ОСОБЕННОСТИ ВОКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ В ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ШКОЛАХ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ОСОБЕННОСТИ ВОКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ В ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ШКОЛАХ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
На сегодняшний день в нашей стране большое внимание уделяется эстетическому развитию детей, обогащению их внутреннего мира. Для этого всё чаще создаются и открываются центры дополнительного образования как при государственных учебных заведениях (ДМШ, ДШИ, МОУ СОШ), так и негосударственные образовательные учреждения, студии, клубы, творческие кружки. В этой связи сегодня я хочу поговорить об актуальности вокальных занятий с детьми.

Человек от природы наделён особым даром – голосом. При помощи голоса человек может общаться, выражать свои мысли, раскрывать свой внутренний мир. А певческий голос – необыкновенный инструмент, позволяющий не только делиться с окружающими своими переживаниями, но и просто доставлять себе и другим людям эстетическое удовольствие, а иногда и вовсе, помогать справиться с некоторыми проблемами и переживаниями.

С раннего детства дети всячески проявляют свои творческие способности, чувствуют потребность в эмоциональном общении. Именно в этот период следует начинать развивать творческий потенциал ребёнка. Именно поэтому вокальные классы ДМШ и ДШИ должны занимать значительное место в системе музыкального воспитания и образования учащихся. Занятия вокалом поспособствуют формированию певческих навыков, развитию художественного и эстетического вкуса, значительно расширят и обогатят музыкальный и общий кругозор учащегося. Ведь не секрет, что исполняя песни, дети глубже чувствуют и понимают музыку, могут точнее выражать свои мысли, чувства, своё отношение к окружающему миру.

В обучении детей навыкам академического вокала педагог - руководитель должен поставить перед собой чёткие задачи и тщательно продумать способы их воплощения в жизнь. Важно с первых занятий расположить ученика к себе и заинтересовать процессом обучения, пробудить желание и привить любовь к пению. Только в этом случае от ребёнка в процессе занятий можно будет ожидать «обратной отдачи». Педагог должен направить ученика в сторону самостоятельного, осознанного изучения вокального произведения. Помогая раскрыть актёрские данные ребёнка, педагог сможет правильно ориентироваться в выборе репертуара, использовать произведения разных жанров, наилучшим образом подчёркивающих особенности голоса и характера ребёнка.

В работе с детьми различного возраста следует учитывать не только певческие, но и физиологические особенности каждого ученика. В младшем возрасте голосовые мышцы у детей ещё не сформированы, следовательно, надо учить детей петь не напрягаясь, естественным светлым звуком, не форсируя последний. Так, в первые два года обучения необходимо следить за правильной постановкой корпуса ученика: он должен стоять прямо, не напряженно, слегка отведя плечи назад. Нужно вести контроль над тем, чтоб ученик пел только с мягкой атакой, что поможет избежать крикливого пения. Это очень важно, так как подобная проблема искажает естественный тембр голоса, значительно усложняя работу педагога и нередко, приводит к нежелательным последствиям. Для достижения мягкой подачи звука следует чаще использовать упражнения на staccato (отрывисто) и подбирать произведения для работы, где используется подобный штрих.

За время обучения в 1 – 2 классах ученик должен получить представление о голосовом аппарате, гигиене голоса, голосовых регистрах. Особое внимание на начальном этапе вокальной подготовки следует уделить вокальным упражнениям (распевкам). Они не только приводят голос в наилучшее рабочее состояние, но и тренируют его целенаправленно с учётом индивидуальных задач. А так как все вокальные упражнения часто повторяют фрагменты тех или иных вокальных произведений, ученик сможет с лёгкостью использовать полученные в распевках навыки при исполнении различных произведений. При правильном подборе вокальных распевок преподаватель может одновременно работать в трёх направлениях:

– развивать чистоту певческой интонации;

– расширять диапазон голоса;

– развивать правильное дыхание.

Систематическое использование вокальных упражнений способствует выравниванию звука, помогает добиться естественного лёгкого пения. Очень важно, чтобы каждое такое упражнение имело на начальном этапе интересное содержание или игровой момент, могло заинтересовать, ведь именно интерес помогает детям осознать выразительные особенности пения. Таким образом, во время исполнения подобных упражнений создаётся эмоциональная творческая атмосфера, помогающая ребёнку раскрепоститься и раскрыть свои возможности в полной мере.

