Конституция РФ содержит статьи, посвященные выборам. Выборы рассматриваются как одна из форм осуществления власти народом (ст. 3), как конституционное право граждан участвовать в управлении делами государства (ст. 32). Это очень важные положения, однако в настоящей статье остановимся на более узкой проблеме, связанной с реализацией избирательных прав гражданами России.
Исходя из анализа избирательного законодательства, можно сделать вывод о том, что избирательные права граждан РФ подразделяются на два вида, различающихся по юридической природе. Одни из них, например право избирать и быть избранными, относятся к основным, базовым конституционным правам. Наряду с другими конституционными правами они образуют конституционный статус гражданина. Другие права, независимо от того, установлены они Конституцией или иным актом избирательного законодательства, выполняют вспомогательные функции по отношению к праву избирать и быть избранными: без них вряд ли можно представить себе демократический избирательный процесс, без совершения избирательных действий, предусмотренных этими правами, маловероятна реализация права избирать и быть избранными.
В связи с этим избирательные права можно подразделить на две группы: закрепляемые Конституцией и предусмотренные текущим избирательным законодательством в форме федерального закона. Причем конституционное регулирование избирательных отношений, в том числе избирательных прав, более стабильно, чем регулирование текущим законодательством, поскольку внести изменения в федеральный закон значительно проще, чем в Конституцию. Это подтверждается сложившейся практикой. Так, в ФЗ об основных гарантиях, действующий уже более 10 лет, внесено свыше 40 изменений. В таких условиях избирателям перед каждыми выборами надо осваивать новые правила.
Рассмотрим указанный фактор на примере эволюции такого избирательного права, как право выдвижения кандидатов (списков кандидатов). В РСФСР данное право закреплялось конституционно, и при всей гибкости Конституции РСФСР субъекты выдвижения оставались неизменными. Конституция РФ это право граждан не регулирует, а избирательное законодательство в форме федеральных законов очень подвижно. Последнее хорошо видно при сравнении ФЗ об основных гарантиях (2002 г.) и ФЗ от 26 октября 1994 г. "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации": число субъектов, имеющих право выдвигать кандидатов (списки кандидатов), значительно сократилось, а следовательно, уменьшились и возможности граждан по участию в выборах, в том числе по реализации права выдвигать кандидатов (списки кандидатов).
Процесс изменения избирательного законодательства продолжается и в настоящее время. В соответствии с предложениями, сформулированными в Послании Президента, нас ожидает крупная реформа избирательного законодательства, которая затронет и институт избирательных прав граждан Российской Федерации, т.е. выборы депутатов Государственной Думы очередного созыва будут проходить по новым правилам.
На наш взгляд, совершенствовать избирательное законодательство необходимо, однако принципы избирательного права, избирательные права граждан, другие важные вопросы, связанные с выборами, предпочтительно регулировать в Конституции, что сделает избирательное законодательство более стабильным и позволит гражданам эффективнее осуществлять избирательные права.
Вопросы могут касаться и применяемой избирательной системы: мажоритарной или пропорциональной. Практика проведения выборов имеется по каждой из них, однако сказать, какая лучше, вряд ли возможно. Проблема эта широко обсуждается в средствах массовой информации, много внимания уделяется ей в научной литературе. Задаются вопросы: какая из избирательных систем предпочтительнее? При какой системе граждане имеют больше возможностей участвовать в избирательном процессе? За что критикуется мажоритарная система и в чем недостатки пропорциональной?
Как правило, называется два основных недостатка мажоритарной избирательной системы: во-первых, победу в избирательном округе можно одержать незначительным большинством голосов; во-вторых, пропадают голоса, поданные за кандидатов, не добившихся успеха. Есть и другие недостатки. У пропорциональной избирательной системы названных недостатков действительно нет, но есть иные.
Рассмотрим избирательные системы с позиций того, какая из них полнее обеспечивает реализацию гражданами избирательных прав. Конституция РФ устанавливает, что каждый гражданин государства, обладающий пассивным избирательным правом, может быть избран депутатом представительного органа либо выборным должностным лицом. Для этого прежде всего необходимо стать кандидатом. Согласно ст. 32 ФЗ об основных гарантиях граждане РФ, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно или в составе списка кандидатов. При этом непосредственное выдвижение может быть осуществлено путем самовыдвижения либо выдвижения избирательным объединением, т.е. политической партией. Из этого следует, что выдвижение в составе списка кандидатов возможно только при пропорциональной избирательной системе, а непосредственное выдвижение - при мажоритарной. В последнем случае фактически каждый гражданин России, если он обладает пассивным избирательным правом, может стать кандидатом по одному из избирательных округов. Решение зависит только от самого гражданина, от его желания стать кандидатом. Итак, для того, чтобы стать кандидатом при мажоритарной избирательной системе, препятствий не существует, граждане могут свободно осуществлять свои избирательные права, в том числе участвовать в выдвижении кандидатов.
При пропорциональной избирательной системе, чтобы быть избранным депутатом, нужно состоять в списке кандидатов политической партии. Порядок включения в список кандидатов определяется уставами партий. Различия между ними хотя и имеются, но незначительные. Решающую роль при составлении списка кандидатов играют руководящие органы политических партий, роль избирателей практически не просматривается. При этой системе избиратели не только не могут участвовать в составлении списков кандидатов, они даже не знают, кто включен в список кандидатов, за одного из которых им придется голосовать.
Не меняет ситуацию закрепленная в ч. 1 ст. 39 ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" необходимость поддержки выдвижения федерального списка кандидатов гражданами. Формой такой поддержки называется внесение избирателями подписей в подписные листы. Однако в соответствии с Законом подписи не собирают партии, федеральный список которых на ближайших предыдущих выборах был допущен к распределению депутатских мандатов. Значит, остается неизменным общий вывод о том, что при пропорциональной системе участие граждан в выдвижении кандидатов (списков кандидатов) существенного значения не имеет и ст. 39 говорит не о выдвижении, а о поддержке (выдвижение уже состоялось с участием других субъектов избирательных отношений).
Таким образом, пропорциональная избирательная система не обеспечивает гражданам реализацию их избирательных прав на выдвижение кандидатов (списков кандидатов), совершение других избирательных действий. При этой системе гражданам предоставляется лишь одно право: получить в день голосования избирательный бюллетень и опустить его в избирательный ящик.
Пропорциональная избирательная система не предусматривает также взаимоотношений между избранными депутатами и избирателями; для существовавшего в РСФСР так называемого императивного мандата при пропорциональной системе места не нашлось. Вряд ли это лучший вариант демократизации представительной системы РФ. Полагаем, что предложения об укреплении связей между депутатами и избирателями, сформулированные в Послании Президента, вполне актуальны не только для федерального парламента, но и для региональных и местных представительных органов.
Таким образом, назрела потребность в переходе к политическому представительству, а со временем возможно и возвращение таких институтов, как наказы, отчеты депутатов перед избирателями и отзыв депутатов избирателями.