Государство, обеспечивая социальную защищенность инвалидов, призвано создавать им необходимые условия для индивидуального развития, реализации творческих и производственных возможностей и способностей путем учета потребностей инвалидов соответствующих государственных программах, предоставления социальной помощи в предусмотренных законодательством видах в целях устранения препятствий в реализации инвалидами прав на охрану здоровья, труд, образование и профессиональную подготовку, жилищных и иных социально-экономических прав.
Государство устанавливает инвалидам гарантии для реализации их прав и законных интересов, проявляет особую заботу о детях-инвалидах. В связи с этим, наиболее актуальными задачами социальной политики в отношении инвалидов являются обеспечение их равными, со всеми другими гражданами, возможностями; реализации прав и свобод, устранение ограничений в их жизнедеятельности, создание благоприятных условий, позволяющих инвалидам вести полноценный образ жизни, активно участвовать в экономической, социальной и политической жизни общества, а также выполнять свои гражданские обязанности.
В Российской Федерации права инвалидов зафиксированы в таких важнейших документах как:
- Декларация прав и свобод человека и гражданина, принятая Верховным Советом РСФСР 22.11.1991 г. (ст. 26, 28). Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12.12.1993 г. (ст. ст. 2, 6, 7, 17, 38-42, 45, 46, 55, 72);
- Закон об основных началах социальной защищенности инвалидов в СССР, принятый Верховным Советом СССР 11.12.1990 г.;
- Основы Законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, принятые Верховным Советом Российской Федерации 22.07.1993 г.;
- Указы Президента Российской Федерации «О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов среды жизнедеятельности» от 2.10.1992 г., Постановления Министров Правительства Российской Федерации от 1993 г. «О научном и информационном обеспечении инвалидности и инвалидов» и др.
Утверждение Конвенции о правах детей-инвалидов, которая призвана к обеспечению принципа равенства прав детей-инвалидов на получение образования независимо от места жительства и их конкретизация в законодательстве субъектов Российской Федерации потребует проведения на территории всей страны организационных и «технических» мероприятий, состоящих в следующем:
а) изменение учебных помещений (например, установка пандусов, оборудование туалетных комнат и др.), в результате которого будет обеспечен доступ инвалидов ко всем помещениям, в которых проводятся учебные мероприятия;
б) переоборудование имеющегося или приобретение нового учебного оборудования и приборов (изменение высоты и ширины столов и иной школьной мебели, приобретение широкоформатных компьютерных мониторов, установка специального программного обеспечения и устройств трансляции звукового сигнала для пользователей слуховых аппаратов и т.д.);
в) изучение практики проведения ЕГЭ с точки зрения обеспечения интересов проходящих аттестацию детей-инвалидов и вероятное расширение использования иных методов проверки знаний учащихся (например, введение устной формы экзаменов, предоставление инвалидам дополнительного времени на выполнение письменных экзаменационных заданий и т.п.);
г) расширение способов подачи учебного материала и совершенствование методик преподавания всех учебных дисциплин с учетом того, что в обычных классах будут обучаться дети-инвалиды с различными нарушениями здоровья.
Как видно из перечня, реализация поставленных задач не может быть сведена исключительно к дополнительному финансированию и правоприменению.
В зависимости от степени нарушений здоровья человека, со стойким расстройством функций организма, приводящие к полной или значительной потере профессиональной трудоспособности или существенным затруднениям в жизни, выделяются три группы инвалидности. При наступлении инвалидности, в зависимости от установленной группы, причины, а при необходимости и времени наступления назначаются пенсии, устанавливаются льготы, предоставляются другие виды социального обеспечения и обслуживания.
Первая группа инвалидности устанавливается для лиц с полной постоянной или длительной потерей трудоспособности, нуждающихся в постоянном уходе (помощи или надзоре), в том числе и тем, которые могут быть приспособлены к отдельным видам трудовой деятельности в особо организованных индивидуальных условиях (специальные цехи, работа на дому и др.).
