Конфликт – это отсутствие согласия между двумя или более сторонами – лицами, группами; это ситуация, в которой каждая из сторон стремится занять позицию, противоположную по отношению к другой стороне.
Конфликты бывают: психологические, социальные, межнациональные, религиозные, любовные, конфликты поколений, семейный, родовой, философский, нравственный, и т.д. В психологии существует 5 основных видов конфликтов: внутриличностных, межличностных, между личностью и группой, межгрупповой и социальный.
Несомненно, конфликт имеет свое отражение в сфере искусства. В музыке это - драматургический, тембральный, интонационный, тематический, жанровый, стилевой конфликты. В творчестве композитора ведущую роль занимает внутри личностный конфликт, но немаловажен и межличностный и социальный, и даже конфликт в котором не участвует сам композитор, а его друзья, родные или вообще посторонние люди, все это может повлиять или отразиться в творчестве композитора.
Внутриличностный конфликт. Носитель этого конфликта отдельная личность. Содержание этого конфликта выражается в острых негативных переживаниях личности, порожденных её противоречивыми стремлениями. По содержанию и форме внутриличностный конфликт не является однотипным. В его основе могут лежать самые разные внутриличностные причины: противоречивые потребности, противоречие между внутренней потребностью и социальной нормой, противоречие между различными ролями индивида. Трудность выбора между различными вариантами поведения. Внутриличностный конфликт не возникает на «пустом месте». Человек живет в социальном мире, вовлечен в многообразные общественные отношения, которые воздействуют на него в различных направлениях и с разным знаком. Отношения человека к миру, к другим людям и к самому себе носят противоречивый характер.
В контексте этого типа конфликта, думаю, следует рассмотреть такое явление, как романтический конфликт. Романтический конфликт, это полный разлад мечты и действительности (т. е. человека и общества). В романтическом конфликте есть «Я», мой идеал, и весь остальной мир, который полностью не соответствует моему идеалу. Разочарование, утрата духовных ценностей, внутренняя пустота - спутники романтической души. Так как, человек в романтическом конфликте вступает в конфликт с обществом не напрямую, то этот конфликт тоже следует отнести к внутриличностному.
Межличностный конфликт – это столкновение между отдельными индивидами в процессе их социального или психологического взаимодействия. Конфликты этого типа возникают на каждом шагу по многим причинам. Ну, например: не сошлись характерами.
Социальный конфликт – это явное или скрытое состояние противоборства объективно расходящихся интересов, целей и тенденций развития социальных объектов.
Итак, на творчество композитора могут повлиять различные внешние факторы, которые в дальнейшем вызывают острые внутренние переживания, или наоборот, внутреннее влияет на внешнее. Основная задача композитора – это перевод своих мыслей и чувств в знаковую форму, т.е. в нотные знаки, в которых закрепляются его переживания, выражающее, его отношение к миру. Что же главное для композитора? Главное для композитора – это вдохновение! И что может ему способствовать? Сильное эмоциональное напряжение, чем и является конфликт. При этом не важно, положительное оно или отрицательное. Роль несчастий в создании шедевров искусства широко известна. Здесь можно вспомнить несчастную любовь Бетховена, Берлиоза; тяжелые болезни Шуберта, Шумана, Дворжака; потерю близких – смерть жены Баха; смертельную болезнь Моцарта; душевное потрясение Шостаковича в момент создания Ленинградской симфонии и т.д. То есть, конфликт с окружающим миром и самим собой. Следовательно, творческая деятельность, безусловно, связана с конфликтами межличностными, межгрупповыми, социальными, и особенно внутриличностными.
Самый лучший способ решения конфликта и разрушения внутренних противоречий, мучающих композитора – это творчество. Разные типы конфликтов вызывают различные эмоции: тревогу, беспокойство, депрессию, истерию, страх, печаль, ярость. Но это не значит, что музыка композитора будет нести те же эмоции. Очень часто бывает, что она гораздо оптимистичнее, т. к. сочиняя музыку в одном из вышеперечисленных состояний, композитор старается преобразовать, улучшить свое внутреннее состояние. Безусловно, для композитора важно так же и состояния внутреннего спокойствия и уравновешенности. Душевный подъем, бури страстей благотворно влияют на творческую деятельность, но и эмоциональная «встряска» очень важна. Таким образом, мы видим, что композитор не может находиться в одном состоянии. Чтобы черпать вдохновение, нужно постоянно меняться двигаться, спорить, соглашаться. Следовательно, мы видим, что конфликт может являться импульсом, источником вдохновения в творчестве композиторов.
Мое творчество не исключение. Иногда, пребывая в возбужденном состоянии после спора с кем-нибудь, из под пальцев начинают вылетать саркастические интонации, если я испытываю эмоциональное переживание получаются лирические, медленные произведения, из-за злости – различные «колючие» скерцо.
Есть еще одни очень важный тип конфликта, особенно распространенный в творческих коллективах. Это, так называемый синдром «Моцарт – Сальери». Такой конфликт в творческой деятельности может стать как двигателям, так и тормозом. Конкуренция имеет большое значение, как и оценка произведений. Как, по-вашему, можно объективно оценить творчество композиторов? Только так: «нравится» или «не нравится». И вот, когда ты слышишь от кого-то это самое «не нравится», то моментально вступаешь в конфликт с самим собой. Начинаешь сразу задавать себе вопросы: Тем ли ты занимаешься? Действительно все так плохо, что «не нравится»? Почему «не нравится»? и т. д.
Конфликт – это неотъемлемая часть нашей жизни, а значит и творческого процесса композитора, так как написанные им музыкальные произведения – это отражение его души.
Список литературы:
Буртовая Е. В. Конфликтология. Учебное пособие. – М., 2002.
Петрушин В. И. Музыкальная психология. – М., 2008.