Актуальность изучения данной проблемы заключается в том, что обучение детей игре на детских музыкальных инструментах открывает перед ними новый мир звуковых красок, помогает развивать музыкальные способности и стимулирует интерес к инструментальной музыке.
Большое внимание уделяли обучению игре на детских музыкальных инструментах педагоги Н.А.Метлов, Л.И.Михайлова, которые понимали значимость этого вида музыкальной деятельности. Вопросы обучения игре на детских музыкальных инструментах не раз освещались в специальной литературе: «Методике музыкального воспитания» под редакцией Н.А.Метлова, «Методике музыкального воспитания» под редакцией Н.А.Ветлугиной, Бублей С.П. «Детский оркестр», Кононова Н.П. «Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах». В «Методике музыкального воспитания» под редакцией Н.А.Ветлугиной дана подробнейшая классификация музыкальных инструментов и музыкальных игрушек, которые используются в работе с детьми.
Музыкальная педагогика давно занимается вопросами детского музицирования. Особенно велика в этой области заслуга Карла Орфа - австрийского композитора и педагога, и сотрудников института его имени в Зальцбурге. К.Орф принимал участие в конструировании специального инструментария для детей, разработал синтетические формы музицирования, основанные на сочетании пения и движения, игры на инструментах и чтения стихов в ритме музыки.
Современные дошкольные учреждения опираются на вековой опыт применения в воспитании детей озвученных игрушек, распространенных в народе. Самые древние игрушки появились еще в 1-2 вв. Об этом, в частности, свидетельствуют экспонаты Музея игрушек в Сергиевом Посаде. Они представляют собой погремушки и трещотки из дерева, просверленных костей, позже появились игрушки из металла. При раскопках в древнерусских городах найдены глиняные свистульки разнообразных форм.
История возникновения оркестра восходит к тем далеким временам, когда по Руси ходили бродячие музыканты: гусляры, гудошники, ложечники, трещоточники. Через всю историю русского народа прошла любовь к незатейливым народным инструментам.
В 20 веке первым поднял вопрос об обучении детей игре на музыкальных инструментах Николай Афанасьевич Метлов. В 30-х годах возник первый детский оркестр. Он состоял из простейших ударных инструментов: звонков, погремушек, кастаньет, бубна, барабана и т.д. Этот оркестр позволил детям осуществить одно из самых заветных их желаний - «играть музыку».
Постепенно в обиход детского сада вошли и новые образны детских музыкальных игрушек и инструментов. Необходимо отметить, что термины «музыкальная игрушка» и «детский музыкальный инструмент» условны. К первым обычно относят тот звучащий инструмент, который используется в сюжетно-ролевой игре. Ко вторым относят уменьшенные копии настоящих инструментов, схожие с ними по внешнему виду и способу звукоизвлечения.
Музыкальная деятельность дошкольников - это различные способы, средства познания детьми музыкального искусства, с помощью которых осуществляется музыкальное и общее развитие.
Игра на музыкальных инструментах организует детский коллектив, способствует развитию музыкальных способностей, совершенствуются эстетическое восприятие и эстетические чувства ребенка, развиваются мышление и аналитические способности ребенка.
Все это подтверждает актуальность избранной нами темы исследования, посвященной изучению приобщения дошкольников к игре на музыкальных инструментах
Исходя из вышеизложенного, тема нашей курсовой работы: «Особенности приобщения дошкольников к игре на детских музыкальных инструментах».
Объект исследования: музыкально-педагогический процесс в ДОУ
Предмет исследования: методы и способы приобщения детей к игре на детских музыкальных инструментах.
Цель исследования: раскрыть содержание методов и способов приобщения детей к игре на детских музыкальных инструментах.
Задачи:
Изложение классификации детских музыкальных инструментов.
Выявление системы и методов обучения детей игре на детских музыкальных инструментах.
Раскрытие содержания новых подходов в приобщении дошкольников к игре на инструментах в программе «Элементарное музицирование» Т.Э.Тютюнниковой.
Определение практической направленности использования музыкально-дидактических игр при обучении дошкольников игре на детских музыкальных инструментах.
Составление рекомендаций по организации детского оркестра.
Гипотеза: можно предположить, что, используя разнообразные методы, игровые технологии, наглядность и различные системы обучения игре на детских музыкальных инструментах, у дошкольника можно вызвать интерес к этому виду деятельности.
Методы исследования: теоретический анализ учебной, методической, музыкальной литературы, изучение опыта работы детских садов по организации детского оркестра.
Практическая значимость: данная работа окажет помощь педагогам в воспитании художественного вкуса дошкольников и развитии их музыкальной культуры. Воспитатели и студенты- практиканты найдут в работе теоретические ориентиры и практические материалы по организации детского оркестра.
Глава 1. Теоретические основы изучения особенностей приобщения дошкольников к игре на детских музыкальных инструментах
Классификация музыкальных инструментов
В работе с детьми применяются различные музыкальные инструменты и игрушки. Одни из них созданы на основе народных (трещотка, бубен, барабан, деревянные ложки, баян, аккордеон), другие - по типу инструментов симфонического оркестра (арфа, ксилофон, металлофон, гобой, кларнет). Среди детских музыкальных инструментов и игрушек есть все основные группы: ударные, духовые, струнные, клавишные, клавишно-язычковые. В свою очередь инструменты подразделяются на виды: беззвучные и звучащие.
Беззвучные: изображение музыкальных инструментов с немой клавиатурой. Такой вид развивает творческое воображение.
