертных платежей. В данном случае справедливое распределение экономических благ опирается на концепцию общественного благосостояния.

Опыт экономически развитых стран показывает, что экономическая политика государства, направленная на повышение благосостояния людей, может опираться также на концепцию справедливой цены.

Проблема справедливости в установлении цен впервые была затронута ещё в четвёртом веке до нашей эры великим древнегреческим философом Аристотелем. В основе изучения цены у него – определение критерия справедливости обмена. Обмен, по его мнению, может происходить только в случае, если участвующие в нём стороны связаны взаимной потребностью и пропорции обмениваемых товаров отражают объём выполненных каждой стороной работ. И только в случае, если по результатам обмена обе стороны готовы продолжать поддерживать друг с другом деловые отношения, осуществлённая сделка считалась справедливой.

Справедливая цена, по Аристотелю, призвана обеспечить безубыточность обмена: когда «у каждого его доля, и никто не терпит убытка и не наживается при обмене» [3, с.58].

Дальнейшее развитие теория справедливой стоимости получила только через семнадцать столетий. В тринадцатом веке понятие «справедливой цены», призванное нейтрализовать обман, монополию и иные рыночные манипуляции, вновь появляется уже в учении схоластов.

Под справедливой ценой в данный период времени понимается рыночная цена, складывающаяся при нормальных условиях производства, то есть независимо от «случайного волеизъявления участвующих в торговой сделке контрагентов – покупателя и продавца» [3, с.58].

Развитие данной идеи приводит к тому, что к концу пятнадцатого века под «справедливой ценой» понимается уже не только типичная рыночная цена, но и такая цена, которая была назначена «при участии облечённых доверием людей, определивших её в соответствии с принципом всеобщей справедливости» [4].

Но после этого о справедливой цене вновь забыли на столетия, вплоть до середины XX века, когда в процессе развития международных торговых отношений стала очевидной необходимость учёта в процессе товарообмена интересов не только производителей, но и потребителей продукции.

В 1974 году Генеральная Ассамблея ООН приняла Хартию экономических прав и обязанностей государств, которая в числе прочего устанавливала ответственность всех государств за содействие регулярному потоку и доступу ко всем реализуемым коммерческим товарам по устойчивым, выгодным и справедливым ценам, способствуя, таким образом, применению принципов справедливости на уровне мировой экономики.

Воздействие государства на процессы ценообразования стало одним из важных и систематически применяемых методов экономической политики развитых стран и на национальном уровне.

Существующая система государственного регулирования цен воздействует на стоимостные пропорции и распределение национального дохода между отдельными отраслями и категориями населения страны. Роль этой формы регулирования особенно резко усилилась в последние десятилетия в связи с ростом инфляции. Ценовая политика становится одной из самых важных сфер экономической деятельности государства.

Цели государственного регулирования заключаются в том, чтобы не допустить инфляционного роста цен в результате возникновения устойчивого дефицита, резкого роста цен на эксплуатируемое сырьё и топливо, монополизма производителей, в том, чтобы создать нормальную конкуренцию, способствующую внедрению в производство достижений научно-технического прогресса. Важной задачей при этом является достижение определённых социальных результатов, в частности, поддержание достойного прожиточного минимума, предоставление людям возможности приобретать в достаточном количестве товары первой необходимости.

Различают прямые и косвенные методы воздействия государства на установление цен производителями товаров. Прямые методы регулирования реализуются путём установления определённых правил ценообразования на законодательном уровне, которые учитываются товаропроизводителями при самостоятельном установлении цен на продукцию. Косвенные меры применяются с использованием таких экономических инструментов, как финансово-кредитный механизм, оплата труда, налогообложение и другие.

