РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Правильное воспитание и развитие ребенка – это очень важный и сложный процесс в жизни. Начинать его нужно с самого раннего возраста. Родители должны выбрать правильный подход к занятиям с ребенком. Особенно надо быть очень осторожным в вопросах развития детей раннего возраста, что любая информация легче всего воспринимается в игровой форме.

Важным фактором в развитии ребенка является мелкая моторика. Мелкая моторика – это гибкость, ловкость рук и точность движения пальцев руки. Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Разнообразие действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка.

Мелкая моторика взаимодействует с такими свойствами сознания, как внимание, мышление, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Отсюда следует, что уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать, писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

С анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Поэтому развитие речи ребенка неразрывно связано с развитием мелкой моторики. Следовательно, чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук, или мелкую моторику.

К сожалению, в наше время во всём мире значительно возросло количество детей, у которых есть нарушения речи и проблемы с письмом. Объясняется это просто: в старое время не было обуви и одежды на липучках. Зато были ботиночки на шнуровке, одежда с пуговицами, крючками и завязками. Дети ежедневно завязывали шнурки, застёгивали пуговицы и крючки, таким образом тренируя свои пальчики! Ведь для таких движений требуется сноровка и развитие мелкой моторики. А сейчас дети освобождены от сложного процесса зашнуровывания ботиночек и аккуратного застёгивания пуговок. Выходит, что раньше мелкая моторика детей развивалась за счёт таких обыденных действий, а сейчас она страдает. Соответственно, страдают и речевые навыки, появляются проблемы с письмом, ведь моторика и речь тесно связаны.

Процесс развития мелкой моторики начинается в раннем детстве, его нельзя остановить, но можно ему помочь. Так кроха поднимает руки к подбородку и сжимает кулачки. Это является следствием гипертонуса мышц, и проходит уже к 3 месяцам. Но взрослым по силам ускорить этот процесс с помощью массажа. Каждый день следует уделять несколько минут массированиям пальцев и ладошек малыша. Не забывать о развитии хватательного рефлекса: вложить свои пальцы в ладони ребенка, и когда он схватит их, слегка потянуть его на себя. Особое внимание следует уделять пальчиковой гимнастике. Причем начинать занятия надо с детьми грудного возраста, желательно 2 – 3 раза в день.

Следует массировать пальчики малыша по 2-3 минуты:

- поглаживать и растирать ладошки вверх и вниз

-разминать и растирать каждый пальчик вдоль, затем поперек, растирать их спиралевидными движениями.

начинают с растирания подушечек пальцев в направлении к ладони одной руки, а затем другой. Далее проводится растирание ладони одной руки от середины к краям большим пальцем другой руки. После чего проводится комплекс упражнений.

«Пила». Левая рука (кисть и предплечье) лежит на столе ладонью вверх. Ребром правой ладони имитируем движение пилы по всей поверхности левой ладони в направлении вверх-вниз. То же для другой руки.

«Утюжок». Исходное положение то же. Правой рукой поглаживаем, растираем, разминаем левую. То же для другой руки.

«Каток». Исходное положение то же: костяшками сжатых в кулак пальцев правой руки двигаем вверх-вниз по левой ладони, разминая её. То же для другой руки.

«Краб» Исходное положение то же: Пальцы расставлены. Сгибаем указательный и средний пальцы правой руки и фалангами пощипываем пальцы левой. То же для другой руки.

«Согреваем ладошки». Сильно потираем руки.

Новорожденный малыш сосредотачивает взгляд на висящей игрушке, затем тянется и ударяет по ней. Потом наступает время, когда он начинает хватать рукой интересующую его игрушку. Движения его пока неловки. Игрушки периодически выпадают из ручки. Следует помочь ребенку: поднять и подать игрушку. Надо стараться, чтобы игрушки были яркими и при этом имели различную форму. Малыша следует стимулировать рассматривать игрушки с разных сторон. При таких занятиях укрепляются пальчики рук. Постепенно по мере роста ребенка, игрушки должны становиться меньше.

С трех месяцев ребенку становиться интересно все попробовать на ощупь. Пройдет немного времени, и он начнет сопоставлять зрительный образ и тактильное ощущение. Малыш только знакомиться с разными фактурами, поэтому надо постараться дать ему как можно больше материалов. Можно пошить мешочки из разной ткани: х/б, фланелевой, махровой, холщевой. Заполнить мешочки можно различными наполнителями: крупами, мелкими камешками.

