ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ СТРАХОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ СТРАХОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ

Евстропьев К.С. 1
1Санкт-Петербургский государственный инженерно- экономический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Развитие страхования является одним из приоритетных направлений социально - экономической политики государства. Общегосударственным интересам отвечает, во-первых, развитие всех отраслей, форм и видов страхования, во-вторых, наращивание масштабов страховых операций и, соответственно, объемов аккумулируемых и перераспределяемых ресурсов, а также характер их использования. Российская Федерация является на данном этапе развивающейся страной с рыночной моделью хозяйствования. Практически каждый день создаются новые компании, объединяются старые; подписываются новые международные экономические соглашения, контракты; рынок растет. Все вышеперечисленное несет за собой определенные экономические риски, масштабы которых, порой, могут становиться глобальными. В связи с этим, особо остро ощущается актуальность вопросов, связанных со страховой деятельностью. Роль государства состоит в том, чтобы при сложившихся экономических условиях формировался рынок страхования и экономика эффективно функционировала. Требуется постоянно изучать и анализировать состояние страховых организаций, методы и механизмы страхования.

В государственном праве закреплены базовые принципы и нормы, имеющие ведущее значение. К разряду таких правовых документов относится закон РФ от 27.11.1992 г. № 4015-1 "Об организации страхового дела в РФ". Он регулирует отношения в области страхования между страховыми организациями и гражданами, предприятиями, организациями, отношения страховых организаций между собой, а также устанавливает основные принципы государственного регулирования страховой деятельности.

Государственное влияние на деятельность страховых организаций осуществляется не только через нормативное регулирование, но и через предоставляемую отчетность. По содержанию государственное регулирование страхового сектора можно разделить на текущее и предварительное. К предварительному регулированию, как правило, относится проверка и выдача лицензий на осуществление страховой деятельности; контроль за соответствием страховых организаций установленным требованиям; внесение в реестр новых страховых субъектов.. К текущему надзору относится проверка соблюдения требований законодательства профессиональными участниками страховой деятельности: обзор и анализ отчетности, приостановление и отзыв лицензий, исключение страховых брокеров из реестра.

Для развития страхового рынка, главным образом – обязательного страхования, в Российской Федерации существуют значительные возможности. Эти возможности включают огромную территорию: многомиллионное население; наличие хозяйствующих субъектов различных организационно-правовых форм, осуществляющих разнообразные виды деятельности.

Важным звеном реализации социальной политики государства является социальное страхование граждан от рисков, связанных с потерей здоровья, трудоспособности, работы. Государство самостоятельно осуществляет страхование и ведет надзор за страховой деятельностью с помощью системы обязательного страхования. Данная форма страхования может быть введена только федеральным законом, устанавливающим условия и порядок проведения любого вида обязательного страхования. Обязательное страхование в Российской Федерации осуществляется, главным образом, посредством деятельности Фонда Обязательного Медицинского Страхования (ФОМС), Фонда Социального Страхования (ФСС), а также Пенсионного Фонда России (ПФР). Деятельность страховых организаций, имеющих государственную лицензию на проведение обязательного страхования, позволяет нивелировать последствия вреда, нанесенного здоровью граждан, компенсировать расходы на медицинское обслуживание в случае болезни, стабилизировать и восстанавливать нарушенное страховым случаем финансовое положение граждан.

Ярким примером развития обязательного страхования является динамика численности страховых организаций сферы ОМС: в 2009 году на территории Российской Федерации число медицинских организаций сферы ОМС составило 8147 организаций, а в 2012 году – 8192 организации. Общее число медицинских организаций уменьшилось с 11517 организаций в 2009 году до 11011 организаций в 2012 году (по данным официального сайта Федерального Фонда Обязательного Медицинского Страхования). Уменьшение общего числа медицинских организаций, участвующих в реализации Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи вызвано процессами оптимизации медицинской сети в связи с реорганизацией, укрупнением и объединением медицинских организаций. При этом, объемы оказываемой медицинской помощи увеличиваются. Численность граждан, застрахованных по обязательному медицинскому страхованию в 2011 году, составила 141,4 млн. человек; в том числе 57,9 млн. работающих граждан и 83,5 млн. неработающих граждан.

Увеличивается количество медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, в том числе в связи с возрастанием числа ведомственных и негосударственных медицинских организаций, входящих в систему обязательного медицинского страхования. В условиях реализации Федерального закона от 29.11.2011 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» значительно расширились возможности участия в системе обязательного медицинского страхования медицинских организаций всех форм собственности. Рост числа медицинских организаций усиливает конкуренцию на рынке обязательного медицинского страхования и расширяет для застрахованных граждан возможности выбора. Все вышеперечисленное ведет к улучшению качества оказываемых услуг.

Хотелось бы выделить наиболее общие проблемы, стоящие перед медицинским страхованием практически во всех странах и анализ путей возможного решения этих проблем. К таким проблемам относятся: проблема возрастания числа пожилых людей, т.е. «старение» населения; самовозрастающая стоимость (опережающая инфляцию) медицинских услуг, что хотя и является самостоятельной проблемой, но одновременно может рассматриваться и как производная от первой.

Прежде всего, проблема возрастания числа пожилых людей требует решения на макроуровне, так как частные фонды не в состоянии справиться с этой общегосударственной задачей в силу ограниченности своих бюджетов. Эту проблему необходимо решать совместными действиями социальных и страховых служб. Поэтому вполне возможно создание социальных демографических программ как на федеральном, так и на региональном уровне, то есть ориентация субъектов пенсионного и медицинского страхования на социальное обеспечение и охрану здоровья пожилых людей, инвалидов и т.п. Дополнительно к таким программам возможна разработка страховых программ (продуктов), включающих в себя обеспечение по указанным видам социальной защиты и охраны здоровья в рамках добровольного медицинского страхования.

Важной отличительной чертой современной идеологии страхования в Роccийcкой Федерации по-прежнему является ее разрыв с реальными условиями, объективными отношениями, через которые реализуются интересы основных субъектов страхового рынка: гоcударcтва, страховщиков, cтрахователей. Cущеcтвует целый ряд задач, от эффективного решения которых зависит cоcтояние страховой системы страны в целом. Среди них: использование современных информационных cиcтем, которые позволяли бы работать на федеральном уровне, переход на европейские стандарты управления и отчетности.

Развитие страхования в России в значительной мере обусловливается экономикой, психологией и идеологией общества. Любой риск конкретным человеком и организацией воспринимается как случайность, вероятность его наступления часто оценивается как большая, чем наступление. Для страны в целом ежегодное возникновение страховых случаев от чрезвычайных ситуаций, от вреда, причиненного здоровью граждан – это не случайность, а закономерность (годовые различия – лишь в размерах потерь). Поэтому дальнейшее развитие страхования должно стать одним из приоритетных направлений социальной и финансовой политики государства.

Литература:

1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 2, глава 48 «Страхование».

2. Федеральный закон «Об организации страховой деятельности в РФ» от 31.12.1997

3. Федеральный закон № 4015-1 «Об организации страхового дела в РФ» от 27.11.1992

4. Федеральный закон № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» от 29.11.2011

5. Официальный сайт Федерального Фонда Обязательного Медицинского Страхования [Электронный ресурс] URL: http://www.ffoms.ru

Просмотров работы: 3961