ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ

Бахмат В.И. 1, Мустафина Д.А. 2, Ребро И.В. 2, Амиралиева Е.А. 2
1Волжский политехнический институт (филиал) Волгоградского государственного технического унивеситета, автомеханического факультета, второй курс
2Волжский политехнический институт (филиал) Волгоградского государственного технического университета
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
О конкурентоспособности специалиста как о педагогической проблеме исследователи заговорили лишь в последнее десятилетие, когда остро стал вопрос о трудоустройстве выпускников вузов в соответствии с их квалификацией требованиями рынка. Требования к уровню подготовки инженера, его профессионально-личностным и социальным качествам в современном обществе постоянно повышаются. В условиях конкуренции на рынке труда возросло также и стремление человека получить качественное образование. Рынку нужны - опыт, качество и зрелость процессов разработки. В ВУЗе всё это не возможно получить, но заложить базу для дальнейшего самообразования и саморазвития возможно.

Конкурентоспособность в психологическом аспекте понимается, как способность предвидеть, обновляться и использовать все возможности для развития [1].

Конкурентоспособность – это одна из компетентностей современного специалиста, обеспечивающая его ориентировку в рыночной ситуации и дающая ему выгодные отличия по сравнению с конкурентами, позволяющая достигать успеха и обеспечить собственную востребованность на рынке труда [2].

Для формирования такого качества как конкурентоспособность необходимо создавать определённые условия в образовательной среде.

Проблеме создания педагогических условий формирования конкурентоспособности специалистов посвящены исследования О. Ф. Амарова, Л. Ю. Боликова, В. В. Быковской, Л. Н. Митиной, А. В. Морозова, Л. Ф. Спирина, С. Н. Широбокова, Н. Ш. Хайруллина, Д. В. Чернилевского и др.

Для формирования конкурентоспособности будущих инженеров мы выделали совокупность педагогических условий, которые обеспечивают становление этого качества:

- использование вариативного подхода при обучении для доступности образования студентам, имеющим разные стартовые возможности;

- моделирование конкурентоспособных ситуаций формирующих у студентов мобильность, широкий кругозор и способность подчинить любые технические изобретения и научные открытия человеческим целям, без вреда человечеству и природе;

- ситуации позволяющие ориентироваться в рыночной ситуации, в которой развёртывается его профессиональная деятельность;

- ситуации, которые формируют готовность конкурентоспособному поведению (действие в ситуациях предполагающих соперничество, прогноз действий конкурента, способность выделять приоритеты, профессиональная интуиция и т.д.);

- ситуации, способствующие формированию адекватной инженерной рефлексии и самооценки своих профессионально-личностных и социальных качеств.

В ходе указанных выше стратегических ситуаций были выделены промежуточные локальные ситуации, к которым отнесены: имитационно-игровое моделирование профессионально-личностных и социальных компетенций: ситуация актуализации «стартовых возможностей» студента – «внеучебного» творческого потенциала студентов; ситуация решения профессионально направленных учебно-исследовательских задач; ситуация ориентировки в рыночной среде; ситуации самоорганизации процесса профессионального становления. Эти ситуации можно модифицировать в зависимости от целей преподаваемой дисциплины, сохраняя следующие инвариантные характеристики: постановка задач и организация упражнений, обеспечивающих проявление способностей и творческого потенциала студентов; организация решения задач, моделирующих условия профессиональной деятельности будущего инженера в конкурентной среде; предъявление «контекстной» информации о запросах рынка, о тенденциях развития профессиональной деятельности, о новых способах, наиболее востребованных; создание условий для самооценки и проектирования направлений своего личностного и профессионального роста.

Литература:

  1. Иванов В.Л. Без преподавателя //«Открытое образование» - 2002. - №6.

  2. Мустафина Д.А. Формирование конкурентоспособности будущих инженеров-программистов в техническом вузе: дис…канд. пед. наук – Волгоград, 2010 -164 с.

 

Просмотров работы: 1581