Для правильной организации управленческого учета затрат, производства и расходов большое значение имеет их экономически обоснованная классификация по определенным признакам, которая позволяет не только планировать и отражать затраты в учетной системе, но анализировать, выявлять определенные соотношения между отдельными видами затрат и исчислять степень их влияния на уровень себестоимости продукции, работ, услуг и рентабельности их производства.
Объектом исследования является общество с ограниченной ответственностью «Уралвнешторг» – производитель оконной продукции (профиль из ПВХ, стеклопакеты, окна и двери из ПВХ, элементы наружного обрамления оконных проёмов, жалюзи горизонтальные и вертикальные.
Показатели ООО «Уралвнешторг» в разрезе видов деятельности приведены в таблице 1.
Таблица 1– Виды деятельности ООО «Уралвнешторг» (2009-2012 годы)
Наименование продукции |
Значение показателя |
Отклонение данных 2011 г. от 2009 г. |
Темп изменения % |
||
2009 |
2010 |
2011 |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Производство и реализация окон и дверей из ПВХ, тыс. рублей |
16 500,00 |
15 000,00 |
18 000,00 |
+1 500,00 |
9,09 |
Монтаж окон и дверей из ПВХ, тыс. рублей |
1 950,00 |
1 800,00 |
2 250,00 |
+225,00 |
17,65 |
Отделочные работы, изоляционные работы, тыс. рублей |
1 200,00 |
1 275,00 |
1 500,00 |
+300,00 |
25,00 |
Оказание транспортных услуг, тыс. рублей |
450,00 |
480,00 |
525,00 |
+75,00 |
16,67 |
Итого: |
20 100,00 |
18 555,00 |
22 275,00 |
+2 175,00 |
10,82 |
В 2011 году общий объем продукции собственного производства, выполненных работ, оказанных услуг увеличился на 2 млн. 200 тыс. рублей и составил 22 млн. 950 тыс. рублей. Заметим, что в 2010 году он составлял 18 млн. 975 тыс. рублей, в 2009 году был на уровне 20 млн. 750 тыс. рублей.
Наибольший объем продукции (18 млн. рублей) приходится на производство и реализацию окон и дверей из ПВХ, наименьший объем (1 млн. 200 тыс. рублей) занимает оказание транспортных услуг потребителям.
Удельный вес отдельных работ в общем объеме выпускаемой продукции занимают окна и двери из ПВХ – 37 %, профили – 25 %, стеклопакеты – 19 %, элементы наружного обрамления оконного проема – 12%, жалюзи – 7 %.
Графически приведенные данные по различным видам выпущенной продукции, работам, услугам в общем объеме производства представлены на рисунке 1.
Рисунок 1 – Доля выпущенной продукции в общем объеме производства
Несмотря на возрастающую конкуренцию со стороны отечественных и иностранных производителей, оконная продукция ООО «Уралвнешторг» пользуется покупательским спросом. Окна и двери из ПВХ привлекательны для потребителей, благодаря своим качественным характеристикам (теплоизоляции, звукоизоляции, воздухопроницаемости, долговечности, комфорту и разнообразию конструктивных возможностей). Оконная продукция приобретается различными производственными и непроизводственными организациями, частными лицами.
В 2011 году общий объем продукции увеличился на 129,2 тонны и составил 1 069,2 тонны. Для сравнения в 2010 году он составлял 965 тонн, в 2009 году объем продукции составлял 940 тонн (таблица 2).
Таблица 2 – Выпущенная продукция ООО «Уралвнешторг» по видам
(2009 - 2011 годы)
Наименование продукции |
Значение показателя |
Отклонение 2011 от 2009 (+, -) |
Изменение % |
||
2009 |
2010 |
2011 |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Окна и двери из ПВХ, тонн |
320 |
350 |
396 |
+76 |
23,75 |
Профили из ПВХ, тонн |
260 |
250 |
264 |
+4 |
1,54 |
Стеклопакеты, тонн |
165 |
170 |
198 |
+33 |
20,0 |
Элементы наружного обрамления оконных проёмов, тонн |
125 |
130 |
132 |
+7 |
5,6 |
Жалюзи, тонн |
70 |
65 |
79,2 |
+9,2 |
13,14 |
Итого: |
940 |
965 |
1 069,2 |
+129,2 |
13,74 |
Динамика выпущенной продукции ООО «Уралвнешторг» за трехлетний период (по видам) приведена на рисунке 2.
Рисунок 2 – Динамика выпущенной продукции по видам
Основными конкурентами ООО «Уралвнешторг» на российском рынке по производству оконной продукции являются организации: ООО «Евроокно», ООО «Макси-пласт», ООО «Стеклостиль» (таблица 3). В 2011 году наибольший объем выпущенной оконной продукции (1 800 тонн) приходится на долю ООО «Стеклостиль», наименьший объем (1 069,20 тонн) имеет ООО «Уралвнешторг».
