Изо дня в день человек контактирует с другими людьми и обращается к своей личности, сталкивается с личностными проявлениями. Компьютеризация различных слоёв общества, в том числе школьников и студентов, усиливается, что диктует необходимость диагностики их личностных качеств, одной из составляющих оценки которых, являются психолого-педагогические тесты.
Так как современный этап реформирования образования проходит в условиях неограниченного доступа к информации с внедрением компьютера в учебный процесс, то проведение тестирования учащихся можно осуществлять при помощи Интернет-ресурсов. Таким образом, Интернет-ресурсы могут выступать как один из способов определения личностных качеств учащихся.
Для достижения данной цели необходима оценка существующего состояния online- и offline-систем, предназначенных для диагностики личностных качеств субъектов (обучаемых), анализ и разработка мероприятий по их оптимизации.
Были проанализированы следующие методики:
Шестнадцатифакторный личностный опросник Кеттелла получил большую популярность во всём мире. После прохождения теста будет предъявлен 16-факторный профиль личности с описанием каждого фактора. http://psyline.retter.ru/pf16/start.php
Миннестоский многоаспектный личностный опросник. В классическом виде используется 13 шкал MMPI, содержащих 566 утверждений с вариантами ответов «верно», «неверно», «не могу сказать». После прохождения тестирования будет предъявлена интерпретация профиля личности. http://psyline.retter.ru/mmpi/start.php
Тест-опросник Шмишека предназначен для диагностики особенностей характера личности. http://www.psyq.ru/test/harakter_test.html
Опросник PEN измеряет такие свойства, как нейропсихическая лабильность – скорость перехода от одного эмоционального состояния к другому; экстраверсия – концентрация интереса к внешнему миру и психотизм – склонность к уединению и нечуткость к другим. http://www.psyq.ru/test/pen_test.html
Опросник Юнга выявляет такие особенности личности, как экстраверсию и интроверсию. Как правило, экстраверты направлены на контакт с окружающим миром, а интроверты замкнуты в себе.
http://tests.kulichki.com/cgi-bin/test1.cgi?cat=character&num=32
Тест Айзенка на темперамент один из самых значительных в современной психологии. http://www.psyq.ru/test/temperament_test.html
Кроме того, возможно также оценить когнитивные, оргдеятельностные и креативные качества учащихся.
Когнитивность – способность к умственному восприятию и переработке внешней информации. К таким качествам можно отнести:
Логическое познание http://www.mytests.ru/view/12_2248_0_0.html
Эмоционально-образное познание (цветовой тест Люшера) http://tests.kulichki.com/cgi-bin/lusher.cgi
Символотворчество http://b-t.com.ua/test_prof_klimov.php
Оргдеятельность – представление оснований для проникновения в сущностный смысл явления, критической оценки его источника; организация собранной, проанализированной и систематизированной информации.
Свойства воли http://www.mytests.ru/view/14_1472_0_0.html
Целеустремлённость http://www.mytests.ru/view/38_2192_0_0.html
Решительность http://www.mytests.ru/view/14_2093_0_0.html
Уверенность http://www.mytests.ru/view/14_2158_0_0.html
Работоспособность
http://tests.kulichki.com/cgi-bin/test1.cgi?cat=character&num=8
Рефлексия http://aeterna.qip.ru/test/view/61693/
Самооценка http://www.mytests.ru/view/14_2147_0_0.html
Целеполагание http://www.psynavigator.ru/tests.php?code=734
Креативность – творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к созданию новых идей, отклоняющихся от традиционно принятых норм мышления.
Развитие интуиции
http://tests.kulichki.com/cgi-bin/test1.cgi?cat=persona&num=24
Способности воображения
http://tests.kulichki.com/cgi-bin/test1.cgi?cat=character&num=7
Измерение инициативности
http://www.businesstest.ru/test.asp?id_test=188
Уровень самостоятельности/ самобытности
http://tests.kulichki.com/interes_nostandart.html
http://tests.kulichki.com/interes_nostandart2.html
http://tests.kulichki.com/interes_nostandart3.html
Измерение вдохновения https://aeterna.qip.ru/test/view/161275/
Предлагаемая методика позволяет:
отслеживать изменения качеств личности в течение длительного
промежутка времени;
осуществлять автоматическое документирование результатов диагностики;
обладает возможностью создания индивидуальных тестовых модулей.