ВЫЯВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТЕЙ К МУЗИЦИРОВАНИЮ КАК ЭЛЕМЕНТУ ИМПРОВИЗАЦИОННОЙ ФАНТАЗИИ НА РАННИХ СТАДИЯХ ОБУЧЕНИЯ В ДМШ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ВЫЯВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТЕЙ К МУЗИЦИРОВАНИЮ КАК ЭЛЕМЕНТУ ИМПРОВИЗАЦИОННОЙ ФАНТАЗИИ НА РАННИХ СТАДИЯХ ОБУЧЕНИЯ В ДМШ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В настоящее время детская музыкальная школа является тем внешкольным учреждением, где ребенок может получить первоначальный опыт общения с искусством. И поэтому задача педагога – увлечь по возможности всех желающих, независимо от наличия способностей, и, не сортируя детей, не травмируя «неспособных», найти подходящий вариант учебного плана для каждого ребёнка. На решение этой задачи и направлено всё многообразие возможных вариантов.

Музыкальные групповые занятия занимают в учебном плане «место» теоретических предметов, но, в соответствии с его спецификой, проводятся преимущественно в игровой, практической форме. Они дополняют индивидуальные уроки, развивая в условиях коллективного музицирования творческую инициативу, чувство ансамбля, координацию движений и ловкость, а также способствуют музыкально-ритмическому воспитанию, развитию голоса.

Что же касается музыкально-теоретических понятий, то чтение нот вводятся постепенно и только в связи с практикой музицирования, т. е. продолжительность «донотного» (устного) периода не регламентируется.

Предусмотрен индивидуальный подход к каждой учебной группе: в зависимости от возраста учащихся в группе и её возможностей педагог определяет содержание занятий и темп продвижения.

Главным в групповой работе является не количество пройденного материала, а включенность каждого в учебный процесс, организация успеха детей, возможность создания каждым ребенком собственного «образовательного маршрута».

Игра на детских музыкальных инструментах – один из видов коллективной исполнительской деятельности учащихся. Ее назначение на уроке – способствовать проявлению и развитию музыкальных способностей ребенка, обогащать его. Вовлечение детей в кружок музицирования – игры на элементарных музыкальных инструментах связано с решением следующих задач:

1) стимулировать музыкально-исполнительскую деятельность детей, как на уроках, так и во внеклассной работе и в свободное время, тем самым активизируя развитие музыкальных способностей младших школьников.

2) способствовать формированию у школьников художественных потребностей и вкуса, а также представлений о сущности элементов музыкальной речи и средств музыкальной выразительности;

3) воспитывать интерес к игре в оркестре; различать тембр инструментов, чувствовать гармонию их звучания;

В связи с поставленными задачами нам не представляется возможной детальная разработка поурочных и даже календарных планов; но основные направления работы всё же должны быть определены.

Работа по этим направлениям также не может быть механически поделена на разные учебные предметы. К примеру: занятия «Орф-ансамбль» и «Элементарный танец и народная игра», исходя из личного профессионального опыта, представляется назвать взаимосвязанными, несмотря на то, что в них присутствуют разные аспекты коллективного музицирования. В каждом из них в той или иной мере присутствуют общие направления:

1. Движение, что включает в себя массажные, пальчиковые, коммуникативные игры (в т.ч. народные), а также элементарный танец и импровизация движений;

2. Речевые и вокальные упражнения, включающие в себя сочинение, музыкальное оформление текстов (ритмизация, мелодизация и др. варианты), работу с готовыми текстами – детским фольклором, поэзией, прозой, а также развитие голоса и пение;

3. Музицирование на штабшпилях («Орф-инструментах»)1 – комплекс действий, включающий импровизацию, аккомпанемент, сочинение и аранжировку;

4. Музицирование на ударных инструментах, состоящее из звучащих жестов, предметов, а также создание и чтение ритмических партитур;

5. Знакомство с музыкой народов мира, куда входит слушание музыки, разучивание народных песен и танцев, разучивание пьес для ансамбля «Орф-инструментов» – аранжировок музыки народов мира.

По прошествии некоторого времени в испытании данной методики, были выявлены следующие факторы, положительно повлиявшие на дальнейший учебный процесс. Во-первых, удалось создать атмосферу радостного общения, приподнятого настроения и гармоничного самоощущения всех участников музицирования, в связи с чем дети были активны и раскрепощены, в их действиях отсутствовали страх и неуверенность, они не ощущали себя беспомощными. Во-вторых, в урок естественным образом оказались вплетены и собственные идеи детей; запланированное содержание урока приобрело новое качество и обогатилось в результате совместной творческой работы. В-третьих, удалось попасть в «тональность» актуального интереса детей, не приходилось прибегать к принуждению и манипулированию детьми и осуществить задуманное на основе взаимодействия с ними.

Следует также отметить, что в работе могут присутствовать элементы музыкальной терапии, поэтому «рецептура» занятий (используемые игры, танцы, упражнения, репертуар) зависит от состояния каждой конкретной группы.

Необходимо учитывать, что младший школьный возраст в контексте музыкально-творческого развития более всего предрасположен к художественно-исполнительской деятельности. Этому способствует и социальная ситуация, в которой происходит художественно-творческое развитие личности и те психические новообразования, которые типичны для младшего возраста: любознательность, потребность в гармонии звуков и красок, интерес к коллективной импровизации, стремление выразить своё видение окружающего мира средствами музыкального искусства.

Подводя итоги, следует отметить, что эффективность музыкально-творческого развития младших школьников достигается путём прочувствованного и многократно практически реализованного знания основных выразительных средств музыкального искусства в разнообразных формах внеучебной деятельности детей (игровая импровизация; ритмическое, интонационное, пластическое воплощение окружающего школьника мира (шелест листьев, щебет птиц, звон дождя, цокот копыт и т.п.); поиск всего лишь одного слова в стихотворении, прозе; выбор интонации для литературного или музыкального текста в целом или короткой фразы, а также картины для передачи эмоционального содержания; экспериментальный отбор из большого числа предложенных мыслей, рисунков, мелодий одной; образное видение и слышание произведений различных видов искусства и запечатление этого в слове, рисунке, звуке (музыкальное, литературное, живописное моделирование); сочинение элементарных песенок, попевок; ритмизация песен, стихов; мелодизация прозы, коротких фраз, пластическое воплощение в движении, танце звуковых красок, литературных сюжетов и др.

Анализ и обобщение материалов опытно-экспериментальной работы позволил нам обосновать совокупность педагогических условий эффективности художественно-творческого развития младших школьников: создание детского разновозрастного художественного коллектива, вовлечение детей в музыкально-исполнительскую деятельность. Анализ результатов эксперимента позволяет нам сделать вывод о том, что созданные нами педагогические условия обеспечивают эффективность художественно-творческого развитию младших школьников.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей. – М., 2003.

2. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М., 1991.

3. Осеннева М. С., Безбородова Л. А. Методика музыкального воспитания младших школьников: учеб. пособие для студ. нач. фак. педвузов. – М., 2001.

4. Тутолмин А. В. Нравственно-эстетическое воспитание школьников. – Глазов, 2003.

5. Тутолмин А. В. Формирование профессионально-творческой компетентности студента-педагога. – Глазов, 2006.


1 «Орф-инструменты» используются в сочетании с блокфлейтой, гитарой, пением и движением.

Просмотров работы: 1312