БЕЗРАБОТИЦА КАК СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

БЕЗРАБОТИЦА КАК СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Актуальность темы заключается в том, что проблема занятости населения стала одной из острейших социальных проблем, с которыми столкнулось человечество. Безработица несет с собой не только бедность значительным слоям населения, но и духовную, моральную, нравственную деградацию людей. Поэтому решение проблемы занятости населения стоит в числе наиважнейших, первоочередных задач в любой цивилизованной стране. Проблема занятости населения и безработицы на сегодняшний день является весьма актуальным вопросом, так как Россия находится в первых рядах по безработице среди стран Европы.

Данная проблема заинтересовывает и будущего специалиста в сфере экономики, и человека, который после окончания высшего учебного заведения может оказаться в числе безработных. Пугает мысль о том, что безработица может лишить возможности развивать профессиональные способности и получать заработную плату, которая смогла бы обеспечить достойное существование. И если безработица - болезнь общества, то естественно существуют лекарства.

Поэтому важно изучить эту проблему более детально:

-определить сущность безработицы и причины ее возникновения;

-рассмотреть виды безработицы;

-изучить последствия безработицы;

-проанализировать динамику уровня безработицы за последние годы в РФ и в Самарской области, также отметить особенности современной безработицы;

-отметить программы по борьбе с безработицей в РФ.

Безработица – это социально-экономическое явление, при котором часть рабочей силы (экономически активного населения) не занята в производстве товаров и услуг.

Занятыми считается граждане:1

- работающие по найму, в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного или неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу);

- временно отсутствующие в связи с нетрудоспособностью, отпуском, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой или иными причинами;

- самостоятельно обеспечивающие себя работой, в том числа предприниматели, а также члены производственных кооперативов;

- избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность;

- проходящие службу в Вооруженных Силах, внутренних и железнодорожных войсках, органах государственной безопасности и внутренних дел;

- трудоспособные граждане, обучающиеся в общеобразовательных школах, ПТУ, а также проходящие очный курс обучения в высших, средних специальных и других учебных заведениях;

Выделяют следующие виды безработицы:2

Добровольная — связана с нежеланием людей работать, например, в условиях понижения заработной платы. Добровольная безработица усиливается во время экономического бума и снижается при спаде; её масштабы и продолжительность различны у лиц разных профессий, уровня квалификации, а также у различных социально-демографических групп населения.

Вынужденная (безработица ожидания) — возникает, когда работник может и хочет работать при данном уровне заработной платы, но не может найти работу. Причиной является нарушение равновесия на рынке труда из-за негибкости заработной платы (вследствие законов о минимуме заработной платы, работы профсоюзов, поднятие заработной платы для улучшения качества труда и т. п.). Когда реальная зарплата находится выше уровня, соответствующего равновесию спроса и предложения, предложение на рынке труда превышает спрос на него. Количество претендентов на ограниченное число рабочих мест увеличивается, а вероятность реального трудоустройства уменьшается, что повышает уровень безработицы. Разновидности вынужденной безработицы:

- циклическая — вызывается повторяющимися спадами производства в стране или регионе. Представляет собой разницу между уровнем безработицы в текущий момент экономического цикла и естественным уровнем безработицы. Для разных стран естественным признаётся разный уровень безработицы;

- сезонная — зависит от колебаний в уровне экономической активности в течение года, характерных для некоторых отраслей экономики;

- технологическая — безработица, связанная с механизацией и автоматизацией производства, в результате которой часть рабочей силы становится излишней либо нуждается в более высоком уровне квалификации.

Зарегистрированная — незанятое население, занимающееся поиском работы и официально взятое на учёт.

Маргинальная — безработица слабо защищённых слоёв населения (молодёжи, женщин, инвалидов) и социальных низов.

Неустойчивая — вызывается временными причинами (например, при добровольной смене работниками мест работы или увольнении в сезонных отраслях промышленности).

Структурная — обусловлена изменениями в структуре спроса на труд, когда образуется структурное несовпадение между квалификацией безработных и требованием свободных рабочих мест. Структурная безработица обуславливается масштабной перестройкой экономики, изменениями в структуре спроса на потребительские товары и в технологии производства, ликвидацией устаревших отраслей и профессий, причём существует 2 типа структурной безработицы: стимулирующая и деструктивная.

Институциональная — безработица, возникающая в случае вмешательства государства или профсоюзов в установление размеров ставок заработной платы, отличных от тех, которые могли бы сформироваться в естественном рыночном хозяйстве.

