ОТНОШЕНИЕ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ К ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ОТНОШЕНИЕ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ К ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ

Фирсина П.С. 1
1Институт физической культуры и спорта СГУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Сложная социально-демографическая ситуация, состояние здоровья, низкий уровень физической подготовленности, рост преступности и наркомании, девальвация духовно-нравственных ценностей в условиях современной России делают крайне актуальной проблему физического, психического и духовно-нравственного здоровья детей и молодежи.

Актуальность данного исследования обусловлена сложившимся положением в регионе, а именно:

- снижением состояния здоровья и низким уровнем физической подготовленности детей и молодежи;

- недостаточной эффективностью региональной системы организация физкультурного воспитания в досуговой деятельности детей и молодежи;

- неполным нормативно-правовым обеспечением региональной системы организация физического воспитания в досуговой деятельности детей и молодежи и другими обстоятельствами.

Главная цель исследования – получить социологическую информацию об отношении детей и молодежи к физическому воспитанию в системе досуга, изучить ее роль и выявить предпочтения детей и молодежи в организации физического воспитание.

С этой главной целью связан ряд более частных задач, в ходе решения которых предполагается:

- изучить отношение учащейся молодежи к физкультурной двигательной деятельности;

- изучить показатели физического воспитаниядетей и молодежи;

- изучить показатели факторов, препятствующих занятиям физическим воспитанием в системе досуга;

- изучить предпочтения детей и молодежи в выборе видов и форм физкультурно-оздоровительнойдеятельности;

- изучить показатели самооценки состояния здоровья школьников, студентов;

- определить место здоровья в системе ценностных ориентаций детей и молодежи;

- определить интерес к физкультурной двигательной деятельности, детей и молодежи, выявить мотивационную готовность индивида к такому роду активности.

Объектом исследования является социологическая информация, полученная от школьников, МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 8», МАОУ «Лицей № 36» г. Саратова, МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 13» г. Пугачева, МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1» г. Хвалынска, студентов Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского: Институт физической культуры и спорта, Российский государственный торгово-экономический университет Саратовский институт (филиал), Балашовский институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского».

Предметом исследования является оценка значимости и степень актуализации физического воспитания в досуговой деятельности детей и молодежи.

В ходе исследования предполагается проверить следующие основные гипотезы.

В ходе исследования предполагается проверить следующие основные гипотезы.

1. Физическое воспитания привлекает детей и молодежь, прежде всего как форма оздоровительного досуга.

2. Физкультурная двигательная деятельность детей и молодежи представляет собой деятельный отдых, в свободное время способствующий гармоничному развитию личности с помощью средств физического воспитания.

3. Физкультурная двигательная деятельность направлена не только для формирования и развития физических, но также психических, эстетических, нравственных и качеств учащейся молодежи, но также для отдыха, развлечения, общения и т.д.

4. Примерно половина детей и молодежи не считают нужным придерживаться здорового образа жизни.

Методическая часть программы

В качестве основного метода эмпирического исследования использовался метод опроса – анкетирование.

В связи с большим объемом генеральной совокупности и имеющимися статистическими данными была использована вероятностная квотная модель выборки. Объем генеральной совокупности составил N = 1800 человек, объем выборки n = 180. Данная выборочная совокупность обеспечивает репрезентативность результатов исследования.

Количество подлежащих опросу респондентов распределились по следующим признакам:

1. МОУ Средняя общеобразовательная школа, лицей.

2. Профиль вуза: экономический, юридический, физкультурный, гуманитарный.

3. Пол: мужской, женский.

4. Школьники 10-11 классах.

5. Курс обучения: младшие (1–й, 2–й), старшие (3–, 4–, 5–й).

Методы исследования для сбора социологической информации применялись следующие:

1. Сравнительный анализ полученных данных с данными статистики, опубликованными результатами других всероссийских и региональных социологических исследований.

2. Проведение экспертного опроса преподавателей методом формализованного интервью.

3. Проведение пилотажного исследования на 1% выборочной совокупности.

4. Массовое раздаточное анкетирование студентов и школьников.

Предполагается обработка и анализ полученных при опросе данных с помощью компьютерной технологии, программного пакета SPSS-19, которая позволит провести статистический расчет средних показателей, дисперсии, стандартного отклонения, осуществить корреляционный, дисперсионный, регрессионный анализ полученных данных, а также применить кластерный и графический методы анализа.

Данные социологического анализа отношения детей и молодежи к занятиям физкультурой в системе досуговой деятельности показали, что:

  1. Физическая культура и спорт не занимает ведущего места в образе жизни учащейся молодежи. Лишь 32 % мужчин и 26 % женщин он интересует очень сильно. Большинство мужчин (68 %) и абсолютное большинство женщин (74 %) физическую культуру и спорт ин­тересует лишь в некоторой степени.

