СОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В РОССИИ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

СОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В РОССИИ

Пакин А.Ю. 1
1Санкт-Петербургский государственный инженерно- экономический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Социальное предпринимательство – качественно новое направление, недавно появившееся в социально-экономической жизни. Анализ социально – экономической литературы показывает, что единой трактовки термина "социальное предпринимательство" не сложилось. Некоторые исследователи полагают, что социальное предпринимательство связано исключительно с некоммерческой деятельностью, которая может приносить прибыль. Другие используют этот термин для характеристики тех компаний, которые выполняют работу по государственным контрактам. Третьи под этим словосочетанием подразумевают тот бизнес, который интегрирует принципы социальной ответственности в свои деловые процессы. [1]

На наш взгляд, наиболее полно данный феномен отражает следующее определение: социальное предпринимательство – это предпринимательская деятельность, направленная на смягчение или решение конкретных социальных проблем, которая характеризуется следующими основными признаками:

1) Социальное воздействие – стремление предпринимателя решить социальные проблемы посредством создания социальных ценностей.

2) Инновационность – социальный предприниматель находится в непрекращающемся поиске и реализации новых идей, уникальных инновационных подходов, которые могли бы увеличить степень социального воздействия.

3) Масштабируемость и тиражируемость – распространение деятельности социальных предприятий, стремление выйти на новый (национальный и международный) уровень с целью увеличения социального воздействия.

4) Финансовая устойчивость и стабильность – способность социального предприятия создавать социальные ценности за счет доходов, которые оно получает от собственной деятельности.

5) Ответственность – социальный предприниматель должен демонстрировать высочайшую ответственность по отношению к результатам своей деятельности и к своим клиентам.

Социальное предпринимательство находится на пересечении сфер благотворительности и бизнеса. Но все же, это коммерческая деятельность, часть прибыли которой реинвестируется в социальные проекты. Она направляется на решение таких острых социальных проблем, как безработица, защита окружающей среды, поддержка нетрудоспособных слоев населения, защита прав человека. Важно, что это совершенно новый подход к решению подобных проблем, ведь ранее считалось, что решение наиболее острых социальных проблем лежит на плечах государства и благотворительных фондах. Однако, как показала практика, данные институты далеко не всегда справляются со своими обязанностями, вследствие чего и появилась необходимость в перемещении некоторых социальных обязательств от государственных структур структурам негосударственным. В сентябре 2012 года исследовательской группой ЦИРКОН был проведен опрос населения на тему перспектив социального предпринимательства в России, и более половины респондентов полагали, что обязанности решения социальных проблем должны быть разделены между государством и бизнесом.

Впервые понятие «социальное предпринимательство» как термин стало употребляться в 60-х годах 20-го века в Великобритании. Тогда, на волне тенденций общественной свободы, социальные вопросы активно поднимались в англоязычной литературе. Но более устойчивое и широкое употребление термин «социальное предпринимательство» получил в 70-80-х годах, благодаря нескольким ярким личностям.

В 1980 году Билл Дрейтон создает фонд “Ашока: инновации для общества”, который занимался оказанием профессиональной и финансовой помощи социальным предприятиям, способствовал объединению таких предприятий в сообщества для достижения наибольшей степени эффективности деятельности и обмена опытом, создавал необходимую финансовую инфраструктуру для распространения социального предпринимательства по всему миру. Этот фонд эффективно функционирует и сегодня, проводя свою деятельность в 60 странах мира, поддерживая около 2000 стипендиатов.

Широко известна и деятельность Майкла Янга, который создал более 60 организаций по всему миру, имеющих своей целью смягчение социальных проблем. Но самой главной его заслугой является создание нескольких Школ социальных предпринимателей в Великобритании. [4]

В наши дни наметилась позитивная тенденция возрастающего внимания к социальному предпринимательству со стороны академических кругов. Так в Гарвардском университете были открыты курсы социального предпринимательство, а большинство бизнес-школ в США стали вводить в учебный процесс дополнительные дисциплины, связанные с социальным предпринимательством, в результате чего в 2004 году четверть выпускников Стенфордской школы бизнеса обладали дипломами специалистов социального предпринимательства.

Одними из самых известных социальных предприятий являются: созданный Мохаммадом Юнусом, лауреатом Нобелевской премии мира 2006 года, банк Грамин, который занимается микрокредитованием наиболее бедных слоев населения, помогая им преодолеть бедность и даже основать свой собственный малый бизнес; больница «Аравинд», предоставляющая услуги по уходу за глазами и операции по поводу катаракты, чтобы предотвратить слепоту, с оплатой совсем малой части стоимости подобных услуг; египетский холдинг “Секем”, который способствовал уменьшению использования пестицидов на хлопковых полях Египта на 90% и основал школы, университет, центр образования взрослых и медицинский центр.

