ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ОБРАЗА СНЕГУРОЧКИ В СТИХОТВОРЕНИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ, Е. А. БЛАГИНИНОЙ «СНЕГУРКА» - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ОБРАЗА СНЕГУРОЧКИ В СТИХОТВОРЕНИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ, Е. А. БЛАГИНИНОЙ «СНЕГУРКА»

Подленчук К.А. 1
1ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный университет»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
«Ребята любили и её, и её стихи — прелестные стихи о том, что близко и дорого детям: про ветер, про дождик, про радугу, про берёзки, про яблоки, про сад и огород и, конечно, про самих детей, про их радости и горести».

Е. Таратута

Елена Александровна Благинина (1903-1989) посвятила свою жизнь детской поэзии. Творческий путь Благининой связан с детским журналом «Мурзилка», в котором она публиковала свои стихи, дразнилки, считалки, скороговорки, песенки, сказки, переложения стихов Тараса Шевченко, Леси Украинки, Марии Конопницкой, Льва Квитко. Но больше всего у неё стихов лирических. Творчество Благининой адресовано детям, поэтому в её произведениях затронуты темы воспитания, взаимоотношений в семье, природы.

Стихотворение «Снегурка» входит в цикл стихотворений «И вдруг метели налетели». (Приложение 1) Описание природы, любование её красотой Благинина начинает с зимы и заканчивает природными явлениями поздней осени. При этом, стихотворение «Снегурка» занимает промежуточное место между зимней и весенней поэзией. В начальной школе это стихотворение изучается на уроках литературного чтения в 4 классе: Кудина Г.Н., Новлянская З.Н. – Литературное чтение. Учебник для четырехлетней начальной школы; В двух частях. Часть 2, - М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век», 2003. – с. 79

Снегурочка – образ фольклорный, календарный, сказочный, поэтому, при анализе стихотворения, работу с идейно-тематической основой стихотворения проведем в несколько этапов. Для этого, во-первых, найдем лексическое значение слова Снегурка, закрепленное в толковом словаре С. И. Ожегова. Во-вторых, определим ассоциативный ряд, вызванный при опросе 15 студентов, обучающихся по специальности учитель начальных классов. Так же, обратимся к фольклорным истокам образа снегурочки.

В словаре Ожегова, в определении слова Снегурка дается отсылочная дефиниция к слову Снегурочка. Снегурочка – сказочная снежная девушка, тающая под весенними лучами солнца. [5, с.738] Исходя из названия и толкования заголовка, мы можем предположить, что в стихотворении будет описано житие девушки из снега, Снегурки.

Снегурками, снегурочками, снеговиками, снегирями звались на Руси звались различные виды птиц, зимующих в наших лесах: жаворонки татарский и сибирский, пуночка-подорожник и другие. Зима у славян ассоциировалась с птицами. Её и саму сравнивали с иззябшей, нахохлившейся воробьихой. «Большие крылья снежной птицы», - сказал о русской зиме Александр Блок. И снежинки её порхают как птахи.

Но снегурками на Руси назывались не только птицы.

«Снегурка, снежник, снеговик – складенный из снега болван, подобие человека», - пишет В.И. Даль. Снеговиков-снегурок многие из нас лепили в детстве, как испокон веков велось на Руси. Начиная со дня Спиридона (12/25 декабря), - пишет этнограф А. Ф. Некрылова, - дети лепили из снега бабу, взявшись за руки, ходили вокруг неё и пели: «Мороз, мороз, через тын перерос, бабу снежную принес. Баба нос крючком, получай снега ком!» После чего разрушали снежную бабу снежками. В наши дни сооружение и разрушение снеговика, снежной куклы – детская игра. Но, как отмечают этнографы, куклы перекочевали из религиозно-магического обихода в сферу детских забав лишь в христианскую эпоху, и детские игры хранят отголоски былых языческих ритуалов. «Игрушка – результат профанации некоторых сакрально-ритуальных предметов дохристианской эпохи», - пишет этнограф Г.П. Мельников.

