Композиция частей книги мало мотивирована и не вполне упорядочена хотя бы в алфавитном порядке. Однако в изложении материала прослеживается закономерность лечения болезней органов человеческого тела «сверху вниз» и «снаружи вовнутрь»: о головђ, о глухотђ, о лицђ, о носђ и насморкђ, об устахъ, о ознобђ, от ожегу, от чирьевъ, об урином разсужденiи. Содержанию предшествует отступление нравоучительного характера, где определена жанровая особенность – врачебная былiА.
В начале книги содержится замечание о воздержании от неподобного ядения и пития, чрезмерность которого ведет человека к недугам. Вступительная часть рукописи дает наставления читателю о том, как беречь здоровье. Автор указывает на прямую связь человека с природой: «…сУть Бжiю помощiю четырми [обрыв] естествы соверши Бгъ. Весна. И лђто. И осънь … зима» Далее материал скомпонован по главам, каждая из которых носит свое название, например, «О головђ», «О глухотђ», «Об уринђ» и т.д.
В главах рассматривается лечебная значимость растений, их составных частей. Некоторые растения, например, трава вороново гнездо (гл. «Об очах») подробно описана не только по внешним признакам, но и по месту нахождения, в какое время «брати» [растет по лђсам… листочки что капуста цвђтъ жђлтъ] [л. 21].Структура содержания статей неоднотипна. Одна может начинаться вступлением: которого Члвка испортят икотою исмудават..., а другая конкретна, точна: корение травы подснешниково вари в винђ и пеи на ком желтость бываетъ. Текст не закончен.
Рукопись принадлежит к числу тех старинных лечебных текстов, которые сравнительны с духом своего времени, отличаются серьезностью общего направления и присутствием суеверного элемента в рецептах. В рукописи часто встречаются рецепты и описания мистического характера, придается большое значение камням: Аще кто яхонтъ камень носитъ при себђ и носящему ево наводитъ чистотУ и безсоблазна и сушитъ огнь, и болезнь нутрения из головы выведетъ» [л. 2].
Многие рецепты содержат элементы языческой культуры: поверья в силу наговора, порчи, окорма. Этому посвящена целая глава «О порче и окорму и об отраве». Сбор растений сопровождается своеобразным ритуалом «… тУ траву емлютъ в вђликои чистотђ очертя по земли около корения десною рукою сирђч правою крестаобразно трижды и тогда окапывают ея а не рвУтъ…» [л. 25 об.]. В рукописи помещены главы «Ведомо буди что содержитъ в тђлђ человђческомъ» [л. 12]и «Сказание о болезняхъ какъ познати в которыи день члвкъ разболится по лунному течению умретъ или живъ будетъ» [л. 32], направленные на просвещение народа.
В тексте редко упоминается имя Бога и Богородицы, можно встретить замечание такого плана: «с Божию милостью здравъ будетъ» [л. 12]; весь травник пронизан гуманизмом, желанием помочь больному добрым советом. В некоторых случаях встречаем приписки: «тако делай проверено» [л. 17]. В книге попутно даны замечания, выходящие за жанр, например, как избавиться от клопов, мышей. Наряду с травами в составе рецептов используются: нефть, смола, уксус, вино, пиво. Весь травник пронизан глубокой народной мудростью. Которой автор охотно делится с читателем, веря в полезность и необходимость своего труда.
Таким образом, простонародные травники и лечебники представляют собой богатый источник для изучения развития русского литературного языка и русского медицинского языка в частности. Рукописные лечебники имеют и историческое значение: упоминание о тех или иных болезнях, привозных иностранных лекарствах, способ распространения медицинских понятий. Практическая значимость травников, лечебников, вертоградов, зелейников, вероятно, достаточно высока. В них содержатся рецепты, которые до сих пор используются в народной медицине и в последнее время все чаще практикуются специалистами.
Литература
«Травник XVIII века», хранящийся в фондах библиотеки редкой книги при музее-заповеднике г. Тобольска (КП 13 437).
Выхрыстюк М.С. «Аще кто недослышит мазать ухо масломъ миндальнымъ…»: средства и способы лечения в рукописной традиции XVIII века / М.С.Выхрыстюк // Русская речь, 2008. – № 6.
Флоринский В.М. Русские простонародные травники и лечебники XVI-XVII веков. – Казань, 1879.