НЕКОТОРЫЕ ПОДХОДЫ К РАЗГРАНИЧЕНИЮ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПОВЫШЕНИЮ ЕГО ДОСТУПНОСТИ И КАЧЕСТВА - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

НЕКОТОРЫЕ ПОДХОДЫ К РАЗГРАНИЧЕНИЮ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПОВЫШЕНИЮ ЕГО ДОСТУПНОСТИ И КАЧЕСТВА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Проблематика доступности и качества высшего образования относится к числу активно изучаемых в последние годы и за рубежом, и в нашей стране. Анализ изменений доступности высшего образования в течение ряда лет осуществляется в рамках мониторинга экономики образования, проводимого ГУ–ВШЭ.

В статье будут рассмотрены некоторые подходы дифференциации высшего профессионального образования в России, а также возможные способы повышения его доступности и качества.

В данной статье будут в дальнейшем использоваться следующие термины.

Высшее образование, Высшее профессиональное образование — верхний уровень профессионального образования, следующий после среднего общего или профессионального образования в трёхуровневой системе, и включает в себя совокупность систематизированных знаний и практических навыков, которые позволяют решать теоретические и практические задачи по профессиональному профилю. В отличие от общего, даже в развитых странах высшее образование не является всеобщим и тем более бесплатным.

Система образования — модель, объединяющая институциональные структуры (школа, университет, дошкольные образовательные учреждения, колледжи, др.) основной целью которых является образование обучающихся в них. Совокупность трех элементов: а) взаимодействующих преемственных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направления; б) сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов; в) органы управления образованием.

В различных странах система образования делится на один, два, три или четыре уровня. Четырехуровневая система включает в себя неполное высшее образование, бакалавриат (базовое высшее образование), магистратуру и специалитет (полное высшее образование). Три уровня включают только бакалавриат, магистратуру и лиц с учеными степенями. Такая система функционирует в России.

Существует несколько вариантов получения образования: очная, очно-заочная, заочная, свободная форма обучения. Причем, в некоторых странах, в зависимости от формы и целей обучения, объема изучаемых дисциплин, уровня подготовки и т. д. происходит диверсификация студентов на «регулярных», «условных», «специальных», «случайных», «вольных» и т. п.

Системы образования различных стран делятся по сроку обучения. Время пребывания в ВУЗе может варьироваться от 4 до 9 лет. Срок образования также зависит от профиля обучения.

  1. Дифференциация российской системы высшего образования

    1. Подходы к разграничению массового и элитного высшего образования.

Проблема неравенства доступа к высшему образованию в современной России чрезвычайно остра и мало изучена. При том, что вопрос неравенства в данной сфере всегда может стать объектом популизма, научно обоснованных ответов на многие вопросы этой области пока нет.

Но обозначенное выше направление в данное время активно развивается.

В современном обществе укрепляется вектор, направленный на получение молодежью высшего образования. Получение высшего образования становится нормой и просто необходимостью, и данный факт вынуждены признать даже те, кто по какой-либо причине не собирается поступать. Если обратиться к конкретным цифрам можно отчетливо проследить тенденцию роста доли высшего образования в жизни граждан: мнения о необходимости получения высшего образования молодыми людьми придерживаются 96% граждан уже получивших диплом ВУЗа и 92% не имеющих высшее образование.

Рост спроса на высшее образование сильно стимулируют работодатели. Всего 19% молодых специалистов, считают, что их диплом об окончании ВУЗа не сыграло никакой роли при приеме на работу. В то же время, среди молодых людей, считающих значимым для себя наличие высшего образования, примерно половина отметила тот факт, что для работодателя важно и престижно иметь в своей организации сотрудников с высшим образованием.

По различным оценкам, в среднем половина предприятий, принявшая на работу молодых людей получивших высшее образование в период последних 15 лет, обращаются не столько к специальным и профессиональным знаниям данных сотрудников, сколько к их социальным компетенциям, полученным во время учебы наряду со специальными знаниями.

Система высшего профессионального образования делится на элитное и массовое.

Границы массового и элитного высшего образования в настоящее время представляются достаточно размытыми, если рассматривать этот вопрос с институциональной точки зрения. Так в системе высшего образования достаточно трудно выделить факторы, позволяющие отделить элитное образование от массового.

Но представляется очевидным то, что элитное образование – это не только престижность.

В категорию элитных ВУЗов отнесены ВУЗы имеющие наивысший рейтинг по данным Министерства образования и науки России. А именно, к таковым были отнесены ВУЗы, вошедшие в первые 15-20% по данным рейтинга. Элитные учебные заведения были выделены в следующих группах: государственные педагогические, сельскохозяйственные, технические, медицинские, физкультурные. С другой стороны среди классических университетов, экономических, архитектурных и юридических выделялись первые 25-30% ВУЗов. Это произошло по причине того, что в последние годы конкурс в данные учебные заведения был заметно выше.