Фрикционная — время добровольного поиска работником нового места работы, которое устраивает его в большей степени, нежели прежнее рабочее место.

Скрытая:

-формально занятые, но фактически безработные лица; в результате спада производства рабочая сила используется не полностью, но и не увольняется.

-наличие лиц, желающих работать, но не зарегистрированных в качестве безработных. Отчасти скрытая безработица представлена людьми, переставшими искать работу.

Существует несколько основных концепций экономических учений, каждое из которых имеет свой собственный подход к анализу рынка труда и по-своему объясняют причины возникновения безработицы.3

Классический подход. Согласно данной концепции основным регулятором рынка труда служит цена в данном случае рабочей силы (заработная плата), которая гибко реагирует на потребности рынка, увеличиваясь или уменьшаясь в зависимости от спроса и предложения. Таким образом, получается, что в состоянии равновесия на рынке безработица отсутствует.

По мнению экономистов-классиков, полная занятость – это естественное состояние на рынке труда при капиталистическом пути развития. Согласно классической теории совокупное предложение на рынке труда постоянно, а совокупный спрос стабилен, но если бы он упал, то цена бы быстро снизилась. В результате временное превышение предложения устраняется и восстанавливается полная занятость.

Превышение естественного уровня безработицы сторонники данной концепции объясняют влиянием государства на рынок труда через установление минимального уровня заработной платы и т.п.

Классическое объяснение причин возникновения безработицы исходит из того, что предприятия (организации) могут нанять на работу большое число работников при низкой заработной плате, а при росте уровня заработной платы количество привлекаемой рабочей силы будет уменьшаться. Если же заработная плата установится выше рыночного равновесного уровня, то это приведет к тому, что спрос на труд будет значительно меньше предложения труда и определенная часть работников окажется без работы.

Кейнсианская концепция. Сторонники Кейнсианства рас­сматривают рынок труда как рынок, находящийся в состоянии постоянного неравновесия. Кейнсианцы ставят под сомнение положение об эластич­ности цен и заработной платы. Влияние профсоюзов, монополий, законодательства о минимальной заработной плате не позволяет говорить об эластичности заработной платы. Это означает, что при капитализме не существует механизма, гарантирующего пол­ную занятость, так как только цена (заработная плата) не является регулятором рынка. Единственным регулятором рынка труда и занятости населения выступает государство, которое, уменьшая или увели­чивая совокупный спрос, может ликвидировать возникающее неравновесие на рынке. Например, рост производства и занятости можно осуществить через стимулирование роста спроса и потребле­ния посредством снижения уровня налогообложения.

Согласно Кейнсианской концепции, уровень занятости — функция эффективного спроса, включающего ожидаемые расходы на потребление плюс инвестиции и определяющего, соответственно, экономическое поведение предпринимателей.

В тоже время, в кейнсианской концепции равновесие рынка не гарантирует полную занятость. Это объясняется тем, что по мере повышения доходов у потребителя в силу психологических факторов склонность к сбережению превышает стремление к инвестициям, что приводит к спаду производства и безработице. Для повышения уровня занятости в обществе необходимо активное вмешательство государства, поскольку рыночные силы не в состоянии поддержать равновесие при полной занятости.

Монетаристская модель. Монетаристский подход близок к кейнсианскому, так как в основе его лежит невозможность только естественного ценового регулирования рынка труда ввиду наличия установленного минимального уровня заработной платы, сильной пози­ции профсоюзов, отсутствия всей необходимой информации о нали­чии вакансий и кандидатов на вакансии. Для достижения полной занятости монетаристы предлагают использовать инструменты денежно-кре­дитной политики (учетная ставка центрального банка, размеры обязательных резервов коммерческих банков на счетах центрального банка), что позволит, стимулировать инвестиционную и деловую активность, а, следовательно, повысить занятость.

Марксистский подход. Согласно марксистскому подходу рынок труда – рынок особого рода. Марксисты считают, что только рабочая сила в процессе труда создает стоимость, а все прочие виды ресурсов лишь переносятся на новую стоимость самим трудом.4 Рынок рабочей силы имеет характерные особенности, так как сама рабочая сила может оказывать влияние на соотно­шение спроса и предложения.

Повыше­ние производительности труда, согласно концепции Маркса, вытесняет рабочих, если не проис­ходит возрастания величины капитала. В производстве одновре­менно рабочая сила выталкивается и притягивается. При неизмен­ной величине капитала повышение отношения «капитал — труд» высвобождает рабочих, при неизменности этого отношения расши­рение объемов производства сопровождается ростом занятости.