К основным формам государственного регулирования цен, применяемым в последние годы в России, относятся : дотации, установление предельных норм рентабельности для отдельных отраслей (предприятий), установление твёрдых торговых наценок, надбавок к отпускным ценам, фиксированных или предельных цен, коэффициентов повышения цен, налоговые и иные льготы, декларирование повышения свободных цен, а также разработка рекомендаций по применению единой номенклатуры издержек производства и обращения.

Таким образом, в наши дни предприятия при разработке стратегии ценообразования должны учитывать эффект от справедливой цены, который заключается в том, что покупатель тем более чувствителен к цене, чем существеннее её величина выходит за пределы диапазона, в котором он (потребитель) считает цены «справедливыми» и «обоснованными».

В связи с этим на современном этапе активное развитие постепенно приобретает экономическая концепция справедливой цены, предполагающая, что в цену продукции должны быть включены только экономически обоснованные издержки, а доля прибыли не должна превышать среднерыночную.

Данная концепция лежит в основе Международных стандартов финансовой отчётности (МСФО), которые определяют справедливую стоимость как цену, которая была бы получена при продаже актива или уплачена при передаче обязательства в рамках обычной сделки, осуществляемой на организованном рынке, между участниками рынка на дату оценки, или цену выхода [1].

Согласно концепции справедливой стоимости при оценке предполагается, что сделка по передаче обязательства или продаже актива происходит на основном или, в случае его отсутствия, наиболее благоприятном (выгодном) для компании рынке. В рамках МСФО под основным понимается рынок с наибольшим объёмом и уровнем активности для данного актива или обязательства. Наиболее благоприятным для компании является рынок, на котором возможны получение максимальной суммы в случае продажи актива либо уплата минимальной суммы в случае передачи обязательства, после вычета затрат по сделке и затрат на транспортировку.

Таким образом, справедливая стоимость определяется как цена, которая может быть получена при продаже актива или уплачена при передаче обязательства при проведении операции на добровольных началах на основном или наиболее выгодном рынке на дату оценки в текущих рыночных условиях независимо от того, является ли такая цена непосредственно наблюдаемой или рассчитывается с использованием другого метода оценки [1]. (нужна редакция)

В рамках МСФО данная цена несомненно является только оценочной категорией, применяемой в учётной системе компаний. Однако это вовсе не означает, что подобный подход не имеет права на применение при разработке системы ценообразования, которая будет учитывать особенности деятельности предприятий, рынков, на которых они функционируют, и другие факторы. В данном случае цена продукции будет включать экономически обоснованные издержки предприятия, а получаемая прибыль, не будет превышать среднерыночную. Следовательно, такой уровень цен будет обеспечивать предприятиям необходимый для продолжения их деятельности уровень доходности, не обостряя при этом проблему социального неравенства населения. В этом случае справедливую цену можно будет определить как цену, не приводящую к увеличению неравенства не только в доходах предпринимателей, но и населения.

Литература

  1. Международный стандарт финансовой отчётности МСФО (IFRS) 13 «Оценка справедливой стоимости» (введен в действие для применения на территории Российской Федерации приказом Минфина России от 18.07.2012 № 106н; официально опубликован 27.08.2012)// URL: http://www1.minfin.ru/ru/accounting/mej_standart_fo/docs/

  2. Хартия экономических прав и обязанностей государств: Резолюция 3281 (XXIX) Генеральной Ассамблеи ООН от 12.12.1974 г.// URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/rights_and_duties.shtml

  3. История экономических учений/ Под ред. В.Автономова, О.Ананьина, Н. Макашевой. — М.: ИНФРА-М, 2007. - 784 с.

  4. Нуреев Р.М. История экономических учений// URL: http://rudocs.exdat.com/docs/index-499666.html

  5. Салимжанов И.К. Цены и ценообразование// URL: http://www.bibliotekar.ru/cena-cenoobrazovanie-2/index.htm

  6. Установление справедливых цен посредством реформ в развивающихся странах// URL: http://siteresources.worldbank.org/INTWDR2008/Resources/

Просмотров работы: 2305