Также 30% ВУЗов из числа негосударственных получили условное звание элитных. Не рассматривались как подходящие для выделения их в число так называемых элитных ВУЗов Институты сервиса и негосударственные университеты, численность обучающихся на дневной форме в которых не превышает семисот человек.

Такие формы получения высшего образования, как заочная, вечерняя и некоторые другие не включены в состав элитного. Это объяснялось тем, что обучение по непрофильной для учебного заведения специальности, не может обладать определенными традициями и необходимой научной базой, которые смогут обеспечить качественную подготовку специалистов. Помимо прочего в число массового вошли различные виды экстерната и заочного обучения. Такая ситуация сложилась в связи с общепринятым мнением о низком качестве заочных форм обучения.

Элитное образование предоставляется в основном на бесплатной основе: около 1/5 получающих такое образование, оплачивают свое обучение. Показатели под данному критерию в сфере массового образования практически в 2 раза выше. Но не смотря на это, элитное образование требует намного больше инвестиций. В частности, траты на подготовку для поступления в элитный ВУЗ в разы превышают траты на поступление в ВУЗ массового образования. В итоге, расходы государства, оплачивающего обучение студента-бюджетника, не восполняют расходов семей на подготовку к поступлению.

Чтобы обеспечить себе поступление в ВУЗ, абитуриентам практически необходимо прибегать к помощи репетиторов, различных дополнительных занятий, а также специальных подготовительных курсов данного ВУЗа. Посещение платных очных курсов является, наверное, самым популярным видом подготовки к поступлению в университет: в последние два года такой вид подготовки выбрали примерно 48% абитуриентов престижных (или элитных) вузов и специальностей и около 38% — массовых. В свою очередь всего 26% абитуриентов элитных ВУЗов и 21% абитуриентов вузов непрестижных соответственно выбрали в качестве подготовки к поступлению работу с репетиторами.

Обращаясь к платной основе, прежде всего в глаза бросается разница в стоимости обучения. Стоимость года обучения в престижном (элитном) ВУЗе в среднем превышает стоимость обучения в ВУЗе непрестижном на 40%. В отдельных случаях этот показатель может доходить до 100%. Обычный ВУЗ предоставляет заметно более дешевое платное образование, но в дальнейшем это может сказаться на востребованности выпускника. Возможные работодатели чаще и охотнее склоняются к выпускнику элитного учебного заведения. Один из принципов объясняющих такое поведение работодателей: дороже значит лучше.

Стоимость предоставления высшего образования в обычном ВУЗе значительно ниже. Но в данном случае, следует обратить внимание на то, что в семейном бюджете расходы на такое образование занимают значительно большую часть, нежели семей, оплачивающих элитное образование. Отсюда следует, что образование должно стать социальной нормой.

Подобное явление еще раз доказывает то, что высшее образование стало социальной необходимостью и нормой. Семьи, не обладающие высоким достатком и, как следствие, высоким ресурсным потенциалом готовы к большим затратам из семейного бюджета и другим жертвам, для обеспечения детям возможности получить высшее образование.

Все, сказанное выше, доказывает, что «высшее образование выполняет инструментальную функцию обеспечения восходящей социальной динамики лиц, его имеющих: получения ими более высоких доходов и достижения более высокого социального статуса по сравнению с теми, кто не учился в вузе. Но в то же время существенных различий в социальной динамике между выпускниками двух выделенных нами групп вузов и специальностей (элитных и массовых) не выявлено».

Выпускники элитных учебных заведений, как правило, рассчитывают на более высокий доход, чем остальные. Только 10% выпускников таких вузов были удовлетворены своей первой зарплатой. Тогда как, среди выпускников обычных вузов этот процент в два раза выше. Все это объясняется довольно просто: выпускники элитных вузов заведомо претендуют на высокий доход, высокое положение в обществе и так далее.

Деление на элитное и массовое образование, несомненно, является полностью условным, но оно полностью оправдало себя в изучении высшего образования разных степеней доступности и качества. Изучение этих двух условных категорий дало представление о серьезном различии в доступности и качестве обучения в вузах. Более детально: оценки успеваемости студентов, их удовлетворенность обучением так далее.

Также удалось выделить различия в личностных ценностях выпускников вузов двух различных категорий. Выпускники обычных образовательных учреждений ставят для себя на первое место способность работать и учиться в течение рабочего процесса. Для выпускников элитных вузов на первом месте выступает предприимчивость.

2. Материальная основа повышения доступности и качества образования

Ключевой приоритет государственной политики в сфере образования – повышение качества и уровня образования для всех слоев населения независимо от происхождения, доходов и места жительства граждан.

В последние годы общая численность обучающихся в образовательных учреждениях всех уровней составляла в среднем около 29 млн. человек в год, т.е. более 20% населения Российской Федерации. Общая численность обучающихся в учреждениях дошкольного и общего образования составляет около 19 млн. человек, численность студентов учреждений профессионального образования – около 10 млн. человек.

Финансирование сферы образования из федерального бюджета составило в 2012 г. 603,5 млрд. рублей, проект бюджета на 2013 г. – 558,9 млрд. рублей, а в 2014 г. – 499, 5 млрд. рублей.