Причинами безработицы К. Маркс считал чрез­мерный труд одной части рабочего класса, который высвобожда­ет другую его часть, переводя ее в ряды безработных, а также циклический характер развития производства. В фазах кризиса и депрессии безработица растет.

Последствия безработицы.

Являются ли последствия безработицы серьезной проблемой? Несомненно. Социально-экономические последствия безработицы рассматриваются наряду с проблемами бедности и социальной нестабильности как одни из наиболее острых глобальных и национальных проблем.

В экономической литературе предложена развернутая классификация наиболее значимых социальных и экономических последствий безработицы, рассматриваемых с точки зрения отрицательного и положительного влияния на систему.5

I. Социальные последствия безработицы

Отрицательные

1. Обострение криминогенной ситуации.

2. Усиление социальной напряженности.

3. Рост количества физических и душевных заболеваний.

4. Увеличение социальной дифференциации.

5. Снижение трудовой активности.

Положительные

1. Повышение социальной ценности рабочего места.

2. Увеличение личного свободного времени.

3. Возрастание свободы выбора места работы.

4. Увеличение социальной значимости и ценности труда.

II. Экономические последствия безработицы

Отрицательные

1. Обесценивание последствий обучения.

2. Сокращение производства.

3. Затраты на помощь безработным.

4. Утрата квалификации.

5. Снижение жизненного уровня.

6. Недопроизводство национального дохода.

7. Снижение налоговых поступлений.

Положительные

1. Создание резерва рабочей силы для структурной перестройки экономики.

2. Конкуренция между работниками как стимул к развитию способностей к труду.

3. Перерыв в занятости для переобучения и повышения уровня образования.

Безработица – опасное и в политическом отношении явление. На волне массовой безработицы возникли самые реакционные в истории человечества политические режимы (примером может служить приход к власти Гитлера в Германии и Пиночета в Чили).6

Серьёзность экономических, социальных и политических последствий безработицы служит основанием для включения в число основных макроэкономических функций государства политики регулирования рынка труда и стабилизации занятости.

Динамика безработицы в современной России.

Рассматривая вопрос динамики безработицы в России, следует обратить внимание на характерные причины ее возникновения, особенности социально-экономических усло­вий, влияющих на ее формирование. Если обратиться ко времени построения социалистического государства (ведь говоря об эпохе «перестройки» следует помнить, что экономически активное население было воспитано в духе построения социализма), стоит отметить, что в данный период практически отсутствовала проблема трудоустройства. На этапе перехода к капиталистическому развитию оказалось, что экономически активное население привыкло длительное время работать на одном предприятии в рамках одной профессии, не стремясь к повышению квалификации.

Рыночной экономике требовались активные работники, желающие развиваться, самостоятельно разрешать возникающие проблемные ситуации, обучаться. Что предполагает наличие людей с другими установками. Следовательно, возникла задача формирования самостоятельного агента рыночной экономики, к чему не было приспособлено экономически активное население того времени. Отсутствие инициативы и негативное отношение к малому предпринимательству препятствовали формированию новых рабочих мест, способствуя безработице.

При переходе к капиталистическому развитию многие промышленные предприятия потерпели крах, оказавшись неконкурентоспособными. Проблемы с законодательным регулированием экономики, приток иностранных товаров привели к закрытию многих организаций, сформировав огромное число безработных.

С 1 июля 1991 года началась официальная регистрация безработных в городах России. Российская система службы занятости, созданная в соответствии с принятым в 1991 году законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации» стала посредником в поиске работы гражданами и работников работодателями. В 1995 году число безработных увеличилось почти вдвое по сравнению с 1992 (по результатам обследования населения по проблемам занятости число безработных в стране составило 6,6 млн. человек). В 1998 году число безработных превысило 7 миллионов человек, что не могло не сказаться на уровне экономической активности населения. С 1998 года уровень безработицы стал снижаться

Для рассмотрения состояния и структуры безработицы в России в настоящее время обратимся к обследованию населения: численность безработных в РФ в январе 2011г. снизилась на 16,4% по сравнению с аналогичным месяцем 2010г. и составила 5,7 млн человек. Об этом сообщает Федеральная служба государственной статистики (Росстат).7

Безработные квалифицировались с применением критериев Международной организации труда (МОТ), то есть не имели работы или доходного занятия, искали работу и были готовы приступить к ней в обследуемую неделю.

