ВОЗМОЖНОСТИ И УГРОЗЫ, ВОЗНИКАЮЩИЕ У СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В РЕЗУЛЬТАТЕ ВСТУПЛЕНИЯ РОССИИ В ВТО - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ВОЗМОЖНОСТИ И УГРОЗЫ, ВОЗНИКАЮЩИЕ У СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В РЕЗУЛЬТАТЕ ВСТУПЛЕНИЯ РОССИИ В ВТО

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
16 декабря 2011 г. на восьмой Министерской конференции ВТО в Женеве было одобрено присоединение России к ВТО.

В настоящее время членами Всемирной торговой организации (ВТО) являются 146 стран. На их долю приходится почти 96% мирового товарооборота. Основная декларируемая цель ВТО – устанавливать правила международной торговли и разрешать спорные вопросы, бороться с дискриминацией и предотвращать ее, обеспечивать максимальную свободу и здоровую конкуренцию в международной торговле.

Для принятия какой-либо страны в ВТО требуется выполнение определенных условий – 28 основных соглашений и целый ряд селективных.

Основные соглашения стран-участниц ВТО – о торговле и тарифах (GATT), о торговле услугами (GATS), о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (TRIPS), о субсидиях и компенсационных мерах (регулирует субсидии промышленности), о сельском хозяйстве. В основе соглашений лежат две следующие ключевые идеи.

• Страны имеют право на защиту своих товаров, но эта защита должна сводиться к тарифной.

• Снижение либо полное снятие тарифов и других барьеров с помощью многосторонних переговоров.

Наиболее важными для сельского хозяйства соглашениями в ВТО являются: «Соглашение по сельскому хозяйству» (Agreement on agriculture).

Одним из направлений сельскохозяйственной политики в ВТО является требование неограниченного доступа к рынкам сбыта во всем мире. Мотивацией данного требования выступает то, что либерализация торговли должна накормить население во всем мире.

Три главные области «Соглашения» касаются доступа к рынку (вопроса о том, насколько государствам разрешается защищать свое сельское хозяйство), возможности поддерживать национальное сельское хозяйство и вопроса экспортной конкуренции.

В пункте «доступ к рынкам» были приняты в т.ч. следующие меры: обязательство государства допускать импорт (несмотря на опасность ценового демпинга и возможной опасности для продовольственного суверенитета страны), а также сокращение таможенных пошлин.

В пункте «возможность поддерживать национальное сельское хозяйство» происходит разделение на «Green box», «Blue box», «Amber Box» и «Red box» по принципу того, допускаются ли для государства меры поддержки. Мало вредными или безвредными для мировой торговли считаются государственные программы по исследованиям, защите растений, страхованию, образованию, инфраструктуре, продаже, экологии и программы сельского развития.

Третий пункт «Соглашения» посвящен экспортной конкуренции. Количество сельско-хозяйственных продуктов, которые экспортируются с субсидиями, должно быть уменьшено на 21%, а их поддержка из бюджета на 36%.

В результате соблюдения всех требований соглашения в области сельского хозяйства России произойдет ряд изменений (таблица 1).

Таблица 1 - Основные изменения в области сельского хозяйства России

Под отрасль производства

Грядущие изменения в связи с вступлением в ВТО

Последствия изменений

Производство свинины

Существенное снижение тарифной защиты на ввоз свинины - произойдет отмена пошлины в рамках квоты в 430 тыс. тонн, а пошлина на ввоз свинины сверх квоты составит 65%. С 1 января 2020 г. квоты на свинину будут заменены плоской ставкой 25% пошлины. Сейчас же пошлина внутри квоты составляет 15%, сверх квот - 75%. Пошлина на ввоз живых свиней упадет с 40% до 5%.

Увеличение доли импортной продукции на отечественном рынке до 45%.снижение не только рентабельности мясных производителей, но и в целом инвестиционной привлекательности отрасли. Полная отмена квот на свинину с 2020 г. уже сейчас привела к замораживанию новых инвестиционных проектов.

Производство говядины

Квота на льготный ввоз свежей и охлажденной говядины увеличится с 30 до 40 тыс. тонн, а квота на ввоз замороженной говядины останется на уровне 530 тыс. тонн. Пошлина внутри квот на оба вида говядины составит 15% против действующей ставки в 50%. Ввоз говядины сверх квоты будет облагаться пошлиной в 55%.

Производство продукции птицеводства

Импортная пошлина на ввоз некоторой продукции из мяса птицы до 2020 г. останется на неизменном уровне 25% в рамках квоты в 250 тыс. тонн, пошлина сверх квоты снизится с 95% до 80%.

Зерновой производство

Средний уровень пошлин с 15,1% до 10%

Производство масличных культур и масел

Средний уровень пошлин с 9% до 7,1%

Производство молочных продуктов

Средний уровень пошлин с 19,8% до 14,9%

Так как аграрный сектор страны является дотационным, следовательно, субвенции на развитие села не будут поступать, что приведёт к сокращению посевов и численности крупного рогатого скота. Российская Федерация расположена в такой климатической зоне, где производить сельскохозяйственную продукцию менее экономически выгодно, нежели в других регионах планеты. Таким образом, часть предприятий Российской Федерации не сможет конкурировать с мировыми производителями, так как технологии, применяемые в России достаточно устаревшие. И поэтому большинству хозяйств выпускающих продукцию на внутренний рынок будет необходимо перестроиться, дабы удерживать отечественный рынок, а также, чтобы завоевать часть рынка иностранных государств.

