Содержание учебного предмета программы основного общего образования по образовательной области «Технологии» обслуживающий труд 5-7 классы позволяет учащимся интегрировать в практической деятельности знания, полученные в других образовательных областях. В процессе обучения технологии осуществляется межпредметные связи с такими предметами как изобразительное искусство, биология, физика.
Независимо от вида изучаемых технологий содержанием примерной программы «Технология» предусматривается освоение материала по следующим сквозным образовательным линиям:
технологическая культура производства;
распространенные технологии современного производства;
культура, эргономика и эстетика труда;
получение, обработка, хранение и использование технической и технологической информации;
основы черчения, графики, дизайна;
элементы домашней и прикладной экономики, предпринимательства;
знакомство с миром профессий, выбор учащимися жизненных, профессиональных планов;
влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека;
методы технической, творческой, проектной деятельности;
история, перспективы и социальные последствия развития технологии и техники [3].
В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте, в примерной программе для обучения школьников технологии с 5 по 7 класс выделены инвариативная обязатльная часть в объеме 128 часов, но тема «Гигиена девушки. Косметика» в ней отсутствует. Но существует вариативный авторский компонент, рассчитанный на 42 часа (25% всего учебного времени) который призван расширить или углубить примерную программу. .[5] Мы считаем изучение темы «Гигиена девушки. Косметика» девочками не просто важным, а необходимым и отвести на нее 3 часа и включить её в вариативный авторский компонент.
План-конспект предполагает комбинированный тип урока, который ставит перед собой следующие цели и задачи:
Обучающая – сформировать знания о правилах нанесения макияжа, дать начальное представление о профессии визажиста.
Развивающая – способствовать развитию: чувств (коммуникативных эмоций, практических эмоций), мышления (наглядно-образного, творческого); содействовать развитию необходимых личностных качеств (аккуратность, целеустремлённость, собранность);
Воспитательная: способствовать формированию творческого начала личности, инициативного отношения к труду, свободной импровизации.
Тема «Гигиена девушки. Косметика» предполагает содержание и рассматривается следующим образом: сначала дается теоретический материал, где акцентируют внимание на таких вопросах, как история создания косметики, типы кожи и волос, способы ухода за ними и т.д. При закреплении материала, как правило, используются устный опрос (вопрос – ответ). Мы же в отличии применяем иллюстрированный материал для опроса, где при воспроизведении его используется не только память, но и творческое воображении. В практической работе используют свежие продукты для изготовления маски для лица. Например «творожно-кефирная маска» для кожи лица с повышенной жирностью: 1 ст. ложку обезжиренного творога хорошенько разотрите с 3-мя ст. ложками кефира, 1ст. ложку тертой мякоти (без кожуры, и более кислого сорта) яблока. Такая маска прекрасно освежает, смягчает, чуть обезжиривает, и успокаивает проблемную кожу лица. Данные продукты продаются в любом продуктовом магазине, в любое время года по низкой цене [2].
Принимая во внимание требования Федеральных Государственных Образовательных Стандартов и изученные материалы нами был разработан план-конспект урока на тему «Правила нанесения макияжа. Профессия визажиста» [5].
На уроке ученики узнают об истории косметики: родина современной косметики - Древний Восток и до нас дошли способы использования в качестве косметических средств - алебастра и меда, составы красителей для окраски век в зеленый, а их краев - в черный цвет. Губы и щеки красили хной, а ногти рук и ног - золотили. Также, уже тогда была известна микстура для эпиляции (удаления волос). В качестве духов египтянки использовали растительные масла с добавлением сока водяной лилии или лотоса и т.д.; познакомятся с терминами: косметика, макияж, грим, визажист; рассмотрят виды макияжа, и научатся применять эти знания, учитывая место посещения, освещение, наряд, торжественность. Данная информация будет предоставляться в виде презентации разработанной в программе Power Point (Внешность в наши дни; косметика; лечебная и декоративная косметика…) Также будет продемонстрирован видеоролик «Правила нанесения макияжа» [4]. Чтобы закрепить полученные знания ученикам предлагается поучаствовать в игре «Угадай макияж». Суть игры заключается в том, что на экране появляется картинка с макияжем, девочки, анализируя пройденную тему должны определить какой вид макияжа изображен на фотографии(праздничный, грим, естественный, деловой, карнавальный или вечерний) и дать правильный ответ. Завершает урок практическая работа «Моя профессия – визажист» (визажист - специалист в области макияжа, создания образа с помощью средств искусства макияжа; от французского - «лицо», эстетист, специалист по уходу за красотой лица; обработка и макияж; визажист-стилист - работа с лицом с целью поиска и придания определенного образа; визажист-косметолог - специалист, определяющий и подбирающий подходящий тип косметики, устраняющий видимые (не хирургические) дефекты, осуществляющий изготовление индивидуальных косметических средств). В которой ученикам раздается карточки с видами лиц (круглое, квадратное, овальное, треугольное, ромбовидное) и карточки с костюмами (вечернее платье, офисный костюм, театральное платье, повседневная одежда). Участникам, необходимо учитывая полученную форму лица и костюм, дорисовать правильный макияж и прическу, и презентовать свою работу.
Мы считаем преподавание темы «Гигиена девушки. Косметика» значимой для девочек, потому что тема имеет огромное практическое значение.
Список литературы:
1. Симоненко, В.Д. Учебник технологии/ В.Д. Симоненко, П.С. Самородский, А.Т. Тищенко. - М.:Вентана – Граф, 2012. – 102 с.
2. Велижанская,В.В.. Методический материал элективного курса "Основы макияжа". // Социальная сеть работников образования. URL: http://nsportal.ru/shkola/tekhnologiya/library/elektivnyy-kurs-osnovy-makiyazha-0
3. Примерные основные образовательные программы общего образования. // Федеральные государственные образовательные стандарты. URL: http://www.fgos.isiorao.ru/fgos/OOP/index.php
4. Туртанова,М.С. Конспект и презентация к уроку технологии "Макияж". // Учительский портал. URL: http://www.uchportal.ru/load/108-1-0-26357
5. Примерная программа по учебному предмету «Технология». // Федеральный образовательный государственный стандарт. URL: http://www.standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2754