Применение рабочей тетради в обучении улучшает качество образования, повышает эффективность учебного процесса на основе его индивидуализации, появляется возможность реализации перспективных методов обучения.
Практическая значимость заключается в применении рабочей тетради для облегчения освоения учащимися трудной для них, но очень важной дисциплины и в ее личностно-формирующей ориентации.
Цель, которую преследовало наше исследование - разработать рабочую тетрадь по технологии на примере раздела «Художественные ремесла».
В качества объекта исследования выступило технологическое образование школьников. Предмет исследования - дидактическое обеспечение технологического образования.
В ходе изучения и анализа теоретической базы исследования [2, 4] рассмотрели понятие, назначение, виды и характеристика рабочей тетради, изучили требования к структуре, содержанию и оформлению рабочей тетради на печатной основе:
-отражать все темы школьного курса учебной дисциплины; -быть понятной, доступной и интересной каждому ученику, а значит, содержать дифференцированные задания, рассчитанные на тех, кто с большим трудом воспринимает и усваивает материал; - стать "настольной книгой" школьника по данной дисциплине, сочетающей в себе краткий справочник по теории, сборник задач и упражнений, тетрадь для классной или домашней работы, регулярно проверяемой учителем.Всё это позволило нам выстроить и разработать содержание рабочей тетради по технологии на примере раздела «Художественные ремесла».
Тема 1. История художественных ремесел
В тетради предлагается обобщающий тест.
Тема 2. Шитье (2 часа)
Предлагаются письменные ответы на вопросы, ребусы, анаграммы, кроссворд.
Тема 3. Вязание
В данной теме представлены вопросы.
Тема 4. Вышивка (4 часа)
Предлагаются письменные ответы на вопросы и тест.
Знания учащихся будут оцениваться по всей теме.
Рабочая тетрадь создавалась согласно ходу изложения учебного материала. В данном случае, существует возможность проконтролировать усвоение учебного материала. На каждом этапе происходит контроль мыслительной деятельности учащегося. Если заметны явные ошибки, то мысль ученика направляется в нужную сторону. По окончанию курса, возможно увидеть всю картину в целом, сделать выводы и наметить будущее направление разработок уроков [6].
Одним из важных предметно-знаковых средств обучения, получивших в последнее время общее признание у преподавателей и учащихся, является рабочая тетрадь.
Рабочая тетрадь – это набор заданий для организации работы учащихся, составленный в строгом соответствии с действующей учебной программой и охватывающий определенный учебный курс или значительную его часть [8].
Список использованной литературы
Баранов С.П. Сущность процесса обучения. М.,1981.
Бастов В.Ф., Солоницина М.М., Шейнман Е.И. К вопросу о классификации технических средств обучения. - Сб. научн. тр. / ВНИИпрофтехобразования. Л., 1980.
Гузеев В.В. Системные основания образовательной технологии. М.: Знание, 2005. 412с.
Дидактические основы создания и использования технических средств обучения в средней школе / Под ред. Л.П. Перссмана. – М., 1981.
Иванов, В. Н. Образовательные технологии в современном мире. [Текст] /В.Н. Иванов. — М.: АРГУС, 1996. – 78 с.
Махмутов М.И. Современный урок – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Педагогика, 1985.
Пидкасистый П.И. Требования к отдельным видам учебного оборудования и порядок его разработки. Информационно-методический листок. М.,1986.
Преображенская, Н.Г. Новое поколение рабочих тетрадей / Н.Г. Преображенская // Педагогика. – 1996. - №1. – С.31-33.
Профессиональная педагогика: Учебник для студ., обучающихся по пед. спец. и направлениям. М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1997.
Чахоянц В.Е., Мартынова Е.И. Современные требования к уроку производственного обучения. - М.: Высш. шк., 2006