Численность экономически активного населения в возрасте 15-72 лет (занятые и безработные) в январе 2011г. составила 75,3 млн. человек, или около 53% от общей численности населения страны. В численности экономически активного населения 69,6 млн. человек классифицировались как занятые экономической деятельностью. По сравнению с январем 2010г. численность занятого населения увеличилась на 1,9 млн. человек, или на 2,8%.

Уровень занятости населения (отношение численности занятого населения к общей численности населения соответствующего возраста) в январе 2011г. составил 62,8%, уровень безработицы (отношение численности безработных к численности экономически активного населения) - 7,6%.

Общая численность безработных, классифицируемых в соответствии с критериями МОТ, в 3,5 раза превышает численность безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения. В конце января 2011г. в государственных учреждениях службы занятости населения было зарегистрировано в качестве безработных 1,6 млн. человек.

По предварительным данным Росстата, среднегодовая численность безработных в России в 2010г. снизилась на 11,4% - до 5,6 млн. человек. В абсолютном выражении снижение составило 0,7 млн. человек. В среднем за 2010г. численность занятого населения составила 69,8 млн. человек. По сравнению со среднегодовыми данными за 2009г., численность занятого населения была выше на 0,5 млн. человек, или на 0,7%. По итогам декабря 2010г. в стране насчитывалось 5,4 млн. безработных, или 7,2% экономически активного населения. В ноябре 2010г. их насчитывалось 5 млн. человек.8

Что касается размера безработицы в Самарской области, то в рейтинге субъектов Российской Федерации по уровню безработицы Самарская область занимает 5-е место, в целом по России уровень общей безработицы составляет 6,3%, по Приволжскому Федеральному округу – 6,0%.

В целом текущую ситуацию на российском рынке труда можно охарактеризовать как достаточно напряженную. С одной стороны, в настоящее время проблема безработицы в России не так остра и не требует принятия безотлагательных мер. С другой, – в стране, по-видимому, отсутствуют свободные трудовые ресурсы, которые можно было использовать для обеспечения дальнейшего роста экономики.

Переход к капиталистическому пути развития потребовал преобразования структуры экономики страны, и, как следствие, изменил требования к квалификации персонала.

Диаграмма 19

Уровень безработицы (отношение численности безработных к численности экономически активного населения) в феврале 2012г. составил 6,5% (без исключения сезонного фактора).

График 110

Уровень занятости населения (отношение численности занятого населения к общей численности населения обследуемого возраста) в феврале 2012г. составил 63,1%.

Таблица 1

Экономическая активность населения11

 

2012г.

Февраль 2011г.

Февраль 2012г. прирост, снижение (-)по сравнению с

февраль

январь

февралем2011г.

январем 2012г.

Тыс.человек

         

Экономически активное население в возрасте 15-72 лет (рабочая сила)

74741

74879

75235

-494

-138

занятые

69917

69968

69550

367

-51

безработные

4824

4911

5685

-861

-87

В процентах

         

Уровень экономической активности (экономически активное население к численности населения в возрасте 15-72 лет)

67,4

67,5

67,9

-0,5

-0,1

Уровень занятости (занятые к численности населения в возрасте 15-72 лет)

63,1

63,1

62,7

0,4

-

Уровень безработицы (безработные к численности экономически активного населения)

6,5

6,6

7,6

-1,1

-0,1

По сравнению с январем 2012г. численность занятого населения уменьшилась на 51 тыс.человек, или на 0,1%, численность безработных - на 87 тыс.человек, или на 1,8%. По сравнению с февралем 2011г. численность занятого населения выросла на 367 тыс.человек, или на 0,5%, численность безработных сократилась на 861 тыс.человек, или на 15,1%.

Общая численность безработных, классифицируемых в соответствии с критериями МОТ, в 3,6 раза превысила численность безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения. В конце февраля 2012г. в государственных учреждениях службы занятости населения состояло на учете в качестве безработных 1331 тыс.человек.

Как показывают материалы обследований населения по проблемам занятости в феврале 2012г., 67% безработных искали работу самостоятельно без содействия служб занятости. При этом мужчины реже обращались в службы занятости в поисках работы, чем женщины. Среди безработных мужчин доля ищущих работу с помощью служб занятости в феврале 2012г. составила 29,6%, среди безработных женщин - 36,1%. Наиболее предпочтительным является обращение при поиске работы к помощи друзей, родственников и знакомых - его используют более половины безработных.

