ПУТИ РОСТА БУХГАЛТЕРСКОЙ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПРИБЫЛИ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЯ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ПУТИ РОСТА БУХГАЛТЕРСКОЙ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПРИБЫЛИ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЯ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Прибыль является одним из наиболее важных показателей деятельности любого предприятия, так как представляет собой непосредственную цель фирмы и одновременно результат всей производственно-хозяйственной деятельности.

Сущность прибыли как основной цели предпринимательства отражена в статье 2 Гражданского Кодекса РФ, где предпринимательская деятельность определена как «самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли…»1. Вопрос о путях роста прибыли предприятия также является актуальным в теории и практике управления прибылью предприятия. Управление прибылью выступает в качестве одного из базовых направлений финансовой политики предприятия и ставит своей задачей увеличение доходов по имеющимся источникам финансовых результатов. С целью эффективного управления прибылью и разработки путей её роста важным является деление прибыли на бухгалтерскую и экономическую, а также выделение факторов, влияющих на каждый из этих видов.

Рассмотрим различные трактовки понятия прибыль и выделим в них бухгалтерскую и экономическую составляющую.

В самом общем виде с точки зрения экономической теории прибыль рассматривается как отдача от специфического вида человеческих ресурсов – предпринимательских способностей.

Согласно статье 247 Налогового Кодекса РФ2 прибылью признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов. Многими современными экономистами такая трактовка прибыли, основанная на её учётном определении, кажется «узкой привязкой категории, выражающей глубокий экономический смысл, к категории финансового результата» и «дает лишь общее представление о прибыли как о расчетном показателе»3. Соглашаясь с указанным высказыванием, следует признать и важность такого определения. Данное определение даёт четкое представление о значении и роли бухгалтерской прибыли как необходимого для деятельности предприятия расчетного показателя.

С точки зрения социально-экономического и институционального содержания прибыли можно дать следующее определение, отражающее экономическую составляющую понятия прибыль: прибыль предприятия - форма дохода, в которой реализуются социально-экономические интересы собственников капитала, наемных работников и государства, как их вознаграждение за инновационное развитие не только в узком, но и в широком смысле.4

Наиболее экономически содержательными признаются трактовки прибыли с позиций трудовой концепции. В данном ключе экономисты рассматривают прибыль как один из важнейших видов доходов предприятия, который создается в процессе его производственно-коммерческой деятельности. В анализе, проведённом З.А. Круш, Е.В. Ледовской, основным отличительным аспектом прибыли является ее способность увеличивать капитал, что позволяет дать следующее определение: прибыль – это извлеченная в процессе осуществления производственно-коммерческой деятельности предприятия экономическая выгода, приводящая к увеличению собственного капитала хозяйствующего субъекта. На наш взгляд, данное определение включает в себя бухгалтерскую составляющую, что выражено в словах «экономическая выгода». Но наиболее важна экономическая составляющая, отражённая в словах «увеличение капитала». Именно возрастание собственного капитала предприятия, которое можно на практике определить с помощью сравнения бухгалтерского баланса и отчёта о прибылях и убытках, признаётся экономической прибылью.

С точки зрения экономической теории разграничение прибыли на бухгалтерскую и экономическую имеет большое значение. Обратимся к основным содержательным аспектам этих видов прибыли и выделим факторы, влияющие на их формирование и позволяющие выявить пути их увеличения.

Рассматривая прибыль как результат вложения капитала можно выделить две формы вложения капитала: предпринимательский капитал и ссудный капитал.5 Следовательно, предприниматель может получать в качестве дохода либо часть прибыли предприятия, либо ссудный процент. В силу ограниченности используемых ресурсов и возможности их альтернативного использования предприниматель всегда должен сделать выбор между альтернативными формами вложения капитала и альтернативными способами использования имеющихся ресурсов, в том числе собственных.

Альтернативные варианты использования ресурсов отражены в экономических издержках предприятия. В определении К.Р.Макконнелла и С.Л.Брю издержки представляют собой «те выплаты, которые фирма обязана сделать, или те доходы, которые фирма должна обеспечить поставщикам ресурсов для того, чтобы отвлечь ресурсы от альтернативных вариантов использования».6 Издержки включают все затраты по использованию факторов производства и делятся на две категории: внешние и внутренние.

