Одна из главных целей преподавания – развитие у детей эмоциональной отзывчивости, интереса к внутреннему миру человека, а также осознание своих внутренних переживаний. Занятие изобразительным искусством дает нам такую возможность: говорить о красивых и некрасивых поступках, о добре и зле, об отношении человека к природе, к людям, животным, об отношении к искусству (морально-этические нормы, эмоциональная культура), т.е. формировать внутренний мир детей средствами искусства.
Декоративное искусство многогранно и многолико, имеет в своём арсенале множество средств воздействия на человека, влияния и воспитания. Декоративность является одним из характерных приёмов декоративно-прикладного искусства. Многие художники-теоретики рассматривают декоративность как синтетический тип художественного мышления и как одну из основных категорий предметно-пространственных искусств: «Декоративность есть форма выражения красоты синтезированного мира, приобретающая через отношение части и целого, иначе связь с окружающей предметно-пространственной средой, не натуральный, а условный (часто орнаментальный) характер, несущий метафорический смысл и требующий истолкования»[1].
Декоративность трактуется также как прием художественно-образного мышления, характерной чертой которого является создание особой композиционной модели.
Декоративность как прием служит для выявления внутренней согласованности произведения, соразмерности и упорядоченности всех его деталей и форм и применяется не только в декоративно-прикладном искусстве, но и во всех пространственно-временных искусствах. Если проследить в эволюционно-историческом плане развитие изобразительного языка и выразительных средств живописи с точки зрения использования принципов декоративности, то можно сказать, что декоративность, как особый прием художественно-образного мышления, присуща практически всем произведениям живописи. Однако в разные периоды развития изобразительного искусства в живописи применялись различные грани и свойства, присущие декоративности, обогащающие форму живописного произведения.
Чтобы создать декоративный натюрморт, художник сначала определяет сюжет композиции, выявляет наиболее интересную композицию, затем подбирает и комбинирует те средства выразительности, с помощью которых устанавливает взаимное равновесие рисунка и цвета, создавая тем самым гармонию в изображении.
В работе с детьми эту формулу нужно сохранять, но направлять весь процесс не на создание художественной вещи, а на развитие воображения, т.к. оно является главным компонентом образного мышления ребёнка.
Для этого в работе над декоративным натюрмортом необходимо помогать ребенку только на начальных этапах работы, давая возможность самостоятельно закончить ее, предлагать различные ходы решения изучаемой темы, как в различных материалах, так и в различных изобразительных техниках. Задания по созданию декоративного натюрморта способствуют развитию воображения и творческих способностей детей. В процессе работы над заданием необходимо предоставлять детям возможность самостоятельной работы (возможность размышлять над природой предметов, самостоятельно разрабатывать сюжеты).
Таким образом, декоративность в искусстве и декоративный натюрморт могут быть использованы нами как приемы для развития художественно-образного мышления детей школьного возраста.
Использованная литература:
1. Макаров, К.А. Декоративность как форма выражения красоты: автореф.дис... канд. филос.наук. М.,1966.