Также предложение России по сельскому хозяйству не предусматривает использование экспортных субсидий. В 2013 году максимальный уровень субсидий в аграрный сектор не должен превышать 9 млрд долларов, а к 2017 эта цифра должна снизиться до 4,4. Помочь селу справиться с проблемами после вступления в ВТО призвано активное государственное субсидирование, которое, по идее, должно быть направлено на модернизацию аграрного сектора. Однако даже в этом случае российским товарам, а в частности, овощам и фруктам, будет тяжело конкурировать с западными. Слабая инфраструктура, большие расстояния, холодный климат — все это в конечном счете приводит к удорожанию продукции.

Тем не менее, для аграриев появляется ряд возможностей. Во-первых, снижение пошлин на ввозимые из-за рубежа семена, удобрения и сельскохозяйственную технику поможет снизить цены на конечный продукт. Во-вторых, российские сельскохозяйственные предприятия получат новые рынки сбыта. Несмотря на общее депрессивное состояние аграрного сектора, в нашей стране существуют компании, которые готовы осуществлять экспорт продуктов и играть на равных с зарубежными конкурентами.

Минимизировать потери в АПК удастся путем внедрении новой аграрной политики, которая должна основываться на следующих мероприятиях:

  • Разработка новой Стратегии развития сельского хозяйства, которая будет основываться на условиях функционирования АПК в условиях ВТО.

  • Создание инфраструктуры и центров логистики, для того, чтобы снизить затраты на поставку и хранение продуктов сельского хозяйства из традиционно аграрных регионов страны. Этот шаг требует огромных инвестиционных вливаний в реконструкцию дорог, железнодорожного сообщения, приобретения специализированного транспорта и строительства складских помещений, что в совокупности должно повлиять на формирование инфраструктуры рынка сельхозпродукции и привести к стимулированию аграрного сектора.

  • Сохранение и развитие аграрного потенциала России, в частности уделить больше внимания восстановлению опустыненных земель и эродированных почв, а также сохранению имеющихся плодородных площадей за счет применения сберегающего земледелия.

  • Создание крупных ассоциаций фермеров, которые способны разработать стратегию ценообразования на продукцию животноводства и растениеводства и будут позволять получать прибыль не торговым сетям и посредникам, а непосредственно сельхозпроизводителям.

  • Разработка технологической и информационной политики в аграрном секторе, которая будет направлена на создание эффективной системы информирования фермерских хозяйств и сельхозпредприятий об инновационных технологических решениях, обмен опытом по их применению в нашей стране и зарубежом.

  • Модернизация системы образования в профильных учебных учреждениях, которые готовят кадры для российского АПК. Существующие стандарты обучения в ВУЗах и СУЗах не отвечают современным требованиям отрасли, учебно-методическое обеспечение и материальная база техники и оборудования не соответствует уровню передового аграрного сектора. Специалисты с дипломом выходят с устаревшими знаниями и навыками, не позволяющими модернизировать действующие предприятия и создавать новые конкурентоспособные производства.

  • Создание исследовательских организаций, которые при поддержке государства и самих сельхозпроизводителей смогут регулярно производить научно-практические работы по изучению сельскохозяйственных культур и разнообразных методологий их производства в условиях различного климата российских регионов.

  • Поддержка отдельных способов экономически целесообразного сельхозпроизводства, затраты при которых в несколько раз ниже, чем при традиционном земледелии и растениеводстве. Среди зарекомендовавших себя можно отметить метод прямого повеса и технологию точного земледелия с дифференцированным внесением средств защиты и удобрений, позволяющие снизить расходы на ГСМ и другие статьи затрат, а также другие передовые технологии, которые позволяют увеличить рентабельность сельского хозяйства.

  • Субсидирование и поддержка исследований и внедрения технологий ресурсосберегающего земледелия, поскольку без господдержки морально устаревшие способы работы на земле не смогут быть быстро замещены инновационными разработками.

Увеличение финансирование отрасли должно быть направлено на обучение российских фермеров работе по мировым стандартам и на содействие их встраиванию в современные рыночные реалии. В противном случае своими силами предприятия российского АПК не справятся с засильем импорта. Все перечисленные мероприятия позволят российским сельхозпроизводителям создавать конкурентоспособную продукцию даже в условиях действия преференций для других стран, которые они получают после ратификации договора о вступлении в ВТО.

Экспертами называются различные сроки, в которые должны проявиться первые серьезные результаты от вступления России во Всемирную торговую организацию. В среднем адаптация отечественной экономики, по прогнозам специалистов, продлится 6-7 лет.

Библиографический список

  1. ВТО и сельское хозяйство: продовольствие для жизни или прибыли? [Электронный ресурс]:http://stop-vto.ru/2011/11/18/vto-i-selskoe-hozyaystvo-prodovolstvie-dlya-zhizni-ili-pribyili/(дата обращения 22.12.2012).

  2. Зачем России вступать в ВТО? [Электронный ресурс]: http://www.spekulant.ru/archive/Zachem_Rossii_vstupat_v_VTO.html/(дата обращения 22.12.2012).

  3. Присоединение России к ВТО и сельское хозяйство [Электронный ресурс]: http://ictsd.org/i/news/bridgesrussian/130132//(дата обращения 23.12.2012).

  4. Чего нам ждать от ВТО? [Электронный ресурс]: (дата обращения 22.12.2012).. http://www.rabota.ru/research/stati_i_kommentarii/chto_nam_zhdat_ot_vto_.html(дата обращения 23.12.2012).

  5. Чем грозит вступление России в ВТО для сельхозпроизводителей[Электронный ресурс]: http://largo.ru/blog/economic/post/chem_grozit_vstuplenie_rossii_v_vto_dlya_selkhozproizvoditeley-438//(дата обращения 24.12.2012).

Просмотров работы: 2209