Звучащие: неопределенно звучащие, с фиксированным звуком или мелодией, мелодические инструменты.
Ударные: звук возникает при ударе рукой, палочкой, встряхивание (бубен, барабан, румба ит.д.)
Струнные: звук возникает от прикосновения пальцами или медиатором к струне (арфа, цитра).
Духовые: звук возникает при вдувании воздуха в трубку инструмента (флейта, триола).
Клавишно-язычковые: звук возникает, когда нажимают клавишу (баян, гармонь, аккордеон).
Ударно-клавишные: звук вызывает удар молоточка по пластинам, когда нажимают клавишу (пианино).
Электро-музыкальные: работают от сети и батареек («Пиле», «Фаэми»).
Игра на музыкальных инструментах — один из видов детского исполнительства. Применение детских музыкальных инструментов и игрушек (как на занятиях, так и в повседневной жизни) обогащает музыкальные впечатления дошкольников, развивает их музыкальные способности.
Игра на ударных музыкальных инструментах, не имеющих звукоряда, помогает выработать чувство ритма, расширяет тембровые представления детей. Мелодические музыкальные инструменты развивают все три основные музыкальные способности: ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма.
Чтобы сыграть мелодию по слуху, нужно иметь музыкально-слуховые представления о расположении звуков по высоте (движется ли мелодия вверх, вниз, стоит ли на месте) и ритмические представления (о соотношениях длительностей звуков мелодии). При подборе мелодии необходимо также ощущать тяготение к устойчивым звукам (ладовое чувство), различать и . воспроизводить эмоциональную окраску музыки.
Кроме того, игра на музыкальных инструментах развивает волю, стремление к достижению цели, воображение.
Системы и методы обучения детей игре на детских музыкальных инструментах
Знакомство детей с музыкальными инструментами начинается уже в раннем возрасте. Взрослый играет на инструментах, контрастных по тембру (например, дудочка и колокольчик), привлекает внимание малышей к различной окраске звучания. Первые музыкальные впечатления педагог стремится дать ребятам в занимательной игровой форме.
Когда дети начинают ходить и способны маршировать под музыку (первая младшая группа), воспитатель может сопровождать звучание марша, играя на бубне, барабане, чтобы подчеркнуть ритм, разнообразить звучание. Бег можно сопровождать игрой на деревянных палочках, ложках, колокольчике. Танцевальную музыку обогащают звуки бубна, румбы и других инструментов, соответствующих характеру произведения.
По мере того как дети начинают чувствовать и воспроизводить в движениях (ходьбе, хлопках) ритм музыки, им поручают самим играть на этих инструментах. Сначала взрослый помогает детям попадать в такт музыке (греметь погремушкой, стучать по бубну, встряхивать колокольчик), потом их действия становятся все более самостоятельными.
Обучение начинается с группы ударных инструментов, не имеющих звукоряда. Занятия проводятся с небольшими группами детей и индивидуально. Целесообразно использовать музыкальные инструменты и в повседневной жизни, чтобы закрепить у ребят появляющееся ощущение ритма музыки.
Во второй младшей группе дети уже могут играть на бубне, деревянных ложках, кубиках, погремушке, музыкальных молоточках, барабане, колокольчике. В этом возрасте они знакомятся с металлофоном. Важно привлекать их внимание к выразительности тембра каждого инструмента, использовать образные сравнения, характеристики: нежный (колокольчик), звонкий (металлофон), четкий, стучащий (барабан) и т. д., обсуждать с детьми, на каком инструменте лучше подыграть ходьбе, бегу, танцу.
В средней группе впервые начинают обучать детей игре на музыкальных инструментах, имеющих звукоряд. Наиболее удобен для этого металлофон. Он достаточно прост в обращении, не требует постоянной настройки, как струнные инструменты, сочетания разных действий, как на духовых (вдувания воздуха и нажатия на клапаны или клавиши). Приемы игры на металлофоне достаточно просты. Дети уже знакомы с тембром этого инструмента, приемами игры (стаккато, глиссандо) [12].
Наибольший развивающий эффект обучения достигается лишь при игре по слуху. Этот способ требует постоянного развития слуха, серьезной слуховой подготовки. Начиная с младшего возраста важно побуждать детей прислушиваться к звукам мелодии, сравнивать их, различать по высоте. Чтобы накапливать слуховой опыт, развивать слуховое внимание детей, используются дидактические пособия, моделирующие движение мелодии вверх, вниз, на месте. Это музыкальная лесенка, перемещающаяся с цветка на цветок (ноты) бабочка и т. д. Одновременно пропеваются звуки мелодии, соответствующие по высоте моделируемым соотношениям звуков. Можно также показывать рукой движение звуков мелодии, одновременно воспроизводя ее (голосом или на инструменте). В «Музыкальном букваре» Н.А. Ветлугиной упражнения на развитие слуха предлагаются в системе, в виде попевок, подобранных по принципу постепенного сужения различаемых: интервалов (от октавы до примы).
Для подбора по слуху используются лишь хорошо знакомые мелодии, поэтому игре предшествует этап слушания попевок, запоминания и пропевания.
Методика обучения детей игре на музыкальных инструмента по слуху построена на постепенном расширении диапазона исполняемых попевок. Вначале ребенок играет мелодию, построенную на одном звуке. Прежде чем воспроизвести мелодию, он слушает ее в исполнении музыкального руководителя, который сначала поет ее, привлекая внимание к тому, что звуки мелодии не отличаются по высоте, потом играет на металлофоне и одновременно поет.
