ЛИЧНОСТЬ ЛИДЕРА В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ЛИЧНОСТЬ ЛИДЕРА В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Аспект управленческой эффективности в настоящее время признан одним из центральных в организационной психологии. Не просто управлять, а управлять эффективно, получая высокий результат при минимальных затратах сил, энергии, времени, средств. Для эффективного управления необходимо определить наиболее оптимальный стиль руководства (лидерства). В современном мире, в условиях глобализации, изменения экономических отношений на уровне отдельных стран и в общемировом масштабе вынуждают пересмотреть вопросы эффективности того или иного стиля управления в глобальном аспекте.

Лидерство - явление сложное и многогранное. В настоящее время в психологии существует множество подходов к определению понятия лидерства и его природы.

Феномен лидерства встречается практически на каждом уровне социальной организации общества – он присутствует везде, где есть коллективная деятельность и организация. Любая совместная деятельность нуждается в упорядочении поведения индивидов, в выработке общих целей и определении путей и способов их достижения.

Важность феномена лидерства осознавалась уже в глубокой древности. Внимание многих поколений политических мыслителей прошлого было приковано к личности великих правителей. Проблема «идеального правителя» занимала одно из центральных мест в истории политической мысли, начиная с эпохи античности и вплоть до конца ХIХ века. Яркими представителями героической концепции истории, рассматривающими прошлое как результат деятельности выдающихся личностей, являлись Т.Карлейль и Р.Эмерсон. Глубокое влияние на современные теории лидерства оказали теории Ф.Ницше, З.Фрейда, Г.Тарда, Г.Лебона.

Лидерство - социальные отношения доминирования и подчинения в группе, организации, обществе, основанные на способности лидеров принимать решения и оказывать влияние.

Лидерство - это обозначение осуществления власти и влияния внутри группы.

Б.Д. Парыгин трактует лидерство как один из процессов организации и управления малой социальной группой, который способствует достижению групповых целей в оптимальные сроки и с оптимальным эффектом. Он считает, что феномен лидерства возникает в результате одновременного взаимодействия двух факторов: объективного и субъективного.

Лидер - тот, кто способен вести за собой других, авторитетный член группы, организации, общества, выполняющий роль организатора, инициатора группового взаимодействия.

Н.С. Жеребова отмечает, что лидер - это такой член группы, который выдвигается в результате взаимодействия ее членов или организует их вокруг себя при соответствии его норм и ценностных ориентаций с групповыми и способствует организации и управлению этой группой при достижении групповых целей.

А.А. Ершов подразумевает под лидером члена группы, который обладает необходимыми организаторскими способностями, занимает центральное положение в структуре межличностных отношений и способствует своим примером, организацией и управлением группой достижению групповых целей наилучшим образом.

С.А. Багрецов определил лидерство как степень ведущего влияния личности члена группы на группу в целом в направлении оптимизации решения общегрупповой задачи. Он определил лидера как члена группы, за которым все остальные члены признают право принимать наиболее ответственные решения, затрагивающие интерес всей группы и определяющие направленность ее деятельности.

Природа лидерства может быть лучше понята, если сравнить его с собственно управлением. Быть менеджером и быть лидером в организации - это далеко не одно и то же. Менеджер в своем влиянии на работу подчиненных и построении отношений с ними, прежде всего, использует и полагается на должностную основу власти и источники, ее питающие. Лидерство как специфический тип отношений управления основывается больше на процессе социального воздействия, а точнее, взаимодействия в организации. Этот процесс является гораздо более сложным, требующим высокого уровня взаимозависимости его участников. В отличие от собственно управления лидерство предполагает наличие в организации последователей, а не подчиненных. Соответственно отношения «начальник - подчиненный», свойственные традиционному взгляду на управление, заменяются отношениями «лидер - последователь».

В зависимости от стиля руководства выделяют стили лидерства. Стиль лидерства - типичная для лидера (руководителя) система приемов воздействия на ведомых (подчиненных). К. Левином выделены три стиля лидерства: авторитарный (жесткие способы управления, пресечение чьей-либо инициативы и обсуждения принимаемых решений и т. п.), демократичный (коллегиальность, поощрение инициативы и т. п.) и анархичный (отказ от управления, устранение от руководства и т. п.). При осуществлении управленческой деятельности необходимо опираться на тот или иной стиль лидерства (руководства). При этом оптимальный стиль лидерства - создания образа будет определяться организационной культурой самой команды и организации, к которой она принадлежит. Оптимальный же стиль лидерства-руководства будет определяться в каждый конкретный момент, в зависимости от того, с какой задачей сталкивается сотрудник, есть ли у него опыт, знания и навыки для ее решения, а также тем, настроен ли он приступить к реализации этой задачи, и уверен ли в своих силах. С развитием команды и изменением характера решаемых задач стиль лидерства, чтобы оставаться оптимальным, должен меняться.

