ПРОБЛЕМА КАЧЕСТВА ТОВАРОВ И УСЛУГ В РФ. - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ПРОБЛЕМА КАЧЕСТВА ТОВАРОВ И УСЛУГ В РФ.

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Проблема качества товаров и услуг была актуальной всегда, остро стоит она и сейчас, на этапе интеграции России во Всемирную торговую организацию. Отечественная экономика сталкивается с большими трудностями: не развитая инфраструктура, низкая по сравнению с развитыми странами заработная плата на предприятиях, нефтегазовая аддикция, неконкурентоспособность большинства товаров на мировом рынке. Проблемы осложняются ещё и нестабильностью финансовой системы. Мировой кризис, экономические трудности в Еврозоне еще больше ухудшают положение. В таких тяжелых условиях только повышение конкурентоспособности российских товаров и услуг посредством улучшения их качества способно не допустить развала индустрии страны.

В стандарте ГОСТ качество товара определено как совокупность свойств продукции, обусловливающих её пригодность удовлетворять определённые потребности в соответствии с её назначением. Объективная оценка качеству товара ставится на основе индекса качества, которая определяется в соответствии с международными стандартами. Данный индекс представляет из себя сумму баллов, выставляемых по стандартному набору показателей. Обычному покупателю же определить качество приобретаемой продукции порой бывает очень сложно, так как производитель крайне низко информирует потребителя о качестве своей продукции.

В процессе купли-продажи потребитель меняет результат своего труда (деньги) на товар или услуги, но не всегда адекватно. Товар соответствует цене только на абсолютно свободном рынке, свободном от монополизма и от сговора производителей, когда производитель точно информируют обо всех свойствах выпускаемой продукции или предоставляемой услуги, как положительных, так и отрицательных. Реально такого рынка не бывает, в России - тем более.

Как уменьшить потребителю проигрыш при обмене денежных средств на товар? Нужна максимальная информированность о том, что он покупает. Далеко не все, что приобретается покупателем, объективно соответствует отдаваемым за все это суммам. Бизнес как искусство обмана «вынуждает» производителя идти на мошеннические действия при производстве и реализации своей продукции , из-за чего страдает сторона спроса, остаются обманутыми при покупке товаров, в том числе и пищевой продукции, рядовые граждане. В качестве доказательства этому можно привести следующий пример.

Часто на упаковке продуктов питания можно увидеть такие надписи как: «рекомендовано институтом питания РАМН», «одобрено кем-то» и пр. Производитель давно понял, что за «рекомендованный» продукт клиент готов переплатить и в итоге кто только сейчас не рекомендует. А по закону же рекомендаций на этикетке быть не должно, это незаконные действия со стороны производителя с целью привлечения внимания потребителя. Но интересное заключается в том, что нужная, объективная информация обычно оказывается в тени. Не совсем выгодно изготовителю указывать всю информацию о конечной продукции. Например, при выпуске хлебобулочного изделия выигрышно использовать вместо куриного яйца яичный порошок, вместо масла или маргарина - дешевый пальмовый жир, разрыхлители, улучшители и пр. Но совсем не целесообразно их выводить на этикетку, хотя п.1 ст.10 Закона о защите прав потребителей обязывает изготовителя своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора.

Проверку качества должна взять на себя обязательная и добровольная сертификация, предусмотренная нашим законодательством, руководствует которой государственный орган - Госстандарт. Так называемой добровольной сертификации могут подвергаться любые показатели качества. Эта процедура производится по инициативе товаропроизводителя.

По словам Геннадия Воронина ( президент Всероссийской организации качества, председатель Комитета по качеству продукции Торгово-промышленной палаты РФ, государственный советник 1-го класса, председатель Госстандарта России 1997—2001гг. ,доктор экономических и технических наук, академик, профессор) в России доля продукции, подлежащая обязательной сертификации, к 2015 году будет снижена в 2 раза, до 23 %, а в Евросоюзе поставлена задача к тому же году довести процент обязательной сертификации до 70. «Простым языком это означает, что у нас качество продукции держится на «честном слове»,- отметил Воронин на конференции 10 ноября 2011г, посвященной Всемирному дню качества.

