ИНДИКАТОРЫ ДОСТУПНОСТИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ИНДИКАТОРЫ ДОСТУПНОСТИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Кузнецова Н.С. 1
1Санкт-Петербургский Государственный Инженерно-Экономический Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В обществе, основанном на демократических принципах, все, кто стремится получить высшее образование, должны иметь равные шансы реализовать свой потенциал. Изменения на рынке образовательных услуг привели к усложнению процесса перехода от школьного образования к высшему. В результате на сегодняшний день невозможно говорить о доступности высшего образования как о какой-то единой характеристике. Индикаторами доступности выступают разнообразные потенциальные и реальные возможности реализации отдельных поведенческих практик (профессионального самоопределения, выбора вуза, подготовки, поступления и пр.).

Проблематика доступности высшего образования должна анализироваться во многих измерениях, но в рамках данной статьи мы будем рассматривать только экономические аспекты. Наиболее актуален анализ возможностей получения высшего образования за счет экономической модернизации системы высшего образования, и прежде всего введения платных форм обучения.

В нашей стране престиж высшего образования очень высок во всех социальных группах. Результаты исследования, проведенного в нескольких областях и республиках, показывают, что в среднем 77% опрошенных выпускников школ намерены поступать в вузы, 22% планируют учиться в училищах и техникумах. Меньше 1% считают для себя достаточным среднее образование или получение специальности на краткосрочных курсах (водителя, парикмахера, секретаря и т.п.). Мнения о необходимости получения высшего образования детей и родителей совпадают; 75% родителей полагают, что их детям следует получить высшее образование [1].

Экономическая доступность высшего образования для семей определяется двумя показателями: возможностью обучения на платной основе и возможностью использования различных форм подготовки к поступлению. В целом по выборке для 49% семей платное образование вообще неприемлемо, 42% допускают обучение на коммерческой основе, причем 88% из них отдают предпочтение государственным учебным заведениям. Готовность дать ребенку образование на платной основе высока не только в областных, но и в районных центрах (38%) и деревнях (33%). Жители районных центров и деревень планируют финансировать обучение детей в вузе не из текущих доходов (большинство этих семей принадлежат к низкодоходным группам), а за счет продажи домашнего скота и другой сельскохозяйственной продукции.

Однако влияние материального фактора не всегда однозначно. Не в меньшей степени на доступность высшего образования для детей влияет социальный статус их родителей: род деятельности, сфера занятости, образование. Часть семей с низким доходом мобилизуют все возможные социальные ресурсы (родственные, соседские) для поступления ребенка в вуз. А в группу уязвимых могут попасть даже и способные выпускники школ, если им приходится конкурировать при поступлении в вуз с теми, за кем не только деньги, но и связи.

Что касается родительских оценок экономической доступности отдельных форм подготовки к поступлению в вузы, то легкодоступными для большинства являются лишь факультативные занятия в школе. Однако для 10% семей их материальное положение не позволяет воспользоваться даже и этой формой подготовки. Следующая по доступности форма подготовки – индивидуальные занятия со школьными учителями. Ее может разрешить себе каждая третья из опрошенных семей. Самые распространенные формы подготовки – очные курсы и репетиторство – оказались наименее доступными с экономической точки зрения. Так, услуги репетиторов не в состоянии оплатить 38% семей, а занятия на очных курсах – 25%.

Индикатором экономической доступности образования может служить доля затрат на подготовку в структуре семейного бюджета. Полученные результаты показывают, что лишь 18% семей ничего не тратят на дополнительную подготовку, а у 19% семей эти затраты составляют незначительную часть общих расходов. Для половины семей школьников подготовка к поступлению требует большого финансового напряжения, при этом 13% приходится брать деньги в долг или продавать что-либо из ценных вещей. По доле затрат на образование особо выделяются сельские жители. Большинство из них во время учебного года на дополнительную подготовку либо не тратят ничего, либо расходуют незначительную часть семейного бюджета. Однако деньги откладываются на период вступительных экзаменов, для оплаты краткосрочных подготовительных курсов, транспорта и проживания в городе, а также для взяток членам приемной комиссии.

Влияет ли уровень обеспеченности семьи на поступление детей в вузы? Результаты другого исследования показывают, что в низкодоходных семьях шансы доступа к высшему образованию сокращаются вдвое, а в семьях с высокими доходами вырастают более чем в три раза. Тем не менее, вряд ли возможно говорить о наличии порога доступности высшего образования, определяемого уровнем дохода, так как более 30% представителей низкодоходных семей получают высшее образование [2].

В целом приведенные данные свидетельствуют, что респонденты, получающие или получившие высшее образование, в большинстве принадлежат к семьям с более высоким уровнем жизни. Вместе с тем относительно низкий достаток при существующей на сегодня системе предоставления высшего образования не является преградой для получения детьми вузовского диплома. Несмотря на необходимость в той или иной форме инвестировать в подготовку детей к поступлению в вуз и упущенные заработки в случае выбора дневной формы обучения, часть малообеспеченных семей идет на эти издержки ради образования детей.

Более уязвимую категорию в отношении получения высшего образования составляют дети из обычных школ (или правильнее сказать - слабых школ), не обучающиеся в профильных классах. Эта проблема относительно легко решается лишь теми, у кого достаточно средств, чтобы оплатить услуги репетитора и в короткие сроки подготовить ребенка к поступлению. В остальных же случаях дети из обычных школ оказываются в заведомо худшем положении с точки зрения доступности высшего образования в сравнении с учениками профильных классов.

Государство должно поддерживать социальноуязвимые группы школьников для расширения их возможности поступления в высшие учебные заведения. В отношении них должна действовать определенная система мер еще во время обучения в школе:

  •  
    • школьные стипендии для талантливых детей;

    • организация выездных курсов, консультаций на местах и т.п.;

    • методическая помощь школам со стороны вузов.

Помимо традиционных стипендий и грантов необходимо более интенсивно внедрять такой экономический инструмент поддержки студентов как предоставление кредитов на получение высшего образования.

Задачи развития государственного кредита в целях повышения доступности высшего образования были определены в Концепции модернизации российского образования на период 2010г. Однако жесткие условия кредитования: высокие ставки по кредитам, незначительные сроки кредитования неприемлемы для большинства российских семей. Банки неохотно выдают образовательные кредиты по причине высокого риска для себя, дело в том, что кредит на образование берут, как правило, люди, не имеющие стабильного дохода. Именно высокие риски для банков ранее объясняли достаточно высокие процентные ставки по образовательным кредитам. Неудобства для заёмщиков представляли также и такие требования банков, как высокая официальная зарплата заёмщика (или наличие поручителей с высоким уровнем дохода), имущественное обеспечение и предоставление справок с места учебы. Если учесть, что кредит на образование ранее выдавался при всём при этом не на всю стоимость обучения, а только на часть суммы, многие отказывались от образовательного кредита в пользу потребительского. Смягчение этих условий и то обстоятельство, что выпускник, получивший кредит, впоследствии сам сможет его выплачивать, в определенной степени позволит расширить доступность высшего образования для детей из малообеспеченных семей.

Литература

  1. АвраамоваЕ.М. Образование как адаптационный ресурс населения.— «СИГНАЛЪ», 2003

  2. ОмельченкоЕ.Л., Гончарова Н.В., Лукьянова Е.Л. Доступность высшего образования для социальноуязвимых групп. — «СИГНАЛЪ», 2003

  3. http://ca-spb.ru/credit-nalicnymi/kredit-na-obrazovanie-pljusy-i-minusy

Просмотров работы: 3259