Согласно концепции «черт» - лидер обладает определенными свойствами, чертами, благодаря которым он выдвигается в лидеры. Лидеру присущи следующие психологические качества: уверенность в себе, острый и гибкий ум, компетентность как доскональное знание своего дела, сильная воля, умение понять особенности психологии людей, организаторские способности. Однако анализ реальных групп показал, что порой лидером становится человек, и не обладающий перечисленными качествами, и, с другой стороны, человек может иметь данные качества, но не являться лидером. Возникла ситуативная теория лидерства, согласно которой лидером становится тот человек, который при возникновении в группе какой-либо ситуации имеет качества, свойства, способности, опыт, необходимые для оптимального разрешения этой ситуация для данной группы. В разных ситуациях группа выдвигает разных людей в качестве лидера. В исследованиях Б. Д. Парыгина выделены типы лидеров в зависимости от характера деятельности (универсальный лидер, ситуативный лидер), ее содержания (лидер-вдохновитель, лидер-исполнитель, деловой лидер, эмоциональный лидер).

В соответствии с учением М.Вебера о способах легитимации власти лидеров подразделяют на: традиционных лидеров, которыми обычно являются вожди племен, монархи и т.д. Их авторитет основан на традиции, обычае. Рационально - легальных, или рутинных - это лидеры, избранные демократическим путем. Харизматических - лидеров, наделенных, по мнению масс, особой благодатью, выдающимися качествами, необычайной способностью к руководству.

Изучение проблемы лидерства важно с позиции выработки методов эффективного руководства, отбора и формирования лидеров. Руководитель должен уметь ставить задачи, определять средства достижения цели и методы контроля. Успешное руководство в значительной мере зависит от умения руководителя управлять мнением коллектива.

В настоящее время в России проблема психологии руководства и лидерства стоит довольно остро, что обусловлено наличием довольно скупых исследований в некоторых сферах лидерства и низким уровнем профессионализма некоторых современных руководителей и как следствие неэффективность деятельности организации.

Эффективный лидер - это человек, направляющий поведение других людей к достижению общих целей. Лидер оказывает влияние таким образом, чтобы коллектив достиг желаемых результатов, и при этом были соблюдены стандарты и продемонстрировано качество выше обычного уровня.

В современном обществе постоянно происходят перемены. Анализ результатов исследований последних лет позволяет выделить следующие основные тенденции (требования, предъявляемые к личности лидера):

  1. эффективный лидер увлекает людей и словом, и делом. Других нужно заряжать собственным примером, только тогда они искренне будут стремиться побить все рекорды;

  2. согласно проведенным исследованиям, 2/3 всех знаний и умений, так необходимых современному лидеру, относятся к эмоциональной сфере. Основное качество современного лидера - это способность управлять людьми с помощью эмоций. Талантливые руководители умеют управлять настроением всего коллектива. Если дарить позитивные эмоции, то люди будут проявлять самые лучшие свои способности;

  3. лидер в современном мире - это личность, умеющая создавать команду. Сила этой команды и является существенным конкурентным преимуществом. Эффективный лидер знает, как заставить людей работать совместно, как их мотивировать на наилучшие результаты работы.

  4. эффективный лидер в предпринимательстве всегда уверен в себе, иначе он не сможет мыслить и вести за собой коллектив к реализации замыслов всей компании и на благо каждого ее сотрудника. Предпринимательское лидерство не только делает всю компанию более продуктивной, но еще и дает больше свободы самим лидерам. Они раскрывают мощности своей организации и, вместе с тем, проявляют собственную креативность.

О лидерстве написано много книг, еще больше статей, тема лидерства разрабатывается психологами, социологами, специалистами в области менеджмента и качества, но до сих пор не существует единой признанной и принятой концепции лидерства.

Проблема психологии лидерства захватывает важные аспекты государственного и муниципального руководства, изучение и внедрение инновационных подходов в управление, понимание структуры поведения лидера призвано решить многие споры и недовольства, связанные с отсутствием грамотных, компетентных лидеров.

Просмотров работы: 4753