НЕСКОЛЬКО СЛОВ О МЕТОДОЛОГИИ ВЕЗЕНИЯ И ТЕОРИИ ВЕРОЯТНОСТИ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

НЕСКОЛЬКО СЛОВ О МЕТОДОЛОГИИ ВЕЗЕНИЯ И ТЕОРИИ ВЕРОЯТНОСТИ

Журавлев И.С. 1, Новикова О.Н. 1
1УГЛТУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В обыденной поседневности существует стереотип, что у некоторых людей личная жизнь и реализация профессиональной деятельности добивается трудом, а есть люди, которым судьба улыбается с самого рождения. Обычно успешность жизнедеятельности согласуют с понятием везения.

Этимологически понятие «везение» трактуется достаточно абстрактно, кратко и не однозначно. Например, толковый словарь русского языка определяет везение как: “удачу, состояние при котором везет”. Философский словарь описывает данный термин, как благосклонность судьбы. В праславянской транскрипции слово расшифровывается – «хороший удел», с древнегреческого (eudaimonia) термин переводится дословно как покровительство доброго гения.

Во все времена данное определение востребовано и вызывает интерес, так как людей всегда привлекает то, что сложно объяснить, заставляя их придумывать различные мистические толкования и описания. Так, крылатая древнеримская богиня удачи Фортуна, отождествляется с древнегреческой Тюхе, и по поверьям, то приближается к человеку, закрывая его своими крыльями, оберегая от неудачи, то удаляется прочь. Античный писатель-эрудит, автор «Естественной истории» Плиний Старший писал: «По всему свету, повсюду во все часы дня голоса всех призывают и называют одну Фортуну, ее одну обвиняют, привлекают к ответственности, о ней одной думают, ее одну хвалят, ее одну уличают. С бранью почитают ее изменчивую, многие считают ее слепой, бродячей, непостоянной, неверной, вечно меняющейся, покровительницей недостойных. Ей на счет ставится и дебет и кредит, и во всех расчетных книгах смертных она одна занимает и ту, и другую страницу»[1].

На ментальном уровне везение подразумевает – состояние охоты за удачей. Поймать ее за хвост, получить благосклонность богини Фортуны, повезет или нет, это как игра с самим собой. Древнерусский аналог фортуны – «авось» – выражение недостаточно обоснованной надежды, расчета на случай, удачу. Это способ жизнедеятельности, оправдывающий просчеты, неуспешность, и в тоже время дающий некоторым все желаемое, без видимых физических и психологических затрат.

В современной практике о везении и невезении говорят обычно, когда человек попадает в положения, исход которых от него не зависит (или он не видит эту зависимость). Например, в ситуацию, где господствует теория вероятности – рулетка, лотерея, разнообразные несчастья и катастрофы.

Итак, древнее понимание «везения» довольно широко распространено и сегодня, и ему необходимо дать более глубокое определение и количественное значение. Фактом везения обладают только живые существа наделенные сознанием (люди), так как именно человек служит мерилом всех вещей и само понимание факта везения трансформируется через субъективность случайности конкретного человека.

Вышеизложенные положения свидетельствуют, что о феномене везения можно говорить, если совершен определенный опыт, который трактуется как некая совокупность действий, с несколькими случайными вариантами развития. Данный опыт, связан с событием, наступление которого и считается везением (благоприятное событие). Причем констатация конкретного события как успешного или неблагоприятного зависит от индивида, непосредственно участвующего в данном действии, который исходя из личного опыта и понимания, присваивает определяющее значение: повезло или нет.

Для полного осознания факта везения необходима возможность развития события в нескольких вариантах конечного результата, так как если возможен только один вариант развития действия ни какого везения нет. Например, в коробке находятся несколько белых шаров, а необходимо достать из нее только белый шар и индивид его в любом случае достает (данное событие считается достоверным). В этом случае нельзя говорить о везение, так как результатом опыта служит только одно событие, человеку ни везет, ни не везет, он просто производит операцию. Так же невозможно говорить о везение, если б респонденту необходимо было достать из коробки с белыми шарами черный шар (невозможное событие), так как он в любом случае достал бы белый шар и это нельзя назвать невезением. Еще одно обязательное условие для опыта – это случайность. Так, в коробке с прозрачными стенками находятся несколько белых и черных шаров, необходимо достать – белый. Человек, достающий шар уже видит объект изначально. Данное событие не является случайным, индивид осознано достает нужный шар, и в этом случае нет ни везения, ни невезения (везение и невезение это одна и та же величина с разными знаками).

Еще одним фактом постижения везения является его изменение во времени, которое впервые проявляется в тот момент, когда человек приобретает свой первый осознанный опыт, связанный с выигрышем или проигрышем. Далее уяснение данного факта изменяется с течением всей жизни, а точнее оно осмысливается с каждым новым опытом, чаще элементарным, не делимым на составные части. Например, человек подбрасывает монетку десять раз, и только в последнюю попытку угадывает, на какую сторону она упадет. Предполагается, что девять раз ему не везло и только последний раз подфартило, и рассматривать под опытом все десять бросков нельзя по определению, так как в последней попытке происходят изменения.

Итак, факт везения объясняется тем, что результатом опыта может быть определенное число случайных событий, наступление которых нельзя сознательно предугадать, и как результат опыта свершается благоприятное событие, которому способствуют неосознанные действия. Получается, что везение это величина являющаяся результатом опыта, обусловленная влиянием неосознанных действий, способствующих наступлению благоприятного момента.

Если описывать результативный опыт через категорию везения, то можно констатировать: повезло или нет, а для количественного выражения везения необходимо воспользоваться вероятностью наступления благоприятного события. Так, чем меньше вероятность наступления благоприятного события, тем больше факт везения, если благоприятное событие все-таки свершается. Например, всем известно, что лотерея – специально организованная азартная игра, при которой распределение выгод и убытков зависит от случайного извлечения того или иного жребия или лота. Статистически, среди тысячи участвующих билетов может быть и десять и пять выигрышных. Получается, что у пяти выигравших из тысячи удачливости количественно больше нежели, чем у десяти респондентов. Причем неважна сумма подарка судьбы, так как может везти и по мелочам, т.е. факт везения влияет на шанс выигрыша, а не на его размер. Для того чтобы обозначить результативность опыта необходимо использовать частоту выигрышей (число наступивших благоприятных событий, деленное на число всех опытов). Так как опыт все же субъективен, то понимание везения, как факта, может модифицироваться в каждой новой ситуации, но результат, как правило, двойственен. Для того чтобы количественно выразить везение, используют частоту встречи с ней из которой вычитается вероятность наступления благоприятного события. При этом везение всегда зависит от вероятности его наступления и результата опыта, и если не повезло, то значение будет отрицательным; если событие достоверное или невозможное, то везение равно нулю (нет ни везение, ни невезения), а сама величина везения находится в пределах (1, с.1).

Зная более глубокое определение везения можно выразить его количественно, но в обычной повседневности трудно предугадать: повезет или нет, хотя именно это положение всех и волнует. Скорее всего, это так и останется тайной, рождая новые мифы.

Библиографический список

1.Лосев А.Ф. История античной эстетики. Итоги тысячелетнего развития. Кн.1.- М., 1992,с.321

Просмотров работы: 3315