Диаграмма 212

Безработица по полу и виду поселения. Среди безработных, по методологии МОТ, доля женщин в феврале 2012г. составила 44,7%, доля городских жителей - 61,1%.

Безработица городского и сельского населения характеризуется превышением уровня безработицы среди сельских жителей по сравнению с уровнем безработицы среди городских жителей. В феврале 2012г. это превышение составляло 1,9 раза.

Таблица 2

Уровень безработицы по полу и виду поселения, % 13

 

Всего

Мужчины

Женщины

Городское население

Сельское население

2011г.

         

Январь

7,8

8,4

7,1

6,5

11,4

Февраль

7,6

8,3

6,8

6,3

11,2

Март

7,1

7,9

6,3

6,2

10,0

Апрель

7,2

7,9

6,5

5,9

11,0

Май

6,4

6,6

6,2

5,3

9,5

Июнь

6,1

6,4

5,7

5,2

8,5

Июль

6,5

6,9

6,2

5,6

9,2

Август

6,1

6,2

6,0

5,2

8,9

Сентябрь

6,0

6,5

5,5

5,1

8,7

Октябрь

6,4

6,6

6,1

5,5

9,0

Ноябрь

6,3

6,6

6,0

5,2

9,5

Декабрь

6,1

6,3

6,0

5,0

9,6

2012г.

         

Январь

6,6

6,9

6,2

5,3

10,4

Февраль

6,5

7,0

5,9

5,3

10,0

Возрастной состав безработных. Средний возраст безработных в феврале 2012г. составил 35 лет. Молодежь до 25 лет составляет среди безработных 26,8% (в январе 2012г. - 28,4%), в том числе в возрасте 15-19 лет - 3,8% (4,7%), 20-24 лет - 23,0% (23,7%). Высокий уровень безработицы отмечался в возрастной группе 15-19 лет (28,2%) и 20-24 лет (14,9%). По сравнению с февралем 2011г. уровень безработицы в возрасте 15-19 лет снизился на 2,0 процентных пункта, в возрасте 20-24 лет - на 1,4 процентных пункта.

Занятость и безработица в Российской Федерации в январе 2012 года(по итогам обследований населения по проблемам занятости)14

Диаграмма 3

В численности безработных 29,0% составляют лица, не имеющие опыта трудовой деятельности. В январе 2012г. их численность по сравнению с декабрем 2011г. увеличилась на 143 тысячи и составила 1,4 млн.человек. В числе безработных, не имеющих опыта трудовой деятельности, 12,7% составляет молодежь до 20 лет, 49,5% - от 20 до 24 лет, 21,3% - от 25 до 29 лет. В первую очередь страдают малоквалифицированные люди, поскольку работодатель предпочтет оставить более квалифицированного работника.

Росстат подвел итоги выборочного обследования населения по проблемам занятости по состоянию на вторую неделю февраля 2012 года.15

Численность экономически активного населения в возрасте 15-72 лет (занятые + безработные) в феврале 2012г. составила 74,7 млн.человек, или около 53% от общей численности населения страны.

В численности экономически активного населения 69,9 млн.человек классифицировались как занятые экономической деятельностью и 4,8 млн.человек - как безработные с применением критериев МОТ (т.е. не имели работы или доходного занятия, искали работу и были готовы приступить к ней в обследуемую неделю). В численности безработных 29,0% составляют лица, не имеющие опыта трудовой деятельности. В январе 2012г. их численность по сравнению с декабрем 2011г. увеличилась на 143 тысячи и составила 1,4 млн.человек. В числе безработных, не имеющих опыта трудовой деятельности, 12,7% составляет молодежь до 20 лет, 49,5% - от 20 до 24 лет, 21,3% - от 25 до 29 лет. В первую очередь страдают малоквалифицированные люди, поскольку работодатель предпочтет оставить более квалифицированного работника.

Диаграмма 4

В среднем среди молодежи в возрасте 15-24 лет уровень безработицы в феврале 2012г. составил 15,9%, в том числе среди городского населения - 14,6%, среди сельского населения - 19,3%. Коэффициент превышения уровня безработицы среди молодежи в среднем по возрастной группе 15-24 лет по сравнению с уровнем безработицы взрослого населения в возрасте 30-49 лет составляет 3,1 раза, в том числе среди городского населения - 3,6 раза, сельского населения - 2,3 раза.

