ОСОБЕННОСТИ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЦЕССА В РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ОСОБЕННОСТИ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЦЕССА В РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Подлинное становление рыночной экономики в России невозможно без интенсификации инвестиционной деятельности. Ведь именно на рыночные отношения направлена экономическая политика государства. В связи с начавшимся в 90–х годах переходом России к новым общественно – экономическим отношениям страну потряс экономический кризис. Помочь государству в преодолении экономического кризиса были призваны инвестиции. Инвестиции предназначены для поднятия и развития производства, увеличения его мощностей, технологического уровня. Инвестиции способны вывести страну из кризиса, поэтому данная тема актуальна для современной России. Также сейчас быстрыми темпами развивается бизнес и предпринимательство. Но для того, чтобы начать дело или проект, необходимо иметь свободные денежные средства. Не у всех и не всегда они есть. Поэтому в таких случаях люди обращаются к инвестициям. В России с развитием рыночных отношений инвестиционный рынок набирает обороты. В западных же странах практически вся экономика построена на привлечении инвестиций, что на протяжении многих десятилетий показало свою эффективность.

Обратимся к понятию «инвестиции» как экономической категории.

Инвестиции – это социально-экономический процесс вложения капитала в различных его формах и видах, а также бытие инвестиций в виде накоплений для определения части дохода за определённый период хозяйственной деятельности, который вновь вкладывается в общественное производство.1

Следует различать термины «капитальные вложения» и «инвестиции». Они сходны в значении, однако термин «капитальные вложения» более узок по содержанию. Во-первых, он подразумевает вложение средств только в основные фонды (здания, сооружения, оборудование), не учитывая такие направления, как затраты на сырье, вспомогательные материалы, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы и т.д., то есть оборотные фонды. Во-вторых, капитальные вложения подразумевают вложение собственных средств только за собственные нужды, тогда как инвестиции имеют более широкий смысл.

В экономической литературе отечественными и зарубежными авторами предлагаются различные классификации инвестиций по тем или иным признакам.

По форме:

* Материальные инвестиции (связанные с приобретением хозяйствующими субъектами материальных ценностей);

* Финансовые инвестиции (связанные с вложением средств в акции, облигации и другие ценные бумаги, в уставные фонды других организаций);

* Нематериальные инвестиции (связанные с приобретением прав пользования природными ресурсами, объектами и интеллектуальной собственностью и иных аналогичных прав).

По назначению:

  • Портфельные инвестиции (вложение средств в группу проектов, например, приобретение ценных бумаг различных предприятий);

  • Реальные инвестиции (финансовые вложения в конкретный проект и обычно связаны с приобретением реальных активов).

По величине коммерческого риска:

  • Надёжные;

  • Рискованные.

Инвестору не безразличны срок возмещения вложенных средств и, соответственно, получение дохода. Промежуток времени от момента начала вложения капитала до момента завершения получения доходов или иных результатов от вложенного капитала называют инвестиционным периодом.

Основным источником инвестиций являются сбережения. Сбережения – это распределяемый доход за вычетом расходов на личное потребление.2

Инвестиционный процесс начинается с формирования денежных средств и заканчивается созданием реальных активов в форме производственных зданий и сооружений, оборудования и технологии, объектов бытовой и социальной инфраструктуры.

Выделяют следующие этапы данного процесса:

  1. Разработка инвестиционной стратегии. Результатом этого этапа взаимодействия между инвестором и доверительным управляющим является разработка инвестиционной декларации.

  2. Формирование и управление портфелем инвестора. В рамках доверительного управления именно управляющий, обладая необходимым опытом и квалификацией принимает на себя функции по формированию и управлению портфелем.

Взаимодействие инвестиционного и финансового рынков является важным условием макроэкономического равновесия в рыночном хозяйстве. Согласно положениям теории финансового посредничества основным собственником инвестиционных ресурсов является население, а основным потребителем - предприятия и организации.

