ПРОБЛЕМА КУЛЬТУРНОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ В ПРОЦЕССЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ПРОБЛЕМА КУЛЬТУРНОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ В ПРОЦЕССЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Исламова К.В. 1, Лыкова Т.Р. 1
1УГЛТУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Говоря о «культурной составляющей» высшего образования, мы будем иметь в виду такой учебный процесс, который во главу угла ставит, прежде всего, созидание духовности, обретение культуры при социализации и формировании студента как личности, как гражданина, способного не только воспринимать учебную информацию, но и активно реагировать на неё в соответствии со своими принципами, идеалами и жизненными целями. Имеется в виду воспитание такого члена общества, который умел бы грамотно владеть языком этого общества, мог бы сопоставлять, анализировать, оценивать уровень и качество литературы, искусства и факты по истории своей страны. Современный молодой человек просто обязан понимать политическую структуру и экономическую модель государства, в котором он проживает, чтобы в современной, непростой для России ситуации, уметь адекватно реагировать на различные политические и экономические реформы, конфронтации, культурно-духовные дискуссии. Актуальность такого подхода к культурной составляющей российского молодого человека в эпоху перемен очевидна.

Если сопоставить ряд определений культуры, то в первую очередь следует отметить сложившуюся традицию деления культуры на материальную и духовную. Так, например, С.Н. Иконникова дает следующее определение культуры: «...культура – многогранное, сложное, исторически развивающееся общественное явление, способ освоения действительности, реализации творческого потенциала человека в сфере материальной и духовной деятельности» [1, с.17].

Конституцией РФ гарантируется право каждому гражданину на свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества [2, ст.44]. В условиях вуза вышеуказанные права личности реализуются в различных видах деятельности, одним из которых является работа творческих коллективов.

Безусловно, формирование творческих способностей студентов и развитие их творческой самореализации является одной из актуальных проблем нашего вуза. Гордостью Уральского Лесотехнического Университета являются творческие коллективы, известные даже за пределами Свердловской области. Сегодня в университете работают 8 творческих коллективов: Хор русской песни, вокальная студия, Театр моды, Клуб спортивного бального танца "Гармония", диско-клуб "PIN GOL", КВН, танцевальный коллектив, клуб любителей гитары.

Гордостью Уральского Лесотехнического Университета являются творческие коллективы, известные даже за пределами Свердловской области. К примеру, команда ребят КВН – «Парни с лесоповала», которые совместно со сборной УРФУ участвовали в Казани, Уфе, Тольятти, Чебоксарах и Сочи.

Для того чтобы творческие коллективы плодородно работали и развивались, необходимо поставить четкие цели и задачи:

1. Разработка программы для осуществления творческих контактов с образовательными учреждениями области и за ее пределами.

2. Организация в университете региональных, всероссийских, международных конкурсов и фестивалей исполнительского мастерства, мастер-классов для студентов и аспирантов.

3. Осуществление всесторонней поддержки творческих коллективов, действующих на базе вуза.

4. Разработка системы мероприятий по организации концертной и театральной деятельности, выявление перспектив гастрольной деятельности творческих коллективов.

5. Поддержание материально-технической базы Дома Культуры и Спорта УГЛТУ

6. Обновление и реконструкция помещений для занятий творческих групп.

С понятием «культура» тесно связаны такие понятия, как культурный отдых, культурный досуг, культурная деятельность.

Понятие «досуг», в отличие от понятия «культура», имеет одно толкование - свободное время. Система предпочтений и ценностная направленность досуга характеризуют уровень культуры человека, оказывают прямое влияние на его профессиональную деятельность, и как следствие, на экономическую стабильность [3,С.15]. Система предпочтений и ценностная направленность досуга характеризуют уровень культуры человека, оказывают прямое влияние на его профессиональную деятельность.

К объектам досуга относятся городские леса и парки, скверы, пляжи, детские городки, аттракционы, иные сооружения.

Такими объектами также обладает наш вуз:

-спортивно-оздоровительный лагерь (на берегу оз.Песчаное);

-научная библиотека, насчитывающая около 900 тыс. единиц хранения;

-художественная библиотека

-дворец культуры,

-дворец спорта,

-Сад лечебных культур имени профессора Л.И. Вигорова

-Лесопарк лесоводов России

-сад имени Л.И. Вигорова

Особо хочется отметить природные парки культуры (Парк лесоводов России и сад имени Л.И. Вигорова).

