В нашей стране существует много организаций и учреждений, в которых родители детей с ограниченными возможностями здоровья могут получить требуемую помощь, к ним относятся следующие:
территориальные или районные центры социального обслуживания или социальной защиты населения;
реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья;
городские или районные комитеты по защите прав материнства и детства;
городские или районные отделы управления образованием;
специальные образовательные учреждения (детские сады, школы-интернаты, дома-интернаты и др.);
ассоциации и другие объединения родителей детей с ограниченными возможностями здоровья.
Важнейшее условие успешной социализации ребёнка-инвалида – это сознательное участие его семьи в процессе его реабилитации. Поэтому приоритетной формой работы с такой семьёй в настоящее время является деятельность в условиях реабилитационных центров, преимущество которой состоит в том, что дети «не отрываются» от привычных родственных связей, а родители принимают непосредственное участие в реабилитационном процессе, также получая необходимую психологическую помощь (А.К. Долгушин, В.Ф.Лазарев).
Деятельность реабилитационных центров направлена на оказание детям-инвалидам и подросткам-инвалидам таких видов социальных и психологических услуг, как:
материально-бытовые;
правовые;
социально-медицинские и санитарно-гигиенические;
содействие в получении детьми образования, с учётом их физических возможностей и умственных способностей;
социально-психологическая реабилитация;
услуги по организации питания, быта, досуга и пр.
Одна из основных задач реабилитационного центра – помощь семьям, воспитывающим ребёнка или подростка с отклонениями в физическом развитии, проведение необходимых мероприятий по его выздоровлению в домашних условиях, социально-реабилитационная работа с детьми и их родителями. Специалисты центра совместно с врачами определяют исходный уровень физического и психического здоровья ребёнка, разрабатывают индивидуальные программы реабилитации ребёнка, прогнозируют этапы и сроки восстановления нарушенных функций и т.д.
В структуре полномасштабного реабилитационного центра должны быть созданы несколько основных подразделений:
отделение диагностики и разработки программ социальной реабилитации;
отделение медико-социальной реабилитации; его назначение – организация поэтапного выполнения индивидуальных программ социальной реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья в части медико-социальных и медико-консультативных мероприятий;
отделение психолого-педагогической помощи; оно предназначено для организации поэтапного выполнения индивидуальных программ социальной реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья в части психолого-социальных и социально-педагогических мероприятий;
отделение дневного пребывания;
стационарное отделение – круглосуточное пятидневное пребывание;
реабилитационные группы, объединяющие детей по полу, возрасту и состоянию здоровья; деятельность реабилитационных групп осуществляется на основе групповых развивающих программ, учитывающих индивидуальные программы реабилитации.
Центрами используются свыше тридцати реабилитационных методик, в том числе: метод кондуктивной педагогики, массаж, ЛФК и коррекционно-педагогические методики, психотерапевтические методики, иглорефлексотерапия, физиотерапия, музыкотерапия, игротерапия, восстановительная терапия, лазеротерапия, водолечение, сауна, бассейн, фитотерапия, минеральные воды, диетотерапия, тренажёры и спортивно-оздоровительные методики и т.д. (Е.И.Холостова).
Одним из видов помощи родителям, имеющим детей-инвалидов, является патронирование, под которым понимается целенаправленное сопровождение деятельности родителей в соответствии с программой реабилитации детей-инвалидов. Выделяются различные виды патронажа:
медико-социальный – обучение родителей методам реабилитации в домашних условиях;
культурно-досуговый – направленный на содействие развитию ребёнка и включению его в общество;
социально-педагогический и социально-психологический, – коррекция внутрисемейных отношений в неблагополучных семьях, поддержка семей риска.
Для семьи, воспитывающей ребёнка-инвалида, становится необходимой психологическая реабилитация всех ее членов, в первую очередь – матери ребёнка. Суть психологической реабилитации заключается в том, чтобы помочь семье обрести адекватный социально-психологический и социокультурный статус, выйти из состояния психологического стресса. Решение этой проблемы предусматривает:
разработку методики диагностики состояния всех членов семьи;
определение критериев объединения родителей (матерей) в группы для оказания специалистами адекватной помощи каждой конкретной семье;
составление программы реабилитации семьи в психолого-педагогическом и социально-культурном аспекте;
проведение реабилитационных мероприятий конкретно каждой семьи в соответствии с индивидуальной психолого-педагогической программой;
организация групп взаимоподдержки родителей;
эпизодическое патронирование семьи после проведенных мероприятий.
Развитие ребёнка-инвалида в большой степени зависит от семейного благополучия, участия родителей в его физическом и духовном становлении, правильности выбора воспитательных воздействий, ни в коей мере нельзя исключать решающего влияния семьи в формировании личности ребёнка-инвалида, в чём особая роль принадлежит матери.
Работа с матерями, воспитывающими детей-инвалидов, строится в соответствии с двумя направлениями: 1) изучение родительских позиций и личных особенностей матерей; 2) активное включение матери в реабилитационные мероприятия с ребенком.
На основе наблюдения за поведением матерей, бесед с ними, их отношения к ограниченным возможностям здоровья ребёнка, создаётся программа помощи матерям. Специалисты реабилитационного центра повышают самооценку матерей с пассивной личностной позицией; выслушивают и поддерживают мам с повышенной тревожностью. Родители должны знать о специфике их ребёнка, о его развитии, методах воспитания. К услугам родителей – консультации психотерапевта: индивидуальные беседы и групповые психотренинги. В ходе работы с семьёй ребёнка-инвалида необходимо научить родителей и других родственников принимать ребёнка таким, какой он есть, сочувствовать ему, создавать условия, стимулирующие его умственное, физическое и эмоциональное развитие, так как именно в семье ребенок-инвалид в состоянии включиться в жизнь – в мир её звуков, ощущений, образов, предметов.
Список использованной литературы
Лазарев В.Ф., Долгушин А.К. Модель центра медико-социальной реабилитации детей-инвалидов. – М. - 2012.
Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями: медико-социальные аспекты / Под ред. Кривцова Л.Н., Красотина Л.И., Цуканова Е.В., Гребенникова Н.В. – М.: Социально-технологический институт. - 2012.
Холостова Е.И., Дементьева Н.Ф. Социальная реабилитация: Учебное пособие. - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К" - 2012.
Ялпаева Н.В. Социально-психологическая работа с семьями детей с ограниченными возможностями. – М. - 2012.