ПРОФИЛАКТИКА ТРЕВОЖНОСТИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ СРЕДСТВАМИ ТАНЦЕВАЛЬНОЙ ТЕРАПИИ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ПРОФИЛАКТИКА ТРЕВОЖНОСТИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ СРЕДСТВАМИ ТАНЦЕВАЛЬНОЙ ТЕРАПИИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Проблема тревожности является одной из наиболее актуальных проблем в современной психологии, о чем свидетельствует усиление интереса российских ученых к изучению данного феномена. Подобное положение дел обусловлено в первую очередь резкими изменениями в жизни общества, порождающими неопределенность и непредсказуемость будущего и, как следствие, переживания эмоциональной напряженности, тревоги и тревожности. Определенный уровень тревожности - естественная и обязательная особенность активной деятельной личности. У каждого человека существует свой оптимальный или желательный уровень тревожности - это так называемая полезная тревожность. Однако, повышенный уровень тревожности является субъективным проявление неблагополучия личности.

Сам термин «тревожность» имеет огромное количество определений и характеристик в психологической литературе. Большинство исследований сходятся на том, что тревожность - это дифференцированное явление - как ситуативное явление и как личностная характеристика.

А.М. Прихожан определяет тревожность как переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности.

В настоящее время в науке принято различают тревожность как эмоциональное состояние и как устойчивое свойство, черту личности, темперамента и выделять два основных вида тревожности:

2) ситуативная тревожность – порожденная конкретной ситуацией, объективно вызывающей беспокойство. Может возникать у любого человека. Это состояние может играть положительную роль, выступая как некий своеобразный мобилизующий механизм;

2) личностная тревожность – рассматривается как личностная черта. Проявляется в постоянной склонности к переживанию тревоги в самых различных жизненных ситуациях; характерно состояние безотчетного страха, неопределенным ощущением угрозы, готовностью воспринимать любое событие как неблагоприятное и опасное. Ребенок, подверженный подобному состоянию, находится в постоянном подавленном, настороженном настроении, как следствие, затруднены контакты с окружающим миром, который воспринимается им как пугающий и враждебный. В итоге, в процессе становления характера формируется низкая самооценка и мрачный пессимизм.

Современными исследователями уже в начальной школе отмечено увеличение количества детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Анализ литературы по проблеме исследования (К.Роджерс, К.Хорни, Г.С.Салливен, В.С.Мерлин, В.М. Астапова, Г.Ш. Габдреевой, Н.Д. Левитова, Ю.Л. Ханина, Д.И.Фельдштейна, А.И. Захарова , Б.И. Кочубей, А.М. Прихожан и др.). позволил нам выделить следующие причины возникновения тревожности у младших школьников.

  1. Внутренний конфликт – противоречивость стремлений ребенка. Такое противоречивое состояние ребенка может быть вызвано противоречивыми требованиями к нему от родителей, педагога (то грубый запрет на какие – либо действия, то позволение их совершать); неадекватными возможностям ребенка, его силам, требованиями и задачами, которые ставят ребенка в униженное, зависимое положение. Отсюда, возникновение чувства «потери опоры», неуверенность в окружающем мире.

  2. Внешний конфликт – может лежать в основе внутреннего. Однако смешивать внешний и внутренний конфликты недопустимо.

  3. Из-за нехватки эмоциональных и общественных стимулов. Тревожность возникает при конфликте, препятствующем реализации важнейших потребностей (физическое существование, потребность в близости, привязанности к чему-либо, в независимости, самостоятельности и так далее).

  4. Завышенные требования к ребенку, догматичная система воспитания («ты должен быть отличником!»).

Последствия тревоги могут быть самыми различными. В состоянии тревоги человек, а тем более ребенок, не может бороться, защищаться, так как не знает, против чего именно нужно бороться и защищаться. Страх – первая производная тревоги. Тревожный ребенок отличается частыми проявлениями беспокойства, тревоги, большим количеством страхов, особой чувствительностью; характеризуется низкой самооценкой – постоянное ожидание неблагополучия со стороны окружающих. Чувствительны к своим неудачам, остро реагируют на них, склонны отказываться от деятельности, в которой испытывают трудности (например, рисование).

Тревожные дети имеют склонность к привычкам невротического характера – грызут ногти, сосут пальцы, выдергивают волосы и так далее). Манипуляции с собственным телом снижают у таких детей эмоциональное напряжение, успокаивают.