Таблица 3 – Конкурентная среда ООО «Уралвнешторг», тонн
Наименование конкурентов |
Окна и двери из ПВХ |
Профили из ПВХ |
Стекло-пакеты |
Элементы наружного обрамления оконных проёмов |
Жалюзи |
Всего годовой объем |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
ООО «Уралвнешторг» |
396 |
264 |
198 |
132 |
79,2 |
1 069,2 |
ООО «Евроокно» |
450 |
300 |
290 |
270 |
200 |
1 510 |
ООО «Макси-пласт» |
400 |
350 |
300 |
200 |
100 |
1 350 |
ООО «Стеклостиль» |
500 |
390 |
360 |
300 |
250 |
1 800 |
Итого: |
1 746 |
1 304 |
1 148 |
902 |
629,2 |
5 729,2 |
В результате анализа производственного потенциала выявлено (таблица 4), что стоимость основных производственных фондов ООО «Уралвнешторг» в 2011 году увеличилась на 74,5 % и составила 20 млн. 538 тыс. рублей (в 2010 году она составляла 14 млн. 111 тыс. рублей, в 2009 году – 11 млн. 769 тыс. рублей).
Рост себестоимости продукции в 2011 году на 43,4 % объясняется ростом затрат на производство ООО «Уралвнешторг» на 34 млн. 283 тыс. рублей.
Таблица 4 –Показатели производственного потенциала ООО «Уралвнешторг»
Показатели |
Годы |
Отклонение 2011 от 2009 (+, -) |
Изменение (%) |
||
2009 |
2010 |
2011 |
|||
Стоимость основных производственных фондов, тыс. рублей |
11 769 |
14 111 |
20 538 |
+8 769 |
74,5 |
Среднегодовая численность рабочих, человек |
40 |
42 |
45 |
+3 |
12,5 |
Фонд оплаты труда, тыс. руб. |
7 200 |
7 560 |
9 000 |
+1 800 |
25,0 |
Материальные затраты, тыс. рублей |
4 900 |
4 500 |
4 700 |
-200 |
-2,0 |
Себестоимость продукции, тыс. руб. |
23 909 |
26 213 |
34 283 |
+10 474 |
43,4 |
В связи с увеличением объема выручка от продаж в 2011 году возросла на 13,3 % (45 млн. 348 тыс. рублей). Чистая прибыль от продаж в 2011 году увеличилась в 8,6 раза (6 млн. 448 тыс. рублей). Отметим, что в 2010 году чистая прибыль от продаж составила – 604 тыс. рублей, в 2009 – 750 тыс. рублей (таблица 5).
Таблица 5 – Показатели эффективности хозяйственной деятельности
ООО «Уралвнешторг»
Показатели |
Значение показателя |
Отклонение 2011 от 2009 (+, -) |
Изменение (%) |
||
2009 |
2010 |
2011 |
|||
Выручка от продаж, тыс. рублей |
40 015 |
43 024 |
45 348 |
+5 333 |
13,3 |
Чистая прибыль, тыс. рублей |
750 |
604 |
6 448 |
+5 698 |
759,7 |
Рентабельность активов, рублей |
3,42 |
2,17 |
14,14 |
+10,72 |
313,5 |
Рентабельность продаж, рублей |
1,85 |
1,33 |
18,77 |
+16,92 |
914,59 |
Рентабельность капитала, рублей |
7,14 |
5,44 |
36,73 |
+29,59 |
514,43 |
По результатам проведенного анализа разработаны рекомендации, направленные на повышение эффективности деятельности ООО «Уралвнешторг»:
во-первых, увеличение объемов производства за счет более полного использования производственных мощностей;
во-вторых, сокращение затрат за счет повышения уровня производительности труда, экономного использования сырья и материалов, электроэнергии, топлива, оборудования, сокращения непроизводительных расходов, производственного брака;
в-третьих, разработка мероприятий по снижению материальных затрат за счет новых видов сырья, материалов;
в-четвертых, повышение квалификационного уровня работников;
в-пятых формирование и реализация эффективной системы материального стимулирования персонала.
Список литературы
1. Бабаев Ю.А. Учет затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции (работ, услуг). – М.: Вузовский учебник, 2009.–169 с.
2. Вахрушина М.А. Бухгалтерский управленческий учет. – Москва: Омега-Л, 2010. – 570 с.
3. Кондраков Н.П. Бухгалтерский (финансовый, управленческий) учет. Москва: Финансы и статистика, 2011 – 504 с.
4. Палий В.Ф. Организация управленческого учета. – М.: Бератор - Пресс, 2010. – 279 с.
5. Шеремет А.Д. Управленческий учет: учебное пособие – М.: Инфра-М, 2011. – 352 с.