ОБЫДЕННАЯ КУЛЬТУРА В XXI ВЕКЕ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ОБЫДЕННАЯ КУЛЬТУРА В XXI ВЕКЕ

Ермакова Д.М. 1, Масленникова С.Ф. 1
1УГЛТУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Человек с древнейших времен творил свой собственный мир, окружал себя тем, что ему крайне необходимо, созидал то, что позволяло ему выжить или жить с тем или иным уровнем комфорта. Деятельность человека по созданию этих ценностей многие ученые связывают с культурным процессом или культурой. Ученые-культурологи выделяют два уровня культуры: обыденный и специализированный.

Обыденная культура – самая древняя сфера культуры, созданная еще первобытным человеком. Она представляет собой мир ежедневной человеческой жизни, «его повседневных практик, а также знания в виде опыта жизнедеятельности, ценности, нормы, традиции, верования, образцы, умения и навыки, необходимые для жизни в социальной среде и взаимодействия с другими» [4, с. 73]. По мере усложнения жизни из обыденной культуры отпочковалась специализированная, которая позволяет человеку решить многочисленные проблемы, возникающие в процессе жизнедеятельности. Ученые – культурологи считают, что специализированные сферы по отношению к обыденной культуре выполняют функции обслуживания, так что в этом смысле обыденная культура – самая главная сфера культуры [3].

Словарь по культурологии трактует обыденную культуру как владение человеком обычаями повседневной жизни той социальной и национальной среды, в которой он проживает [2, с. 421]. Прежде, чем проблемой обыденной культуры занялись культурологи, она стала предметом изучения отечественной и западной философии. Ею активно занимались представители самых разных филосовских направлений: У. Джеймс (прагматизм), Л. Витгейнштейн (неопозитивизм) и др., а также известные ученые – социологи М. Вебер, Дж. Мид, А. Шюц. Русские (советские) ученые также внесли свой вклад в дело изучения обыденной культуры. Следует назвать имена М.М. Бахтина, А.Я. Гуревича, Ю.М. Лотмана. В своих трудах они подчеркивали, что обыденная культура – это та культура, которая является частью повседневной реальности человека, но она институционально (то есть формально – в законах) не закреплена. Обыденная культура является совокупностью «всех нерефлексивных, синкретических аспектов социальной жизни» [1]. Поскольку обыденная культура представляет собой одну из важнейших составляющих повседневной действительности человека, его ежедневный быт с проблемами, хлопотами, социальными взаимодействиями, непосредственным общением, то в процессе этого рождается и особое осмысление всего происходящего, формируется обыденное сознание.

При освоении или созидании обыденной культуры складывается определенная цепь действий индивида, его отношения с другим человеком и обществом в целом, а также формируется структура поведения в обществе, обусловленная не только межличностными контактами, но и личными переживаниями. Характерной особенностью обыденной культуры является 1) необходимость взаимодействия с окружающим миром, 2) общение с людьми, 3) овладение культурой.

Обыденная культура – это тот микромир человека, который он осваивает с рождения – в семье, в общении с близкими людьми, друзьями, позже – в школе при получении образования, а также благодаря средствам массовой информации. Все, таким образом, приобретенные человеком знания, умения и определенные стереотипы поведения потом позволят ему овладеть специализированной культурой. Например, все мы любим дома в свободное время сочинить небольшое стихотворение по случаю дня рождения близкого человека, попеть песни, потанцевать – это явления обыденной культуры. Но мало кто из нас становится писателем, пишущим книги, композитором, создающим музыкальные произведения, или солистом балета, потому, что это другой уровень – профессиональный. И это мы называем проявлением специализированной культуры.

Сегодня обыденная культура замыкается на нашей жизни «вне работы», то есть, это то, что окружает человека до работы или учебы и после. А это значит, что основными институтами обыденной культуры становятся «семья», «соседство», «улица» и т.д., которые и формируют у человека те или иные ценности, диктуют нормы, знакомят с обычаями и традициями, развивают определенные навыки, прививают образцы ежедневного социального взаимодействия. Благодаря этим институтам люди приобретают всем понятные и известные знания, продемонстрировать которые можно в каком–либо социальном пространстве:

приватном пространстве – в квартире,

публичном месте – в студенческом общежитии, транспорте, театре, музее, в очереди, на улице, в подъезде, в школе и т.п. [3]

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что обыденная культура – неотъемлемая часть общественной жизни в XXI веке, а ее многочисленные явления носят массовый и привычный для всех людей характер. Именно в обыденной культуре создается и реализуется так называемый «стиль жизни», «образ жизни». Как и в прежние времена, сегодня она позволяет раскрыть базисные возможности человека и его стремление к жизни в конкретный исторический период.

Библиографический список

  1. М. М. Бахтин как философ / Аверинцев С. С., Давыдов Ю. Н., Турбин, В. Н. и др. — М.: Наука, 1992. — 256 с.

  2. Кравченко А.И. Культурология: словарь / А.И. Кравченко – М.: Академический проект, 2000. – 671 с. – с. 421-422

  3. Культурология: Учебное пособие для студентов вузов. / Под науч. ред. Г.В. Драча. – Ростов н/Д: Изд-во «Феникс», 2000. – 608 с.

  4. Эрзанукаева Л.Р. Структура культуры повседневности студенческой молодежи / Л.Р. Эрзанукаева. // Известия российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2009. – № 90.– с.71 – 76.

Просмотров работы: 1593