Вопрос о том, можно ли подготовить общество к процессу интеграции всегда остается открытым. Одни считают, что необходимо с помощью СМИ, дискуссий, произведений искусства, повышения квалификации педагогов и пр. работать с людьми для того, чтобы они становились толерантнее и смогли принимать людей с нарушениями, не обижая и не травмируя их. И только когда общество будет готово, можно начинать процесс, так как иначе люди с нарушениями будут сильно травмированы нетолерантностью общества. Другие полагают, что общество сможет измениться только тогда, когда оно увидит на улицах, в транспорте, в офисах и в школах людей с особыми потребностями. Когда закон будет последовательно защищать права этих людей на равные возможности, и те, кто дискриминирован, будет обязательно защищен, а тот, кто дискриминирует – понесет ответственность. Доля правды есть и в той, и другой позиции.
По многим проведенным исследованиям известно, что самая консервативная часть общества, настроенная в отношении инклюзии скептически – это педагоги общеобразовательных и специальных школ. Их можно понять, ведь это их основная ответственность. Гораздо легче выступать за инклюзию, будучи журналистом и даже родителем. Педагоги специальных школ много размышляют и пишут о «плюсах» и «минусах» инклюзивного образования, опасаясь того, что политики и правозащитники, ориентированные на западный опыт, бездумно начнут ломать созданную систему и навредят всем детям.
Безусловно, отсутствие гибких образовательных стандартов и несоответствие учебных планов и содержания обучения массовой школы особым образовательным потребностям ребенка мешают учителям взять на себя ответственность за образование ребенка. Можно сослаться и на недостаточное материально-техническое обеспечение, и на недостаточную квалификацию педагогов. Изменения в законодательстве позволяют школам брать детей с особыми потребностями в общие школы не только на основании общих законов, но и специальных законов.
Самое главное для учителя – найти возможность коррекции учебного плана и сочетание различных возможностей на уроке, чтобы учить одновременно детей разного уровня. Это трудно, но не невозможно. Многие справедливо полагают, инклюзия это наилучший путь индивидуализации в образовании, так как каждый ребенок – индивидуален и требует действительно особого подхода. В истории общей педагогики есть примеры замечательных методов, знакомство с которыми чрезвычайно полезно для тех, кто практикует обучение детей разного уровня в одном классе. Один из таких методов – метод работы в сменных парах А.Г. Ривина, который обучал вместе детей разного возраста и разного уровня развития.
Взаимное обучение основано на предположении, что дети могут многому научиться друг у друга. Этот процесс спонтанно происходит в школах, дома у учеников, или, например, по соседству. Большая часть человеческой деятельности состоит из взаимного обмена.
Возможно, уже не надо доказывать, что инклюзия выгодна как тем, так и другим категориям детей. Вопрос только в том, выгодна ли она учителям и государству. Безусловно, чем более адаптированы люди с нарушениями и способны выполнять простую работу, тем выгоднее это развитому обществу, которое способно обеспечить их работой и независимым проживанием. Учителя же находят выгоду в том, что работа в инклюзивных классах повышает их квалификацию и приносит небольшие надбавки к заплате (к сожалению, пока не всегда).
Разрушение барьеров при получении доступности к качественному образованию приводит к объединению общественного пространства инвалидов и здоровых людей, меняется отношение к инвалидности: она считается не пороком, а особенностью того или иного человек.
Успешность внедрения инклюзивного образования в общеобразовательные школы во многом зависит от того как субъекты образовательного процесса готовы принять новую систему обучения, при этом важно как они относятся к самим инвалидам и какое место занимают дети с ограниченными возможностями в системе общего образования. Признавая общую гуманистическую идею инклюзии, тем не менее, важно подходить к этому вопросу рационально, с тщательным продумыванием каждого шага на пути к образованию для всех, чтобы не навредить ни одному из участников инклюзии. Проблемы взаимодействия с другими людьми дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) начинают испытывать особенно остро с начала обучения в школе. Их стремление к конструктивным контактам с другими школьниками часто наталкивается на непонимание, холодность и даже враждебность.
Для преодоления указанных негативных явлений необходимо в рамках образовательного процесса использовать такие психолого-педагогические технологии, которые смогли бы помочь учащимся общеобразовательных школ изменить свое отношение к детям с ОВЗ, научить их эффективному обоюдополезному взаимодействию с этими детьми. Однако в настоящее время явно недостаточно исследований, которые рассматривали бы проблемы интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья с позиции их принятия субъектами образовательной среды, в частности, одноклассниками.