Парк лесоводов России открыт в 1966 году в ознаменование первого Всероссийского совещания лесничих в Свердловске. Участники совещания посадили аллею лиственниц и водрузили монумент — большую глыбу камня в центре лесопарка.

Территорию этого парка площадью 700 гектаров к югу от Сибирского тракта занимают парковые сосновые леса. Запланирована высадка большого количества деревьев и кустарников почти всех районов страны, будет оборудована зона отдыха со спортплощадками, лыжными базами. Здесь созданы искусственные водоемы, оборудованы поляны отдыха, беседки, навесы от дождя, территория парка покрыта сетью дорожек и тропинок, внедряются элементы малых архитектурных форм. При входе в парк посетителей встречает серия деревянных скульптур, выполненных из стволов сухих деревьев.

Сад лечебных культур имени Л.И.Вигорова – первое в СССР и в России собрание растений, съедобные плоды которых накапливают биологически активные вещества или их комплексы, обладающие профилактическим или терапевтическим действием. Основан в 1969-1973 при Уральском лесотехническом институте профессором Л.И.Вигоровым после изучения в 1960-1968 крупнейшей коллекции северных урало-сибирских сортов учебно-опытного сада (1200 сортов яблонь, до 60 сортов смородины, малины, крыжовника, до 30-45 сортов вишни, сливы и другие). Расположен на участке в 1,7 га на Сибирском тракте. Решением облисполкома от 6 апреля 1977 включен в список памятника природы. Сотрудники сада проводят большую работу по оценке целебных свойств съедобных плодов культур, выявляют новые лечебные вещества, отбирают лучшие целебные культуры. Впервые в стране изучено наследование витаминности яблонь. В результате совместных усилий работники сада и лаборатории биологически активных веществ возникло новое лечебно-профилактическое направление в садоводстве. Отборные растения распределены по профилактико-лечебной группе (полезные при заболеваниях сердца и сосудов, крови, печени, почек, поливитаминные и так далее). Рекомендации ученых ценны для селекции, создания центра фруктотерапии, лечебных парков. Интересна коллекция северных декоративных яблонь (красноцветных, махровых, плакучих, пирамидальных) и парковых пород, фитонциды которых положительно влияют на здоровье человека.

Нельзя не отметить Спортивно-оздоровительный лагерь на озере Песчаное. В летнее время на живописном берегу озера Песчаное в окрестностях г.Екатеринбурга работает спортивно-оздоровительный лагерь. В период каникул в нем отдыхают и совершенствуют спортивное мастерство около 550 студентов, которые проживают в 15 коттеджах. В лагере есть своя лодочная станция, сауна с мини-бассейном, столовая. Для активных занятий спортом предусмотрены баскетбольная, волейбольная и гандбольная площадки, имеется в распоряжении спортсменов 500-метровая беговая дорожка. В вечернее время всегда открыты двери клуба и танцевальная площадка.

Культурная составляющая занимает далеко не последнюю роль в образовательном и воспитательном процессах Уральского государственного Лесотехнического Университета. Само по себе слово «культура» может интерпретироваться по разному и имеет много значений, каждое из которых находит отражение в жизни нашего вуза.:

1)Творчество- работа 8 творческих коллективов;

2)Культурный досуг - научная и художественная библиотеки, творческие коллективы во дворце культуры и спорта.

3)Культурный отдых – памятники природы : парк Лесоводов России и Уральский сад лечебных культур им. Л.И. Вигорова. В скором времени для студентов планируется строительство ледового корта напротив общежития №5- для культурного и отдыха и досуга.

Без крепкого духовного стержня, без нравственного закона и морального кодекса внутри человека всякое экономическое возрождение страны и научно-техническая модернизация общества становятся бессмысленными, иллюзорными. Для решения этой проблемы необходимо формировать у студентов основе патриотизма чувство уважения к родной стране, её культуре, традициям, планам на будущее. Через участие в студенческих культурных мероприятиях (круглых столах, диспутах, дискуссиях) можно развить у молодого человека целый спектр специфических умений, расширить его словарный запас, научить безбоязненному высказыванию своего мнения. Именно в таких ситуациях у молодёжи закладывается и формируется активная жизненная позиция, складывается характер уверенного в себе человека, что, естественно, ведёт к утере и нейтрализации уличного нигилизма и инфантильности.

Библиографический список

1.Иконникова С.Н. История культурологических теорий. Идеи и судьбы.- СПб., 1996.

2.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ).

3.Культурно – досуговая деятельность.- М., 1998.

Просмотров работы: 1211