Конкурентоспособность в психологическом аспекте понимается, как способность предвидеть, обновляться и использовать все возможности для развития [1].
Конкурентоспособность – это одна из компетентностей современного специалиста, обеспечивающая его ориентировку в рыночной ситуации и дающая ему выгодные отличия по сравнению с конкурентами, позволяющая достигать успеха и обеспечить собственную востребованность на рынке труда [2].
Для формирования такого качества как конкурентоспособность необходимо создавать определённые условия в образовательной среде.
Проблеме создания педагогических условий формирования конкурентоспособности специалистов посвящены исследования О. Ф. Амарова, Л. Ю. Боликова, В. В. Быковской, Л. Н. Митиной, А. В. Морозова, Л. Ф. Спирина, С. Н. Широбокова, Н. Ш. Хайруллина, Д. В. Чернилевского и др.
Для формирования конкурентоспособности будущих инженеров мы выделали совокупность педагогических условий, которые обеспечивают становление этого качества:
- использование вариативного подхода при обучении для доступности образования студентам, имеющим разные стартовые возможности;
- моделирование конкурентоспособных ситуаций формирующих у студентов мобильность, широкий кругозор и способность подчинить любые технические изобретения и научные открытия человеческим целям, без вреда человечеству и природе;
- ситуации позволяющие ориентироваться в рыночной ситуации, в которой развёртывается его профессиональная деятельность;
- ситуации, которые формируют готовность конкурентоспособному поведению (действие в ситуациях предполагающих соперничество, прогноз действий конкурента, способность выделять приоритеты, профессиональная интуиция и т.д.);
- ситуации, способствующие формированию адекватной инженерной рефлексии и самооценки своих профессионально-личностных и социальных качеств.
В ходе указанных выше стратегических ситуаций были выделены промежуточные локальные ситуации, к которым отнесены: имитационно-игровое моделирование профессионально-личностных и социальных компетенций: ситуация актуализации «стартовых возможностей» студента – «внеучебного» творческого потенциала студентов; ситуация решения профессионально направленных учебно-исследовательских задач; ситуация ориентировки в рыночной среде; ситуации самоорганизации процесса профессионального становления. Эти ситуации можно модифицировать в зависимости от целей преподаваемой дисциплины, сохраняя следующие инвариантные характеристики: постановка задач и организация упражнений, обеспечивающих проявление способностей и творческого потенциала студентов; организация решения задач, моделирующих условия профессиональной деятельности будущего инженера в конкурентной среде; предъявление «контекстной» информации о запросах рынка, о тенденциях развития профессиональной деятельности, о новых способах, наиболее востребованных; создание условий для самооценки и проектирования направлений своего личностного и профессионального роста.
Литература:
Иванов В.Л. Без преподавателя //«Открытое образование» - 2002. - №6.
Мустафина Д.А. Формирование конкурентоспособности будущих инженеров-программистов в техническом вузе: дис…канд. пед. наук – Волгоград, 2010 -164 с.