Реализация инвестиционного спроса и предложения осуществляется финансовыми посредниками, наделёнными широкими возможностями по обслуживанию инвестиционных и финансовых потребностей экономических субъектов. Экономике развитых стран присуща сложная и многообразная структура институтов, осуществляющих мобилизацию инвестиционных ресурсов с последующим их вложением в предпринимательскую деятельность. В наиболее общем виде финансовые институты включают следующие типы:3

* Коммерческие банки;

* Небанковские кредитно-финансовые институты;

* Инвестиционные институты.

Инвестиционный процесс представляет собой сложный комплекс работ, который включает следующие основные фазы: определение объекта инвестирования, финансирование капитальных вложений и контроль за их исполнением.

Главным участником инвестиционного процесса являются инвесторы. Инвестор - это юридическое или физическое лицо, осуществляющее инвестиции, вкладывающее собственные, заёмные или иные привлечённые средства в инвестиционные проекты и обеспечивающее их целевое использование.

Вторым участником инвестиционного процесса является заказчик. Заказчиком могут быть инвесторы, а также любые иные юридические и физические лица, уполномоченные инвестором (инвесторами) осуществлять реализацию инвестиционного проекта. При этом заказчик не должен вмешиваться в предпринимательскую деятельность других участников инвестиционного процесса.

Третий участник инвестиционного процесса - это пользователи объектов инвестиционной деятельности. Ими могут быть инвесторы, а также другие физические и юридические лица, государственные и муниципальные органы, иностранные государства и международные организации, для которых создаётся объект инвестиционной деятельности. Субъекты инвестиционной деятельности вправе совмещать функции двух или нескольких участников инвестиционного процесса.

Граждане и юридические лица Российской Федерации вправе осуществлять инвестиционную деятельность за рубежом, руководствуясь российским законодательством, законодательством иностранных государств и международными соглашениями.4

Инвестирование в объекты, создание и использование которых не отвечает требованиям экологических, санитарно-гигиенических и других норм, установленных законодательством, или наносит ущерб охраняемым законом правам и интересам граждан, юридических лиц и государства, должно быть запрещено.

Таблица 1

Состав субъектов и объектов инвестиционной деятельности, классификационная структура инвестиций

Субъекты инвестиционной деятельности

   

Пользователи

объектов

инвестиционной

деятельности

 

Банки

Страховые

организации

Посредниче-

ские органи-

зации

Другие участ-

ники инвести-

ционного про-

цесса

Инвесторы

Заказчики

Поставщики

     

Классификационная структура инвестиций

Блок 1 -

Источники

Блок 2 -

содержа-

тельное на-

значение

Блок 3 -

Целена-

правленный

вид

Блок 4 -

качественную

форму

Блок 5 -сферу

(отрасль)

Блок 6 -

инновационную

деятельность

объекта

Блок 7 -

временной

отрезок

Блок 8 -

фондообразую-

щую структуру

объекта

Объекты инвестиционной деятельности

Вновь создавае-

мые, модернизи-

руемые основные

фонды и оборот-

ные средства

Ценные

бумаги

Целевые

денежные

вклады

Научно-

техническая

продукция

Другие объек-

ты собственно-

сти

Имущест-

венные пра-

ва

Права на ин-

теллектуаль-

ную собст-

венность

Другие виды

деятельности,

не запрещен-

ные законом

В представленные блоки входят следующие виды инвестиций:

Блок 1 - Государственные инвестиции, муниципальные инвестиции, отраслевые инвестиции, частные инвестиции, смешанные инвестиции, включая инвестиции зарубежных инвесторов;

Блок 2 - прямые (реальные) инвестиции в объекты отраслей материаль­ного производства; портфельные инвестиции в акции, облигации и другие ценные бумаги; интеллектуальные инвестиции в приобретение патентов, ли­цензий, ноу-хау, подготовку персонала и т.п.; альтернативные инвестиции в недвижимость, предметы искусства и т.п.;

