ЗНАЧЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ РЕМОНТНЫХ РАБОТ ДЛЯ ПРЕДПРИЯТИЙ АВТОМОБИЛЬНОГО СЕРВИСА - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ЗНАЧЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ РЕМОНТНЫХ РАБОТ ДЛЯ ПРЕДПРИЯТИЙ АВТОМОБИЛЬНОГО СЕРВИСА

Перов А.С. 1, Севрюгина Н.С. 1
1БГТУ им. В.Г. Шухова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Современный автосервис - это мощный техцентр, оборудованный профессиональной техникой для высокоточной диагностики и качественного ремонта автомобилей российского и иностранного производства.

Техническое обслуживание и ремонт автомобиля выполняются в специальном помещении с применением приспособлений, устройств, оборудования, а также слесарно-монтажного инструмента, который предназначен для конкретного вида деятельности.

Следует отметить, что большинство работ, выполняемых на автосервисах связано с технически сложным оборудованием и опасностями, сопровождающимися при работе с ним.

Охрана труда и соблюдение правил техники безопасности в автосервисе занимает центральное место при планировании техцентра, так как в первую очередь самой высокой ценностью всегда являлся человек, его жизнь и здоровье. Ни размер заработной платы, ни уровень рентабельности предприятия, ни ценность производимого продукта не могут служить основанием для пренебрежения правилами безопасности и оправданием существующих угроз жизни или здоровью работников. Кроме того, в данном случае речь также идет о ценности конкретного человека как сотрудника с присущими ему знаниями, навыками и опытом.

Правильно организованная работа по обеспечению безопасности труда повышает дисциплинированность работников, что, в свою очередь, ведет к повышению производительности труда, снижению количества несчастных случаев, поломок оборудования и иных нештатных ситуаций, то есть повышает в конечном итоге эффективность производства.

Анализ условий труда на рабочем месте, участке, в цехе или зоне следует начинать с определения с имеющихся в производственным процессе опасных и вредных факторов, а оценка условий труда на предприятиях автосервиса по критерию травмоопасности проводится путем сравнения фактически имеющихся средств защиты работающих от травм с нормативными.

Реальные травмоопасные факторы проявляются в результате возникновения внештатной ситуации – ЧП. Основными причинами несчастных случаев являются ошибки оператора или нарушение правил безопасносного проведения работ при нормально функционирующей технике, отказ или авария оборудования.

Существуют качественные и количественные методы анализа опасностей технических систем.

Качественные методы анализа позволяют идентифицировать опасность, определить последовательность развития событий их возможные последствия и наметить пути предотвращения ЧП и смягчений последствий. Качественные методы анализа опасностей , анализ последствий отказов, метод дерева причин, метод дерева последствий, метод потенциальных отклонений, анализ ошибок персонала, причинно-следственный анализ. Общая структурная схема анализа опасностей технических систем качественными методами представлена на рисунке 1. Количественным методами пользуются для расчета вероятности возникновения ЧП, анализа риска, определения ущерба от проявления ЧП.

Анализ возникновения несчастных случаев и травматизма на предприятии позволяет определить наиболее опасные зоны на рабочих местах, в производственных помещениях, зданиях и на территории предприятия. Аналогичное распределение можно сделать по цехам, участкам, рабочим местам.

Рисунок 1 –Структурная схема анализа опасностей технических систем качественными методами

При изучении данного вопроса была установлена его актуальность и значимость для современных предприятий автомобильного сервиса с современным сложным оборудованием и технически сложными системами автомобилей, ремонт которых производится специалистами высокого уровня.

Для уменьшения количества несчастных случаев на предприятиях автосервиса, необходимо принимать повышенные меры контроля и ответственности.

Безопасность труда работающих достигается комплексом организационных и технических мероприятий, а также выполнением требований нормативно-правовых актов в области охраны труда.

Выделяют следующие виды опасностей:

- механическая;

- электроопасность;

- промышленная, в том числе от шума и вибрации;

- термическая;

- пожароопасность;

- взрывоопасность;

- химическая;

- излучения;

- магнитные поля;

- нарушение электромагнитной совместимости.