Продолжительность поиска работы. Среди безработных 29,2% составляют лица, срок пребывания которых в состоянии поиска работы (безработицы) не превышает 3-х месяцев. Один год и более ищут работу 34,8% безработных (застойная безработица).

Среди сельских жителей доля застойной безработицы составила 40,1%, среди городских - 31,4%.

Наличие опыта работы. В численности безработных 28,3% составляют лица, не имеющие опыта трудовой деятельности. В феврале 2012г. их численность по сравнению с февралем 2011г. уменьшилась на 138 тыс.человек, или на 9,2% и составила 1,4 млн.человек. В числе безработных, не имеющих опыта трудовой деятельности, 11,5% составляет молодежь до 20 лет, 52,2% - от 20 до 24 лет, 20,7% - от 25 до 29 лет.

В феврале 2012г. среди безработных доля лиц, оставивших прежнее место работы в связи с высвобождением или сокращением численности работников, ликвидацией организации или собственного дела, составила 19,1%, а доля лиц, оставивших прежнее место работы в связи с увольнением по собственному желанию - 24,5%.

Безработица по федеральным округам. Самый низкий уровень безработицы, соответствующей критериям МОТ, отмечается в Центральном федеральном округе, самый высокий - в Северо-Кавказском федеральном округе.

Диаграмма 5

Динамика безработицы по Самарской области16

В начале 2012 года ситуация на рынке труда Самарской области остается стабильной. По состоянию на 25 января 2012 года на учете в региональной службе занятости состояло 24 495 безработных граждан, уровень регистрируемой безработицы составлял 1,4%.

В городском округе Самара на 25 января зарегистрировано 4 630 безработных граждан, в Тольятти – 6 162, при этом уровень регистрируемой безработицы в Самаре составил 0,7%, в Тольятти – 1,3%.

Таким образам, в России при огромном количестве людей, не занятых в общественном производстве, количество безработных, не имеющих источника дохода, не так велико.17

Пути преодоления безработицы.18 Методы борьбы с безработицей определяет концепция, которой руководствуется правительство конкретной страны.

Современные мальтуазианцы предлагают поддерживать стабильность на рынке

труда помощью государственной политики ограничения рождаемости.

Пигу и его последователи, считающие, что корень зла – в высокой заработной плате, предлагают:

-содействовать снижению заработной платы;-разъяснять профсоюзам, что рост заработной платы, которого они добиваются, оборачивается ростом безработицы;-государству трудоустраивать работников, претендующих на невысокий доход, в частности, поощрять развитие социальной сферы.

Из рекомендаций Пигу широко применяется деление ставки заработной платы и рабочего времени между несколькими работниками. Использование частичного рабочего дня сокращает безработицу даже при сохранении неблагоприятной конъюнктуры.

Кейсианские программы борьбы с безработицей предполагают использование двух блоков мероприятий:19

Таблица 3

Тактические методы

Стратегические мероприятия

Организация государством общественных работ

Государственные заказы частному сектору

Снижение учётной ставки процента

Первый блок нацелен на ослабление безработицы в краткосрочном периоде, когда положительные сдвиги в экономике ещё не ощущаются. Его содержанием становятся общественные работы, которые должно организовать и оплатить государство за счёт своего бюджета. Рекомендуется эти работы сосредоточить в области формирования производственной и социальной инфраструктуры (строительство дорог, больниц и т.д.). Главное – занять население во имя социальной стабильности и поддержания хотя бы минимального потребительского спроса со стороны работников.

Второй блок охватывает систему стратегических мер, способных оживить конъюнктуру рынка, сформировать инвестиции и, как следствие - потребительский спрос, что должно привести к увеличению товарной массы и занятости населения. Этот блок включает два рычага: государственный заказ крупным фирмам и уменьшение учётной ставки за счёт увеличения государственных расходов (возможно при и росте дефицитного бюджетного финансирования). Предполагается осуществить государственный заказ крупным фирмам, имеющих большую сеть хозяйственных связей. Такой заказ поставщикам и смежникам значительно расширит поле инвестиционной деятельности. Приводится в действие не одна фирма, получившая государственный заказ, а целая их сеть, что, безусловно, увеличивает спрос на рабочую силу и соответственно рассасывает безработицу.