Внешние (явные) издержки представляют собой оплату ресурсов, привлекаемых фирмой со стороны. Эти платежи осуществляются на основе первичных бухгалтерских документов и отражаются в бухгалтерском учёте. Их называют ещё бухгалтерскими издержками.

Рассматривая неявные издержки, стоит рассмотреть один из подходов к определению прибыли. В книге П.Самуэльсона «Экономика»7 одной из точек зрения на сущность прибыли выступает понимание прибыли как безусловного дохода от факторов производства. В данном подходе чётко определяются такие понятия как безусловная рента, безусловная заработная плата и безусловный процент, которые могут быть включены в неявные (внутренние) издержки предприятия.

Внутренние (неявные, или скрытые, или условно-расчётные) издержки включают в себя издержки на ресурсы, принадлежащие самому предпринимателю, а также нормальную прибыль, которая приходится на такой важнейший ресурс, каким является предпринимательская способность. Эти издержки могут быть представлены в виде денежных платежей, которые могли бы быть получены за самостоятельно используемый ресурс при наилучшем из всех возможных альтернативных способов его применения. Фирма несёт некие внутренние издержки именно для того, чтобы финансовые ресурсы использовались внутри фирмы, а не в каком-либо альтернативном варианте. Данная часть экономических издержек не отражается в бухгалтерском учёте как издержки.

Таким образом, в связи с наличием разных видов издержек в экономической теории выделяют соответствующие им виды прибыли – бухгалтерскую и экономическую.

Бухгалтерская прибыль представляет собой разницу между совокупным доходом и внешними издержками. Данный вид прибыли характеризует фактически полученную прибыль и подтверждается первичными бухгалтерскими документами. Бухгалтерская прибыль представляет интерес для всех пользователей бухгалтерской отчётности, поскольку количественно характеризует конечный финансовый результат деятельности предприятия. Бухгалтерский подход, по мнению Р.М.Нуреева,8 анализирует прошлое, некий имеющийся опыт в деятельности фирмы. На величину данной прибыли влияют факторы, связанные со спецификой производства, хозяйственными операциями предприятия и эффективностью использования ресурсов.

Экономическая прибыль возникает в том случае, если общие доходы превышают все издержки, и представляет собой разницу между доходом и общими экономическими издержками (внешними и внутренними). Это прибыль предполагаемая и представляет интерес для предприятия, его собственников и инвесторов как главный ориентир при выборе альтернативного варианта использования вложенного капитала. На формирование экономической прибыли, прежде всего, влияют природа, вид бизнеса и общее состояние экономики и финансового рынка. По оценкам экономистов, нулевая экономическая прибыль является следствием статичной экономики и совершенной конкуренции. Однако в реальной действительности совершенная конкуренция, полное равновесие рынка и статичная экономика существовать не могут. Как пишет в своей статье О.В.Гафарова: «Всегда имеется определенная степень несовершенства конкуренции (монополизация рынка), рыночное неравновесие, неоптимальное поведение индивидуумов. Экономика всегда находится в состоянии динамики… Сама экономическая информация является редким благом, недоступной в одинаковой степени для всех участников экономических отношений».9 Неопределенность, которая существует в реальной рыночной ситуации, и монополизация рынка порождают экономическую прибыль, получаемую отдельными предпринимателями как дополнительный, избыточный доход. Среди основных факторов, формирующих экономическую прибыль, экономисты называют концентрацию производства и дифференциацию продукта, тайный сговор производителей и технические нововведения, новаторскую деятельность предпринимателей, связанную с предвидением, оригинальностью мышления, смелостью.10

Определив основные черты различных видов прибыли и их роль в управлении деятельностью предприятия, необходимо обратиться непосредственно к вопросу роста прибыли на предприятии. Рассмотрим основные пути увеличения прибыли.