Признаки тревожности: распознавать тревожного ребенка позволяет один из методов – рисование (обилие штриховки, сильный нажим, маленькие размеры изображений, «застревание» на деталях, особенно мелких). Также тревожного ребенка легко определить по выражению лица – серьезное, сдержанное; скромность и застенчивость, скованность в движениях (во избежание привлечения к себе внимания).

В настоящее время разработаны многочисленные рекомендации родителям и учителям относительно тревожных детей. Вот некоторые из них:

- вовлечение изолированного ребенка в интересную для него деятельность;

- помощь в достижении успеха в какой-либо деятельности;

- преодоление аффективности ребенка (вспыльчивость, обидчивость), которая бывает не только причиной, но и следствием психологической изоляции;

- выработка уверенности в себе.

Достаточно актуальным и перспективным в работе с тревожными детьми видится нам использование танцевальной терапии. ТДТ – метод психотерапии, в котором тело выступает в качестве инструмента, а движение – процесс, помогающий человеку пережить, распознать, выразить свои чувства и конфликты. Телесные движения здесь рассматриваются как отражение внутренней психической жизни, взаимодействующей с окружающим миром. Танцевальная терапия базируется на предпосылке, что тело и психика взаимосвязаны.

Эмоциональные проблемы в теле существуют в виде мышечных зажимов, ограничивающих двигательных паттернов. Здесь не важно, как человек умеет танцевать и выглядит в танце. В танцевальной терапии акцент ставится на то, как человек чувствует свое тело и движение. Танцы, по мнению психологов, лечат внутренний мир человека так же, как теплые слова любви и поддержки.

У танцующих улучшается обмен веществ, работа сердечно-сосудистой и дыхательной систем; крепче иммунитет; благоприятное психотерапевтическое действие – раскрытие в человеке творческих способностей.

Танцевальная терапия возникла в 40-е г.г. 20 века. Первым танцтерапевтом стала американская танцовщица Мэрион Чейс. Существует очень много направлений и техник в танцевальной терапии, авторами которых являются последователи и ученики Мэрион Чейс:

  • Труди Шуп, Мэри Уайтхауз – «Движение в глубину», где танец и движение базируются на юнгианском анализе. Пациенты «протанцовывают» свои ощущения.

  • Фрейдистский подход – раскрытие чувств пациента, скрытых глубоко в бессознательном, через выражение этих чувств в танце.

  • Направление объектных отношений – терапевт помогает пациенту исследовать основные проблемы его жизни, обращенные к первичным отношениям с родителями.

Так же возможно использование одновременно арт-терапии и драмы, «разговорной терапии», визуализации.

Психоаналитическая теория оказала большое влияние на движение Т.Т. Вильгельм Райх (1942), Карл Юнг (1961), Гарри Стэк Салливан (1953)внесли свой вклад в рассматриваемую область. Райх декодировал язык тела и описал, как напряжение накапливается и выражается физически. Достижение танцевальной терапией лечебного эффекта. Юнг – о терапевтической ценности артистических переживаний, которые он называл «активным воображением». Салливан – теория социализации и человеческого взаимодействия через танцевальную терапию. Так же существует анализ движения по Р. Лабану (1960), диагностика движений в танцевальной терапии:

  1. пространство (прямое, многофокусное)

  2. сила (мощная, легкая)

  3. время (медленно, быстро)

  4. течение – энергия (ограниченно, свободно)

С помощью этого анализа танцевальный терапевт получает возможность анализировать и делать выводы о состоянии физического и психического здоровья пациента.

Танцевальная терапия может осуществляться в двух формах: индивидуальной и групповой. Способствует развитию самопринятия, эффективного межличностного и группового взаимодействия, самоактуализации, интеграции частей «Я».

Существует три основные области работы танцтерапевта:

  1. здоровье и танец,

  2. тело и его движение (межличностные отношения, самосознание),

  3. эмоции и движение (гнев, горе, страх, радость, презрение и соответствующие этим состояниям телодвижения).

Первым суть танцтерапии раскрыл психоаналитик Вильгельм Райх - у каждого есть свой «панцирь» из скованных мышц, а, танцуя, человек как бы сбрасывает его. Телесные сигналы напрямую связаны с нашими чувствами: исчезает мышечное напряжение – уходят негативные эмоции, переживания.