Блок 3 - начальные инвестиции в освоение проекта или для покупки предприятия; экстенсивные инвестиции на расширение (увеличение) производственного потенциала; эффективные инвестиции на повышение эффек­тивности производства или предпринимательской деятельности; реинвести­ции, связанные с заменой объектов на новые, диверсификацией производства и т.п., брутто-инвестиции, состоящие из нетто-инвестиций и реинвестиций;

Блок 4 - Материальные инвестиции, связанные с применением технологий, машин, оборудования и т.п.; финансовые инвестиции в денежной форме;

Блок 5 - Производственные инвестиции (производственная сфера); ин­вестиции социального назначения (социальная сфера); инвестиции экологи­ческого назначения (экологическая сфера);

Блок 6 - Инвестиции в новое строительство; инвестиции в реконструк­цию (модернизацию); инвестиции в капитальный ремонт; инвестиции в об­новление производственного аппарата;

Блок 7 - Долгосрочные инвестиции; среднесрочные инвестиции; крат­косрочные инвестиции;

Блок 8 - Пассивные инвестиции (пассивная часть основных фондов -здания, сооружения и т.п.); активные инвестиции (активная часть производ­ственных фондов - машины, оборудование и другая техника).5

Основополагающим для осуществления инвестиционной деятельности в России является Закон РСФСР «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» и другие нормативные акты и законы Российской Федерации.6

Теперь рассмотрим общие и особенные черты инвестиционного процесса в России.

В данном государстве инвестиционное кредитование организаций со стороны коммерческих банков пока не получило должного распространения.

На Западе в качестве стратегических инвесторов часто выступают промышленные компании, встраивающие в себя то или иное перспективное подразделение. Спрос же российских промышленных предприятий на технологии, о чем говорилось несколько выше, недостаточен для того, чтобы они выступали как стратегические инвесторы. В силу всех названных сложностей бизнес-модель недавно возникших российских венчурных компаний строится с учётом невозможности выхода.

Неопределённость стратегии выхода является ключевым элементом общей стратегии проекта, приводит к увеличению срока проекта. Хотя столь длительные сроки не отвечают динамике мирового инвестиционного рынка, в сегодняшней ситуации у инвесторов нет чёткой стратегии выхода, и им приходится соглашаться на более длительные сроки осуществления инвестиций, чем на западном рынке. В США и в Европе обычный срок инвестиций составляет от трёх до пяти лет, а с распространением новых технологий эти сроки стали ещё короче.

Длительность сроков связана ещё и с тем, что в России больше времени уходит на разработку и доводку необходимой технологии. Учёные не привыкли решать коммерческие задачи и в сжатые сроки разрабатывать необходимые рынку продукты, а инновационных менеджеров катастрофически не хватает.

Все эти факторы сводят к минимуму приток инвестиций в российские технологии. Учитывая, что в России меньше конкуренция капитала и существенно ниже стоимость поднятия проекта западные инвесторы заинтересованы в том, чтобы найти недорогую готовую технологию в России, развить разрабатывающую компанию, а затем вывезти проект на Запад с целью привлечения более широких инвестиций.

Многие инвесторы говорят о том, что для привлечения инвестора российским компаниям не хватает успешных историй, в тоже время многие технологические предприниматели говорят о появившемся интересе к инновационным предприятиям со стороны отечественного бизнеса – это критический момент для привлечения денег зарубежных.

Трансформационные преобразования, происходившие в России на протяжении последних 15 лет, оказали влияние на все стороны инвестиционного процесса, его динамические и структурные характеристики и, что самое главное, на инвестиционный механизм – на субъекты и уровень принятия инвестиционных решений, цели и мотивации инвестирования, источники и способы финансирования капиталовложений.

Но в конце 2011 года был отмечен взлёт прямых инвестиций в экономику. Особенно это выражено в сфере «финансовой деятельности».