Детей учат приемам звукоизвлечения: правильно держать молоточек (он должен свободно лежать на указательном пальце, его лишь слегка придерживают большим), направлять удар на середину пластины металлофона, не задерживать молоточек на пластине, а быстро снимать его (как подпрыгивающий мячик). Когда играются длинные ноты, молоточек должен подпрыгивать повыше, короткие ноты — пониже.
После того как дети научились передавать ритмический рисунок разных мелодий, построенных на одном звуке, освоили примы игры на металлофоне, можно переходить к игре попевок на двух соседних звуках. (Рекомендуются попевки из «Музыкального букваря».) Чтобы облегчить детям понимание расположения звуков по высоте, применяются названные приемы; выкладывание звуков-кружочков на разной высоте на фланелеграфе, пропевание, показ рукой движения мелодии, дидактические пособия и игры.
В старшей и подготовительной к школе группах диапазон попевок расширяется. Дети уже лучше ориентируются в расположении звуков мелодии, действуют более самостоятельно.
Обучая игре на музыкальных инструментах, педагог должен учитывать индивидуальные возможности каждого ребенка. Одни дети достаточно легко подбирают попевки, с другими необходима более детальная подготовительная работа.
Таким образом, обучение игре на музыкальных инструментах включает в себя три этапа: на первом - дети слушают и запоминают мелодии, пропевают их, знакомятся с приемами игры, на втором - подбирают попевки, на третьем - исполняют их по своему желанию.
Новые подходы и способы приобщения детей к игре на детских музыкальных инструментах в программе Т.Э.Тютюнниковой «Элементарное музицирование с дошкольниками»
В основе программы лежит элементарное музицирование как коллективная деятельность, неразрывно объединяющая пение, ритмизованную речь, игру на детских музыкальных инструментах, танец, импровизированное движение под музыку, озвучивание стихов, сказок, пантомиму, импровизированную театрализацию.
Дети любят веселье, смех, движение, их привлекают необычные по виду музыкальные инструменты, они хотят играть и творить, у них есть свой собственный интерес к музыке, которым педагог не имеет права пренебрегать.
Программа предполагает совместное творчество педагога и детей на занятии. Детское музыкальное творчество - это гимн импровизации, потому что все дети умеют импровизировать. Их не надо этому учить - такую способность подарила им сама природа с великой целью: служить способам познания мира.
Даже совсем маленькие дети способны импровизировать. Рожденная фантазией, их музыка проста и чудесна, как сама страна детства. Из металлофона рождается мерцающий огонек светлячка, простые рыболовные колокольчики «разговаривают» друг с другом о дружбе, а коробочки с крупой расскажут, как грустно шуршат под ногами осенние листья. Ребенку легко услышать музыку бумажный шелестов, узнать в ней разговор ночных мотыльков, а затем найти способ его музыкально выразить. Он может представить, что не управляемый вначале шум детских музыкальных инструментов - это звучание Вселенной, и в этом хаосе услышать «позывные» инопланетян.
Игровое общение на занятиях обладает большим творческим потенциалом, богатством эмоциональных оттенков, неожиданностью поворотов ситуаций, смен ролей. Его создание потребует от педагога артистизма, духовной тонкости, искренней заинтересованности в происходящем. Дети (и взрослые тоже!) с вдохновением и радостью откликаются на возможность такого общения.
Цели программы - помочь детям дошкольного возраста в музыкально-дидактической игре войти в мир музыки, найти свои собственные формы общения с ней, ощутить и пережить ее эмоционально как радость и удовольствие; способствовать усвоению музыкальных знаний в игровой практике; удовлетворить потребность детей в эмоциональном и двигательном самовыражении: создать устойчивую модель удовлетворения этой потребности с помощью музыки.
Элементарное музицирование - это возможность приобретения многообразного опыта в связи с музыкой: опыта движения и речи как праоснов музыки; опыта слушателя, композитора, исполнителя и актера; опыта общения и непосредственного переживания, творчества и фантазирования, самовыражения и спонтанности, опыта переживания музыки как радости и удовольствия.
Задачи программы - развивать природную музыкальность детей и первоначальные навыки музицирования, индивидуальность, способность к спонтанному творческому поведению; создавать предпосылки к формированию творческого мышления.
Кроме главных, в программе поставлен ряд сопутствующих задач:
1.Воспитание интереса и любви к музицированию;
2.Знакомство с многообразием мировой музыкальной культуры в практике музицирования;
3.Установление взаимосвязи между самостоятельными умениями детей и высокой музыкой, исполнение которой пока недоступно;
4.Развитие эмоциональности детей как важнейшей основы их внутреннего мира и способности воспринимать, переживать и понимать музыку;
5.Развитие навыков общения, сопереживания, контактности, взаимоуважения;
6.Формирование качеств, способствующих самоутверждению личности: самостоятельности и свободы выбора, индивидуальности восприятия и самовыражения.
Осуществить эти задачи возможно лишь на основе комплексного развития музыкальности у детей: метроритмического чувства, тембрового, интонационно-речевого и ладового слуха, его чуткости, реактивности, быстроты, навыков элементарного импровизационного движения, речедвигательной координации, а также социально-коммуникативных качеств.
Методологической основой программы является соединение принципов педагогики Карла Орфа с методиками отечественной детской музыкальной педагогики. В программе нашли отражение идеи свободного танца и пластики, а также элементы эвритмии Э. Жак-Далькроза. Суть идеи Карла Орфа - познание музыки через активное импровизационное музицирование, которое соединяет музыку, речь и движение. Главный подход Э. Жак-Далькроза - понимание закономерностей музыки через импровизированное движение.