В языческие времена снегурки-снеговики были идолами Снежной Бабы – общеславянского божества Зимы (др.-инд. Химас, авест, зимо, иноевр. гхейм) – богини плодородия и женского начала Мокоши, в её зимней ипостаси владычицы холодов, смерти и загробного мира. Словесное поношение снегурок-снеговиков, побиение их снежками, разрушение носили ритуально-магический характер, призваны были обеспечить плодородие в наступающем году, и подобно взятию снежного городка, на известной картине В.И. Сурикова, (Приложение 2) символизировали победу жизни над смертью, лета над зимой. Не случайно эти ритуальные игры происходили начиная со дня памяти святого Спиридона, епископа Тримифунтского (ум. 348) – со Спиридона-Солнцеворота, дня зимнего солнцестояния, когда день начинает удлиняться – «солнце на лето поворачивает».

«На дворе горой, а в избе водой, - говорят русские загадки о снеге. – Лежал, лежал, да и в печку побежал. Лежит – молчит, когда умрет, тогда зазвенит».

Главной в снеге виделась народному сознанию метаморфоза: из ничего из воздуха налетевшая, невесомая белизна, тяжко накрывшая всю землю, весь Божий мир, льдом, как железом, сковывавшая реки, под весенними лучами становится прозрачной текучей влагой, легким туманом, а потом и вовсе исчезает без следа. И история Снегурочки, её олицетворения и порождения, столь разнящаяся поначалу заканчивается во всех сказках одинаково. На Иванов день (24 июня/7 июля) пошла она с девками-подружками в лес, а те «вздумали костерок разжечь и давай прыгать. И ей говорят: А ты что не прыгаешь? Прыгни и ты. Она и прыгнула, да только и была…парок только видно…спалилась.»

Если родиной Деда Мороза признан Великий Устюг, то за звание родины Снегурочки борются город Кострома и усадьба Щелыково – бывшее имение, а ныне Дом-музей А.Н. Островского, автора прославленной пьесы-сказки о Снегурочке, образы которых воплощали в своих музыкальных произведениях П.И. Чайковский и Н.А. Римский-Корсаков. В 1952 студией «Союзмультфильм» снят рисованный мультипликационный фильм по мотивам одноимённой пьесы А. Н. Островского на музыку Н. А. Римского-Корсакова в обработке Л. А. Шварца, режиссера Ивана Иванов-Вано. Мультфильм показывали в кинотеатрах.

В 1968 году кинокомпанией «Ленфильм» снят художественный фильм-сказка по одноимённой пьесе А. Н. Островского из цикла «Весенние сказки», режиссера Павла Кадочникова.

Образ снегурочки, стал основой для творчества не только литераторов и музыкантов, но и художников, таких как М.А Врубель, В.М. Васнецов, Н. К. Рерих. (Приложение 3,4,5) Следует отметить, что имени Снегурочки нет в пантеоне древних славянских богов. Она – образ не мифологический, а фольклорный, сказочный. «Платье Снегурочки», также не является конкретным одеянием девочки. Вот почему в эскизах В.М. Васнецова её платье – это собирательный образ народного костюма, у М.А. Врубеля – это одежда сотканная из снега, пуха и горностаевого меха, юной феи эпохи «модерн», а у Н.К. Рериха иноземка с русским именем и в шубке меховой.

Обратимся к ассоциативному ряду, вызванному словом Снегурка у большинства студентов. Опрос показал, что слово Снегурка чаще всего вызывает следующие словесные ассоциации: молодая девушка изо льда или снега в синем одеянии, русская красавица с кокошником и косой, боится солнца, любит зиму, уязвима как ребенок, празднование Нового года, радость. Уточняем эмоциональное значение, связанное с образом Снегурки: холодная, добрая, скромная, ледяная, высокомерная, молчаливая. Как видно, эмоции и чувства, вызванные образом ледяной красавицы, неоднозначны. С одной стороны, она очень хрупка, уязвима, нежна, с другой, - молчалива и недосягаема.

Итак, проведем построфный анализ данного стихотворения.