Стоит отметить, что извлечение прибыли и сверхприбыли возможно за счёт монопольного положения фирмы или уникальности продукта на рынке. Реализация данного источника происходит в результате постоянного обновления продукта и удержания производства и сбыта. Монопольное положение является также и источником роста прибыли. Например, российская газодобывающая и газотранспортная монополия ОАО «Газпром» увеличила чистую прибыль в первом полугодии 2011 года на 54,5% (чистая прибыль составила 787,202 млрд. рублей) по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Однако следует учитывать влияние таких факторов, как растущая конкуренция со стороны других субъектов хозяйствования и антимонопольная политика государства. Данный путь повышения прибыли может быть эффективен только для крупных предприятий, функционирующих в условиях монополии или олигополии. Ярким примером могут являться естественные монополии или рынок сотовой связи. Но этот путь роста прибыли не может быть рассмотрен применительно ко всем фирмам, поэтому рассмотрим возможности увеличения финансовых результатов без учёта монополизации рынка.

Диаграмма 1

Динамика чистой прибыли ОАО «Газпром» в первом полугодии 2011 г., млрд.руб.11

Получение прибыли, касающееся практически всех предприятий и фирм, связано с производственной и предпринимательской деятельностью. Реализация данного источника, по мнению экспертов, возможна только при соответствующих маркетинговых исследованиях рынка.12 Величина прибыли в данном случае зависит от правильности выбора бизнеса, от создания конкурентных условий продажи товаров, от объемов производства, от величины и структуры издержек производства.

Рост прибыли очень важен для любого предприятия, поскольку создает финансовую базу для самофинансирования, расширенного воспроизводства, решения проблем социальных и материальных потребностей трудового коллектива. Существует система факторов, влияющих на конечные финансовые результаты.

Естественным фактором роста прибыли предприятия в экономической литературе называется увеличение объемов производства и, соответственно, увеличение объемов реализации. При наличии дополнительного спроса предприятие должно стремиться к завоеванию этой части рынка и способно увеличить объемы производства. Дополнительные объемы производства обеспечат дополнительную прибыль. Кроме того, при расширении производства увеличивается и сама доля прибыли на единицу продукции. Например, за 9 месяцев 2011 года ОАО «НОВАТЭК» увеличило объёмы реализации природного газа на 45,7% и жидких углеводородов на 19,6% к предыдущему году. В результате выручка от реализации за 9 месяцев 2011г. выросла на 51,3% (составила 125,417 млрд. руб.) по сравнению с аналогичным периодом 2010 г.

Диаграмма 2

Динамика выручки от реализации ОАО «НОВАТЭК», млрд.руб.13

Диаграмма 2

Таким образом, чистая прибыль компании выросла на 47% к предыдущему году и составила 41,68 млрд. рублей. Итак, первый путь роста прибыли предприятия – увеличение объёмов реализации продукции.

Диаграмма 3

Динамика чистой прибыли ОАО «НОВАТЭК», млрд.руб.14

Ещё одним фактором роста прибыли является снижение себестоимости продукции. Снижение себестоимости осуществляется по следующим направлениям: улучшение организации производства и труда, внедрение новой техники и технологии, внедрение безотходного производства. Влияние данного фактора можно проиллюстрировать на примере российских компаний. Себестоимость продукции и услуг ОАО АК "АЛРОСА" снизилась на 4% и составила 48 млрд руб. (Диаграмма 4). Чистая прибыль в 2011г. увеличилась по сравнению с предыдущим годом почти в 4 раза и составила 29,519 млрд руб. (Диаграмма 5).

Диаграмма 4

Динамика себестоимости в ОАО АК «АЛРОСА»15

Диаграмма 5

Динамика чистой прибыли в ОАО «АЛРОСА»16

Диаграмма 5

Однако данное влияние чаще всего оказывается обратны

Однако данное влияние чаще всего оказывается обратным (Таблица 1). За 9 месяцев 2011 года себестоимость продукции и услуг ОАО «РусГидро» увеличилась на 0,4%, соответственно, чистая прибыль снизилась на 17% к предыдущему году. За первое полугодие 2011 года ОАО «Полиметалл» испытало повышение удельная себестоимость добычи тонны руды на 6%. Чистая прибыль за данный период сократилась на 12% к предыдущему году. Российская ресторанная компания «Русинтер» повысила себестоимость услуг и продукции на 14,9% за первое полугодие 2011 года. Соответственно валовая прибыль компании сократилась на 14,2%. Данная тенденция к повышению себестоимости продукции в российских компаниях свидетельствует о недостаточном уровне внедрения новых технологий, неэффективном использовании ресурсов, а также об общих негативных тенденциях в экономике (инфляция). Таким образом, второй путь роста прибыли – снижение себестоимости продукции.