Таблица 2

Статистика инвестиций за 2010 и 2011 гг.7

Область инвестирования

Объёмы на 2010 год, млрд. долл.

Объёмы на 2011 год, млрд. долл.

Прямые инвестиции

93,55

133,78

Кредиты на срок до 180 дней

4,7

68,5

Инвестиции из России, накопленные за рубежом

54,27

94

Иностранный капитал в экономике России

266

323,2

Можно сделать вывод, что длительность сроков и неопределённость стратегии инвестирования в России гораздо выше, чем на западе. Также следует отметить, что в РФ меньше конкуренция капитала и существенно ниже стоимость поднятия проекта; западные инвесторы заинтересованы в том, чтобы найти недорогую готовую технологию в России и развить разрабатывающую компанию, а затем вывезти проект на Запад. Однако в последнее время экономисты отметили взлёт прямых инвестиций, что может благоприятно сказаться на инвестиционном процессе в РФ.

Рассмотрим факторы, влияющие на инвестиции в России на современном этапе.

Во-первых, процесс инвестирования зависит от ожидаемой нормы дохода предполагаемых капиталовложений. Если эта доходность, по мнению инвестора, слишком низка, то вложения не будут осуществлены.

Во-вторых, инвестор при обработке решений всегда учитывает альтернативные возможности капиталовложений и решающим здесь будет уровень процентной ставки. Инвестор может вложить деньги в строительство нового завода или фабрики, а может и разместить свои денежные ресурсы в банке. Если ставка процента оказывается выше ожидаемой нормы дохода, то инвестиции не будут осуществлены, и наоборот, если ставка процента ниже ожидаемой доходности, предприниматели будут осуществлять проекты капиталовложений.

В-третьих, инвестиции зависят от уровня налогообложения и вообще налогового климата в данной стране или регионе. Слишком высокий уровень налогообложения не стимулирует инвестиций, хотя вопрос о том, какие ставки налога считать высокими или низкими, вряд ли может быть решён однозначно раз и навсегда.

В-четвёртых, инвестиционный процесс реагирует на темпы инфляционного обесценивания денег. В условиях галопирующей инфляции, когда калькуляция издержек представляет значительную неопределённость, процессы реального капиталообразования становятся непривлекательными и скорее предпочтение будет отдано спекулятивным операциям.

Таким образом, мы видим, что на инвестиционный процесс влияет ряд факторов, таких как ожидаемая норма дохода, альтернативные возможности капиталовложений, уровень налогообложения и темпы инфляционного обесценивания денег. Поэтому данные факторы надо обязательно учитывать при анализе инвестиционного процесса

Также одним из условий экономического роста служит сбалансированная инвестиционная политика государства.

В последние годы инвестиционная ситуация в России постепенно изменяется к лучшему, однако пока рано считать, что эти улучшения носят устойчивый характер. Успешное развитие российской экономики невозможно без решения целого круга проблем отраслевого, регионального, институционального и инструментального характера, что и является приоритетной задачей современной инвестиционной политики, призванной обеспечить интеграцию страны в мировую хозяйственную систему.

Для нормального развития экономики как на макро-, так и на микроуровне необходим постоянный приток средств (инвестиционных ресурсов). В условиях рыночной экономики объем и структура привлекаемых в экономику инвестиций непосредственно зависит от уровня доходности капитальных и финансовых активов. Норма дохода, а через неё цена (курс) этих активов определяются спросом и предложением на инвестиционные товары.8

Государство посредством проведения целенаправленной финансовой и денежно-кредитной политики может в некоторой степени управлять поведением инвесторов на рынке инвестиционных товаров, обеспечивать определённую структуру инвестиций.

Государственное регулирование инвестиционной деятельности может осуществляться с помощью различных методов и способов воздействия, которые можно классифицировать следующим образом.