В первом катрене «Я вылепил снегурку,/ Поставил на виду/ Снегурушку-девчурку/ Под яблоней в саду» как и было заявлено в названии, появляется образ снегурки, которую вылепил лирический герой. Сразу становится ясно, что он симпатизирует снегурке, любя, ставит её на почётное видное место в саду. Обращается к ней герой с особой теплотой и трепетом, ласково называя её при этом Снегурушкой-девчуркой. Поскольку действие происходит в саду, мы понимаем, что действие происходит не в сказочном пространстве, как это было в сказках.

Девчурка – уменьшительно-ласкательное, ребенок женского пола. [5, с.156]

Суффиксы –урк-, -ушк- являются формообразовательной единицей, образующей имена существительные женского рода с уменьшительно-ласкательным или только с ласкательным значением. Это говорит о том, что ребенок, слепивший Снегурку любит свою снежную красавицу.

Во втором катрене «Стоит моя царевна/ Под круглым деревцом -/ Царевна-королевна/ Пригожая лицом.» дается описание облика снегурки. Лирический герой называет её своей царевной.

Царевна – дочь царя. [5, с.871]

Королевна – дочь короля (обычно в сказках). [5, с.297]

Пригожая – (устар. и обл.) красивая, миловидная, а так же вообще, хорошая. [2, с.589]

Снегурка – девушка хорошая, милая, её внутренний и внешний мир находится в гармонии, восторгает и притягивает, манит своей простотой и изысканностью. Несмотря на то что ребенок слепил эту снегурку и поставил с саду, Снегурка представляется читателю не нелепым снеговиком, а красавицей-девицей, поскольку герой, описывая свою снежную девушку под яблоней описывает её возвышенными словами. Она в его представлении – воплощение красоты.

В третьей строфе «В парчовой душегрейке/ Стоит светлей зари,/ И крупные на шейке -/Играют янтари» перед нами живо предстает образ снегурки в мельчайших деталях.

Парча́ — тяжёлая ткань из шёлка с узором, выполненным металлическими нитями с золотом, серебром или их сплавами с другими металлами. Часто металлическая нить (или сплющенная металлическая нить — ленточка) навивается на льняной, шёлковый, хлопчатобумажный уток.

Парча использовалась для шитья придворной одежды и церковных облачений. [5, с.590] (Приложение 7)

Душегрейка – (устар.) женская тёплая кофта, обычно без рукавов, со сборками по талии. [5, с. 184] (Приложение 8)

Заря – (устар.) 1. Яркое освещение горизонта перед восходом или после захода солнца. 2. (перен.) Зарождение чего-то нового радостного. [5, с. 218]

Шейка – (уменьшит.) часть тела, соединяющая голову с туловищем. [5, с. 895]

Янтарь – окаменевшая живица деревьев (обычно прозрачная, цвета от бледно-воскового до темно-красного). [5, с. 918]

Зная, что ребенок слепил Снегурку из снега, мы можем найти противоречие в описании и реальном облике девушки вылепленной из снега. Отсюда становится ясно, что героя захватила фантазия, он увлечен красотой мира и его сказочное восприятие рисует в воображении яркий, чисты, красивый образ Снегурки. Он подчеркивает её тонкость натуры и красоту, играя контрастами. Тонкая шейка и тяжелые, массивные янтари.

Душегрейка – (устар.) женская тёплая кофта, обычно без рукавов, со сборками по талии. [5, с. 184]

Заря – (устар.) 1. Яркое освещение горизонта перед восходом или после захода солнца. 2. (перен.) Зарождение чего-то нового радостного. [5, с. 218]

Шейка – (уменьшит.) часть тела, соединяющая голову с туловищем. [5, с. 895] Суффикс –ейк- формообразовательная единица, выделяющаяся в имени существительном женского рода с уменьшительно-уничижительным значением (шубейка). Говорит о том, что шея у Снегурки тоненькая, изящная.

Янтарь – окаменевшая живица деревьев (обычно прозрачная, цвета от бледно-воскового до темно-красного). [5, с. 918]

Герой любуется красотой Снегурки. Все её убранство светится от снега, переливается, играет на солнце. Сама она светлее зари, вызывает трепет, волнение. Герой всеми своими художественными силами пытается передать красоту снегурочки! Снегурочка – реальный сказочный персонаж, одновременно романтическое и лирическое воплощение русской зимней красоты.

