ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ В АПК - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ В АПК

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Основным критерием успешности ведения сельского хозяйства в современных условиях является уровень конкурентоспособности продукции и предприятия в целом. В настоящее время господствуют рыночные отношения, фирм, выпускающих однородную продукцию, сейчас огромное количество. И выпуск качественной, недорогой, конкурентоспособной продукции и услуг по сравнению с аналогами – главная задача любого предприятия. Каждая фирма стремится сделать все, чтобы ее продукция была конкурентоспособной. Функционирование предприятий происходит в условиях жесткой конкурентной борьбы между товаропроизводителями, когда часто используются методы, связанные с нарушением норм и правил конкуренции.

Поэтому при функционировании сельскохозяйственных предприятий важным является исследование конкурентов, их преимуществ, каналов сбыта, потребности, спроса на продукцию, цены, исследование емкости рынка, определение доли предприятия в общем объеме продажи продукции данного ассортимента, анализ рыночной ситуации, исследование динамики объема продаж, изучение мнений покупателей и потребительских предпочтений. За счет всего этого можно расширить свои собственные преимущества в конкурентной борьбе [1].

Формирование и развитие теории конкурентоспособности обусловило тот факт, что в настоящее время общепринятого определения конкурентоспособности нет, и оно трактуется в зависимости от того, к какому объекту (предмету) относится. В самом общем виде конкурентоспособность – это способность конкурировать с аналогичными товарами и на конкретном рынке, используя конкурентные преимущества для достижения поставленных целей. Объекты, обладающие конкурентоспособностью, можно разбить на четыре группы: товары, предприятия; отрасли (как объеденение нескольких предприятий, предлагающих товары или услуги); регионы (районы, области, страны или их группы). Таким образом, конкурентоспособность – сложная экономическая категория, которая может рассматриваться на нескольких уровнях (Таблица 1).

Таблица 1 – Характеристика уровней конкурентоспособности

Уровень

Объект или субъект

Факторы

Товарный

Товары (работы, услуги)

  1. Качество продукции, соответствие нормам и стандартам.

  2. Цена.

  3. Соответствие потребительскому спросу

Микроуровень

Товаропроизводитель (организация, фирма)

  1. Сравнительная конкурентоспособность продукции.

  2. Эффективность производственной деятельности.

  3. Финансовые показатели деятельности.

  4. Эффективность организации и сбыта продукции на рынке и его доля

Мезоуровень

Объединение предприятий, отрасли

  1. Внутренняя структура отрасли.

  2. Влияние внешней среды.

  3. Конкурентоспособность отдельных элеменов.

  4. Взаимодействие между элементами системы

Макроуровень

Народное хозяйство в целом, конкурентоспособность страны, конкурентоспособность регионов

  1. Инвестиционный климат.

  2. Научно-технический уровень.

  3. Конкурентоспособность промышленности и отраслей народнохозяйственного комплекса в целом

Конкурентоспособность товара, предприятия, отрасли, региона неразрывно связаны между собой. Так, например, конкурентоспособность предприятия зависит от конкурентоспособности товара. Товар играет ключевую роль в борьбе, он дополняет понятие конкурентоспособности предприятия, является фактором его успешного развития на агропродовольственном рынке. И, соответственно, те хозяйствующие субъекты, которые эффективно функционируют и предоставляют потребителю конкурентоспособные товары и услуги, обладают высокой конкурентоспособностью [3].

Вопросы, касающиеся конкурентоспособности отрасли и объединений предприятий, определяются наличием у отрасли конкурентных преимуществ, выражающихся в возможности производить с издержками не выше мирового уровня продукцию высокого качества и поставлять ее на мировой конкурентный рынок в оптимальные сроки. Если расматривать конкурентоспособность региона, страны, то здесь все зависит от того, насколько эффективно используются имеющиеся ресурсы.

Наконец, можно рассматривать конкурентоспособность страны в целом, причем единого подхода в этом направлении не выработано. С одной стороны, подчеркивается его важность, т. к. конкурентоспособность представляет собой "концентрированное выражение экономических, научно- технических, производственных, организационно-управленческих, маркетинговых и других возможностей страны", с другой стороны, изучение производительности, и необходимость "фокусировать внимание не на экономике в целом, а на определенных отраслях и сегментах отрасли"[2].