Музыкальная основы программы - различные жанры русского детского фольклора, детский фольклор народов мира, авторская музыка разных стилей и эпох (преимущественно миниатюры), современная танцевальная музыка, отдельные современные детские песни.
Музицирование представлено в программе как взаимосвязанная работа по трем направлениям: учебное, творческое и концертное музицирование.
Учебное музицирование — это обучение простейшим элементам музыкального языка и умению их практически применять в процессе формирования у детей чувства ритма и звуковысотного слуха. Главной целью учебного музицирования является формирование устойчивых слуховых представлений по основным выразительным средствам музыки и накопление «активных словарей» музыкальных элементов для их дальнейшего самостоятельного использования.
Творческое музицирование разнообразно по формам и подразумевает импровизационное обращение детей со знакомым материалом, умение использовать его по-своему, комбинировать в различных вариантах, экспериментируя и фантазируя. Это попытки детей самостоятельно «заговорить» на музыкальном языке, используя знакомые «слова».
Элементарное музицирование дает возможность каждому ребенку выразить себя: придумать интонацию, изменить придуманное, сыграть, «изобрести» способы игры, показать в различных движениях, украсить жестом, соединить все вместе, по частям и т.д. Процессу варьирования конца нет, он всегда открыт и органичен лишь фантазией и желанием музицирующих продолжать игру с данным материалом до тех пор, пока он вызывает интерес.
Концертное музицирование предполагает исполнение ансамблем детей некоторых произведений классической детской музыки, специально подобранных и аранжированных для данной цели, а также созданной ими музыки в процессе импровизаций и интерпретаций фольклора. Задача данного типа музицирования состоит в развитии умения превращать импровизационные формы в законченные пьесы, в совершенствовании навыков ансамблевого музицирования.
Мотивация деятельности детей - получение удовольствия, игра, интерес к новому.
Музыкальный материал: русский потешный, игровой, календарный и сказочный фольклор, танцы народов мира, современная танцевальная музыка, жанровые авторские миниатюры (полька, марш, гавот, экосез и т.п.).
Средства обучения: музыка, речь, движение, театрализованная игра.
Основные приемы работы с материалом: одновременные имитации, имитации «эхо», творческое исследование, подражание, игры звуками.
Способы усвоения музыкальных знаний: пространственно-двигательное ощущение, двигательный образ, эмоционально-телесное переживание.
Этот этап музыкального развития детей может быть назван «Музыка во мне». Его цель - активизация естественной потребности ребенка получать удовольствие от собственной активной музыкальной деятельности. Работа с детьми имеет форму устного музицирования. Разучивание и запоминание исполняемых песенок происходят на слух, а игра на инструментах - «с рук».
Используются в основном, как мы уже сказали, шумовые и ударные инструменты. Мелодические ударные (ксилофоны) включаются лишь изредка и элементарно (выдержанный басовый звук, глиссандо, спонтанная творческая игра звуками).
Учебное музицирование
Ритм и тембр. Ощущать и исполнять метрическую пульсацию в музыке различного характера и темпа и в речевых упражнениях, используя для этого звучащие жесты, движение, шумовые инструменты.
Воспитание звуковысотного слуха и пение.
Изучать возможности голоса и артикуляционного аппарата: говорение, шипение, крик, свист, шепот, скандирование, глиссандирование, пение. Уметь все это показать и использовать в озвучивании стихов и сказок. Уметь интерпритировать текст, декламируя его в разных темпах, тембрах, с разной динамикой, с ускорением и замедлением и т.д. Петь песенки-ритмы на одном звуке (на разной высоте, в контрастных регистрах).
Различать высокие и низкие звуки в контрастных регистрах и переход из одного регистра в другой (вверх-вниз). Использовать их как выразительный прием при озвучивании стихов и сказок.
Аккомпанементы. Сопровождать речевые упражнения и пение одновременным исполнением метрического пульса (звучащие жесты, шумовые инструменты, ксилофон). Петь нетрудные детские песни с аккомпанементом на тонике и тонической квинте, исполняемым детьми на ксилофонах. Присоединять к аккомпанементу один-два ритмических инструмента (спонтанная ритмическая импровизация).
Исполнение. Исследовать способы игры на шумовых инструментах и ксилофоне в импровизированных играх звуками.
Движение. Использовать движение как самый первый отклик на музыку. Импровизированно двигаться под несложную музыку жанрового характера.
Авторская музыка. Импровизированно двигаться под звучащую музыку, импровизировать шумовой и ритмический аккомпанемент.
Творческое музицирование.
Уметь сделать метрическую пульсацию видимой слышимой (разными способами). Придумывать небольшие ритмические пьесы, используя рифмованный текст и озвучивая его шумовыми инструментами.
Исполнять импровизированные диалоги на инструментах («разговор»). Импровизировать темброво-динамические композиции, используя два-три шумовых инструмента. Озвучивать стихи и сказки шумовыми инструментами и голосом. Варьировать инструментовку. Театрализовывать народные игры с пением, сюжетные танцы.
Концертное музицирование.
Разучить и исполнить на детских праздниках два-три произведенияжанровой музыки в шумовом оркестре. Исполнить одну озвученную детьмисказку или несколько стихотворений.
Об использовании детских музыкальных инструментов.