Кейнсианские программы успешно применялись после второй мировой войны во многих странах. Однако наступил период, когда возникли естественные объективные трудности для их претворения в жизнь. Источниками финансирования этих программ всегда был государственный бюджет, а точнее государственный долг. Последний беспредельно разрастаться не может, ибо увеличение долга государства ведёт к дополнительной эмиссии денег, что без соответствующего роста товарной массы способствует инфляции. В условиях инфляции инвестиционный спрос снижается.

Кроме того, процесс воспроизводства поставил новые проблемы, которые государство не могло решить восполнением недостатка спроса. Резко подорожали ресурсы, что привело к экономическому спаду. Необходимы были иные пути, ведущие к росту предложения.

Такие пути были найдены экономической школой, получившей название монетарной (от слова «монета»). Монетаристы предлагают в условиях, когда безработица и спад производства протекают на фоне инфляции, снять все нагрузки на государственный бюджет, срочно уменьшить государственный бюджетный дефицит. В этих условиях государство вынуждено уклонятся от социальных программ, что, безусловно, ведёт к нагнетанию социальной напряжённости.

Обуздание инфляции оздоровляет денежную единицу и формирует здоровую денежную среду.

Следующий шаг монетарной программы связан с реализацией идеи эффективного рынка, который сам очищает себя от отсталого производства, разоряет производителей, продукция которых не отвечает новейшим требованиям рынка. Обычно эти функции рынок выполняет постепенно, но в условиях циклического спада производства банкротства приобретают массовый характер. После этой суровой операции рынок выдвигает на авангардные позиции сильных и адаптированных производителей, которые наполняют рынок новыми товарами, расширяют производство и увеличивают спрос на рабочую силу.

Следует иметь в виду, что первые шаги монетарных программ приводят к резкому ухудшению жизненного уровня населения, что ухудшает социальную обстановку и провоцирует население на стихийные формы протеста. Опасность взрыва неуправляемого населения меньше, когда страна быстро справляется с трудностями экономического кризиса. Но в условиях России последовательное использование монетарной программы невозможно. Нужны новые пути выхода из спада и безработицы, специфические для стран, переходящей от административно-командной системы к рыночной.

Важным для ликвидации безработицы, специфическим для состояния в России является снятие административных, правовых и экономических ограничений, препятствующих свободной продаже рабочей силы, а именно: отмена института прописки, развитие рынка жилья, преодоление монополизма государственной собственности, развитие механизма государственного регулирования занятости населения. Меры по сокращению безработицы следующие:

1. Трудоустройство непосредственно на предприятии путем создания новых рабочих мест (расширение или создание подразделений, переквалификация на др. специальности и т.д.);

2. Организация общественных работ (благоустройство территорий, лесных массивов и городских улиц, работа на овощных базах, по уборке сельскохозяйственной продукции);

3. Поощрение частного предпринимательства и стимулирование самозанятости населения, развитие малого бизнеса (товарищества, кооперативы, фермерские хозяйства);

4. Переподготовка и профессиональная подготовка по дефицитным специальностям и профессиям

5. Использование гибких форм занятости (надомный труд, неполный рабочий день, неделя);

6. Широкая информация населения о возможности трудоустройства, проведение ярмарок вакансий, дней открытых дверей и т.д.

Государственная политика борьбы с безработицей:20

Поскольку безработица представляет собой серьезную макроэкономическую проблему, выступает показателем макроэкономической нестабильности, государство предпринимает меры для борьбы с ней. Для разных типов безработицы, поскольку они обусловлены разными причинами, используются разные меры. Общими для всех типов безработицы являются такие меры как:

  • выплата пособий по безработице;

  • создание служб занятости (бюро по трудоустройству).

Специфическими мерами для борьбы с фрикционной безработицей выступают:

  • усовершенствование системы сбора и предоставления информации о наличии свободных рабочих мест (не только в данном городе, но и других городах и регионах);

  • создание специальных служб для этих целей.

Для борьбы со структурной безработицей используются такие меры как:

  • создание государственных служб и учреждений по переподготовке и переквалификации;

  • помощь частным службам такого типа.

Основными средствами борьбы с циклической безработицей являются:

-проведение антициклической (стабилизационной) политики, направленной на недопущение глубоких спадов производства и, следовательно, массовой безработицы;

-создание дополнительных рабочих мест в государственном секторе экономики.

Таким образом, в настоящее время большинство экономистов считают, что безработица, являясь устоявшейся социально-экономической категорией, бывает краткосрочной, долгосрочной и застойной. Причем последняя наносит обществу значительный экономический, моральный и социальный ущерб, в силу чего необходимы исследования и принятие активных мер для недопущения застойной безработицы или сокращения ее уровня.

