ПРОБЛЕМА «ПЕРЕХОДА» НЕКОНТРОЛИРУЕМОГО ВОЛНЕНИЯ В КОНТРОЛИРУЕМЫЕ ЭМОЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПЛАНА - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ПРОБЛЕМА «ПЕРЕХОДА» НЕКОНТРОЛИРУЕМОГО ВОЛНЕНИЯ В КОНТРОЛИРУЕМЫЕ ЭМОЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПЛАНА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Одна из важнейших задач музыканта – научиться справляться со сценическим волнением, и, если он педагог, передать это умение своим ученикам. Сценическому волнению подвержены как юные музыканты, так и мэтры эстрады. Это волнение может быть выявлено исполнителем в разные сроки: как за несколько дней до выступления, так и за несколько часов или минут до выхода на сцену (самое распространённое явление).

Охарактеризовать это волнение можно таким образом: концентрация исполнителя теряется, притупляется слух, мысли «смешиваются», эмоциональное состояние беспорядочно – наблюдается паника. Один из итогов такого волнения при игре: музыкант изменяет темп и его соотношения внутри произведений, «теряет» текст, а зачастую просто не доигрывает до конца.

Несколько примеров такого неконтролируемого волнения у исполнителей перед выходом на сцену описывает Л. С. Ауэр – знаменитый скрипач и педагог: «Ганс фон Бюлов, прежде чем выйти на эстраду, лихорадочно потирал руки. Если кто-нибудь в это время обращался к нему с каким-либо вопросом, то фон Бюлов, либо резко бросал ему в ответ, либо поворачивался к нему спиной, не произнося ни слова…» [1, 102]. Здесь мы видим, как скрипач, пытаясь собраться с мыслями, пресекает всякие контакты с людьми.

Другой пример: «Антон Рубинштейн, прежде чем появиться на сцене, всегда бегал по комнате взад-вперёд, как лев в клетке…» [1, 102]. Этот способ, через физическое утомление не самый эффективный, ведь он может привести к противоположному – к вялости и усталости в игре. Но, в крайнем случае, тоже может быть использован. И ещё один пример: «Иоахим был чрезвычайно нервным на эстраде: при участии в концерте Парижской консерватории, когда он должен был играть свой коронный номер концерт Бетховена, Иоахим настолько разволновался, что по его словам утратил власть над своим талантом и совершенно не знал, закончил ли он первую часть концерта; только аплодисменты публики привели его в себя, и вторую часть он начал играть уже совершенно непринуждённо» [1, 102]. Из этого примера можно увидеть, насколько губительным может быть волнение, ведь если находиться в невменяемом состоянии и не контролировать процесс игры, то можно запросто провалить концерт. И в случае с Иоахимом его спасла только огромнейшая практика игры на больших сценах.

Все вышеперечисленные исполнители имели мировую славу и не были новичками в своём деле, однако и у них наблюдалось неконтролируемое волнение. Но спустя какое-то время (у кого-то оно короткое, а у кого-то более продолжительное) они брали под контроль свои эмоции и могли направлять их на выполнение исполнительских задач.

Такой переход из состояния паники в состояние спокойствия и уверенности для большинства исполнителей сложен. И каждый решает эту проблему по-разному: кто-то за несколько минут до начала концерта проигрывает в голове отрывок того или иного исполняемого произведения, таким образом настраиваясь на его характер исполнения, кто-то вспоминает в целом процесс своей работы, а кто-то, проиграв лишь несколько секунд на сцене обретает недостающую уверенность в себе. Но как показывает современная исполнительская практика, один из самых действенных способов обрести контроль – это мыслить и «строить» у себя в голове произведение не только до начала выступления, но и во время самого концерта, до самого его конца. Выверяя каждую интонацию, добиваясь правдивости и искренности её звучания, соединять пласты фактуры, продумывать кульминации, представлять и воплощать тот или иной жест при игре, проявляя, таким образом артистизм, и быть влюблённым в каждый звук: всё это поможет не допустить в голову лишних, не относящихся к исполнению мыслей и позволит подконтрольно выполнять все Ваши желания, а не желания вашего панически настроенного подсознания.

Есть ещё несколько вариантов того, как уменьшить процент волнения на сцене. Это варианты, так называемого домашнего обыгрывания до основного выхода на сцену. Один из них: можно пригласить нескольких человек, чтобы они послушали тебя. Но здесь есть очень важный момент – эти люди должны вызывать в тебе волнение. Таким образом, выступая перед ними будет проходить закалка нервов. Соответственно родных не позовёшь, ведь в основном они настроены доброжелательно, да и ты чувствуешь себя в такой обстановке по-домашнему, спокойно. При таком обыгрывании нужно поставить себе цели на нескольких этапах: сначала отыграть без потери текста, затем добавить к стабильности выразительность, а после усложнить задачу, добавив ко всему ещё и раскрытие художественного смысла произведения. В другом варианте обыгрывания слушатели необязательны, достаточно поставить в ряд несколько стульев и, представив своих учителей или самых придирчивых критиков твоей игры, начать исполнять. Есть ещё один, более современный вариант: поставить на запись диктофон или видеокамеру, и играть с таким ощущением, будто это запись для одного из туров на конкурс. Нужно применять такие обыгрывания в течение длительного времени, и чем больше, тем лучше.

Если же все эти способы вам пока что не сильно помогли, то не стоит расстраиваться и опускать руки. Нужно дальше продолжать всеми способами пытаться подчинить свои эмоции, а так же получать и доставлять удовольствие от исполнения себе, и слушающим тебя людям. Ведь, как известно, тот, кто ничего не делает – ничего и не добьётся, а тот, кто будет пытаться делать и искать новые пути овладения собой – в конечном счете, добьётся успеха.

Список литературы:

  1. Ауэр Л. С. Моя школа игры на скрипке. Интерпретация произведений скрипичной классики. – М.: Музыка, 1965.

3

Просмотров работы: 1394