Ребенок в 4 месяца уже осмысленно тянется к подвешенным над кроваткой игрушкам. Таким образом, происходит формирование зрительно-моторной координации. Постепенно ребенок научится сопоставлять размеры предметов, оценивать расстояние и продумывать, как их лучше схватить.

После 6 месяцев руки крохи становятся более сильными и ловкими. Он уже легко удерживает предметы, и старается управлять пальцами. Как раз в это время малыш учится противопоставлять большой палец остальным. Это очень важное достижение. Ребенок учится брать небольшие предметы и класть их в коробочку., брать руками твердую пищу и класть ее в рот, стаскивать с себя носки и шапку.

Примерно с 10 месяцев нужно учить ребенка:

- Класть между ладошками и пальцами шарики и палочки разного размера.

- Перекладывать из одной коробки в другую разные предметы.

- Рвать бумагу или отщипывать кусочки от пластилина.

Конечно же все эти упражнения должны совершаться под пристальным вниманием взрослых.

В ходе этих игр развиваются следующие движения:

- хватание: ребенок учится захватывать предмет, учитывает форму, величину предмета (маленькие предметы ребенок хватает одной рукой, большие – двумя);

- ребенок учится совмещать два предмета или две части одного. В этом случае хорошо помогают пирамиды, матрешки и другие игрушки;

- подражание движениям рук взрослого: это умение лежит в основе формирования многих навыков ручных действий;

- движения кистей и пальцев рук.

В годик ребенок неплохо владеет руками. Может взять любую игрушку или предмет любой рукой, пальцами или всей ладошкой, умеет перекладывать игрушки из руки в руку. Любит бросать игрушки, ронять, сталкивать с чего-либо, может есть руками небольшие кусочки пищи, пытается сам пить из небольшой чашки. Открывает и закрывает крышки коробок и баночек, может достать оттуда что-либо и положить обратно. Умеет или пытается надевать и снимать с палочки или веревочки колечки с большими отверстиями, ставить кубик на кубик, закреплять детали простейшего конструктора на подставке или соединять одну с другой. Уже с годика можно обучать ребёнка отвинчивать и завинчивать крышки. ещё одно упражнение для развития мелкой моторики – это переворачивание страницы в книге. Также эффективны простые приёмы для развития мелкой моторики пальцев рук: катать шарики из пластилина. Пока ребёнок не будет до конца выполнять это упражнение, к следующему не переходить.

С детьми более старшего возраста можно проводить следующие игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук:

Лепка из глины и пластилина. Это очень полезно и отлично влияет на развитие мелкой моторики рук, причём лепить можно не только из пластилина и глины. Если во дворе зима – что может быть лучше снежной бабы или игр в снежки. А летом можно соорудить сказочный замок из песка или мелких камешков.

Рисование или раскрашивание картинок – любимое занятие дошкольников и хорошее упражнение на развитие мелкой моторики рук. Обратить внимание надо на рисунки детей. Разнообразны ли они? Если мальчик рисует только машины и самолёты, а девочка похожих друг на друга кукол, то это вряд ли положительно повлияет на развитие образного мышления ребёнка.

Изготовление поделок из бумаги. Например, вырезание самостоятельно ножницами геометрических фигур, составление узоров, выполнение аппликаций. Ребёнку нужно уметь пользоваться ножницами и клеем. По результатам таких работ вы сможете оценить насколько развита мелкая моторика рук и движения пальчиков малыша.

Изготовление поделок из природного материала: шишек, желудей, соломы и других доступных материалов. Кроме развития мелкой моторики рук эти занятия развивают также и воображение, фантазию ребенка.

Конструирование. Развивается образное мышление, фантазия, мелкая моторика рук.

Застёгивание и расстёгивание пуговиц, кнопок, крючков. Хорошая тренировка для пальчиков, совершенствуется ловкость и развивается мелкая моторика рук.

Завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на верёвке. Каждое такое движение оказывает огромное влияние на развитие мелкой моторики рук малыша.

Закручивание и раскручивание крышек банок, пузырьков и т. д. также улучшает развитие мелкой моторики и ловкость пальчиков ребенка.

Всасывание пипеткой воды. Развивает мелкие движения пальчиков и улучшает общую моторику рук.