Важным условием безопасности производственного процесса является устранение воздействия производственных вредностей, к которым относятся шумы, вибрация, загрязнение воздушной среды, нарушенный тепловой режим. В результате длительного воздействия вредных производственных факторов возникают производственные заболевания сотрудников. Основной задачей производственной санитарии является полное устранение или значительное снижение вредного воздействия производственных факторов. Помещения автотранспортных предприятий, а также организаций автомобильного сервиса обязательно должны быть оборудованы автономным или централизованным отоплением, санитарно-бытовыми помещениями, приточно-вытяжной вентиляцией, гардеробными, душевыми, умывальными, туалетами, помещениями, оборудованными для приема пищи, а также местами для курения.

Для помещений автотранспортных предприятий, а также служб автосервиса, как правило, характерна высокая пожароопасность. На территории сервисного предприятия все проходы, лестницы, проезды и рекреации должны быть свободны для проезда. Курение на территории предприятия допускается только в специально отведенных для этого местах, которые оборудованы специальными противопожарными средствами и надписью: «Место для курения». На видных местах необходимо размещать таблички, на которых указывают телефонные номера пожарных команд, а также планы эвакуации людей, автомобилей и оборудования на случай пожара. Кроме этого на табличках указывают фамилии и инициалы сотрудников, которые несут ответственность за противопожарную безопасность. Все помещения предприятия должны быть оборудованы рукавами и стволами, которые заключаются в специальные шкафы. Кроме того в помещениях, предназначенных для технического обслуживания и ремонта автотранспортных средств, устанавливают специальный комплект средств огнетушения.

Для предупреждения несчастных случаев следует выполнять требования техники безопасности и соблюдать условия по охране труда работников.

Слесарно-монтажные инструменты, которые применяются на местах технического обслуживания и ремонта, должны находиться в исправном состоянии. Не допускается применение гаечных ключей, у которых изношены грани и которые не соответствуют размеру. Кроме того, не разрешается применять рычаги, молоток и зубило для усиления затяжения резьбового соединения. Рукоятки напильников и отверток не должны иметь сколов и могут быть выполнены либо из дерева, либо из пластмассы. Во избежание раскалывания деревянные рукоятки инструментов должны иметь металлические кольца усиления. При осмотре автомобилей разрешается применять только переносные безопасные лампы напряжением 36 В, которые имеют предохранительные сетки. При проведении осмотра в смотровой канаве необходимо пользоваться лампами, напряжение которых не превышает 12 В. Ручные электроинструменты разрешается подключать только через розетки с заземляющим контактом. Провода электроинструментов не должны касаться пола, их необходимо подвешивать.

Автомобиль, который устанавливается на место проведения технического осмотра или ремонта, необходимо поставить на стояночный тормоз, а также надежно закрепить при помощи двух упоров, которые ставятся под колеса. При этом рычаг переключения скоростей необходимо установить в положение, которое соответствует низшей передаче. При постановке на автомобилях с карбюраторным двигателем или с газораспределительной установкой необходимо выключить зажигание, а на автомобилях с дизельным двигателем нужно перекрыть подачу топлива.

Упорные лапы подъемника должны быть жестко зафиксированы в рабочем положении при помощи металлического упора, который предотвращал бы самопроизвольное опускание автомобиля на подъемнике.Смотровые канавы должны содержаться в чистоте и иметь предохранительные направляющие борты-реборды. На дне и стенах смотровой канавы не должно быть сырости и следов разлитого моторного масла. При работе с высоко расположенными деталями необходимо применять металлические подпоры, которые должны быть прочными, надежными и устойчивыми.

Работу с агрегатами и механизмами, которые заполнены жидкостью, можно производить только после полного слива жидкости.Очистку и мойку деталей, двигателей и агрегатов необходимо производить только в специальных моечных агрегатах или емкостях, специально предназначенными для этого веществами с последующим обезвреживанием отложений.При монтаже и установке аккумуляторной батареи необходимо пользоваться специальными устройствами, которые позволят избежать ее падения. Все работы, связанные с техническим обслуживанием и ремонтом аккумуляторной батареи, необходимо производить в специально оборудованных для этих целей помещениях, с использованием специальной одежды (прорезиненного фартука, защитных очков, резиновых перчаток). Приготовлять электролит следует в специальных стеклянных емкостях путем вливания кислоты в воду тонкой струей с тщательным перемешиванием раствора стеклянной или эбонитовой палочкой. При постановке аккумуляторной батареи на подзарядку необходимо подсоединять ее зажимами, которые исключают возможность искрообразования. Зарядку аккумуляторной батареи необходимо производить в хорошо проветриваемом помещении, кроме этого при зарядке батареи пробки из банок должны быть вывернуты.