Главная задача государственной политики поддержки инвестиций заключается в создании благоприятных экономических условий для развития инвестиционной деятельности. Привлекательность инвестиционной среды определяется, прежде всего, условиями налоговой, амортизационной, финансово-кредитной политики государства. При этом для потенциальных инвесторов имеют значение не только действующие в конкретный момент условия, но и ожидаемые перспективы их развития, степень стабильности политической и экономической ситуации в стране и другие факторы.

Прямое участие государства в инвестиционной деятельности обычно осуществляется в форме целевого финансирования капитальных вложений, осуществляемых за счёт средств федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ, в том числе совместно с иностранными инвесторами. Кроме непосредственного выделения средств из бюджета для финансирования инвестиционных проектов, государство может также осуществлять выпуск целевых облигационных и иных аналогичных инвестиционных займов; предоставлять концессии отечественным и иностранным инвесторам по итогам торгов (конкурсов и аукционов); обеспечивать государственные гарантии по проектам, реализуемых за счёт средств федерального и региональных бюджетов. Формирование перечня строек и объектов технического перевооружения для федеральных государственных нужд и финансирование их за счёт бюджетных ассигнований осуществляет Правительство РФ. Для реализации таких проектов на конкурсной основе могут размещаться средства федерального бюджета, как правило, на возвратной и срочной основах с уплатой процентов за пользование ими в размерах, определяемых Законом о федеральном бюджете на соответствующий год.

Государственное регулирование инвестиционной деятельности включает также экспертизу проектов и защиту прав субъектов инвестиционной деятельности. Все инвестиционные проекты независимо от форм собственности и источников финансирования до их утверждения подлежат экспертизе. Порядок проведения государственной экспертизы инвестиционных проектов устанавливается Правительством РФ. Защита прав субъектов инвестиционной деятельности подразумевает обеспечение всем участникам равных прав при обсуждении и осуществлении инвестиционных проектов, а также предоставление любому субъекту экономических отношений права обжалования в судебном порядке любых решений органов государственной власти и должностных лиц, противоречащих законным интересам юридических лиц и граждан.

Таким образом, мы видим, что для достижения поставленных целей государство принимает непосредственное участие в инвестиционном процессе. Оно выступает не только в качестве инвестора, но и инициатора инвестиционной деятельности, направленной на удовлетворение общественных интересов и потребностей.9 Также государство в качестве важнейшего фактора инвестиционной среды, обеспечивает стабильность экономической ситуации и поддержание благоприятного инвестиционного климата, одной из основных характеристик которого является уровень инвестиционного риска.

Рассмотрим такие понятия как инвестиционный потенциал и климат страны.

Инвестиционный потенциал страны — это её способность освоить необходимые объёмы инвестиций в строительство новых предприятий и их комплексов, расширение и реконструкцию действующих предприятий, в развитие человеческого потенциала, создание объектов и учреждений производственной и социальной инфраструктуры.

Совокупность политических, социально-экономических, финансовых, организационно – правовых и иных факторов, присущих той или иной стране, привлекающих или отталкивающих инвесторов, принято называть её инвестиционным климатом.

Из вышеуказанного можно сделать вывод, что инвестиционные климат и потенциал страны играют важное значение при оценке страны с точки зрения выгодного капиталовложения и распределения инвестиций по субъектам.

Диаграмма 1

Прямые инвестиции РФ по субъектам в 2011 году10

Рассмотрим особенности привлечения иностранных инвестиций.

В настоящее время можно утверждать, что в России сложились неблагоприятные условия для привлечения иностранных инвестиций. Это обусловлено плохим инвестиционным климатом в целом, нестабильной политической ситуацией и сохраняющейся опасностью очередного передела собственности, плохо развитой инфраструктурой (финансовой, транспортной, сервисной, в области связи).

Диаграмма 2

Иностранные инвестиции по видам экономической деятельности в 2010г.11

Высокие налоги, правовая незащищённость и нерешённость многих вопросов собственности не способствуют инвестициям.