Одним из критериев качества, как уже говорилось выше, является конкуренция. Есть на российском рынке сфера обслуживания, где ее нет в принципе. Это так называемые естественные монополии. Например, услуги по обеспечению квартир электроэнергией или газом. На многие неконкурентные виды услуг, тот же газ, электричество, отопление, городской общественный транспорт и т.п. в нашей стране действует только добровольная сертификация. По мнению экспертов, правильнее вводить обязательную сертификацию в этих сферах и в зависимости от него регулировать налогообложение. Ведь проблемы ЖКХ также играют важную роль в жизни граждан, а высокое качество - определенный плюс обществу, стабильность общественных отношений и прямой путь к хорошей жизни.

Качество товаров и услуг напрямую зависит от нормативно правовой базы страны. В законодательстве Российской Федерации не мало пробелов и недоработок, которые требуют устранения. К примеру ФЗ от 2.01.2000 г. № 29- ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» гласит, что при изготовлении продуктов детского питания и продуктов диетического питания не допускается использовать продовольственное сырье, изготовленное с использованием кормовых добавок, стимуляторов роста животных, отдельных видов лекарственных средств, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений.(ст.17 п.3) Согласно изменениям от 29 апреля 2009 года требования этого пункта не применяются в отношении соковой продукции в том числе и детской (ст. 28 ФЗ от 27.10.2008 № 178-ФЗ). Из этого следует, что в настоящее время детям можно давать и кормовые добавки, и стимуляторы роста и пр.

В приложении 1 ФЗ Российской Федерации от 27.10. 2008 г. № 178-ФЗ «Технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей» указано, что количество радиоактивного Цезия-137 во взрослом соке из фруктов не может превышать 40 бк/кг, а в детском- 60! Какой-то парадокс получается, не так ли?! Ведь законом прописано, что детский сок может быть более радиоактивным, чем взрослый. Если учесть и тот факт что детское питание облагается меньшим налогом, то следует вывод: производить детское питание очень выгодно, и жаловаться на то, что здоровье детей в стране оставляет желать лучшего не стоит…

Европейские законы рекомендуют соковую продукцию детям только с 6 месяцев, отечественные же правовые нормы разрешают с 3 (так и пишется на упаковках). Отсюда следует только один вывод: российский законодатель на первое место ставит интересы предпринимательства и бизнеса, нежели здоровье детей – будущего страны.

Все вышеперечисленные примеры указывают на то, что законодательство страны не совершенно, и парламентариям есть над чем работать. Но возникает вопрос: а зачем в условиях демократического государства с механизмом «сдержек и противовесов» принимаются такие нормы закона, которые выгодны производителю, но губительны стране в целом? Может дело в коррупции, бурно расцветающей в России, и которая, как говорил Д.А. Медведев, охватила все эшелоны власти? А может так называемые правильные законы в этой сфере коснуться интересов самих депутатов? Ответить на эти и многие другие вопросы возможно только при тщательном изучении данной проблемы и осуществлении комплекса контрольных и надзорных мероприятий компетентными на то органами .

Согласно ФЗ от 26.12. 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» плановая проверка предприятий в РФ осуществляется не чаще чем один раз в 3 года. По словам Г. Воронина, может случиться так, что с проверкой на предприятие никто никогда не придет, потому что фирма «А» в России через три года способна превратится в фирму «В». Это так называемые фирмы «однодневки», которые занимаются не только выпуском некачественной продукции, но и крадут миллиардные средства из федерального бюджета. Недавний коррупционный скандал, связанный с созданием системы ГЛОНАСС тому подтверждение. Хорошо, если проверка предприятий осуществляется хотя бы раз в 3 года, ведь на практике этот срок может увеличиваться в разы, т.к государственный контроль в этой сфере нарушен и не выполняется соответствующим образом. Это еще один фaктор, который привел к тому, что сегодня бoльше пoлoвины всех продуктов питания на прилавках некачественные.

Можно бесконечно винить государство и производителей, но при этом характеризовать только с положительной стороны действия потребителя тоже не совсем правильно. Ведь большинство покупателей при покупке не смотрят на срок хранения товара, дату выпуска, состав, состояние этикетки и пр. Таким образом клиент сам провоцирует спрос на некачественную дешевую продукцию, так как по законам экономики если есть спрос, то есть и предложение. Покупать пельмени за 60 и сосиски за 70 рублей , думая что они сделаны из мяса (тогда как килограмм говядины стоит свыше 200 руб.), или же приобретать iPhone за 4 тыс. и надеяться на хорошее качество и функциональность - это не разумно.