Несмотря на объективный характер безработицы, социально-экономические потери, которые она порождает, очевидны. Во-первых, не производится какая-то часть товаров и услуг, которые могли бы быть произведены, если бы человек работал. Во-вторых, снижаются налоговые поступления: работающий получает доход (заработную плату), который облагается налогом. В-третьих, снижается уровень жизни семьи безработного, так как пособие по безработице меньше, чем заработная плата. В-четвертых, ухудшается психологическое состояние безработного, становятся частыми конфликты в семье и т. д.

В этой связи одной из функций государства становится регулирование занятости, устранение негативных последствий безработицы. В частности, в каждом городе или районе созданы центры занятости, которые выполняют следующие функции: выплачивают пособия по безработице, помогают безработным найти работу, ведут переобучение новым, пользующимся спросом профессиям. В этих центрах оказывается и психологическая помощь людям, оставшимся без работы. Государство, кроме того, может оказывать финансовую поддержку тем предприятиям, где планируется массовое увольнение, с целью сохранения или модернизации рабочих мест. Далее, государство может вводить налоговые льготы для тех предприятий, которые принимают на работу наименее защищенные группы населения (инвалиды, многодетные матери, “чернобыльцы”, “афганцы”).

Понятно, что безработица была, есть и будет и поэтому задача государственных органов занятости должна состоять в том, чтобы не допустить длительной безработицы конкретного человека. Следовательно, основной упор должен быть сделан на профориентационную работу со школьниками, переквалификацию специалистов, содействие в предпринимательской деятельности.

Безработицу оценить, как социально-экономическое явление, однозначно нельзя. С точки зрения безработного это весьма негативное явление, так как потеря работы для большинства людей означает снижение жизненного уровня и наносит серьезную психологическую травму. Однако с точки зрения экономической динамики данное явление является просто объективной необходимостью. Другое дело, что государство должно регулировать занятость, устранять негативные последствия безработицы, а работники в свою очередь должны быть готовы к профессиональной и трудовой мобильности ради получения работы, что позволит им не остаться в рядах безработных и продолжить свою трудовую деятельность.

1 См.: Самуэльсон П.А., Нордхаус В. Д. Экономика. М.: Изд-во Биноли,1997. Гл. 29. С. 69.

2 См.: Эренберг Р., Смит Р. Современная экономика труда. Теория и государственная политика. М.: Изд-во МГУ, 1996.

3 См.: Булатов А.С. Экономика. М.: Экономист, 2006. С. 156.

4Булатов А.С.. Экономика. 4-е издание. М.: Экономист. 2006, С.157.

5 Халипова К.М.Рынок труда: занятость и безработица. М., 200. С. 246.

6 См.: Щедрунова Е. Безработица в России // www.ippnou.ru.

7 Федеральная служба государственной статистики // www.gks.ru

8 В России снизился уровень безработицы. "Интерфакс", 21 августа 2010 //www.gazeta.ru.

9 http://www.gks.ru/bgd/free/B04_03/IssWWW.exe/Stg/d03/59.htm.

9

10 Там же.

11 http://www.gks.ru/bgd/free/B04_03/IssWWW.exe/Stg/d03/59.htm.

12 http://www.gks.ru/bgd/free/B04_03/IssWWW.exe/Stg/d03/59.htm.

13 http://www.gks.ru/bgd/free/B04_03/IssWWW.exe/Stg/d03/59.htm.

14 Федеральная служба государственной статистики // www.gks.ru.

15 Федеральная служба государственной статистики // www.gks.ru.

16 Федеральная служба государственной статистики // www.gks.ru

17 См.: Кузьмина Н.М., Метлин С.В. Структурно-динамический анализ изменений численности населения Самарской области, признанного безработным [Текст] // Вестник СГЭУ. 2007. № 8.

18 См.: Домчева Е. Чем грозит безработице новая концепция рынка труда. "Российская газета" - Центральный выпуск №4073 от 23 мая 2006 г. С.187 // www.rg.ru.

19 Капелюшников Р.И. Структура российской рабочей силы: особенности и динамика // Вопросы экономики. 2006. №10 //www.demoscope.ru.

20 См.: Д. А. Шевчук, В. А. Шевчук. Макроэкономика: Конспект лекций, 2009. - http://uchebnik-ekonomika.com/uchebnik_makroekonomika/gosudarstvennaya-politika-borbyi.html.

Просмотров работы: 22310