Поступившие средства, и средства поступающие в дальнейшем, должны обеспечить повышение качества образования, подготовку полностью компетентных в своей сфере специалистов и кадров, способных отвечать требованиям современного рынка труда.

Свыше 70% всего финансирования из федерального бюджета направляется на высшую ступень образования.

2.1. Высшее профессиональное образование.

Одной из основных задач государственной политики в сфере образования является повышение его соответствия потребностям экономики. Начатая в 2010 году программа государственной поддержки инновационных вузов будет продолжена на весь планируемы период 2012-2014, так как страна испытывает потребность в компетентных кадрах, способных двигать экономику страны вперед.

На рис. 1 представлена динамика роста учащихся высших и средних учебных заведений в России до 2015 года.

Рис. 1. Количество лиц, имеющих образование, на 1000 человек в возрасте 18-72 лет (по данным документа Министерства финансов РФ об «Основных результатах и направлениях бюджетной политики на 2012 год и период до 2014 года)

Средние профессиональные учебные заведения с 1 января 2012 года частично переведены на содержание субъектов Российской Федерации. Субъекты должны получить средства за счет сокращения затрат на полицию. В течение трех лет финансирование средних профессиональных учреждений будет урезаться на миллиард рублей в год.

2.2. Приоритетный национальный проект «Образование».

В рамках данного проекта на планируемый период 2012-2014 гг. Федеральным бюджетом предусмотрено выделение 99 млрд. рублей. В Таблице 1 подробно расписаны статьи финансирования по приоритетному национальному проекту «Образование» в 2012-2014 годах (по данным документа Министерства финансов РФ об «Основных результатах и направлениях бюджетной политики на 2012 год и период до 2014 года).

Финансирование по данному проекту будет включено в перечень других программ финансирования образования. Таких как: ФЦП развития образования на 2011-2015 гг., Федеральная адресная инвестиционная программа, ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 гг.

Табл. 1. Бюджетные ассигнования на реализацию приоритетного национального проекта «Образование» в 2012-2013 годах и длящихся мероприятий в 2014 году, млрд. руб.

 

2011 год

2012 год

2013 год

2014 год

проект

в %% к предыдущему году

проект

в %% к предыдущему году

проект

в %% к предыдущему году

Всего

41,7

41,6

99,8

37,2

89,4

20,3

54,6

в том числе:

             

Направление 1. Обеспечение доступности дошкольного образования

0,6

0,1

17,1

0,1

95,2

0,0

0,0

Модернизация муниципальных систем дошкольного образования (ФЦПРО)

0,6

0,1

17,1

0,1

95,2

0,0

0,0

Направление 2. Достижение стратегических ориентиров, заявленных в Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа»

15,1

14,5

96,0

12,0

82,8

11,8

98,3

Ежемесячное денежное вознаграждение за классное руководство

11,4

11,4

100

11,4

100,0

11,4

100

Формирование общероссийского кадрового ресурса, обеспечивающего развитие системы образования (ФЦПРО)

0,0

0,0

100,0

0,0

0,0

0,0

0,0

Распространение на территории Российской Федерации моделей образовательных систем, обеспечивающих современное качество общего образования (ФЦПРО)

0,3

0,2

72,7

0,2

95,1

0,0

0,0

Развитие дистанционного образования детей-инвалидов

2,5

2,5

100,0

0,0

0,0

0,0

0,0

Государственная поддержка талантливой молодежи

0,2

0,2

100,0

0,2

100,0

0,2

100,0

Установление ежегодного поощрения лучших учителей

0,2

0,2

100,0

0,2

100,0

0,2

100,0

Формирование системы взаимодействия ведущих университетов и учреждений общего образования по реализации общеобразовательных программ старшей школы, ориентированных на поддержку одаренных детей (ФЦПРО)

0,2

0,0

20,0

0,0

100,0

0,0

0,0

Совершенствование организации питания учащихся в общеобразовательных учреждениях

0,3

0,0

0,0

0,0

 

0,0

,0

Направление 3. Развитие инновационного характера профессионального образования как основы становления экономики знаний

24,7

25,3

102,4

23,3

92,1

8,4

36,1

Развитие сети национальных университетов и других образовательных учреждений - поддержка программ развития ведущих российских университетов

22,2

20,9

94,1

18,9

90,4

8,3

43,9

Создание бизнес-школы мирового уровня (строительство и реконструкция объектов для размещения Высшей школы менеджмента ФГОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет»

1,0

2,9

290,0

3,0

103,4

0,0

0,0

Значительное внимание будет уделено повышению доступности образования для всех слоев населения независимо от географического и социального положения. Ниже, на рис. 2, представлена общая картина охвата молодежи в стране различными ступенями образования.

Рис 2. Охват детей и молодежи программами образования, в % (по данным документа Министерства финансов РФ об «Основных результатах и направлениях бюджетной политики на 2012 год и период до 2014 года)

 

 

Просмотров работы: 3182