Таблица 1

Влияние увеличения себестоимости продукции некоторых российских компаний на динамику чистой прибыли17

Компания

Себестоимость

Чистая прибыль

ОАО «РусГидро»

+ 0,4%,

- 17%

ОАО «Полиметалл»

+6%

- 12%

Российская ресторанная компания «Русинтер»

+ 14,9%

- 14,2%.

Следующим фактором является повышение качественных характеристик продукции за счет инноваций. Повышение качества позволяет повышать и цену товара. Внедрение новшеств и инновации всегда сопровождается высоким уровнем прибыльности и предприятие, которое первым введет на рынок новый товар, реализует товар по максимально возможной цене и в больших объемах. Таким образом, предприятие получает дополнительную «инновационную» прибыль, созданную именно посредством новшеств и инноваций. Например, именно внедрение программы инновационного развития, реорганизация организационной структуры и развитие почтово-банковских услуг помогло ФГУП «Почта России» выйти на уровень безубыточности и продолжать повышение показателей прибыли. Если в 2008 году предприятие имело убыток около 1,5 млрд. рублей, то в 2009 году чистая прибыль составила 306 млн. рублей, в 2010 – 483 млн. рублей (рост прибыли составил 57,8%) (Диаграмма 6). Третий путь роста прибыли, следовательно, – повышение качества продукции путём внедрения инноваций. Это уже составляющая экономической прибыли.

Рост прибыли могут обеспечить и такие факторы как прямое повышение цен на реализуемую продукцию. Это может быть связано как с монопольным положением предприятия на рынке, так и повышенным спросом на товар или другими факторами. Такие механизмы влияния на величину прибыли, по мнению многих экономистов, должны регулироваться государственными структурами по защите прав потребителей. Например, чистая прибыль ОАО «Газпром» выросла на 54,5% в первом полугодии 2011г. в результате повышения цен реализации природного газа почти на 18%. Таким образом, повышение цен благодаря монопольному положению предприятия – четвёртый путь роста прибыли, а в ее рамках – экономической прибыли..

Диаграмма 6

Динамика чистой прибыли в ФГУП «Почта России», млн.руб.18

Также к направлениям роста прибыли предприятия можно отнести сочетание таких факторов как улучшение ассортимента, повышение использования производственных фондов, рост производительности труда. Например, чистая прибыль ОАО «ТрансКонтейнер» за 9 месяцев 2011 года выросла более чем в 9 раз (составила 2 601 млн. рублей) (Диаграмма 7) благодаря росту объемов операций компании, благоприятной экономической конъюнктуре, а также реализации мероприятий, направленных на повышение рентабельности бизнеса. В числе таких мероприятий была оптимизация порожних пробегов (то есть повышение эффективности использования производственных мощностей).

Диаграмма 7

Динамика чистой прибыли ОАО «ТрансКонтейнер», млн.руб.19

Многие экономисты, говоря о факторах роста прибыли, отмечают две стороны данной

Многие экономисты, говоря о факторах роста прибыли, отмечают две стороны данной проблемы.20 Первая заключается в стремлении собственников предприятия к повышению прибыли. С другой стороны, на практике наблюдается стремление предпринимателей скрыть истинную величину полученной прибыли, в частности, по причине высокого налога на прибыль в РФ. Таким образом, предприниматели стараются максимизировать экономическую прибыль и занижать бухгалтерскую, частью которой является налогооблагаемая – база для расчета налога на прибыль. В результате такого противодействия часто возникает неверное представление о деятельности предприятия.

Каждый из выделенных путей роста прибыли предприятия не оказывает влияние на финансовый результат изолированно. Все указанные факторы тесно взаимосвязаны между собой и способствуют росту прибыли предприятия, воздействуя на финансовые результаты предприятия в комплексе. Определённые направления и механизмы могут лишь использоваться в большей или меньшей степени.

Актуальным остаётся вопрос о том, какие из направлений, механизмов и путей роста прибыли предприятия способствуют увеличению показателей бухгалтерской, а какие экономической прибыли.