Не из лучших в РФ и качество услуг, особенно в сфере медицины и образования. Несмотря на определенные преобразования проблемы видны еще невооруженным глазом. Во многих больницах используется устаревшее оборудование, применяются неэффективные методы лечения больных. А главная проблема - низкая заработная плата врачей и учителей. Для социального государства не приемлемо, когда высококвалифицированный врач или преподаватель ВУЗа получают 10-12 тысяч.

В решении проблемы качества показателен опыт Японии. Крупнейший специалист в области управления качеством профессор Каору Исикава (является одним из основателей движения борьбы за качество) указывал, что нельзя экономить на качестве, поскольку «качество само является экономией». А в России более популярна сформулированная еще Л.И. Брежневым идея «экономика должна быть экономной».

В Японии решение проблемы качества продукции началось с возведения ее в ранг государственной политики. Главным направлением стало вовлечение в деятельность по обеспечению качества самих исполнителей, работников в сотрудничестве с контролерами качества на рабочем месте. В Японии смогли сделать доступными для рабочих сложные статистические методы и убедить работников в том, что проблема качества – это проблема каждого японца.

Была создана модель управления качеством, в основе которой лежал всеобщий контроль качества. Данный процесс осуществляется в Японии всем персоналом от простого работника до самого главы государства. Сформулированные еще в 1967 г. методы управления качеством являются основополагающими во всем мире и в настоящее время, их изучают во многих странах.

Не возможно в полной мере применить японскую систему качества в нашей стране. Это объясняется отличительностью русского менталитета, историческими особенностями страны и реальным положением экономики. Но взять что-то положительное из этого опыта нам бы не помешало. По какой бы пути не пошла страна, понятно одно, нужно многое менять в отечественном производстве и экономике в целом. Например, надо добиваться, чтобы выносилось на этикетку содержание пищевых продуктов, но информация должна быть достоверной. У потребителя должен быть реальный выбор при покупке продукции. На прилавках рядом с некачественным продуктом , должна лежать и натуральная альтернатива этому товару, пусть и дорогая. А самое главное, с объективной информацией на этикетке. Потребитель же сам решит какой ему товар приобрести.

По словам экспертов необходим жесткий техрегламент в производстве, нужно снизить количество ГМО и пищевых добавок в продуктах питания, разграничить такие понятия как молоко и молочный продукт, сок и соковая продукция. Но надо вводить не сегодня и не завтра, потому что это не правильно. Производителю нужно дать реальный срок на снижение этих норм, иначе они обанкротятся, а на прилавках магазинов исчезнут товары первой необходимости, а это, в свою очередь, губительно отразиться на экономике.

Необходимо ужесточить ответственность за нарушение закона и обман потребителей, а также наладить государственный контроль в этой сфере. Именно из-за несоответствующего контроля и надзора со стороны государства производители пишут на этикетках товаров одно, а делают сам товар совсем из другого, более дешевого и небезопасного сырья. Необходимо совершенствовать ГОСТы, т.к они в большинстве случаев уступают европейским и бывшего СССР.

Эксперты считают, что экономическое развитие страны без улучшения российского качества продукции практически не возможно. Только если грамотно построить стратегию развития российский бизнес станет серьезным игроком на международной арене и наша страна сможет достойно выступать на мировых рынках.

Проблема качества сложна и решить её можно только при осуществлении комплекса мероприятий, включающих: повышение ответственности производителей за обеспечение высокого технического уровня и качества продукции; перестройку технического контроля на предприятиях; повышение технического уровня производства; подготовку и переподготовку кадров, развитие творческой инициативы рабочих и т. д. Продукция по своему качеству должна соответствовать требованиям потребителя, которые постоянно меняются. Следовательно, нельзя остановиться на достигнутом уровне качества. Необходимо непрерывно совершенствовать методы и средства изготовления продукции.

Список литературы: ФЗ Российской Федерации от 27 октября 2008 г. № 178-ФЗ «Технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей»; ФЗ от 2 января 2000 г. № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов»; ФЗ от 26 дек. 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»; журнал «Стандарты и качество»; «Российская Газета», газета «Интерфакс», Федеральным закон «О техническом регулировании» (от 27.12.2002 №184-ФЗ) ; ГОСТ Р 51074-2003 - Продукты пищевые; Закон РФ

"О защите прав потребителей" от 07.02.1992 № 2300-1

Просмотров работы: 12359