Правовой статус избирательных комиссий есть законодательно закрепленная совокупность их взаимоотношений с органами власти, организациями, гражданами, а также совокупность их законодательно установленных полномочий. Таким образом, мы не относим к правовому статусу комиссий порядок их работы и структуру системы избирательных комиссий. Эти характеристики тесно связаны с правовым статусом, но они являются внутренними характеристиками данной системы.
С нашей точки зрения, компонентами правового статуса избирательных комиссий надо считать:
- правила формирования избирательных комиссий, в частности обязательность включения в состав избирательной комиссии кандидатур, предложенных определенными избирательными объединениями, избирательными блоками, а также (в некоторых случаях) комиссиями более высокого уровня;
- независимость (самостоятельность, автономность) избирательных комиссий (в пределах их компетенции) от органов власти и самоуправления, невмешательство в деятельность комиссий законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, иных граждан;
- финансовые и материально-технические государственные и муниципальные гарантии деятельности комиссий;
- обязательность решений комиссий, принятых в пределах их компетенции, для определенных субъектов избирательного процесса;
- полномочия (права и обязанности) комиссий.
Если говорить о современном состоянии избирательных комиссий в Российской Федерации, то можно утверждать, что для комиссий нижнего уровня (участковых, территориальных) по-прежнему сохраняет актуальность их характеристика как своеобразной формы самоорганизации избирателей. В то же время такие избирательные комиссии, как ЦИК РФ и избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, в связи с их изменившимся правовым статусом уже не могут рассматриваться в качестве непосредственной формы самоорганизации избирателей.
ЦИК РФ и избирательные комиссии субъектов Федерации являются государственными органами, а территориальные комиссии (в том числе комиссии муниципальных образований) могут быть муниципальными органами. Остальные комиссии не получили какого-либо государственного или общественного статуса.
Избирательные комиссии любого уровня наделены властными полномочиями и, следовательно, обладают одним из признаков государственного или муниципального органа. Конечно, говорить о том, что избирательные комиссии - это общественные органы, можно в том смысле, что они состоят из граждан, не являющихся государственными служащими, и не работают постоянно. Но некоторые государственные органы действительно могут не состоять из государственных служащих, а некоторые создаются на определенное время, до завершения решения каких-либо задач (например, временные правительственные комиссии).
На наш взгляд, все избирательные комиссии обладают признаками государственных или муниципальных органов, но наделены не характерной для любых других государственных органов спецификой. В частности, мы уже указывали, что один субъект может сочетать в себе различные статусы. Избирательные комиссии (ЦИК РФ и избирательные комиссии субъектов Федерации) одновременно выступают в качестве и управляющего субъекта, поскольку принимают управленческие решения, и контролирующего субъекта (в части контроля за порядком формирования и расходования избирательных фондов кандидатов, избирательных блоков и избирательных объединений), и контролируемого субъекта (подконтрольны Счетной палате РФ, осуществляющей финансовый контроль за порядком расходования средств, выделяемых из государственного бюджета избирательным комиссиям всех уровней).
Выше были перечислены компоненты правового статуса избирательных комиссий. На практике существуют примеры нарушений каждого из них. Рассмотрим эти нарушения более подробно.
При формировании комиссий не всегда соблюдалось требование о включении в их состав не менее трети представителей избирательных объединений и блоков, имеющих фракции в Государственной Думе ФС РФ и законодательном (представительном) органе субъекта Федерации. В данном случае требование закона "не менее одной трети" (или "не менее половины") часто трактуется как "не более одной трети" (соответственно, "не более половины") и отбор в комиссии от политических партий осуществляется по принципу политического предпочтения органов, формирующих комиссии. Производя формирование избирательных комиссий, особенно территориальных и окружных, формирующие органы руководствуются рекомендациями органов исполнительной власти.
Значительно снижает независимость избирательных комиссий включение в них государственных и муниципальных служащих, которые обычно дорожат своей должностью и готовы действовать в корпоративных интересах. С другой стороны, благодаря своим знаниям, навыкам и опыту, они часто имеют высокий авторитет среди членов комиссии. Заметим, что в составе Московской городской избирательной комиссии в настоящее время работают несколько лиц, пришедших с должностей государственной службы.
Формой влияния исполнительной власти на избирательные комиссии является и создание так называемых рабочих групп. Нередко рабочие группы самовольно исполняют функции, относящиеся к полномочиям комиссий: организуют инструктирование членов нижестоящих комиссий, наблюдение на участках, принимают участие в подведении итогов территориальными комиссиями. Рабочие группы состоят в основном из сотрудников органов исполнительной власти. Представители рабочей группы зачастую присутствуют на заседаниях комиссии и могут оказывать влияние на принятие ею решений. Председатели комиссий достаточно часто при принятии решений ориентируются на мнение представителей исполнительных органов.
Реализации правового статуса избирательных комиссий и возможности осуществления эффективного контроля за порядком формирования и расходования избирательных фондов кандидатов, избирательных блоков и избирательных объединений мешает и их плохое материально-техническое обеспечение. Избирательные комиссии не всегда имеют собственные помещения, оргтехнику и транспорт. Что касается финансирования, то, хотя в последнее время положение меняется к лучшему, определенная финансовая зависимость комиссий от органов исполнительной власти остается. Зачастую финансовыми вопросами комиссии занимаются бухгалтерии исполнительных органов. Обычной практикой стало "премирование" членов комиссий из внебюджетных фондов, находящихся в распоряжении руководителей исполнительной власти, так как оплата их работы из бюджета невелика, а подобные "доплаты", рекламируемые, кстати, самими исполнительными органами, влияют на взаимоотношения избирательных комиссий с органами исполнительной власти.
Еще одним компонентом статуса избирательных комиссий является обязательность решений комиссий, принятых в пределах их компетенции, для органов власти, бюджетных организаций и других участников избирательного процесса. Однако иногда к обращениям избирательных комиссий в государственные учреждения относятся настороженно: поскольку комиссии среднего звена не являются постоянно действующими, постольку государственные учреждения предпочитают получать указания не от комиссий, а от исполнительных органов. Примерами подобного рода действий служат отказы государственных средств массовой информации публиковать официальную информацию избирательных комиссий. На выборах Президента Республики Калмыкия в 2002 году местное телевидение неоднократно игнорировало законные решения Избирательной комиссии Республики Калмыкия о предоставлении бесплатного эфирного времени кандидатам.
Наконец, последний компонент правового статуса избирательных комиссий - их законодательно закрепленные полномочия. Вопреки закону исполнительные органы в некоторых случаях реализуют полномочия, принадлежащие комиссиям. Например, в соответствии с п. 16 ст. 26 Федерального закона от 18.05.2005 N 51-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" избирательная комиссия "обеспечивает информирование избирателей о сроках и порядке осуществления избирательных действий, ходе избирательной кампании". На дополнительных выборах депутата Государственной Думы ФС РФ по 204-му избирательному округу распоряжением префекта Южного административного округа г. Москвы был принят и осуществлен План информационного обеспечения выборов, на реализацию которого выделялись финансовые средства префектуры. При этом префектура даже не уведомила комиссию о принятии такого плана и выделении средств. К сожалению, подобные действия исполнительной власти - распространенное явление.