Во-первых, необходимо отметить, что каждый из этих механизмов способствует повышению бухгалтерской прибыли предприятия, так как судить о росте прибыли можно только по документам бухгалтерской отчётности. Приведённые выше примеры формировались на основе информации, представленной в бухгалтерских балансах, отчётах о прибылях и убытках и иных официальных отчётах о деятельности предприятий за определённый период. Таким образом, любой механизм, воздействие которого позволяет повысить прибыль предприятия, увеличивает, прежде всего, бухгалтерскую прибыль.

Вопрос о росте экономической прибыли является более сложным поскольку неявные издержки не отражаются в бухгалтерском учёте и проследить их изменения, а, следовательно, и изменение экономической прибыли, труднее. Как уже отмечалось выше, своё материальное выражение экономическая прибыль получает в увеличении стоимости собственного капитала предприятия. Однако такой бухгалтерский подход к исчислению экономической прибыли не учитывает издержки упущенных возможностей, входящие в неявные издержки предприятия. В общем виде исчисление экономической прибыли можно представить как нахождение разности между бухгалтерской прибылью и внутренними издержками (нормальный доход на капитал выше банковского процента, нормальная прибыль, издержки упущенных возможностей).

Прежде всего, необходимо отметить, что экономическая прибыль может быть отрицательной, нулевой и положительной. Как критерий эффективности использования ресурсов предприятия (факторов производства) экономическая прибыль позволяет принимать решения о продолжении деятельности фирмы или перемещении ресурсов в другие сферы.21 Таким образом, управление ростом экономической прибыли выражается в поиске путей и механизмов, обеспечивающих её положительное значение.

Рассмотрим подробнее факторы, влияющие на получение и рост положительной экономической прибыли. К источникам экономической прибыли могут быть отнесены неопределённость, риск, наличие определённого уровня монопольной власти, а также внедрение инноваций.

Концепция риска и неопределенности как источника прибыли связана с именем американского экономиста Ф.Найта, который в работе «Риск, неопределенность и прибыль» охарактеризовал прибыль как компенсацию предпринимателя за несение им «бремени риска» за успех или неуспех своего дела. Риск можно определить как деятельность, связанную с преодолением неопределенности в ситуации неизбежного выбора, в процессе которой имеется возможность количественно и качественно оценить вероятность достижения предполагаемого результата, неудачи и отклонения от цели.22

Важным моментом является также разграничение риска на страхуемый и нестрахуемый. Именно принятие предпринимателем нестрахуемого риска является потенциальным источником экономической прибыли.23 К нестрахуемым рискам относятся неконтролируемые и непредсказуемые изменения в спросе (доходе) и предложении (издержках), с которыми сталкивается фирма. Эти риски возникают из-за циклического развития экономической конъюнктуры, структурных сдвигов в экономике.

Воздействие нестрахуемых рисков приводит к изменениям в структуре всего делового мира. Отрасли, испытывающие положительные изменения поступлений и издержек, извлекают экономическую прибыль и расширяются. Фирмы и отрасли, попавшие в неблагоприятные условия, сокращаются. В обоих случаях, по мнению К.Макконнелла и С.Брю, происходят изменения в государственной политике. Соответствующая фискальная и монетарная политика может способствовать возрождению отраслей и предприятий, а, например, введение и отмена тарифов – значительно изменить спрос и поступления в соответствующие отрасли. Все рассмотренные факторы не могут контролироваться ни отдельной фирмой, ни отраслью.

Следующий источник получения экономической прибыли - технические нововведения, новаторская деятельность предпринимателей, влияние которой на повышение прибыли подробно описано американским экономистом Й.А. Шумпетером. Данный источник можно рассматривать как контролируемый самим предпринимателем путь повышения экономической прибыли. Внедрение инноваций способствует изменению соотношения затраты-доход, снижая затраты и увеличивая доход, что является источником получения большей прибыли.