Ремонт рамы необходимо осуществлять либо на специальных подставках, либо на автомобилях с установленными колесами. Демонтированный кузов или кабину автомобиля необходимо устанавливать на специальные подставки или стенды в удобное для проведения ремонтных работ положение. Рихтовку деталей кузова из листового проката проводят непосредственно на автомобиле или на специальном стенде.Электросварочные работы непосредственно на автомобиле следует выполнять согласно требованиям ГОСТ 12.3.003-75. Пайку и сварку емкостей из-под горюче-смазочных веществ необходимо осуществлять только после специальной очистки, которая позволяет удалить из емкости эти вещества и их пары.Монтаж и демонтаж шин с колеса осуществляются только после полного снятия давления в камере. Кроме этого такие технологические операции нужно осуществлять при помощи специального инструмента, оборудования, приспособлений и ограждения, которые позволяют обеспечить безопасность выполнения работ при вылете замочного кольца. Шину разрешается монтировать на диск колеса, который имеет замочное кольцо, только если диск не имеет повреждений диска или замочного кольца. Кроме этого при монтаже колеса необходимо следить за тем, чтобы замочное кольцо полностью входило в выемку обода.

При проведении регулировочных работ при работающем двигателе помещение станции технического обслуживания должно быть оборудовано отсосом для удаления отработавших газов из помещения.Опробование автомобиля после ремонта, а также вождение автомобиля на территории автотранспортного предприятия разрешается лицам, которые имеют водительские права соответствующей категории. Движение автомобиля внутри помещений и внутри территорий автотранспортного предприятия регулируется установленными дорожными знаками. Скорость движения на подъездных путях территории не должна превышать 10 км/ч и 5 км/ч внутри производственных помещений.

При техническом обслуживании и ремонте автомобилей необходимо принимать меры против их самостоятельного перемещения. Запрещаются техническое обслуживание и ремонт автомобилей с работающим двигателем, за исключением случаев его регулирования. Подъемно-транспортное оборудование должно быть в исправном состоянии и использоваться только по своему прямому назначению. К работе с этим оборудованием допускаются лица, прошедшие соответствующую подготовку и инструктаж.

Во время работы не следует оставлять инструменты на краю осмотровой канавы, на подножках, капоте или крыльях автомобиля. При сборочных работах запрещается проверять совпадение отверстий в соединяемых деталях пальцами; для этого необходимо пользоваться специальными ломиками, бородками или монтажными крючками.

Во время разборки и сборки узлов и агрегатов следует применять специальные съемники и ключи. Трудно снимаемые гайки сначала нужно смочить керосином, а затем отвернуть ключом. Отвертывать гайки зубилом и молотком не разрешается.

Запрещается загромождать проходы между рабочими местами деталями и узлами, а также скапливать большое количество деталей на местах разборки.

Повышенную опасность представляют операции снятия и установки пружин, поскольку и них накоплена значительная энергия. Эти операции необходимо выполнять на стендах или с помощью приспособлений, обеспечивающих безопасную работу. Гидравлические и пневматические устройства должны быть снабжены предохранительными и перепускными клапанами. Рабочий инструмент следует содержать в исправном состоянии.

Опасность поражения электрическим током возникает при использовании неисправных ручных электрифицированных инструментов, при работе с неисправными рубильниками и предохранителями, при соприкосновении с воздушными и настенными электропроводками, а также- случайно оказавшимися под напряжением металлическими конструкциями.