Одна из главных причин низкой активности иностранных инвесторов – не способствующая иностранным инвестициям экономическая политика государства, отсутствие для них режима наибольшего благоприятствования, который создан во многих развивающихся странах и даёт высокий эффект. Финансирование значительной части бюджета за счёт привлечённых денежных ресурсов ведёт к росту ценовой инфляции, что в свою очередь может привести к потере правительством поддержки со стороны населения. В связи с этим правительства, как правило, вынуждены принимать определённые антиинфляционные меры. Помимо этого, высокий уровень инфляции постоянно обесценивает вложенные инвесторами средства. Соответственно, инвестирование в долгосрочные проекты будет являться достаточно рискованным, в особенности для национальных инвесторов, поскольку такие проекты дают определённую финансовую отдачу лишь через несколько лет.

Некоторые регионы России предоставляют налоговые льготы иностранным компаниям. Однако эти льготы обычно обставлены такими условиями, которые ставят инвестора в зависимость от субъективных действий чиновников и выполнение которых требует значительных усилий и расходов. Размер «привилегий» напрямую зависит от объёмов инвестиций. Общее правило таково – чем значительнее сумма вложений, тем большими льготами пользуется инвестор. В Московской области для получения хоть каких-то налоговых послаблений объем инвестиций должен превышать 1 млн. долларов. Также существуют льготы при налогообложении прибыли коммерческих организаций с иностранными инвестициями: освобождение от налога на добавленную стоимость и специального налога на импортируемое технологическое оборудование и запасные части к нему, а также предоставление льготных кредитов в иностранной валюте, полученных от иностранных банков и кредитных учреждений.12

В ближайшие годы необходимо сформировать оптимальный уровень налогов, тарифов и льгот, сопоставимый с условиями инвестирования, сложившимися в странах – конкурентах России на рынке инвестиционных капиталов. Для эффективного использования инвестиций в национальной экономике должен быть определён перечень приоритетных отраслей промышленности и объектов инфраструктуры, требующих инвестиций, причём и на правительственном, и на региональном уровне. Соответственно, наибольшие налоговые льготы должны касаться этих приоритетных отраслей.

Ещё одна сложность масштабных инвестиций в модернизацию производства заключается в том, что иностранной компании приходится работать с предприятиями, которые зачастую не имеют нормального финансового обслуживания, не располагают квалифицированными (для работы в рыночных условиях) менеджерами, не проводят маркетинга и не имеют современных сбытовых структур. Все это иностранная фирма (помимо инвестиций в модернизацию производства) должна создавать самостоятельно. Поэтому часто выгоднее купить предприятие аналогичного профиля в одной из западных стран или построить новое предприятие в развивающейся стране, где иностранному инвестору предоставляются разнообразные льготы.

Одной из основных проблем, резко ограничивающая заинтересованность иностранных инвесторов – это нестабильная политическая ситуация, не позволяющая рассчитывать на полный возврат вложенных средств в будущем. Политический риск в России в настоящее время может быть оценён как весьма серьёзный и трудно поддающийся прогнозированию. Процессы либерализации и перестройки, начавшиеся в 1991 году, не только не завершились, но даже не перешли в состояние, когда можно хоть с какой-либо уверенностью сказать о тенденции их дальнейшего развития.

Последние десять лет в политической жизни России можно охарактеризовать как время непрекращающихся политических реформ. Возникали новые политические институты, появлялось большое число новых партий, изменилась структура государственных органов.