Однако в условиях конкуренции и при отсутствии патентного законодательства инновационная прибыль будет временной, так как наличие положительной экономической прибыли заинтересовывает производителя и побуждает другие фирмы к вступлению именно в данную сферу бизнеса и использованию уже внедрённых инноваций. Этот процесс способствует расширению круга производителей, увеличению предложения и падению рыночной цены. Последнее приводит к тому, что экономическая прибыль снижается и постепенно становится отрицательной, что вызывает отток капитала из данной сферы бизнеса. Уменьшение числа производителей ведет к сокращению предложения и повышению рыночных цен. Экономическая прибыль снова становится положительной и растёт до определённого момента. Следовательно, проникновение капитала в сферу, обладающую высокой рентабельностью, являющуюся новой для предпринимательства, и внедрение инновации, является возможным путём повышения экономической прибыли, но только на короткий период времени.

Именно поэтому некоторые экономисты рассматривают инновации как особый случай риска, так как целенаправленные инновации порождают такую же неопределённость, как и неконтролируемые изменения конъюнктуры. Ведь нельзя с уверенностью говорить о том, что новый станок обеспечит экономию на затратах, пока он находится на стадии разработки.

Ещё одним важным источником экономической прибыли является монополия. Монополист может постоянно извлекать и повышать экономическую прибыль в силу способности ограничивать выпуск продукции, завышать цены, не допускать конкурентов на рынок. Существует связь между неопределённостью, нововведениями и монополией как источниками прибыли. Достижение монопольной власти может являться одним из способов снижения или смягчения неопределённости. Инновации в свою очередь являются возможным источником монопольной власти.

Рассмотрим ещё один подход к определению источников экономической прибыли. Экономистом А.Бабо в книге «Прибыль»24 определены источники ее возникновения в современной рыночной экономике. Во-первых, А.Бабо называет прибыль, заработанную благодаря инициативе. Таким образом, первый источник – инициатива предпринимателя, что близко к таким источникам прибыли, как предпринимательские способности, нововведения. Во-вторых, экономист рассматривает прибыль, полученную при благоприятных обстоятельствах (или понесённый вследствие неблагоприятных условий убыток). Этот источник фактически повторяет уже названные ранее неопределённость и риск. В-третьих, выделяется «допускаемая прибыль», извлечение которой возможно благодаря её признанию общественными институтами, среди которых важную роль играют органы государственной власти. С точки зрения А.Бабо «зачастую государство использует прибыль как средство переориентации предпринимательских решений в направлениях, которые определяют достижение целей, поставленных самим государством». Одним из основных способов воздействия на предпринимательскую деятельность на предлагаемых государством направлениях является налоговое регулирование.

Деятельность государства можно рассматривать как один из путей повышения экономической прибыли с точки зрения её социально экономического значения. Если рассматривать прибыль с позиции общественных интересов, в ее получении и росте заинтересован не только капитал, но и наемные работники, общество в целом. Отсутствие прибыли, убыточность предприятий приводит к разрушению всей системы расширенного воспроизводства. Поэтому стоит рассмотреть влияние налогообложения на рост прибыли как формы дохода, в которой реализуются совокупные интересы общества, капитала, наемных работников и государства.

Влияние налогообложения на прибыль, рассматриваемую с четырёх различных точек зрения (как безусловный доход, как плату за инновации, как вознаграждение за риск, как монопольный доход), подробно описано в книге П.Самуэльсона «Экономика».

Рассматривая прибыль как плату за инновации, Самуэльсон отмечает, что увеличение налогообложения доходов, полученных за счёт уже применяющихся нововведений, не может не отразиться на перспективе внедрения ещё не применявшихся инноваций. В такой ситуации предприниматель-новатор может принять решение об отказе от внедрения инноваций и переходе на наёмную службу, что снизит экономическую прибыль в масштабах всего государства и отрицательно скажется на социально-экономическом прогрессе общества. Таким образом, рост прибыли как макроэкономического показателя, получаемой от внедрения инноваций, значительно зависит от налоговой политики государства в данной области.

В качестве наиболее эффективных мер стимулирования развития и внедрения инноваций экспертами рассматриваются различные налоговые льготы. Причём простое снижение налога на прибыль для всех предприятий не признаётся как эффективная мера. Например, в 2009г. ставка налога на прибыль в РФ снизилась с 24% до 20%. По словам государственного советника налоговой службы Д. Г. Черника, «у налога на прибыль не только фискальная, но еще и регулирующая функция».25 Наиболее эффективной мерой, по его мнению, является восстановление инвестиционной налоговой льготы, согласно которой предприятия, наиболее активно вкладывающие средства в развитие новых методов производства, могут снижать налоговую базу на 21-23%. Это позволит восстановить стимулирующую функцию налога на прибыль. В последние годы в нашей стране активно принимаются различные налоговые льготы для инновационных предприятий.