Разнообразие шумовых и ударных инструментов, обычно находящихся в классе для музицирования, трудно даже перечислить: треугольники, бубенцы и колокольчики, браслеты с ними, пальчиковые тарелочки, бубны и тамбурины, деревянные коробочки, клавесы и тон-блоки, гуиро и маракасы, ручные барабаны и бонго, литавры, ручные тарелки и многие другие их разновидности, имеющиеся в изобилии у каждого народа. Это самые древние инструменты, пришедшие к нам из глубины веков.
Дополняют этот ансамбль ксилофоны и металлофоны. Обычно их называют «орфовскими» инструментами: идея их создания и использования в детском музицировании принадлежит Карлу Орфу. Орфовские инструменты являются скорее аккомпанирующими, чем мелодическими. Они чудесно дополняют негромкое детское пение.
Техническая легкость игры на шумовых инструментах и орфовских инструментах, их способность тотчас же откликаться на любое прикосновение располагают и побуждают детей к звукокрасочной игре, а через нее - к простейшей импровизации. Таким образом, орфовские и шумовые инструменты позволяют всем детям, независимо от способностей, участвовать в музицировании. Каждому ребенку в этом ансамбле может быть найдена подходящая роль.
Обязательным является использование на всех ступенях обучения самодельных шумовых инструментов. Самодельные инструменты позволяют начать процесс приобщения детей к музыке в отсутствии настоящих инструментов. В данном случае речь идет не о том, что «голь на выдумки хитра». Идея использовать в работе с детьми самодельные инструменты и конструировать их вместе с детьми проста и мудра: детские музыкальные инструменты на первоначальной ступени должны быть игрушками в прямом и высоком значении этого слова.
Детский игровой мир озвучен простейшими инструментами (звучащими предметами). Цель этой инструментальной игры - импровизированное звукоподражание. Вот в детской игре всходит Солнце - и «дребезжание» на какой-нибудь железке вполне символично соответствует торжественности природного явления. Появляется Кикимора дети голосом или на свистульке тут же неподражаемо изобразят ее причитания. Поэтому в классе для творческого музицирования будут уместны звенящие ключи и связки пуговиц, стеклянные стаканы и шуршащая бумага, коробочки с крупой и барабаны из пластиковых банок [20].
Общеизвестно, что прообразами маракасов, барабанов, кастаньет, бубенцов, свистулек у наших предков были засушенные тыквы с шуршащими семенами, части полого бревна, деревянные бруски, обыкновенные кусочки железа, повешенные на прутик, и стручки различных растений. В современной жизни возможностей для звукотворчества неизмеримо больше. Они ограничены лишь фантазией и желанием изобретать. Для изготовления самодельных инструментов подойдет все что угодно:
бумага (целлофан, пергамент, газета, гофре и пр.);
деревянные кубики, карандаши, катушки, палочки разной толщены, брусочки;
коробочки из разных материалов (картонные, пластмассовые, металлические, баночки от йогурта, от шоколадных яиц, ячейки);
леска, нитки простые и шерстяные, проволока, ткань;
природные материалы: желуди, каштаны, шишки, орехи, скорлупки от них, крупа, камешки, ракушки;
кусочки пластилина, небольшие металлические предметы (ключи, скобочки, гайки, кольца и пр.);
металлические банки разных размеров;
стеклянные бутылки и фужеры;
пуговицы, шарики, резиночки, колокольчики, пустые тюбики отгубной помады, расчески. И многое другое из чего можно извлечь звуки!
Работа по программе в условиях детского сада предполагает вариативное ее использование.
Элементарное музицирование обладает большим потенциалом эмоционального, психологического, социального воздействия. Оно способно оказывать мощное влияние на развитие личностных качеств, которые могут быть сформированы именно в совместной музыкально-творческой деятельности. К ним в первую очередь следует отнести способность к импровизации, спонтанность, экспрессивность, гибкую и тонкую эмоциональность, навыки невербального общения, умение сотрудничать и взаимодействовать, решать задачи и проблемы творчески, потребность, а затем и умение находить в музыке средство гармонизации своего внутреннего мира [20].
Игра на детских музыкальных инструментах в образовательных учреждениях компенсирующего вида
Это вид музыкальной деятельности, который широко используется в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида. Игра с музыкальными инструментами зарождается ещё в младенчестве, когда ребенок впервые сознательно берет в руки погремушку и манипулирует с ней, извлекая звук.
В современных условиях, когда возрастает роль художественной культуры в формировании ребенка с проблемами, знакомство с музыкальными инструментами, отражающими национальные фольклорные традиции народа, приобретает ещё большее значение.
Первоначальное знакомство с детскими музыкальными инструментами осуществляется посредством музыкально-дидактических игр. Обучение на них может происходить на музыкальных фронтальных и индивидуальных занятиях, организуемым музыкальным руководителем. С помощью музыкально-дидактических игр и обучения музицированию на детских музыкальных инструментах у дошкольников с проблемами формируются все компоненты музыкального слуха (тембровый, динамический, ритмический, мелодический).
Дети знакомятся с различными группами музыкальных инструментов, учатся различать их по звучанию (духовые, ударные, клавишные, струнные), овладевают звукоизвлечением. Обучение игре на детских музыкальных инструментах проходит несколько этапов: сначала это извлечение одного звука и передача просто ритмического рисунка на ударном инструменте (барабане, бубне, ложках, палочках, треугольнике).
Игра на детских музыкальных инструментах доступна старшим дошкольникам с разными проблемами, при этом акценты в выборе инструментов делаются в соответствии с характером нарушения. Так, у детей с отклонениями в развитии зрения можно использовать не металлофон (где требуется точное попадание палочкой на определенную пластинку, чтобы извлечь нужный звук), а ударные инструменты (марокасы, пародейра), а также детский аккордеон, или гармонику, где звукоизвлечение построено на тактильной основе.
