ВЛИЯНИЕ СЕМЬИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ВЛИЯНИЕ СЕМЬИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
С самого рождения человек попадает в общество. Он растет, развивается и умирает в нем. На развитие человека оказывает влияние множество различных факторов, как биологических, так и социальных. Главным социальным фактором, влияющим на становление личности, является семья. Семьи бывают совершенно разными. В зависимости от состава семьи, от отношений в семье к членам семьи и вообще к окружающим людям человек смотрит на мир положительно или отрицательно, формирует свои взгляды, строит свои отношения с окружающими.

Отношения в семье влияют также на то, как человек в дальнейшем будет строить свою карьеру, по какому пути он пойдет. Семья дает человеку очень многое, но может не дать ничего.

В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и минимизировать отрицательные влияния семьи на поведение развивающейся личности. Для этого необходимо четко определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение.

Именно в семье индивид получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится вести себя в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему родители учат ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой; в противном случае он начнет подражать отрицательным примерам родителей. Не редкий случай, когда взрослые ,«держась за голову»,задаются вопросом, в кого же наш ребенок такой вырос…

В последнее время растет количество подростков с девиантным поведением, увеличивается число провоцирующих его факторов. Л.Э. Зотова справедливо отмечает, что «статистический анализ роста подростковой девиантности за последние 10 лет ярко демонстрирует его зависимость от процесса социальных изменений». В связи с этим проблема «трудных» подростков является одной из наиболее актуальных как в психологической практике, так и в теоретических исследованиях.

В научной литературе встречается множество трактовок понятия «трудный подросток». Оно сформировалось в ходе педагогической практики и первоначально включало в себя все случаи отклонений в развитии ребенка. Так, Л. С. Выготский, комментируя основные положения плана педагогической исследовательской работы в области трудного детства, в 1929 году писал: «Мы наметили следующие виды и типы трудного ребенка, подлежащие изучению: трудные дети в массовой школе, трудновоспитуемые дети в собственном смысле этого слова (беспризорные, правонарушители, педагогически запущенные), психо и невропатические дети, умственно отсталые, слепые, глухонемые, психически и физически больные».

Общие проблемы становления личности подростка в семье рассматривают в своих работах такие авторы, как Ануфриев Е. А, Ананьев Б. Г., Афанасьев В.Г, Божович Л.И., Боряз В.Н., Буева Л.П.

Вопросы девиантного поведения связаны, главным образом, с детьми и подростками «группы риска», «трудновоспитуемыми детьми». Девиантное поведение в целом можно обозначить как систему поступков, противоречащих принятым в обществе нормам и проявляющихся на фоне несбалансированности психических процессов, в виде отсутствия нравственного и эстетического контроля за собственным поведением. По мнению большинства исследователей, речь идет о любых отклонениях от выработанных обществом социальных норм. Ряд авторов настаивают на включение в понятие девиантного поведения только нарушение правовых норм. В.Гарбузов, например, считает, что девиация - это различные виды социальных патологий (наркомания, алкоголизм и т. д.). В современных условиях трудными подростками называют тех детей, чье поведение резко отличается от общепринятых норм и препятствует полноценному воспитанию. Поэтому часто к «трудным» относят детей, существенно отличающихся по своим индивидуальным особенностям.

Причина появления «трудного» подростка, как правило, не единична. К сожалению, социально-экономические реалии современного общества в целом и российского, в частности, порождают массу проблем, обуславливающих социальные девиации в поведении подростков. Прежде всего, необходимо отметить биологические причины - это нарушения центральной нервной системы; несвоевременная диагностика умственной отсталости; неравномерность полового созревания; наследственная предрасположенность к отклоняющемуся от нормы поведению - алкоголизм, наркомания). Как правило, биологические причины тесно связаны с социальными, как то: социальный статус района; пассивность общественности; педагогические ошибки воспитателей; неблагополучный социально- психологический климат в школе; стиль преподавания в школе; трудность школьных программ; неблагополучие семьи - напряженность супружеских отношений, потеря авторитета родителей; воспитание детей в жестокой семье; многодетные семьи (не всегда). Совокупность факторов, отмеченных в первых двух группах, формирует психологические причины: конфликт ролей у подростка; конфликт уровня притязаний и самооценки; конфликт со взрослыми; конфликт со сверстниками; сексуальный конфликт; неуспех ребенка в ведущей деятельности; неразвитость самосознания; неадекватная самооценка; личностный кризис.

Каждый ребенок, за исключением отдельных случаев, до достижения им зрелости находится в сфере влияния семьи и образовательного учреждения. Это обстоятельство накладывает на систему образования особые обязательства перед ребенком и обществом в целом.

В этом процессе трудно переоценить роль психолога. Его главная задача - вовремя увидеть начальные проявления проблемы, спрогнозировать возможное развитие событий и принять меры к исправлению ситуации. Предотвратить появление девиаций в поведении ребенка представляется возможным посредством организации работы с учащимися и семьями учащихся еще в начальной школе. Основное направление деятельности психолога -изучение семьи и постоянная работа с родителями на протяжении всего периода обучения ребенка в школе.

Работа психолога с трудновоспитуемыми детьми сводится к трем основным функциям: диагностирование, консультирование, коррекция. При этом психолог имеет свою сферу компетенции, в которую, прежде всего, входят те психологические и социально-психологические характеристики, свойства и явления, которые в той или иной степени вызывают и обуславливают дезадаптацию детей и подростков, отклонения в их социальном и психическом развитии.