Рассматривая прибыль как плату за риск, Самуэльсон пишет, что увеличение ставок налога на доходы от рискованной деятельности повлечёт за собой перемещение капитала в сферу «обычной, уже устоявшейся деятельности». Этот процесс также будет негативно влиять на экономику государства, так как «секрет нашего материального прогресса заключается не только в научных и технологических нововведениях, но и в тех капиталовложениях, которые связаны с осуществлением рискованных проектов». Следовательно, рост прибыли как платы за риск также обратно пропорционален ставкам налогов в данной области.

Налогообложение монопольной прибыли, по мнению Самуэльсона, влечёт за собой вопрос о том, какой именно доход считать монопольным, то есть полученным в результате «искусственных ограничений», а не «естественной ограниченности». Сложность также заключается в том, что монопольные прибыли могут быть капитализированы и могут принимать форму процента или высокой заработной платы.

Согласно анализу,26 проведённому в 2010 году компанией КМПГ и Высшей школой экономики на базе отчётности крупнейших российских компаний, выделяют следующие факторы, способствующие формированию положительной экономической прибыли: высокая рентабельность продаж, темпы роста выручки компании, наличие в числе акционеров иностранных инвесторов, количество независимых директоров в составе совета директоров, больший размер компании, концентрация собственности (доли акций в руках трех крупнейших акционеров).

Все данные факторы, полученные современными учёными на практике, можно сгруппировать по источникам экономической прибыли, описанным выше. Во-первых, риск и неопределённость рыночной конъюнктуры (к этой группе можно отнести такие факторы как высокая рентабельность продаж и темпы роста выручки компании, так как эти показатели формируются на рынке и содержат существенную долю риска). Во-вторых, монопольная власть (такие факторы как больший размер компании, концентрация собственности отражают тенденцию к монополизации). Также стоит отметить факторы наличия в числе акционеров иностранных инвесторов и наличие независимых директоров в совете директоров, которые можно определить как фактор предпринимательских способностей. Следовательно, прибыль, возрастающая в результате данного фактора можно рассматривать как безусловный доход на один из факторов производства.

Таким образом, реализация на практике всех возможных источников получения положительной экономической прибыли может способствовать её росту.

Обратимся ещё раз к путям роста прибыли, описанным выше, которые наиболее часто реализуются на практике. Во-первых, это монопольное положение на рынке, которое способствует как росту бухгалтерской, так и экономической прибыли. Во-вторых, перечислим основные пути роста прибыли для фирм, находящихся в конкурентных условиях и постараемся указать их связь с источниками экономической прибыли:

1. увеличение объёмов производства и реализации продукции – данный путь связан с риском предпринимателя, поскольку увеличенные объёмы не всегда могут быть реализованы, следовательно, экономическая прибыль может быть повышена в результате использования источника риска;

2. снижение себестоимости (издержек) – данный путь может способствовать росту экономической прибыли, только если он связан с внедрением инноваций и не оказывает отрицательного влияния на качественные характеристики продукции и социальную сферу предприятия, также можно говорить о его положительном влиянии на экономию ресурсов для общества;

3. повышение качества товаров и услуг – данный путь связан с внедрением инноваций, поэтому он способствует повышению и экономической прибыли;

7. улучшение ассортимента – данный путь во многом связан с предыдущим, а также с влиянием на изменение предложения и спроса на рынке, этот путь во многом связан с неопределённость рыночной конъюнктуры и риском предпринимателя, таким образом, тоже может выступать источником повышения экономической прибыли;

4. прямое повышение цен – этот путь возможен только для фирм, обладающих определённой долей монопольной власти, следовательно, экономическая прибыль также может повышаться за счёт реализации источника монопольной власти, с точки зрения социально-экономического значения прибыли этот путь не может рассматриваться как положительный;

5. повышение использования производственных фондов и рост производительности труда – данные факторы также связаны с внедрением нововведений, повышением объёмов производства, снижением затрат и может способствовать росту экономической прибыли.