При обучении детей с нарушением слуха игре на инструменте могут использоваться ритморечевые упражнения, игровые, построенные на отраженном и сопряженном исполнении («музыкальное эхо», «сыграем вместе»). С такими детьми целесообразно использовать словесные методы, помогающие ребенку овладевать мышечной регуляцией, усиливающей или ослабевающей звучание ударных и клавишных инструментов.
Обучение дошкольников с задержкой психического развития, умственной отсталостью будет проходить успешнее, если оно строится сначала на подражании взрослому и слухозрительной основе, а потом постепенно будет переходить к активизации самостоятельного исполнения ребенком простых ритмических рисунков в попевках и песенках.
Коррекционная направленность музыкально-педагогического процесса в специальном образовательном учреждении для детей с проблемами реализуется через такие формы музыкальной деятельности, которые, с одной стороны, решают коррекционно-развивающие задачи, учитывают особенности детей данной категории, а с другой - обеспечивают социализацию личности такого ребенка.
Глава 2. Практическая часть работы по организации приобщения детей к игре на детских музыкальных инструментах
Практическая значимость музыкально-дидактических игр при обучении дошкольников игре на детских музыкальных инструментах
Немаловажную роль при обучении детей игре на детских музыкальных инструментах имеют музыкально-дидактические игры, которые способствуют формированию умений слушать музыку, различать высоту, тембр, динамику и длительность звука, развитию самостоятельной музыкальной деятельности, помогают закреплять знания детей о музыкальных инструментах. Музыкально-дидактические игры включаем во все музыкальные занятия, а по мере усвоения переносим их в свободное от занятий время, используем игры на праздниках и развлечениях. Неоценимую помощь оказывают нам в этом музыкальные игрушки и инструменты, применяемые в музыкально-дидактических играх.
Все музыкально-дидактические игры подобраны по возрастам. Для их использования должны быть эстетично и красочно оформленные пособия и музыкальные инструменты.
В работе с детьми надо стараться использовать простые, доступные и интересные музыкально-дидактические игры. Только в этом случае они побуждают детей играть на различных музыкальных инструментах.
В процессе музыкально-дидактических игр у дошкольников формируется чувство товарищества, ответственности.
Использовать музыкально-дидактические игры надо начинать уже во второй младшей группе. В музыкально-дидактической игре «Медвежата» воспитатель раздает каждому ребенку колокольчик и объясняет: «Вы все медвежата и спите в своих домиках, а я буду мама-медведица, я тоже сплю». Звучит колыбельная мелодия, медвежата спят на стульчиках, закрыв глаза. Под веселую мелодию медведица звенит большим колокольчиком — будит медвежат. Те просыпаются и звенят ей в ответ своими маленькими колокольчиками.
В младших группах интересно проходит музыкально-дидактическая игра «Какая птичка поет?». На столе находятся игрушечные птички — большая и маленькая. Музыкальный руководитель показывает, как поет большая птичка (играет на металлофоне до первой октавы) и как маленькая (до второй октавы). Затем педагог отгораживает металлофон ширмой и поочередно берет до первой и до второй октавы, предлагая детям угадать, какая птичка поет.
Эту игру можно повторить в средней группе, но к игре на металлофоне привлекаем детей. При этом учим не только определять расположение низких и высоких звуков на металлофоне, но и извлекать их на инструменте.
Для закрепления программного материала детям средней группы на занятии можно предложить музыкально-дидактическую игру «Буратино» (музыкальные загадки лучше загадывать на металлофоне).
Игровой материал. Коробка, на ней нарисован Буратино. С боковой стороны коробка открывается, туда вставляются карточки с красочными иллюстрациями к различным программным песням и пьесам (елочка, паровоз, машина, санки, кукла, флажок и т. д.), знакомым детям. Ход игры. Воспитатель объясняет детям, что к ним в гости приехал Буратино и привез с собой песни, а какие — дети должны сами отгадать. Музыкальный руководитель проигрывает произведение, ребята отгадывают и достают из коробки соответствующую картинку. Например, исполняется песня «Елочка» М. Красева — ребенок достает карточку с изображением новогодней елки; звучит мелодия песни «Паровоз» 3. Компанейца — достает картинку паровоза и т. п.
Музыкально-дидактические игры, в которые можно включать различные попевки, помогают детям определить направление мелодии. Дети средней, старшей и подготовительной групп учатся находить в мелодии короткие и долгие звуки, определять движение мелодии.
Игровой материал. Лесенка из пяти ступенек, игрушки (матрешка, мишка, зайчик), металлофон. Ход игры. Ребенок-ведущий играет на инструменте, а другой ребенок определяет, куда движется мелодия — вверх, вниз или звучит на одном звуке и соответственно передвигает игрушку по ступенькам лесенки вверх, вниз или постукивает ею на одной ступеньке. Эта игра помогает закрепить знания детей о расположении звуков на различных инструментах.
Музыкально-дидактические игры развивают чувство ритма, помогают правильно передавать ритмический рисунок хорошо знакомых мелодий, песен, а также работать над новыми. С этой целью используются и различные дидактические пособия: ложки, кубики, палочки, погремушки, колотушки, колокольчики, треугольники, молоточки.