Индивидуально-психологические исследования предполагают выявление как слабых так и сильных сторон личности трудновоспитуемых подростков, которые с одной стороны, требуют психолого-педагогической коррекции, а с другой – составляют здоровый психологический потенциал личности, на который можно опираться в процессе воспитания, перестроиться с учетом ценностных и референтных ориентаций подростка, его интересов и мотивации, что так же поможет выявить психодиагностическое исследование.

Эффективность работы с трудными подростками зависит от умения психолога учитывать особенности каждой из семей, находить эффективные методы корректировки сложившейся ситуации. Чтобы помочь таким семьям и детям, в каждом конкретном случае должны привлекаться соответствующие компетентные специалисты: социальные работники, педагоги, психиатры, наркологи, работники правоохранительных органов, юристы и др. Желательно, чтобы в школе были социальные педагоги, а также необходима общая программа, где была бы скоординирована совместная работа школы, правоохранительных органов, здравоохранения и социальных служб. Но подобное не всегда осуществимо, что повышает значение работы с трудными подростками именно психолога.

Особо следует подчеркнуть необходимость и эффективность профилактической работы по предотвращению девиантного поведения, проводимой классным руководителем как непосредственно на уроках по предмету, так и на внеклассных мероприятиях. Здесь важное значение приобретают внеклассные мероприятия, направленные на выработку общественной позиции к тем или иным нарушениям дисциплины, несоблюдению общепринятых норм поведения, употреблению алкоголя или наркотиков и т. д. К этим мероприятиям также относятся периодический выпуск стенной газеты, школьные радиопередачи, организуемые самими учащимися, дежурства по школе и т. д.

Рекомендации родителям и педагогам по общению с подростками:

1. Беседу с подростком нужно начинать с дружеского тона.

2. В процессе общения с подростком проявляйте к нему искренний интерес.

3. Лучшим словом, располагающим подростка к общению, является его имя.

4. Диалог с подростком надо начинать с тех вопросов, мнения по которым совпадают.

5. В процессе общения старайтесь вести диалог на равных.

6. Старайтесь инициативу общения держать в своих руках.

7. Умейте смотреть на вещи глазами подростка.

8.Будьте всегда чуткими к делам своих детей.

9.Анализируйте с детьми причины их удач и неудач.

10.Поддерживайте ребенка, когда ему нелегко.

11.Старайтесь не ограждать подростка от трудностей.

12.Научите подростка преодолевать трудности.

13.Сравнивайте своего ребенка только с ним самим, обязательно отмечая продвижение вперед.

14.Постоянно контролируйте ребенка (но без гиперопеки) по принципу «доверяй, но проверяй».

15.Поощряйте даже едва возникшие потребности в знаниях, гармонии и красоте, в самоактуализации (развитии собственной личности).

16.Информируйте своего ребенка о границах материальных потребностей и напоминайте, что духовные потребности должны развиваться постоянно.

17.Замечайте любое положительное изменение в развитии личности ребенка.

18.Рассказывайте ребенку о своих проблемах, о том, что волновало вас, когда вы были в его возрасте.

19.Покупайте детям книги по психологии, самопознанию.

20.Будьте всегда личным примером (учите делами, а не словами).

21.Помните, что только личным примером можно что-то изменить в лучшую сторону: самоактуализация передается от родителей к детям. У творческих родителей всегда неординарные дети.

22.Разговаривайте с детьми как с равными, уважая их мнение, избегая нравоучений, криков, назидательности, иронии.

23.Советуйте ребенку следить за своей внешностью - одеждой, прической, соблюдать правила личной гигиены.

24.Ни в коем случае не запрещайте подростку отношений с молодыми людьми противоположного пола, не пресекайте разговоры на темы взаимоотношений мальчиков и девочек, иначе между вами возникнет недоверие.

25.Воспитывайте естественный взгляд на проблемы взаимоотношения полов: не упрощенное, не вульгарное, а простое, здоровое отношение позволит создать в будущем нормальную семью.

26. Познакомьтесь с друзьями своего ребенка, просите их информировать вас о способах времяпрепровождения, но не превращайтесь в шпиона, следящего за каждым шагом ребенка.

27.Помните: недоверие оскорбляет!

28.Следите за тем, какие книги читает ваш ребенок, какие фильмы смотрит. Постарайтесь оградить его от тех, которые могут вызвать приступы агрессии или девиантного поведения.

29.Будьте всегда для своего ребенка, прежде всего, старшим, мудрым другом и только потом - любящей (им) мамой (папой).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 Буянов М. И. Ребенок из неблагополучной семьи, М., изд. Просвещение, 1988, 207с.

2. Титаренко В. Я. Семья и формирование личности, М., изд. Мысль, 1987, 351 с.

3. Гарбузов В. Нервные и трудные дети. М.: АСТ, 2006. С. 15.

4. Зотова Л.Э. Стратегия работы с «трудными» школьниками // Классный руководитель. 2005. № 4.

5. Федосенко Е.В. Психологическое сопровождение подростков: система работы, диагностика, тренинги. Монография. СПб: Речь, 2006. С. 92.

6. Фельдштейн Д. И. Формирование личности ребенка в подростковом возрасте, Душанбе, изд. Дониш, 1973, 256

7. Эльконин Э. Г. Детство и общество, СПб, изд. Ленато, 1996, 300 с

Просмотров работы: 6376