На наш взгляд, наиболее полно данный феномен отражает следующее определение: социальное предпринимательство – это предпринимательская деятельность, направленная на смягчение или решение конкретных социальных проблем, которая характеризуется следующими основными признаками:
1) Социальное воздействие – стремление предпринимателя решить социальные проблемы посредством создания социальных ценностей.
2) Инновационность – социальный предприниматель находится в непрекращающемся поиске и реализации новых идей, уникальных инновационных подходов, которые могли бы увеличить степень социального воздействия.
3) Масштабируемость и тиражируемость – распространение деятельности социальных предприятий, стремление выйти на новый (национальный и международный) уровень с целью увеличения социального воздействия.
4) Финансовая устойчивость и стабильность – способность социального предприятия создавать социальные ценности за счет доходов, которые оно получает от собственной деятельности.
5) Ответственность – социальный предприниматель должен демонстрировать высочайшую ответственность по отношению к результатам своей деятельности и к своим клиентам.
Социальное предпринимательство находится на пересечении сфер благотворительности и бизнеса. Но все же, это коммерческая деятельность, часть прибыли которой реинвестируется в социальные проекты. Она направляется на решение таких острых социальных проблем, как безработица, защита окружающей среды, поддержка нетрудоспособных слоев населения, защита прав человека. Важно, что это совершенно новый подход к решению подобных проблем, ведь ранее считалось, что решение наиболее острых социальных проблем лежит на плечах государства и благотворительных фондах. Однако, как показала практика, данные институты далеко не всегда справляются со своими обязанностями, вследствие чего и появилась необходимость в перемещении некоторых социальных обязательств от государственных структур структурам негосударственным. В сентябре 2012 года исследовательской группой ЦИРКОН был проведен опрос населения на тему перспектив социального предпринимательства в России, и более половины респондентов полагали, что обязанности решения социальных проблем должны быть разделены между государством и бизнесом.
Впервые понятие «социальное предпринимательство» как термин стало употребляться в 60-х годах 20-го века в Великобритании. Тогда, на волне тенденций общественной свободы, социальные вопросы активно поднимались в англоязычной литературе. Но более устойчивое и широкое употребление термин «социальное предпринимательство» получил в 70-80-х годах, благодаря нескольким ярким личностям.
В 1980 году Билл Дрейтон создает фонд “Ашока: инновации для общества”, который занимался оказанием профессиональной и финансовой помощи социальным предприятиям, способствовал объединению таких предприятий в сообщества для достижения наибольшей степени эффективности деятельности и обмена опытом, создавал необходимую финансовую инфраструктуру для распространения социального предпринимательства по всему миру. Этот фонд эффективно функционирует и сегодня, проводя свою деятельность в 60 странах мира, поддерживая около 2000 стипендиатов.
Широко известна и деятельность Майкла Янга, который создал более 60 организаций по всему миру, имеющих своей целью смягчение социальных проблем. Но самой главной его заслугой является создание нескольких Школ социальных предпринимателей в Великобритании. [4]
В наши дни наметилась позитивная тенденция возрастающего внимания к социальному предпринимательству со стороны академических кругов. Так в Гарвардском университете были открыты курсы социального предпринимательство, а большинство бизнес-школ в США стали вводить в учебный процесс дополнительные дисциплины, связанные с социальным предпринимательством, в результате чего в 2004 году четверть выпускников Стенфордской школы бизнеса обладали дипломами специалистов социального предпринимательства.
Одними из самых известных социальных предприятий являются: созданный Мохаммадом Юнусом, лауреатом Нобелевской премии мира 2006 года, банк Грамин, который занимается микрокредитованием наиболее бедных слоев населения, помогая им преодолеть бедность и даже основать свой собственный малый бизнес; больница «Аравинд», предоставляющая услуги по уходу за глазами и операции по поводу катаракты, чтобы предотвратить слепоту, с оплатой совсем малой части стоимости подобных услуг; египетский холдинг “Секем”, который способствовал уменьшению использования пестицидов на хлопковых полях Египта на 90% и основал школы, университет, центр образования взрослых и медицинский центр.