Музыкально-дидактическую игру «Определи» проводят с детьми младшего дошкольного возраста. Педагог исполняет на бубне различные ритмические рисунки, передающие движения неуклюжего медведя, быстрого зайчика и стремительной птички. Дети отгадывают предложенные им загадки и ставят соответствующую игрушку на определенную ступеньку музыкальной лесенки (медведя на нижнюю, зайчика на среднюю, птичку на верхнюю). Затем медленными ударами ладошкой правой руки по бубну передают ритмический рисунок мелодии медведя, образ зайчика — быстрым постукиванием указательным пальцем, птички — легким потряхиванием бубна над головой.
Музыкально-дидактическая игра «Бубен» Г. Фрида может быть использована с детьми младшего дошкольного возраста на музыкальном занятии. Музыкальный руководитель показывает бубен, дети слушают, как он может звучать при встряхивании или когда по нему ударяют ладонью. Затем воспитатель берет бубен и, подняв его, вместе с детьми бежит по комнате (на первую часть музыки), на вторую часть останавливается и стучит по нему, дети хлопают в ладоши. После двукратного исполнения малыши выполняют упражнение по одному. Воспитатель напоминает, что сначала надо бежать вокруг стула, а затем остановиться и ударять по бубну ладошкой.
В музыкально-дидактические игры включаем несложные музыкальные фразы из знакомых песен и попевок. Дети прохлопывают их ритмический рисунок, в дальнейшем передают его музыкальным молоточком, на бубне или металлофоне (на одной пластинке).
В средней группе задания усложняются, попевки берутся намного сложнее. В этой группе дети должны исполнять ритмический рисунок попевки на музыкальном инструменте уже самостоятельно. В музыкально-дидактических играх этого возраста могут быть использованы такие инструменты, как металлофон, барабан, деревянные ложки, различные погремушки, треугольники, бубен. Через два-три занятия ребята, как правило, уже исполняют ту или иную попевку сразу на нескольких инструментах. Получается целый оркестр, что доставляет всем радость. Вместе с воспитателем этот оркестр может выступить в группе перед куклами. В программу концерта также включаются различные песни, которые исполняет педагог, а дети подыгрывают ему на каком-либо инструменте. Так, в песне «Барабан» М. Красева припев кто-нибудь из детей играет на барабане, при повторном же исполнении ритмический рисунок на палочках, ложках, кубиках, бубнах могут передавать несколько ребят.
Еще одна музыкально-дидактическая игра для средней группы на развитие ритма. Называется она «К нам гости пришли». Игровой материал. Игрушки бибабо (медведь, зайчик, лошадка, птичка), бубен, металлофон, музыкальный молоточек, колокольчик.
Ход игры. Воспитатель обращается к детям: «Дети, сегодня к нам в гости должны прийти игрушки». Слышится стук, педагог подходит к двери и незаметно надевает на руку мишку: «Здравствуйте, дети, я пришел к вам в гости, чтобы с вами играть и плясать. Лена, сыграй мне на бубне, я попляшу». Девочка медленно ударяет в бубен, воспитатель (с мишкой в руках) ритмично переступает с ноги на ногу, как медведь. Дети хлопают. Аналогичным образом воспитатель обыгрывает приход других игрушек. Зайчик прыгает под быстрые удары молоточка по металлофону, лошадка скачет под четкие ритмические удары музыкального молоточка, птичка летит под звон колокольчика.
В старших группах работа по развитию ритмического восприятия становится более разнообразной. Для этого используются различные музыкальные инструменты. Начинаем с простейших мелодий на одном звуке, затем задания усложняем. Приведем для примера музыкально-дидактическую игру «Наше путешествие».
Игровой материал. Металлофон, бубен, треугольник, ложки, музыкальный молоточек, барабан. Ход игры. Воспитатель предлагает детям придумать небольшой рассказ о своем путешествии и изобразить его на каком-нибудь музыкальном инструменте.
«Послушайте сначала, что придумала я,— говорит воспитатель.— Оля вышла на улицу, спустилась по лестнице (играет на металлофоне мелодию сверху вниз). Увидела подружку, которая прыгала через скакалку. Вот так (ритмично ударяет в барабан). Оле тоже захотелось прыгать, она побежала домой за скакалкой, перепрыгивая через ступеньки (играет на металлофоне мелодию вверх через один звук). Вы можете продолжить мой рассказ или придумать свой».
Музыкально-дидактическая игра для подготовительной группы «Выполни задание» может быть использована на музыкальном занятии или во время индивидуальной работы с ребенком. Цель игры состоит не только в правильной передаче ритмического рисунка мелодии на инструменте, но и чистом исполнении на нем, умении правильно извлекать звук.
Игровой материал. Фланелеграф, карточки с изображением коротких и длинных звуков, детский музыкальные инструменты (металлофон, бубен, коробочка, триола). Ход игры. Воспитатель (или ребенок) проигрывает на одном из инструментов ритмический рисунок. Ребенок выкладывает его карточками на фланелеграфе. Количество карточек можно увеличить. В этом случае каждый играющий будет выкладывать ритмический рисунок на столе.
Музыкально-дидактическая игра для детей младшего дошкольного возраста «Нам игрушки принесли» помогает ребятам закрепить знания о музыкальных игрушках.
Игровой материал. Дудочка, колокольчик, музыкальный молоточек, кошка (мягкая игрушка), коробка. Ход игры. Воспитатель берет коробку, перевязанную лентой, достает оттуда кошку и поет песню «Серенькая кошечка» В. Витлина. Затем говорит, что в коробке лежат еще музыкальные игрушки, которые кошка даст детям, если они узнают их по звучанию.