Автор использует метонимию, перечислительные ряды, всякий раз называет Снегурочку разными словами, связанными с высоким царственным положением, указывает на ее молодость, великолепие убранства – показывает ее красоту в высоком смысле. Снегурка у Благининой – воплощение эстетической категории – Красоты, имеющей исконные русские народные корни!

В четвертой строфе «Она мой сад оставит,/ Лишь солнце припечёт:/ Расплещется, растает,/ С ручьями утечёт» Здесь показана стихия воды, необратимый приход весны! Календарная, фольклорная русская поэзия о смене времен года! Зимняя водная стихия превращается в весеннюю в виде ручьев!

Припечет – см. припёк - жаркое, сильно нагреваемое солнцем. [5, с. 597]

Герой с глубоким чувством говорит о том, что снегурка оставит его сад. Не покинет, не уйдет, а именно оставит под действием других факторов – прихода весны, воздействия солнца. Здесь мы видим переход, основанный на физическом свойстве, из твердого состояния снега и льда в жидкое – в воду. Если обратится к русской мифологии, то по одной из версий, чтобы пришла весна, нужно принести в жертву снегурку Богу солнца – Ярилу.

В последующих строфах «Но кликну – отзовётся/ Снегурушка моя/ То эхом из колодца,/ То голосом ручья,/ То лебедью, плывущей/ В заоблачном пруду,/ То яблоней, цветущей/ В моём родном саду.»

образ чудной девушки-снегурки находит свое перевоплощение с приходом солнца. Холодный снежный образ трансформируется в легкий, водный. У славян Перун – бог воды. Жилами земли называли они реки и ручейки, сравнивая течение воды, с течением крови в жилах. Они верили в то, что вода дает силу и красоту. Вода – источник жизни, дающий плоды Богине-матушке, сырой земли берегине. Из молчаливой Снегурки она становится эхом, голосом ручья, лебедью, цветущей яблоней. Все эти образы говорящие, они живые, отражающие пробуждение природы, возрождение, новые эмоции. Лирический герой будто даже и не жалеет о том, что снегурка растаяла, он знает, что она пережила новое рождение, она всегда рядом с ним, хотя и не осязаема. Она не оставила, не покинула его. Весенние образы многогранны, вода – символ вечной победы над смертью. В отличие от народной сказки с сказки Островского нет мотива грусти, умирания. Зимняя красота уйдет, на смену ей придет красота другая, весенняя.

Таким образом, стихотворение можно разделить на две логические части: первая – описывает образ Снегурки зимой, вторая – показывает трансформацию образа снежной девушки с приходом весны. Разные характеристики герой использует, чтобы показать масштаб Красоты водной стихии: желает как можно ближе к истине передать словами богатство и великолепие образа. Цепочка образов выглядит следующим образом: Снегурка – Снегурушка-девчурка (сначала герой сравнивает ее с маленькой девочкой) – царевна-королевна (затем сравнивает с девушкой) – эхо из колодца (обрела новое рождение, колодец - символ бездонности в данном случае бесконечности жизни снегурки– то голосом ручья (из молчаливой она становится живой, бурлящей, полной жизни, вещающей нам о своём присутствии) – то лебедью плывучей славянской мифологии лебедь относится к почитаемым, «святым» птицам. В северной Руси лебедь ставится выше других птиц, о чем свидетельствует, например, сказочный сюжет о выборе царя птиц, которым становится белый лебедь (а не орел, как в других традициях). Красота этой птицы породила множество легенд про дев — лебедей. Они владеют тайной напитка бессмертия: сказочная Белая Лебедь — обладательница живой воды и молодильных яблок. Предание об основании Киева из «Повести временных лет» рассказывает о трех братьях Кие, Щеке, Хориве и сестре их Лыбеди, поселившихся на крутых горах над Днепром. Старший брат дал имя городу, двое других — горам Щекавице и Хоривице, а сестра — реке, и по сей день впадающей в Днепр).– яблоня цветущая (здесь мы видим, что снегурка, растаяв напитала яблоню и она расцвела) также меняется и описание облика, от детского до величественного, от холодного, ледяного, к легкому, текучему, водному, от молчаливого к разговорчиво-журчащему. Это говорит о том, что в каждом времени года своё очарование.