Вторая группа инвалидности дается при полной или длительной потере трудоспособности лицам, не нуждающимся в постоянной посторонней помощи, уходе или надзоре, а также в тех случаях, когда все виды труда на длительный период противопоказаны из-за возможного ухудшения течения заболевания (например, при тяжелых хронических заболеваниях, комбинированных значительных дефектах верхних и нижних конечностей и других повреждениях, значительной потере зрения).
Третья группа инвалидности устанавливается при необходимости перевода лиц по состоянию здоровья на менее квалифицированную работу вследствие невозможности продолжать работу по своей прежней профессии (специальности); при необходимости по состоянию здоровья значительных изменений в условиях работы по своей профессии, приводящих к сокращению объема производственной деятельности: при значительном ограничении возможности трудового устройства лиц малой квалификации или ранее не работавших; при анатомических дефектах или деформациях, значительно затрудняющих выполнение профессионального труда.
Поскольку в результате лечения, а также под влиянием благоприятных социальных факторов степень утраты трудоспособности может меняться, установлены сроки переосвидетельствования инвалидов – для инвалидов первой группы проводится один раз в два года, а для инвалидов второй и третьей групп – один раз в год. Инвалидность, обусловленная анатомическими дефектами или необратимыми хроническими заболеваниями в любом возрасте, а также инвалидами-мужчинами старше 60 лет и женщинам старше 55 лет, устанавливается бессрочно.
Условия, определяющие право на получение пенсии по инвалидности, регулируются Федеральным законом «О государственных пенсиях в РСФСР» от 20.11.1990 г., а также актами соответствующих органов государственной власти и в том числе общественных организаций и предприятиями (доплаты к пенсиям и т.д.).
Социальное обслуживание инвалидов регулируется Преамбула закона констатирует, что социальное обслуживание является одним из направлений деятельности социальной защите населения, устанавливает экономические, социальные и правовые гарантии для граждан пожилого возраста, инвалидов, исходя из необходимости утверждения принципов человеколюбия и милосердия.
Социальное обслуживание представляет собой деятельность по удовлетворению потребностей инвалидов в социальных услугах. Социальное обслуживание включает в себя совокупность следующих социальных услуг: уход; организация питания; содействие в получении медицинской, правовой, социально-психологической и натуральных видов помощи; профессиональную подготовку, трудоустройство, организацию досуга; содействие в организации ритуальных услуг и другие, которые предоставляются инвалидам на дому или в учреждениях социального обслуживания независимо от форм их собственности.
В настоящее время государством реализуется Федеральная программа «Дети России», несмотря на усугубляющуюся социально-экономическую ситуацию, бюджетный дефицит, продолжающийся спад производства и инфляцией. В этих условиях особую актуальность приобретает объединение усилий правительственных органов, предпринимательских структур и неправительственных организаций, в формировании и реализации социальных программ и социальной политики.
Сравнительное изучение законодательства различных стран и международного права позволяет выделить следующие принципы социальной политики:
Принцип социального партнерства, предполагает союз и совместную деятельность правительственных кругов и политических партий, объединение работодателей и лиц наемного труда (профессиональные союзы, различных неправительственных организаций в решении самого широкого спектра проблем в области социальной политики);
Принцип социальной солидарности, реализуемый через налогообложение и обозначающий готовность трудоспособных граждан поддерживать лица, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, а также людей с ограниченными возможностями;
Принцип участия, осуществляемый путем привлечения лиц с ограниченными возможностями и их общественных формирований к непосредственному участию в формировании и реализации социальной политики и социальных программ, касающихся этих лиц и всего гражданского общества в целом.
Реализация этого принципа на практике позволит, в частности, не допустить принятие законопроектов, противоречащих интересам определенных слоев населения, в поддержку которых эти законы и предназначались.
Следует обратить внимание, что принятие каких-либо законов или государственных решений по инвалидам возможно лишь при согласовании и поддержке со стороны общественных объединений, представляющих их интересы.