В конечном итоге, конкурентоспособность национального АПК определяется способностью страны проводить самостоятельную аграрную политику и эффективное экономическое соревнование на внутреннем и внешнем рынках. Конкурентоспособность АПК зависит от степени продовольственной независимости; внутренней продовольственной сбалансированности рынка по спросу и предложению, быстрого технологического, и инвестиционного воспроизводства; повышения качества сельскохозяйственной продукции; социальной стабильности и роста уровня жизни населения.

С чисто экономических позиций уровень конкурентоспособности АПК определяют: интенсификация производства; размер инвестирования в науку и технологии; использование и окупаемость ресурсов; объемы продажи продукции, в том числе экспорт; производительность труда; наукоемкость и ресурсоемкость; степень открытости экономики и др. Для реализации существующего потенциала в аграрном секторе страны необходима концентрация работы трех основных уровней хозяйственного управления — макро- (государственного), мезо- (регионального и отраслевого), микроуровней (предприятий) на решении единой программы повышения конкурентоспособности AПK [4].

Основными факторами конкурентоспособности национального агропромышленного комплекса выступают: высокое качество продукции, соответствующее международной сертификации; уровень инвестиций в человеческий капитал; стратегия ценообразования; уровень инвестиций в науку и новые технологии; государственные гарантии по защите капитала, собственности и ресурсов сельскохозяйственных предприятий. Именно к качеству у потребителей повышенный интерес. Различают несколько видов качества продукции: физические: технические параметры, вкус, вес, прочность, форма, цвет, запах; эстетические: стиль, класс, красота, изящество; дополнительные: установка, наладка, возможность ремонта, право на обмен, ликвидность.

Практически по каждому анализируемому товару должна быть своя методика оценки конкурентоспособности, которая бы учитывала особенности формирования соответствующего товарного рынка и основные тенденции научно – технического прогресса. Оценка конкурентоспособности товара производится путем сопоставления параметров анализируемой продукции с параметрами базы сравнения (потребность покупателей, конкурирующий товар, гипотетический образец товара, группа аналогичных товаров, величина полезного эффекта) [4].

Начальным этапом оценки конкурентоспособности любого товара является определение цели исследования. Если целью исследования является необходимость определения положения данного товара в ряду аналогичных, то достаточно провести их прямое сравнение по главным параметрам. Методика оценки конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции предполагает определенную последовательность. Для оценки можно использовать аналитические и графические методы оценки. [1]

К аналитическим методам можно отнести:

  1. Модель Розенберга исходит из того, что потребители оценивают товары с точки зрения их пригодности для удовлетворения своих потребностей.

  2. При расчете интегрального показателя конкурентоспособности определяют отдельные показатели конкурентоспособности товара путем их сравнения с базовыми, эталонными показателями или показателями для товаров-конкурентов.

  3. При оценке конкурентоспособности на основе уровня продаж предполагается, что уровень конкурентоспособности — это относительная характеристика товара, выражающая степень его предпочтения на данном рынке товару-аналогу. Отрицательным моментом является то, что в основе оценки лежит экспертный метод, то есть оценка определяется субъективными взглядами экспертов, а положительной стороной является то, что он учитывает влияние различных факторов: технико-экономических, коммерческих, нормативно-правовых.

  4. Алгоритм расчета конкурентоспособности товара Гребнева включает в себя несколько этапов: выявление совокупности показателей качества; выбор несколько важнейших показателей; формирование модели эталона; разработка количественных оценок; расчет цены потребления своего товара и определение цены потребления товара конкурента. Если товар планируется экспортировать, то необходима проверка выбранных параметров качества на соответствие интернациональным или национальным стандартам предполагаемого импортера [1].

Графические методы оценки конкурентоспособности

  1. В основе построения матрицы БКГ лежит анализконкурентоспособности с учетом жизненного цикла товара/услуги. Сущность оценки состоит в анализе матрицы, построенной по принципу системы координат: по горизонтали — темпы роста/сокращения количества продаж в линейном масштабе; по вертикали — относительная доля совокупности товаров/услуг на рынке. Наиболее конкурентоспособными считаются товары которые занимают значительную долю на быстрорастущем рынке, т. е. являются «звездами» (рис.1)

Рис.1 Матрица Бостонской консалтинговой группы

Преимущество метода - при наличии достоверной информации об объемах реализации позволяет обеспечить высокую репрезентативность оценки. Недостатками метода являются исключение проведения анализа причин происходящего и осложнение выработки управленческих решений.

  1. Модель «Привлекательность рынка — преимущества в конкуренции» представляет собой развитие описанной выше матрицы БКГ. Определяющими показатели являются привлекательность рынка и преимущества в конкуренции.