При выборе репертуара на начальном этапе обучения следует чаше обращаться к жанру народной песни. Она наиболее вокальна. Рождённая голосом, она прошла через естественный отбор голосами многих поколений. К тому же она может звучать в сопровождении различных инструментов (баян, гитара) и без них, что удобно в различных условиях обучения.

В последующие годы обучения (начиная с третьего класса) игровой момент можно постепенно сводить на нет, подводя ученика к более серьёзному отношению к вокальной работе. В третьем классе учащийся должен больше самостоятельно следить за основными, уже освоенными ранее правилами при пении (правильной постановкой корпуса, положением гортани, мягкой атакой при пении, правильным формированием гласных). При этом контроль со стороны педагога полностью не исключается.

В 3 – 4 классах ученик должен самостоятельно анализировать свои ошибки и грамотно их исправлять. Работать над сглаживанием регистров, над организацией правильного дыхания с ощущением опоры на диафрагму, бесшумным вдохом и рациональным выдохом. Это должно позволить педагогу выбирать произведения большей сложности (технической и жанровой). В третьем классе следует обогащать репертуар ученика более развёрнутыми произведениями. Можно включать в программу не только народные, но и песни советских композиторов (в частности, песни из любимых детьми мультфильмов). К четвёртому классу можно начинать разучивать вокализы и несложные романсы.

В этот же период (начиная с третьего класса) необходимо начинать работу с концертмейстером. Так как, исполняя произведения с аккомпанементом ученик сможет лучше почувствовать форму, стиль и характер той или иной песни. Концертмейстер в свою очередь, помимо выполнения роли «сопровождающего», является ещё и помощником преподавателя, активно участвует в учебной, воспитательной и музыкально – просветительской работе, а в отсутствие преподавателя самостоятельно проводит занятия и репетиции.

К пятому классу ученик должен сформировать представления о вокальной форме, при разучивании произведений добиваться единства текста и музыки, чувствовать движение мелодии к кульминации произведения. В репертуар, помимо песен и романсов можно включать несложные старинные арии. Также на данном этапе обучения можно начинать приучать ребёнка к творческой деятельности. Ведь к пятому классу учащийся уже имеет достаточный репертуар для выступления на отчётных концертах класса или школы.

В последние годы обучения (6 – 7 классы) большое значение имеет повторение пройденного материала. Это способствует выработке навыков чистого, правильного пения, развивает музыкальную память, помогает закреплению уже полученных певческих навыков.

К 7 классу ученик уже достаточно сформирован как исполнитель и испытывает потребность в более частых выступлениях на публике, ему хочется освоить больше репертуара, который пригодится ему в его концертной деятельности. И здесь педагог может ему помочь, познакомив с произведениями, предназначенными для двух, или (если позволяют возможности учащихся) трёх голосов. Вокальные ансамбли не только обогащают репертуар начинающего певца, но и расширяют его вокальные возможности. В дуэте или трио ученики начинают лучше слышать, чувствовать и понимать музыку. Развиваются музыкальный слух, память и внимание.

Таким образом, к выпускному экзамену ученик должен освоить основные вокальные приёмы, познакомиться с различными жанрами, формами и стилями вокальной музыки, а также с основными музыкальными терминами, помогающими передать характер произведения. На выпускном экзамене ученик должен исполнить вокализ, арию, романс и две песни различного характера.

Таким образом, пройдя курс обучения вокалу ребёнок получит не только определённые практические умения и навыки, но и неоценимый багаж исключительных знаний , значительно обогатит свой внутренний мир. Да и не секрет, что пение обладает ещё и оздоровительным эффектом. Ученые доказали, что вибрация голоса очень полезна для общего самочувствия: снижается восприимчивость к простудным заболеваниям, реже болит горло, поступление большого количества кислорода улучшает кровообращение всего организма, активизирует деятельность головного мозга: улучшается память, легче воспринимается любая информация. Следовательно, дети, которые регулярно занимаются пением, будут более активными и внимательными и на других занятиях, а также физически – более выносливыми. Не только дети, но и люди любых возрастов почувствуют себя гораздо лучше, выделив немного своего времени этому прекрасному виду искусства.

Просмотров работы: 2283