Принцип социальной компенсации призван обеспечить правовую и социальную защищенность лиц с ограниченными возможностями для восполнения этой ограниченности, что, в свою очередь, предполагает создание доступной среды жизнедеятельности, предоставление определенных льгот и соответствующего социального обслуживания;
Принцип гарантий предусматривает предоставление лицам с ограниченными возможностями гарантированных государством социальных услуг по обучению, воспитанию, духовному и физическому развитию, профессиональной подготовке и рациональному трудоустройству, объем, виды и качество которых должны обеспечивать необходимое развитие личности и подготовку к самостоятельной жизни;
Принцип приоритета предусматривает оказание предпочтения общественным инициативам по сравнению с соответствующей деятельностью государственных органов и учреждений при финансировании мероприятий в области социальной политики.
Таким образом, речь идет об одном из самых фундаментальных принципов социальной политики, в первую очередь, в европейской социальной практике – принципа субсидарности, предполагающего законодательное регулирование взаимодействия государственных и негосударственных структур в социальной сфере в поддержку последних. Широко применяемый в практике индустриально развитых стран с социально ориентированной рыночной экономикой западноевропейского социального пространства этот законодательно закрепленный принцип вменяет в обязательство государству осуществлять поиск так называемых свободных носителей в общественном секторе для привлечения их в реализацию социальных программ и проектов. Только тогда, когда такою рода предложения отсутствуют, создаются государственные учреждения. При наличии нескольких общественных предложений и инициатив государственные ведомства на основе конкурсного отбора финансируют наиболее перспективные проекты. Реализация принципа субсидарности позволяет не только более эффективно использовать существующие материальные ресурсы, но и более гибко реагировать на все вновь возникающие социальные запросы, привлекать к решению социальных проблем самих граждан в их собственных интересах и в интересах развития гражданского общества.
Специалисту по социальной работе и родителям необходимо знать основополагающие правительственные и ведомственные документы, предоставляющие детям с умственными и физическими ограничениями, в том числе детям-инвалидам, определенные льготы.
Семейный кодекс Российской Федерации.
Все дети, независимо от состояния их здоровья, имеют право жить и воспитываться в семье (ст.54 Кодекса). Воспитание детей в семье обеспечивается наличием у родителей ребенка так называемых родительских прав. Родительские права фактически выступают и как обязанности родителей. Их ненадлежащее осуществление является основанием для лишения родителей таких прав или для ограничения их в правах (ст.69, 70 Кодекса).
Если у ребенка нет родителей, родительские права предоставляются другим лицам – усыновителям, опекунам либо попечителям. При отсутствии лиц, заменяющих родителей, дети помещаются на воспитание в государственные детские учреждения – дома ребенка, детские дома, школы-интернаты, дома-интернаты.
Закон возлагает на родителей также обязанности по содержанию детей: родители обязаны содержать своих несовершеннолетних и нетрудоспособных совершеннолетних детей, нуждающихся в помощи. Согласно ст.86 Кодекса, в случаях тяжелой болезни, увечья, инвалидности ребенка и других обстоятельствах родители, уплачивающие алименты на несовершеннолетних детей, могут быть привлечены к участию в дополнительных расходах. Размер участия в таких расходах определяется судом с учетом материального и семейного положения родителя.
Список использованной литературы
Семейный кодекс Российской Федерации (в ред. Федеральных законов от 15.11.1997 N 140-ФЗ… от 30.11.2011 N 351-ФЗ, от 30.11.2011 N 363-ФЗ)
Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (в ред. ФЗ от 04.01.99 № 5-ФЗ)
Закон СССР от 11.12.90 № 1826-1 «Об основных началах социальной защищенности инвалидов в СССР» (по состоянию на 23 января 2008 г.).
Конвенция о правах детей-инвалидов, принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи ООН от 13 декабря 2006 года (ратифицированная 3 мая 2008г. 50 государствами).