Электрифицированный инструмент (дрели, гайковерты, шлифовальные машины и др.) включают в сеть напряжением 220 В. Разрешается работать только инструментами, имеющими защитное заземление. Штепсельные соединения для включения инструмента должны иметь заземляющий контакт, который длиннее рабочих контактов и отличается от них по форме. При включении инструмента в сеть заземляющий контакт входит в соединение со штепсельной розеткой первым, а при выключении выходит последним.

При переходе с электрифицированным инструментом с одного места работы на другое нельзя натягивать провод. Не следует протягивать провод через проходы, проезды и места складирования деталей. Нельзя держать электрифицированный инструмент, взявшись одной рукой за провод.

Работать с электрифицированным инструментом при рабочем напряжении, превышающем 42 В, можно только в резиновых перчатках и калошах либо стоя на изолированной поверхности (резиновом коврике, сухом деревянном щитке). Во избежание поражения электрическим током необходимо пользоваться переносными электролампами с предохранительными сетками. В помещении без повышенной опасности (сухом, с нетокопроводящими полами) можно использовать переносные лампы напряжением до 42 В, а в особо опасных помещениях (сырых, с токопроводящими полами или токопроводящей пылью) напряжение не должно превышать 12 В.

Все вышеперечисленные правила и требования, предъявляемые к безопасности жизнедеятельности и охране труда при выполнении ремонтных работ на предприятиях автосервиса в комплексе обеспечивают сохранность здоровья человека, уменьшение процента несчастных случаев на производстве, порчи имущества предприятия и автовладельцев.

Инструктаж, проводимый на рабочем месте должен состоять не только в теоретическом знании работником требований безопасности и знания правил работы с оборудованием, но и в эффективном их практическом применении, поэтому ответственное лицо, принимая в штат нового работника на предприятие должно проследить и проконтролировать правильность выполнение работником своих обязанностей на начальной стадии его работы.

Важнейшей ценностью является человеческая жизнь и здоровье человека, поэтому соблюдение санитарных норм и создание комфортных условий работы не только сохранит человека в работоспособном состоянии, но и увеличит производительность труда и качество оказываемых им услуг (Рисунок 2).

Рисунок 2 – Создание условий для повышения безопасности на предприятии и сохранению работоспособности и здоровья человека.[1]

Также для эффективности системы пожарной безопасности созданные системы пожаротушения будут работать только в том случае, когда штат сотрудников автосервиса будет владеть пожарным оборудование и в случае необходимости сможет быстро и правильно воспользоваться пожарным оборудованием (пожарный шланг, электронная система обнаружения пожара, система эвакуации, оборудование пожарного щита). Поэтому на предприятии должны регулярно организовываться мероприятии для проверки и повышения знаний и умений работников при возникновении пожара.

При оказании услуг по ремонту автомобилей повышенную опасность представляет работа с газобаллонным оборудованием, с ремонтом и регулировкой тормозной системы, рулевого управления, системами пассивной безопасности, так как работа с этими системами и агрегатами не только представляет опасность для слесаря, проводимого ремонт, но и от этих систем напрямую зависит эксплуатация автомобиля и жизнь и здоровье водителя и пассажиров при его управлении.

Вывод:

1. Установлено, что предприятия по оказанию сервисных услуг автомобильному транспорту являются структурами с повышенной опасностью, как для человека, так и для окружающей среды.

2. С целью снижения опасных ситуаций на автосервисных предприятиях следует проводить мероприятия постоянного контроля соблюдения правил технической безопасности и условия охраны труда.

3. Для каждого технологического процесса должны дополнительно разрабатываться индивидуальные требования обеспечения безопасности.

Список используемых источников

1. Безопасность жизнедеятельности: Производственная безопасность и охрана труда на предприятиях автосервиса: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ю.Г. Сапронов. – М.:Издательский центр «Академия», 2008. -304 с.

2. Зорин В.А. Требования безопасности к наземным транспортным системам: учебник / В.А. Зорин, В.А. Даученко, Н.С. Севрюгина; Моск. автомобильно-дор. инст.; Белгор. гос. технол. ун-т. – Белгород: Изд-во БГТУ, 2009 – 187 с.

3. http://www.autoexpert77.ru

4. http://www.samoremont-avto.ru/ford-focus2-repair-manual-p338.html

Просмотров работы: 13298