В России развитие социального предпринимательства относится к приоритетной группе мероприятий, реализуемых в рамках госпрограммы поддержки малого и среднего предпринимательства. Программа предусматривает выделение субсидий проектам в сфере социального бизнеса. В 2012г. в шести субъектах РФ такие проекты финансируются за счет средств регионального и федерального бюджетов. При этом размер субсидии из федерального бюджета на поддержку одного проекта в сфере социального бизнеса составляет 600 тыс. руб. В сумме на поддержку 230 проектов социального предпринимательства было выделено 88 миллионов рублей. [5]

Кроме субсидий, социальные предприниматели могут воспользоваться всем комплексом мер, предусмотренным государственной программой. Это может быть и микрокредитование, и поручительства гарантийных фондов, и ряд других мер.

Однако поддержку социальным предприятиям оказывает не только государство. Помощь приходит и со стороны частных лиц. Наиболее существенный вклад в развитие социального предпринимательства вносит Фонд региональных социальных программ «Наше будущее», основателем которого является президент нефтяной компании «ЛУКОЙЛ» и один из 200 богатейших бизнесменов России Вагит Алекперов. Фонд осуществляет финансовую, информационную, консультационную поддержку социальных предпринимателей. Проводит Всероссийские конкурсы проектов в сфере социального предпринимательства и выдает предпринимателям беспроцентные долгосрочные займы, ведёт обязательную оценку по конкретным показателям эффективности поддерживаемых организаций (количество трудоустроенных, обученных человек, количество оказанных услуг и произведённой продукции). За 5 лет работы фонд оказал поддержку 70 социальным предприятиям на сумму около 150 миллионов рублей.

В России действует Российский микрофинансовый центр (далее РМЦ), который был создан в 2002 году. Президент РМЦ Михаил Мамута считает одной из основных задач РМЦ поддержку социального бизнеса и социально ориентированных НКО как через общественные инициативы (создание Совета по развитию социального бизнеса при Торгово-промышленной палате РФ), так и через конкретные проекты совместно с российскими и международными партнерами (например, Творческую лабораторию “Грамин”).

Также известны организации: «Школа фермеров”, основной целью которой является решение вопроса трудоустройства и жизнеустройства безработной молодежи; салон бытовых услуг “Березень” в Туле, в которой обслуживанием покупателей занимаются люди с ограниченными возможностями, а всем малообеспеченным гражданам цены на услуги предоставляются со значительной скидкой; мастерская “Веселый войлок”, обеспечивающая работой многодетных матерей.

Позитивным моментом является и появление в России образовательных учреждений. В 2011 году была образована Омская школа социального предпринимательства, целью которой является развитие социального предпринимательства и создание необходимых условий для успешного государственно-частного партнерства для решения наиболее острых социальных проблем Омской области. В 2008 году, также в Сибири, была создана Новосибирская школа “Территория развития”, предоставляющая возможность молодым людям запустить новый бизнес, который поможет решить задачи общественного и культурного развития местных сообществ.

Однако социальное предпринимательство в России находится на начальной стадии развития. Согласно исследованию, проведенному Агентством стратегических инициатив, в сфере оказания социальных услуг работает лишь 1% предпринимателей. Таким образом, одной из задач государства является поддержка и развитие социального предпринимательства, для того чтобы увеличить долю предпринимателей, оказывающих социальные услуги населению. Для этого необходимо принятие на федеральном и региональном уровнях законодательства, которое предусматривало бы введение специальных льгот для социальных предприятий. Помимо этого, еще одним способом развития социального предпринимательства может служить создание специальные центров развития и поддержки социального предпринимательства. Привлечение в эти центры успешных иностранных социальных предпринимателей, которые проводили бы лекции и семинары, делились опытом и идеями, безусловно, способствовало бы развитию социального предпринимательства в России.

Подводя итоги можно отметить, что социальное предпринимательство как новое явление социально-экономической жизни имеет положительные черты, так как социальное предприятие, являясь агентом перемен в социальном секторе, принимает на себя миссию по решению наиболее острых социальных проблем, чем способствует улучшению благосостояния всего населения; кроме того, социальные предприятия берут на себя часть социальных обязательств государства, что, несомненно, способствует становлению нового системного подхода к решению социальных проблем.

Литература:

1. Крейг Дарден-Филлипс, "Ваш шанс изменить мир. Практическое пособие по социальному предпринимательству".— М.:”АльбинаПаблишер”, 2012. — 280 с.

2. Дэвид Борнштейн. “Как изменить мир. Социальное предпринимательство и сила новых идей”.— М.:”АльбинаПаблишер”, 2012. — 504 с

3.http://www.nb-fund.ru

4. http://www.nb-forum.ru

5.http://www.economy.gov.ru/minec/main

Просмотров работы: 1875