Нанизывание бус и пуговиц. Летом можно сделать бусы из рябины, орешков, семян тыквы и огурцов, мелких плодов и т. д. Интересное занятие для развития воображения, фантазии и мелкой моторики рук.

Все виды ручного творчества: для девочек – вязание, вышивание и т. д., для мальчиков – чеканка, выжигание, художественное выпиливание и т. д.

Переборка круп, насыпать в небольшое блюдце, например, гороха, гречки и риса и попросить ребёнка перебрать. Развитие осязания, мелких движений пальчиков рук.

Игры в мяч, с кубиками, мозаикой.

Письмо. Для маленьких детей – обучение аккуратно выписывать палочки и крючочки, для детей постарше – буквы и слова. Очень полезно выписывать буквы пальчиком прямо воздухе.

Замечательно развивают мелкую моторику тренировки с объёмными буквами. Сейчас продаются такие книжки, открытки и таблички, на которых буквы не просто написаны, а сделаны объёмными. Завяжите ребёнку глаза и дайте ему ощупывать эти буквы. Пусть он попробует наощупь определить, что за буква находится под его пальцами. Такие тренировки в целом полезны для изучения алфавита.

Такая всесторонняя тренировка отлично развивает мелкую моторику рук ребенка и малыш будет хорошо подготовлен к школе, движения его руки будут более уверенные, школьные занятия будут для ребёнка не столь утомительными.

Занятия должны напоминать игру, а не уроки в школе. Можно придумать по ходу какую-то забавную историю или даже сказку. Игры и занятия должны быть систематическими. Даже во время прогулки можно помассировать малышу ручку или насобирать красивых камушков и листочков. В ходе игры следует побольше разговаривать с малышом, вести диалог, разыгрывать сценки. Важно, чтобы ребенку нравились и игрушки, и сам процесс. Ребенок должен видеть, что вам это тоже приносит неимоверное удовольствие. Нельзя заставлять маленького ученика. Надо дать ему право выбора. Следует выбирать игры и занятия, подходящие по возрасту и развитию именно вашего ребенка.

Нужно стараться перепробовать как можно больше различных способов развития мелкой моторики, но ни в коем случае не занимайтесь всем сразу. Не забывать хвалить ребеночка за каждый успех – критика в этом деле абсолютно неуместна. Контролировать время – оно для каждого ребенка индивидуально, не переутомлять его. И не ограничивать детей в проявлении инициативы и фантазии!

Надо постараться, чтобы в дошкольном возрасте ваш ребенок уверенно умел проделывать следующее:

-рисовать, используя в изображениях мелкие детали;

-раскрашивать, не заходя за контур и не оставляя пробелов;

-вырезать крупные многоугольные фигуры;

-лепить из пластилина мелкие детали;

-застегивать и расстегивать пуговицы;

-одеваться и обуваться;

-шнуровать обувь и завязывать шнурки, застегивать молнии;

-наливать в чашку молоко из пакета;

-умываться и чистить зубы.

Не зря существует выражение, что наш ум – на кончиках наших пальцев. Поэтому если вы хотите, чтобы ваш ребёнок был умным и способным, то обратите пристальное внимание на развитие мелкой моторики. Старайтесь как можно больше заниматься с ребёнком дома. Используйте для этого каждую свободную минуту. Такие домашние занятия будут для вашего малыша просто бесценны. Конечно, в детских садах также развивают пальчики детей, но этого недостаточно. Нужна ежедневная систематическая работа в данном направлении. Лучше пусть ребёнок лишний раз не сядет за компьютерные игры, не будет вечерами напролёт смотреть телевизор, заниматься бесполезными делами, а поиграет вместе с вами в игры на развитие двигательных способностей пальчиков.

Список используемой литературы:

  1. Игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.baby2000.ru/um/motorika.html

  2. Развитие мелкой моторики [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://www.rakushka66.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=130&Itemid=132

  3. Развитие мелкой моторики малыша с 1 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.kengyru.ru/melkaya-motorika-razvitie-melkoi-motoriki-v-godik.htm

  4. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/581288

  5. Развитие мелкой моторики у детей [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://proigrushku.ru/razvitie-melkoj-motoriki-u-detej

  6. Развитие мелкой моторики у детей [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://malutka.net/razvitie-melkoi-motoriki-u-detei

  7. Развитие моторики у детей [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://adalin.mospsy.ru/l_01_11.shtml

Просмотров работы: 6913