Каким бы ни был образ на протяжении всего стихотворения, Снегурка представляется загадочной, манящей, таинственной, женственной, мимолётной, загадочной, переменчивой, доброй, любимой.

Поэзия Благининой полна удивления перед миром, в котором мы живем. Стихотворение «Снегурка» показывает нам необычность, сказочность бытия, в привычных нам явлениях, результат буйного расцвета жизни, ее выплеск, торжество.

Именно в крепости и многокрасочности поэтических нитей, скрепляющих прошлое с настоящим, коренится жизнеутверждающее начало поэзии Благининой, убежденность, что жизнь оборвать нельзя, в целом она непрерывна.

Поэтическая мысль Благининой ведет нас от тщательно прописанных подробностей, от парчовой душегрейки снегурочки, от переливающихся крупных янтарей на ее шейке, к романтически-возвышенному, одухотворенному мироощущению творца, маленького человека, понимающего, что его создание — Снегурка «светлей зари» — быстротечно, как всякая красота. Что ни строфа, то перебегающие свет, тени, переливы настроений — радость, предчувствие разлуки и снова радость, и вера в то, что Снегурка его не умрет, а останется в природе и всегда будет отзываться ему: эхом, голосом ручья, лебедью плывучей, яблоней в саду. Так Благинина по-новому переосмысливает традиционный фольклорный образ Снегурочки – оставляя основной её атрибут – Красоту, поэтесса придает ей такой атрибут водной стихии, присущей фольклорным мифологическим представлениям, как Вечная Жизнь.

В отличие от фольклорной сказки «Снегурочка», от авторской одноименной сказки Островского, в которых Снегурочка погибает, в стихотворении Благининой этот образ приобретает жизнеутверждающие ноты. Благинина намеренно опускает в стихотворении момент смерти Снегурочки, в то время как в предшествующих произведениях смерть Снегурочки придает им сожаление о её уходе и даже трагизм. В этом заключается новаторство поэтессы в интерпретации данного образа. Но тем не менее, в целом Благинина осталась верна традиционному взгляду на Снегурочку, как на воплощение стихии Воды и Красоты.

Список литературы

  1. Благинина Е.А. Любимые стихи. – М.:АСТ-ПРЕСС, 1997. – с. 67

  2. Бегичева В. – Снегурочка// Наука и религия. -2008. -№1 – с.20-23

  3. Кудина Г.Н., Новлянская З.Н. – Литературное чтение. Учебник для четырехлетней начальной школы; В двух частях. Часть 2, - М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век», 2003. – с. 79

  4. Л. Кибалова. О. Гербенова. М. Ламарова. Иллюстрированная энциклопедия моды. Артия, Прага, 1988. с. 590

  5. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. – Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений/ Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова – 4-е изд., дополненное. –М.: Азбуковник, 1999. – 944 стр.

Приложение 1

Елена Александровна Благинина

СНЕГУРКА

Я вылепил Снегурку,

Поставил на виду

Снегурушку-девчурку

Под яблоней в саду.

Стоит моя царевна

Под круглым деревцом –

Царевна-королевна,

Пригожая лицом.

В парчовой душегрейке

Стоит светлей зари,

И крупные на шейке

Играют янтари.

Она мой сад оставит,

Лишь солнце припечет:

Расплещется, растает,

С ручьями утечет.

Но кликну – отзовется

Снегурушка моя –

То эхом из колодца,

То голосом ручья,

То лебедью, плывущей

В заоблачном пруду,

То яблоней, цветущей

В моём родном саду.

Приложение 2

В.И. Суриков

Приложение 3

М.А Врубель

Приложение 4

В.М. Васнецов

Приложение 5

Н. К. Рерих

Приложение 7

Парча

Приложение 8

Душегрейка

Просмотров работы: 6878