Рассмотрим вот такой пример. Крайне негативную роль по отношению к инвестиционному климату в России сыграло дело нефтяной компании “ЮКОС”. Многие инвесторы считают, что за налоговым преследованием ЮКОСа стоит политическое решение. Более того, предъявление налоговых претензий таким крупнейшим российским компаниям, как Вымпелком (сотовый оператор БиЛайн), ставит перед инвесторами вопрос о возможном преследовании и ряда других крупных компаний в России. Усложняет ситуацию и тот факт, что ценные бумаги ЮКОСа и Вымпелкома обращаются как на российском, так и на американском рынке. Соответственно, снижение их стоимости из–за конфликта этих компаний с государственными органами негативно отражается и на ценных бумагах других российских компаний, явно снижая инвестиционную привлекательность России в целом.

Обладая столь незначительной историей современного построения власти (немногим более 10 лет) и постоянно проводя политические реформы, а также в свете вышеперечисленных событий, Россия представляется для инвесторов достаточно рискованной для долгосрочных инвестиций страной. Соответственно, в целях улучшения инвестиционного климата в России необходимо последовательно проводить заранее запланированные политические реформы, всемерно способствовать политической стабильности в стране, а также способствовать привлечению инвестиций в страну.

Далее рассмотрим влияние фондового рынка на поступление инвестиций. Данный рынок негативно отражается на инвестиционном климате России, однако в развитых странах значительная часть инвестиций привлекается компаниями посредством фондового рынка.

Часто выделяют такие проблемы российского фондового рынка:

- недостаточная защита прав инвесторов; отсутствие необходимого законодательства;

- неразвитость инфраструктуры рынка; крайне незначительный спектр компаний, ценные бумаги которых представлены на биржевом рынке;

- отсутствие прозрачности деятельности и отчётности компаний и др.13

Такая ситуация с российским фондовым рынком приводит к тому, что иностранные инвесторы, желающие осуществить как прямые, так и портфельные инвестиции, не уверены в защите своих прав, возможности нормального контроля за деятельностью компаний, в которые они инвестировали средства, а также в реализации приобретённых ими ценных бумаг по справедливым, рыночным ценам. Результатом этого является слабое финансирование посредством фондового рынка части крупных предприятий, ценные бумаги которых не являются “голубыми фишками”, а также незначительным инвестированием средств в средний и малый бизнес.

Для исправления возникшей ситуации государственным органам следует активизировать работу по совершенствованию законодательства, установить чёткие и прозрачные правила торгов, содействовать повышению надёжности инфраструктуры, обеспечить доступ иностранных инвесторов на российский фондовый рынок, стимулировать российские компании к выходу на биржевой рынок.

Помимо этого, крайне важно в будущем не допускать невыплат по обязательствам России, как по национальным ценным бумагам, так и по внешним облигационным займам и кредитам.

Высокие транзакционные издержки инвесторов отрицательно сказываются на привлекательности России в качестве объекта инвестирования. Поэтому, комплексная программа стимулирования отечественных и иностранных инвестиций должна включать меры по снижению издержек инвестора, не относящихся к прямым затратам на реализацию конкретных проектов. В этой связи развивается информационная инфраструктура инвестиционного рынка, осуществляется регулирование тарифов на услуги монополий, обеспечивается защита собственности и личности инвестора от криминальной сферы 14.

Для мелких инвесторов важнейшее значение имеет ограничение платы за аренду производственных помещений. В отношении защиты собственности инвесторов желательно разработать единый порядок определения размеров ущерба, причиняемого, в частности, растратами и хищениями, а также недобросовестной конкуренцией.

Для обеспечения личной и имущественной безопасности инвесторов следует разработать специальные государственные программы предупреждения преступности в криминогенных сферах экономики, а также в регионах России с повышенным уровнем правонарушений.

Под эти цели необходимо предусмотреть материально – техническое, информационное и организационное укрепление соответствующих оперативных служб, следственных органов и судов.

В части информационного обеспечения инвестиционной деятельности представляется необходимым содействие государства действующим и создаваемым коммерческим консалтинговым организациям, фирмам по разработке бизнес – планов, проектным институтам.

