ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ СТРЕССА В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ СТРЕССА В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Современный ритм жизни становится все более интенсивным, появляются новые технологии, требующие от человека адаптации к ним. Несомненно, проблема стресса существовала всегда, поскольку во все времена людям в определенных ситуациях приходилось испытывать напряжение, однако с сегодняшним темпом жизни возникает чрезмерный повседневный стресс, который является причиной многочисленных заболеваний. По данным ВОЗ, 45% всех заболеваний связаны с переживанием стресса. Именно поэтому в современных условиях данная проблема очень актуальна.

Особую актуальность проблема стресса приобретает, когда речь идет о подростках. Подростковый возраст - это наиболее критический период развития, который характеризуется половым созреванием, внутриличностными противоречиями, занимаемым промежуточным положением между ребенком и взрослым, стремлением подчеркнуть свою индивидуальность, чувством взрослости. Зачастую подросток сталкивается с непониманием со стороны окружающих, в частности, взрослых. Это приводит к эмоциональной нестабильности, и, как следствие, к стрессам.

Вопросы психики в подростковом возрасте всегда волновали психологов, т.к. они хорошо понимали, что именно в период подросткового возраста закладываются основные черты характера, стиль поведения человека, его привычки, жизненные ориентации и т.д. И от того, насколько положительно будет пройден этот этап, будет зависеть дальнейшая взрослая жизнь человека. Одним из факторов, могущих помешать нормальному (без отклонений) становлению личности, может стать перенесенный стресс. Необходимо суметь вовремя заметить проявления стресса у подростка для того, чтобы стресс не оказал чрезмерно негативного влияния на ребенка и не мешал его развитию, не смог подавить подростка.

Подростки реагируют на стресс эмоциональными и поведенческими проблемами. Существуют признаки, по которым можно определить, что подросток испытывает стресс.

К физическим признакам относят: нарушение сна, бессонница, частые травмы, чрезмерная неловкость, безразличие или усталость, невозможность проявить интерес к чему бы то ни было, нервные тики — подергивание век, привычка грызть ногти, непроизвольное подмигивание, мочеиспускание в постель, ночные кошмары, нечеткая дикция, заикание, трудности с концентрацией внимания, быстрая утомляемость, неумение сосредоточиться на конкретном предмете.

Поведенческие признаки: возврат к поведению более раннего возраста, неуспеваемость в школе — особенно при хорошей успеваемости прежде, жестокое отношение к животным или к людям, воровство, побеги из дома, беспричинное ломание вещей, вандализм, ложь постоянная, по мелочам, беспричинная, вспышки ярости, чрезмерная мечтательность, стремление делать все абсолютно правильно, употребление наркотиков.

Симптомы отношений и самооценки ребенка: чувство безнадежности, отношение к себе как к глупому или неспособному, заявления типа «я хочу умереть» или «я жалею, что родился, излишние страхи, потеря друзей потеря друзей, неучастие в коллективных занятиях.

К подобному состоянию ребенка могут привести следующие наиболее распространенные жизненные ситуации, обычно являющиеся источниками стресса у детей и подростков:

События, переживаемые семьей: смерть одного из родителей; развод родителей; родитель — наркоман или алкоголик; родитель, внезапно оказавшийся без работы; примирение разошедшихся родителей; разведенный родитель влюбляется или женится (выходит замуж) вновь; родитель в тюрьме (только что попал в тюрьму); родитель длительное время пребывает в депрессии; смерть кого-либо из близких родственников (брата, сестры, дедушки, тети…); длительное расставание с кем-либо из родителей или других родственников; тяжелая болезнь члена семьи; рождение брата или сестры; появление в доме нового человека; отъезд из дома брата или сестры; смерть домашнего питомца; смена места жительства; финансовые затруднения семьи.

События, переживаемые непосредственно ребенком: серьезная болезнь, травма, госпитализация; сексуальные домогательства; физическое оскорбление, включая тяжелое физическое наказание; моральное оскорбление; уродство, физический недостаток; поступление в школу или ее окончание; отставание или опережение сверстников на класс; отставание по какому-либо предмету в школе, какследствие насмешки одноклассников; выдающееся личное достижение; изменение привычек в еде; ощущение себя последним в классе или группе; появление физических изменений или взросление; влюбленность; трудности в приобретении или сохранении друзей.

Очень часто стресс способен привести подростка к мыслям о самоубийстве. В данной возрастной среде самоубийства случаются гораздо чаще и происходят в большинстве случаев в силу тех же причин, что и сам подростковый стресс, — большая впечатлительность, отсутствие жизненного опыта, что порой приводит молодежь к выводу: приключившаяся с ним «беда» — самое худшее, что могло произойти, больше в жизни не может быть ничего хорошего, а значит, и жить незачем. Зачастую основной побудительной причиной самоубийства служит депрессия.

Исследование особенностей проявления стресса в подростковом возрасте проводилось на базе школы №21 г. Тулы. В исследовании приняли участие учащиеся 8 «Б» класса, количество- 16 человек.