В России развитие социального предпринимательства относится к приоритетной группе мероприятий, реализуемых в рамках госпрограммы поддержки малого и среднего предпринимательства. Программа предусматривает выделение субсидий проектам в сфере социального бизнеса. В 2012г. в шести субъектах РФ такие проекты финансируются за счет средств регионального и федерального бюджетов. При этом размер субсидии из федерального бюджета на поддержку одного проекта в сфере социального бизнеса составляет 600 тыс. руб. В сумме на поддержку 230 проектов социального предпринимательства было выделено 88 миллионов рублей. [5]
Кроме субсидий, социальные предприниматели могут воспользоваться всем комплексом мер, предусмотренным государственной программой. Это может быть и микрокредитование, и поручительства гарантийных фондов, и ряд других мер.
Однако поддержку социальным предприятиям оказывает не только государство. Помощь приходит и со стороны частных лиц. Наиболее существенный вклад в развитие социального предпринимательства вносит Фонд региональных социальных программ «Наше будущее», основателем которого является президент нефтяной компании «ЛУКОЙЛ» и один из 200 богатейших бизнесменов России Вагит Алекперов. Фонд осуществляет финансовую, информационную, консультационную поддержку социальных предпринимателей. Проводит Всероссийские конкурсы проектов в сфере социального предпринимательства и выдает предпринимателям беспроцентные долгосрочные займы, ведёт обязательную оценку по конкретным показателям эффективности поддерживаемых организаций (количество трудоустроенных, обученных человек, количество оказанных услуг и произведённой продукции). За 5 лет работы фонд оказал поддержку 70 социальным предприятиям на сумму около 150 миллионов рублей.
В России действует Российский микрофинансовый центр (далее РМЦ), который был создан в 2002 году. Президент РМЦ Михаил Мамута считает одной из основных задач РМЦ поддержку социального бизнеса и социально ориентированных НКО как через общественные инициативы (создание Совета по развитию социального бизнеса при Торгово-промышленной палате РФ), так и через конкретные проекты совместно с российскими и международными партнерами (например, Творческую лабораторию “Грамин”).
Также известны организации: «Школа фермеров”, основной целью которой является решение вопроса трудоустройства и жизнеустройства безработной молодежи; салон бытовых услуг “Березень” в Туле, в которой обслуживанием покупателей занимаются люди с ограниченными возможностями, а всем малообеспеченным гражданам цены на услуги предоставляются со значительной скидкой; мастерская “Веселый войлок”, обеспечивающая работой многодетных матерей.
Позитивным моментом является и появление в России образовательных учреждений. В 2011 году была образована Омская школа социального предпринимательства, целью которой является развитие социального предпринимательства и создание необходимых условий для успешного государственно-частного партнерства для решения наиболее острых социальных проблем Омской области. В 2008 году, также в Сибири, была создана Новосибирская школа “Территория развития”, предоставляющая возможность молодым людям запустить новый бизнес, который поможет решить задачи общественного и культурного развития местных сообществ.
Однако социальное предпринимательство в России находится на начальной стадии развития. Согласно исследованию, проведенному Агентством стратегических инициатив, в сфере оказания социальных услуг работает лишь 1% предпринимателей. Таким образом, одной из задач государства является поддержка и развитие социального предпринимательства, для того чтобы увеличить долю предпринимателей, оказывающих социальные услуги населению. Для этого необходимо принятие на федеральном и региональном уровнях законодательства, которое предусматривало бы введение специальных льгот для социальных предприятий. Помимо этого, еще одним способом развития социального предпринимательства может служить создание специальные центров развития и поддержки социального предпринимательства. Привлечение в эти центры успешных иностранных социальных предпринимателей, которые проводили бы лекции и семинары, делились опытом и идеями, безусловно, способствовало бы развитию социального предпринимательства в России.
Подводя итоги можно отметить, что социальное предпринимательство как новое явление социально-экономической жизни имеет положительные черты, так как социальное предприятие, являясь агентом перемен в социальном секторе, принимает на себя миссию по решению наиболее острых социальных проблем, чем способствует улучшению благосостояния всего населения; кроме того, социальные предприятия берут на себя часть социальных обязательств государства, что, несомненно, способствует становлению нового системного подхода к решению социальных проблем.
Литература:
1. Крейг Дарден-Филлипс, "Ваш шанс изменить мир. Практическое пособие по социальному предпринимательству".— М.:”АльбинаПаблишер”, 2012. — 280 с.
2. Дэвид Борнштейн. “Как изменить мир. Социальное предпринимательство и сила новых идей”.— М.:”АльбинаПаблишер”, 2012. — 504 с
3.http://www.nb-fund.ru
4. http://www.nb-forum.ru
5.http://www.economy.gov.ru/minec/main