Таким образом, предприятия могут использовать различные способы повышения прибыли, которые, отражаясь в первую очередь на бухгалтерской прибыли, приводят также и к росту экономической прибыли. Основной задачей для предприятия является правильная комбинация всех рассмотренных способов и выбор наиболее оптимальных и эффективных путей, которые будут отвечать не только целям отдельного экономического субъекта на микроуровне, но макроэкономическим целям государства, отражающим социально-экономическое значение прибыли.

1 Гражданский Кодекс Российской Федерации. – Гросс-Медиа, 2009. Ч.1.

2 Налоговый кодекс Российской федерации. – Кнорус, 2011. Ч.2.

3 Ледовская Е.В., Круш З.А. Генезис трактовки экономического содержания прибыли предприятия // Вестник Воронежского государственного аграрного университета. 2006. № 1. С. 27-38.

4 См.: Козлова Е.М. Анализ подходов к определению социально-экономической природы и роли прибыли // Международный журнал экспериментального образования. 2011. № 8. С. 233.

5 См.: Кириллова Л.Н. Виды прибыли в системе управления прибылью // Экономический журнал. 2009. № 16. С. 57-76.

6 Макконнелл К. Р., Брю С.Л. Экономикс. Перевод с англ. – ИНФРА-М, 2003. C. 283.

7 Самуэльсон П. Экономика. В 2-х томах. Т.1. – М.: НПО «Алгон», 1994. – 330 с.

8 См.: Нуреев Р. М. Курс микроэкономики: Учеб. — 2-е изд., изм. М.: Издательство НОРМА, 2002. С. 192.

9 Гафарова О.В. Экономическая природа прибыли как основа налогообложения предприятий // Terra Economicus. 2011. Т. 9. № 2-2. С. 29.

10 См.: Ковалев В.В. Прибыль: трактовка и виды // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 8: Менеджмент. 2003. № 4. С. 86-105.

11 Построено на основе данных из: http://www.rbc.ru/ - официальный сайт РосБизнесКонсалтинг.

12 См.: Сергеева С.С. Факторы роста прибыли предприятия в современных условиях // Международный журнал экспериментального образования. 2011. № 8. С. 280-281.

13 Построено на основе данных из: http://novatek.ru/ru/press/releases/ - официальный сайт ОАО «НОВАТЭК». Пресс-релизы.

14 Построено на основе данных из: http://novatek.ru/ru/press/releases/ - официальный сайт ОАО «НОВАТЭК». Пресс-релизы.

15 Построено на основе данных из: http://www.alrosa.ru/investment/finance_result/financial/. – официальный сайт ОАО АК «АЛРОСА». Раскрытие информации.

16 Построено на основе данных из: http://www.alrosa.ru/investment/finance_result/financial/. – официальный сайт ОАО АК «АЛРОСА». Раскрытие информации.

17 Составлено на основе данных из: http://www.rbc.ru/ - официальный сайт РосБизнесКонсалтинг.

18 Составлено на основе данных из: http://www.rbc.ru/ - официальный сайт РосБизнесКонсалтинг.

19 Построено на основе данных из: http://www.trcont.ru/. – официальный сайт ОАО «ТрансКонтейнер». Финансовые и операционные результаты.

20 См., например: Сергеева С.С. Факторы роста прибыли предприятия в современных условиях // Международный журнал экспериментального образования. 2011. № 8. С. 280-281.

21 См.: Жминько А.Е. Сущность и экономическое содержание прибыли //Экономический анализ: теория и практика. 2008. № 7. С. 60-64.

22 См.: Шапкин А.С. Экономические и финансовые риски. Оценка, управление, портфель инвестиций: Монография. М., 2003. С. 175.

23 См.: Найт Ф. Риск, неопределённость и прибыль. Перевод с англ. – М.: Дело, 2003. С. 178.

24 Бабо А. Прибыль. – М: Прогресс / Универс, 1993. С. 85–90.

25 Российский Налоговый Курьер. №12 [Электронный ресурс]: Режим доступа: www.rnk.ru/. - Загл. с экрана.

26 Создание экономической прибыли: анализ российских компаний. - сайт «Корпоративный менеджмент» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.cfin.ru/. – Загл. с экрана.

Просмотров работы: 6778