  2. Около 58 % студентов не очень высоко оценивают по­лезность и эффективность занятий физическими упражнениями, 28 % имеют сомнение в том, что регулярные занятия физическими упражнениями могут помочь в укреплении здоровья.

  3. "Улучшить свое телосложение", "сохранить и укрепить здоровье", "развивать силу, бы­строту, ловкость и другие физические качества" наблюдается абсолютное или подавляющее преимущество ответов с совокуп­ностью признаков "полностью или, пожалуй, согласны" (более 86 % ответов).

  4. Описание место физического воспитания в жизни учащейся молодежи у подавля­ющего большинства выявила редкое посещаемость занятий ( 36 %). При этом у женщин (43%) этот показатель выше чем у мужчин (29 %). При этом причины неудовлетворения занятий недостаточное количество спортивных залов ( 57 %) и состояние помещений ( 43 %)

5. Большинство учащейся молодежи считают, что физкультурные занятия необходимы во внеурочное время в школе, вузе ( 92 %). Из них в первую очередь были выбраны ответы: Укрепить свое здоровье, стать более физически совершенным ( 28 %), отдохнуть и развлечься ( 16 %), в какой-то мере потренироваться в определенном виде спорта для достижения более высоких спортивных результатов ( 14 %), побыть вместе со своими друзьями, пообщаться с ними( 12 %), развить силу, ловкость, выносливость, другие физические качества ( 11 %), побыть на природе, испытать удовольствие от общения с ней (10 %), улучшить пропорции своего телосложения (9 %), получить от преподавателя более полную информацию об физкультурной оздоровительной деятельности.

6. Средняя продолжительность физкультурного занятия у мальчиков (мужчин) 30-45 минут ( 75 %), у девочек (женщин) около 1 часа ( 82 %). Большинство из которых (47 %) посещают занятия по месту учебы. Из них мужчин (46 %), а женщин ( 48%). Чаще всего 3 раза в неделю посещают занятия (54%) молодежи. Из них (52 %) –мужчин, ( 56 %) – женщин. Основной причиной не посещения физкультурных занятий у (39%) молодежи – не хватает времени, усталость лень, нежелание заниматься. Среди женщин – ( 41 %), у мужчин ( 37 %).

7. Удовлетворения детей и молодежи физкультурными занятиями в школе, вузе полностью не удовлетворяет (38 %), скорее не удовлетворяют, чем удовлетворяют (25%), скорее удовлетворяют, чем нет (10 %), полностью удовлетворяют (23 %), затрудняются ответить (4 %).

8. Наименее заметными в свободном времени студентов ока­зались; у мужчин – общественная работа – 12%, физическая рабо­та (в саду, гараже и т.д.) – 12%, танцы– – 10%, "сидячие игры (домино, карты и т.п.) – 10%, посещение театров (музеев) – художественная самодеятельность – 4%. Для женщин наиболее редкими являются: посещение театров – 12%, физическая работа – 10%, посещение спортивных зрелищ – 6%, "сидячие" игры – 4%, художественная самодеятельность – 4%, общественная работа– 1%.

На основании изучения ценностных ориентация студентов могут быть сделаны следующие выводы:

• досуг учащейся молодежи носит выраженный гиподинамический характер. В досуге отдается предпочтение потреблению массовых форм культуры в сравнении с индивидуальной творческой деятельностью. Отмечено быстрое влияние улучшенных технизированных форм досуга (видеопрограммы, видеофильмы);

• виды деятельности в свободное время, система ценностей и планы на будущее у студентов носят многовариантный характер. Физические упражнения, активный досуг, развлечения занимают среди этих вариантов заметное место;

• большинство человеческих ценностей остаются понятными и близкими для студентов (способность видеть и понимать красоту, честность, благородство, доброта, интеллект, здоровье и т.д.). Противоречивое отношение к общественной активности у студентов связано, скорее, с навязываемыми формами вовлечения в нее, чем с сущностью этой ценности самой по себе;

• выделен комплекс планов на будущее у молодежи, включающий, по крайней мере, в вербальном отношении, целесообразное сочетание достижений в учебе, поддержания здоровья и занятий физическими упражнениями (спортом);

• в досуге, ценностях, планах имеются существенные отличия между мужчинами и женщинами в молодежной среде. Эти отличия должны приниматься во внимание в учебном процессе и воспитании учащейся молодежи.

Просмотров работы: 2509