С целью обеспечения эффективного информационно – консультативного взаимодействия потенциальных иностранных инвесторов с российскими организациями и создания привлекательного образа России на мировых рынках капитала принято постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 1995 г. “О Российском центре содействия иностранным инвестициям при Министерстве экономике Российской Федерации”.

По инициативе Правительства Российской Федерации создана качественно новая структура Консультативный совет по иностранным инвестициям в России.Его основная задача – обеспечение постоянного диалога между Правительством Российской Федерации и крупными иностранными инвесторами с целью выработки конкретных рекомендаций по совершенствованию инвестиционного климата в России, налогового и таможенного законодательства Российской Федерации, созданию привлекательного образа России как страны, принимающей инвестиции.

В заключение хотелось бы отметить, что инвестиционный процесс – это сложный комплекс работ, включающий в себя несколько фаз. Существуют три основных участника инвестиционного процесса: инвестор, заказчик, пользователь объекта.

Инвестиционный процесс в Росси и на Западе во многом отличаются. В данном случае европейские страны оказываются в более выгодном положении благодаря своим высоким технологиям и стабильной обстановке в стране. Государство играет важную роль в регулировании инвестиционного процесса. Оно финансирует капитальные вложения, осуществляет выпуск целевых облигационных и иных аналогичных займов, предоставляет концессии отечественным и западным инвесторам по итогам торгов. Существуют такие понятия как инвестиционный потенциал и климат страны. На них ориентируются экономисты при принятии решений. В настоящее время в России неблагоприятные условия для инвестирования из-за нестабильной обстановки в стране, инфляции. Но тем не менее привлекательным для иностранных инвесторов является налоговая политика в данной области. В последнее время экономисты отмечают улучшение инвестиционного климата в стране.

1 Краткий политический словарь. М.,1990. С. 32.

2 Курс экономической теории / Под общ. ред. М.Н. Чепурина и Е.А.Киселёвой. 5-ое изд., доп. и пер. Киров: АСА, 2006. С. 412.

3 Дорнбуш Р., Фишер С. Макроэкономика. М., 1997. С. 298 – 299.

4 Корякин Д.Б. Налоги, инвестиции, инновации: Труды международного конгресса «Конструкторско-технологическая информатика 2000». М., 2000. С. 260 – 263.

5 Дейненко В.А. Привлечение иностранных инвестиций в экономику России: состояние и развитие процесса // Аудитор. 2001. №1. С. 25.

6 Экономическая теория / Под ред. Камаева В.Д. – М., 2000. С. 143.

7 Построено автором на основе данных из: Шерстнева Г.С. Финансовая статистика. Статистика инвестиций. - http://www.be5.biz/ekonomika/f001/42.htm.

8 Шерстнева Г.С. Финансовая статистика. Статистика инвестиций. - http://www.be5.biz/ekonomika/f001/42.htm.

9 См.: Шманёв С.В., Лисичкина Н.В. Основные тенденции развития инвестиционных процессов в экономике России. С. 89.

10 Построено на основе данных из: Иностранные инвестиции по видам экономической деятельности. - http://statistika.ru/stat/inv-fin/2008/11/14/inv-fin_14267.html.

11 Построено по данным из: Центральный Банк Российской Федерации. - http://www.cbr.ru/statistics/print.aspx?file=credit_statistics/inv_in-

rus.htm&pid=svs&sid=ITM_23050&pid=svs&sid=ITM_12726.

12 См.: Мельников Б., Марковская В., Шкуренко А. Инвестиционный рынок: конъюнктура I квартала 2002 года // Инвестиции в России. 2002. №7. С.32 – 39.

13 См.: Дейненко В.А. Привлечение иностранных инвестиций в экономику России: состояние и развитие процесса // Аудитор. 2001. №1. С. 21 – 22.

14 Серов В.М., Ивановский В.С., Козловский А.В. Инвестиционный менеджмент: Учеб. – М.: 2000. С. 127.

Просмотров работы: 19726