Для изучения особенностей проявления стресса вподростковом возрасте нами были использованы следующие психодиагностические методики: : опросник Спилбергера-Ханина «Исследование тревожности», опросник Т. А. Немчина «Определение нервно-психического напряжения», тест самооценки тревоги В. Цунга, опросник Т. А. Иванченко «Инвентаризация симптомов стресса», шкала психологического стресса PSM-25.

Результаты диагностики по методике « Опросник Т.А. Иванченко «Инвентаризация симптомов стресса» представлены на рисунке 1.

Рис.1. Результаты диагностики по методике «Опросник Т.А. Иванченко «Инвентаризация симптомов стресса»

В результате проведения данного опросника было выявлено, что у современных подростков присутствует напряжение. В процентном соотношении это выглядит следующим образом: 6 человек (37,5%) испытуемых напряжены, подвержены стрессу, им хватает проблем и забот, присутствует напряжение, но невысокое. 8 человек (50%) спокойны, справляются с проблемами, которые приносит жизнь, у них нет выраженного напряжения. 2 человека (12,5%) обладают очень высокой напряженностью, довольно зависимы от чужих оценок, что держит их в состоянии стресса. Среднегрупповой показатель-29,9, что свидетельствует о наличии незначительного напряжения.

Результаты диагностики по методике « Шкала психологического стресса PSM-25» Н.Е. Водопьяновой представлены на рисунке 2.

Рис.2. Результаты диагностики по методике « Шкала психологического стресса PSM-25» Н.Е. Водопьяновой

В результате проведения данной методики было выявлено, что у большинства опрошенных присутствует низкий уровень стресса, у остальных- средний и высокий уровень стресса. В процентном соотношении это выглядит следующим образом: у 2 человек ( 12,5 %) присутствует высокий уровень стресса, эмоциональное напряжение, которое оказывает негативное влияние на организм. У 1 человека( 6,5%) средний уровень стресса, присутствует эмоциональное напряжение, но не очень сильное . У остальных 13 человек (81% ) - низкий уровень стресса, они не находятся в состоянии чрезмерного напряжения, такой уровень стресса не может существенно навредить организму. Среднегрупповой показатель- 65,5 соответствует низкому уровню стресса.

Результаты исследования по методике» Опросник Спилбергера-Ханина «Исследование тревожности» представлены на рисунках 3.1. и 3.2.

Рис.3 . Результаты исследования по методике « Опросник Спилбергера-Ханина «Исследование тревожности». Ситуативная тревожность

В результате проведения данного опросника было выявлено, что у большинства испытуемых- умеренный уровень ситуативной тревожности. В процентном соотношении это выглядит следующим образом: у 14 человек (87,5%) присутствует умеренный уровень ситуативной тревожности. Такие люди эмоционально острее, чем низкотревожные, реагируют на сообщение о неудаче, хуже работают в стрессовых ситуациях или в условиях дефицита времени, отведенного на решение задачи. У 2 человек( 12,5%) – высокий уровень ситуативной тревожности. Они сильно проявляют беспокойство, порожденное конкретной ситуацией. Среднегрупповой показатель- 42,25- свидетельствует об умеренной ситуативной тревожности.

Рис.3.2. Результаты исследования по методике « Опросник Спилбергера-Ханина «Исследование тревожности»Личностная тревожность

В результате проведения данного опросника было выявлено, что у большинства испытуемых преобладает умеренный уровень личностной тревожности. В процентном соотношении это выглядит следующим образом: у 10 человек (62,5%) – умеренная личностная тревожность. У 6 человек (37,5%) –высокая личностная тревожность, эти люди воспринимают множество ситуаций как угрожающие. Среднегрупповой показатель- 46 свидетельствует об умеренной личностной тревожности.

Результаты исследования по методике «Опросник Т. А. Немчина «Определение нервно-психического напряжения» представлены на рисунке 4.

Рис.4. Результаты исследования по методике «Опросник Т. А. Немчина «Определение нервно-психического напряжения»

В результате проведения данного опросника было выявлено, что у большинства опрошенных подростков преобладает средний уровень тревоги. В процентном соотношении это выглядит следующим образом: у 9 человек (56,25%) присутствует средний с тенденцией к низкому уровень нервно-психического напряжения, у 3 человек ( 18,75%) – средний с тенденцией к высокому, у 2 человек ( 12,5%)- высокий и у 2 человек ( 12,5%) - низкий уровень нервно-психического напряжения. Среднегрупповой показатель- 13,4- соответствует среднему с тенденцией к низкому уровню нервно-психического напряжения.

Результаты исследования по методике «Тест самооценки тревоги В. Цунга» представлены на рисунке 5

Рис.5. Результаты исследования по методике «Тест самооценки тревоги В. Цунга»

В результате проведения данной методики было выявлено, что большинство испытуемых оценили свой уровень тревоги как средний, остальные- низкий. В процентном соотношении это выглядит следующим образом: 13 человек ( 81%) оценили собственный уровень тревоги как средний, остальные 3 человека ( 19%)- как низкий. Среднегрупповой показатель- 43,1, что соответствует среднему уровню тревоги.

Таким образом, анализ результатов проведенного исследования позволяет говорить о наличии у современных подростков незначительного напряжения, умеренного уровня ситуативной тревожности, среднего уровня тревоги.

Просмотров работы: 6722