Модель «Привлекательность рынка — преимущества в конкуренции» позволяет определить положение рассматриваемого товара/предприятия на рынке относительно других конкурентов, а также позволяет выработать стратегические рекомендации по улучшению уровня конкурентоспособности товара/фирмы. (рис.2).

 

Высокая

     

Привлекательность

рынка

Средняя

     
 

Низкая

     
   

Малые

Средние

Большие

   

Преимущества по отношению к конкурентам

Рис.2 Модель «Привлекательность рынка — преимущества в конкуренции»

  1. Карта стратегических групп характеризует позиционирование предприятия в конкуренции в каждой из целевых стратегических зон хозяйствования, т. е. в каждом отдельном сегменте внешнего окружения, на который предприятие имеет или желает получить выход. Каждая карта стратегических групп строится по двум переменным позиционирования, которые должны быть количественными (или дискретными). На карту наносится положение предприятия в конкуренции по рассматриваемым переменным, а также его главных конкурентов. После построения карты необходимо провести ее анализ относительно совпадения и расстояния между позициями предприятия и его конкурентов на рынке предприятия и его конкурентов и их риски.

  2. Матрица Портера построена на основе концепции конкурентной стратегии: в центре внимания предприятия не только удовлетворение потребностей покупателей, но и конкурирующие силы рынка. Включает анализ пяти факторов: угроза появления на рынке новых конкурентов; рыночная власть покупателей; рыночная власть поставщиков; наличие товаров-заменителей; соперничество действующих конкурентов. Этот анализ применим не только к отдельным предприятиям, но и к целым отраслям (рис.3).

 

Преимущество товара

Преимущество себестоимости

Вся отрасль

Дифференцированность

Лидерство по затратам

Один сегмент рынка

Концентрация на сегменте

Рис.3 Матрица Портера

  1. Лидерство по затратам: все действия и решения фирмы должны быть направлены на сокращение затрат. Прочие характеристики являются подчиненными.

  2. Стратегия дифференциации: продукт фирмы должен отличаться от продукта конкурентов и иметь нечто неповторимое с точки зрения потребителей.

  3. Концентрация на сегменте: обработка одного или нескольких сегментов рынка и достижение там лидерства по затратам, или особого положения, или того и другого вместе.

Основным недостатком рассмотренных методов является их ограниченность: или оценивается какая-либо одна группа факторов, влияющих на конкурентоспособность предприятия, и на основе полученных данных делается вывод об уровне конкурентоспособности всего предприятия, или метод является слишком сложным и трудоемким для практического использования. Использование только какого-то одного метода не дает полного представления об уровне конкурентоспособности предприятия. Поэтому при оценке конкурентоспособности товара и предприятия необходимо использовать комплексный метод [1].

Широкое распространение конкуренции подталкивает производителей к усиленному поиску новых конкурентоспособных товаров и новых рынков их сбыта. Для оценки конкурентоспособности товара необходимо решить широкий круг вопросов и, прежде всего, получить объективную информацию о тех рынках, где уже реализуется или предлагается сбывать товар, о его конкурентах. При выработке рыночной стратегии очень важно научиться своевременно изымать экономически неэффективный товар из производственной программы аграрного предприятия. Ситуацию на рынке необходимо постоянно контролировать, только в этом случае фирма сможет принять правильное решение.

В решении задач повышения конкурентоспособности продукции с каждым годом все возрастающее значение приобретает проблема выбора и освоения новых рынков сбыта. В связи с этим на любом предприятии очень важны аналитико-поисковые усилия в этой области. Новые рынки сбыта решающим образом могут изменить конкурентоспособность товара и рентабельность сбытовой деятельности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Алещенко В.В. Теоретико-методологические вопросы конкуренто-способности экономической системы / В.В. Алещенко. – М: Изд –во «Экономика», 2011. – 259 с.

  2. Бараненко, С.П. Стратегическая устойчивость предприятия / С.П. Бараненко, В.В. Шеметов. – М.: ЗАО Центрополиграф, 2011. – 493 с.

  3. Девяткин Е.А. Теория и практика конкуренции / Е.А. Девяткин.- М: Изд-во «Экономика», 2010. – 237с.

  4. Кислицына Т. Ф. Конкурентоспособность: сущность, критерии, виды, методологические основы // Инновационное образование и экономика, 2007. - №12. - 75-81с.

Просмотров работы: 9677