В танцевальной терапии движение рассматривается как средство развития социальной, когнитивной, эмоциональной и физической жизни человека. Способствует развитию навыков общения, позитивного образа себя и установлению эмоциональной стабильности.

Применительно к проблеме тревожности младших школьников танцевальная терапия способствует самораскрытию; в групповых занятиях, контактируя с другими детьми, тревожный ребенок начинает ощущать расслабление и единение с окружающими, что способствует выходу из замкнутого и настороженного ко всему окружающему состояния. Танец – легкий способ выражения эмоций, к тому же танец необходим детям, которым достаточно сложно усидеть продолжительное время на одном месте.

Танцевальная терапия – значимый метод для избавления от чрезмерной тревожности. Расслабление тела, самовыражение, творчество, эмпатия – то немногое, что предоставляет данный вид терапии.

Задачи танцевальной терапии:

  1. Осознание своего тела.

  2. Развитие осознания возможностей использования своего тела, способов выражения чувств через движение.

  3. Высвобождение, исследование чувств через танец.

  4. Эмоциональная, физическая разрядка, раскрепощение.

  5. Выражение эмоций, чувств через движение, мимику, жесты.

В настоящее время разработаны следующие принципы работы танцевальной терапии:

- добровольность участия,

- принцип «здесь и теперь»,

- конфиденциальность,

- открытое выражение чувств,

- ответственность,

- активность всех участников терапии.

В работе с детьми младшего школьного возраста с повышенной тревожностью возможно использование психодинамических подходов в танцевальной терапии, например техника «тело – эго» Джерри Сэлкина (1973). Дети с эмоциональными нарушениями часто демонстрируют неестественные телесные позы. Тревожный ребенок может в волнении покачиваться, руки подергиваться, выражение лица напряженное. Руководитель пытается наладить связь путем сензитивного зеркального отражения этих движений и поиска альтернативных. Статичные позы, манера, характер движения могут отражать внутреннее состояние: психологическую самоизоляцию, страхи и многое другое. Техника Сэлкина может использоваться в работе с детьми разных возрастов.

Гимнастики, упражнения в танцевальной терапии:

  1. «Танец отдельных частей тела» (используется, как правило, в начале для разогрева тела).

  2. «Животные» (под медитативную музыку).

  3. «Отображение» (межличностная эмпатия, развитие самопринятия и взаимопринятия).

  4. Танец – хоровод (актуализация архетипических переживаний защищенности, сопричастности; танец по кругу – древнейшая форма танца. Способствует групповой сплоченности).

  5. «Восход солнца» (проводится в конце встречи. Снятие напряжения, эмоционального возбуждения; установка на позитивное мышление).

  6. «Свободный танец» (возможность для каждого участника поэкспериментировать с собственным телом, с танцевальными движениями).

  7. Групповой танец (расширение самосознания, возможность взаимодействия и сопереживания в группе).

Все упражнения танцевальной терапии можно разделить на 6 основных групп:

  1. Вращательные упражнения (вращение рук, ног, головы и так далее).

  2. Упражнения на сжатие и растяжение (потягивание, наклоны).

  3. Упражнения на скручивание (повороты головы, выворотность рук, гимнастика на позвоночник).

  4. Тряски (рук, предплечий, живота, головы, туловища).

  5. Прыжки разных видов (на носках, с высокими бедрами, вокруг оси).

  6. Силовые упражнения (приседания, отжимания, подтягивание, подъем тяжестей, качание пресса).

Список литературы

  1. Дубровина И.В., Андреева А.Д., Данилова Е.Е., Вохмянина Т.В. «Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений». Под редакцией Дубровиной И.В.- М.: «Академия», 2005.

  2. Харизова Л.В. «Диагностика и коррекция тревожности у учащихся младших классов»/ Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса: теория и практика. 1 выпуск. Тезисы докладов региональной научно-практической конференции.

  3. Танцевально-двигательная терапия. – Московский Психологический журнал, № 8 (ноябрь 2004).

  4. Журнал практического психолога. Специальный выпуск: Танцевально-двигательная терапия, № 3, 2005. Москва.

  5. Гренмонд Э., Оганесян Н.Ю. «Танцевальная терапия. Теория, методика, практика» - Санкт-Петербург: Речь, 2004.

  6. Рудестам К. «Групповая психотерапия» - Санкт-Петербург: Питер, 2005.

Просмотров работы: 4071