За небольшой ширмой педагог играет на музыкальных игрушках. Дети узнают их. Кошка дает игрушку ребенку, тот звенит колокольчиком (постукивает музыкальным молоточком, играет на дудке). Затем кошка передает игрушку другому (одна и та же дудочка не передается, желательно иметь их несколько). Эта игра подводит детей к самостоятельным действиям с музыкальными игрушками и инструментами.
Дети средней группы хорошо различают звучание знакомых инструментов: металлофона, бубна, барабана, колокольчика. Для закрепления знаний, полученных в процессе музыкальных занятий, мы проводим музыкально-дидактическую игру «Колпачки».
Игровой материал. Три красочных бумажных колпачка, детские музыкальные инструменты: бубен, барабан, металлофон, колокольчик. Ход игры. Подгруппа детей сидит полукругом, перед ними стол, на нем под колпаками лежат музыкальные инструменты. Воспитатель вызывает к столу ребенка, предлагает ему повернуться и отгадать, на чем он будет играть. Для проверки ответа разрешается заглянуть под колпачок.
Игра на музыкальных инструментах во время занятий делает их не только интересными, но и открывает широкие возможности к самостоятельной деятельности детей. Так, музыкально-дидактическая игра в средней группе «Наш оркестр» впервые обыгрывалась на занятии, затем была включена в сценарий праздника.
Игровой материал. Детские музыкальные игрушки и инструменты (колокольчики, бубны, треугольники и т. д.), большая коробка. Ход игры. Педагог сообщает детям, что в детский сад пришла посылка, показывает ее, достает музыкальные инструменты и раздает детям (предварительное знакомство с каждым инструментом приводилось на музыкальном занятии). Все по очереди играют на этих музыкальных инструментах так, как им хочется.
Для развития тембрового слуха в старших группах обращаемся к музыкально-дидактической игре «Определи инструмент». Дети не только определяют знакомые инструменты на слух, но и закрепляют навыки игры, исполняя на них несложные попевки, песенки. Игру можно включать в музыкальные занятия, проводить в свободное от занятий время, а также во время развлечений.
В старших группах продолжаем использовать колокольчики разного звучания, помогающие развивать у детей слух. Лучше если есть несколько наборов «валдайских колокольчиков». Дети любят отгадывать, какой из колокольчиков звенит.
Один ребенок находится за ширмой и звенит одним из колокольчиков. Дети, у которых стоят точно такие же наборы колокольчиков, находят нужный по звучанию. Можно использовать и несколько колокольчиков, прикрепленных на стойку. В данном случае звук извлекается путем касания его металлической палочкой (язычки внутри таких колокольчиков вынимаем). Дети с удовольствием играют в музыкально-дидактическую игру, используя попевку «Бубенчики».
Развивать слух у детей, умение внимательно слушать музыкальные произведения, определять в них звучание хорошо знакомых музыкальных инструментов помогает музыкально-дидактическая игра «Слушаем внимательно». Игра проводится в старших группах на музыкальных занятиях с целью закрепления знаний о музыкальных инструментах, а также в часы досуга.
Игровой материал. Карточки по числу играющих, на одной половине которых изображены детские музыкальные инструменты, другая половина пустая; фишки и детские музыкальные инструменты. Ход игры. Детям раздают по три-четыре карточки. Ведущий проигрывает мелодию или ритмический рисунок на каком-либо инструменте (перед ведущим небольшая ширма). Дети определяют, какой инструмент звучит, и закрывают фишкой вторую половину карточки.
Игру можно провести по типу лото. На одной большой карточке, разделенной на четыре-шесть квадратов, изображаются различные инструменты. Маленькими карточками с такими же инструментами эти квадраты закрываются. Каждому ребенку дают по одной большой карте и по четыре-шесть маленьких. Игра проводится так же, но только дети закрывают маленькой карточкой соответствующее изображение на большой.
Закрепить игру новой песни, попевки на различных музыкальных инструментах в подготовительной группе помогает музыкально-дидактическая игра «Музыкальные загадки».
Игровой материал. Металлофон, триола, аккордеон. Ход игры. Дети сидят полукругом перед ширмой, за которой на столе находятся музыкальные инструменты. Ребенок-ведущий проигрывает мелодию или ритмический рисунок на каком-либо инструменте. Дети отгадывают. За правильный ответ дается фишка. Выигрывает тот, у кого окажется большее число фишек.
Для закрепления знакомых песен, которые дети играют на различных музыкальных инструментах, мы предлагаем музыкально-дидактическую игру для подготовительной группы «Волшебный волчок». Игра способствует развитию детского творчества.
Игровой материал. На планшете располагаются иллюстрации к программным произведениям по слушанию или пению, в центре вращается стрелка. Ход игры. Вариант 1. В грамзаписи или на фортепиано исполняется знакомое детям произведение. Вызванный ребенок указывает стрелкой на соответствующую иллюстрацию, называет композитора. Вариант 2. Ведущий исполняет на металлофоне мелодию программной песни. Ребенок стрелкой указывает на картинку, которая подходит по содержанию к данной мелодии. Вариант 3. Ребенок-ведущий стрелкой указывает на какую-либо картинку. Остальные дети поют песню, соответствующую содержанию этой картинки, или играют ансамблем на различных инструментах.
Детям старшего возраста можно предложить музыкально-дидактическую игру «Какую песню играет Петя?». В ходе игры ребята закрепляют свои знания о музыкальных инструментах, определяют знакомые песни, сыгранные на триоле, баяне, аккордеоне, металлофоне.
Игровой материал. На планшете изображен рояль с вставным кармашком, мальчик, играющий на инструменте. На столе иллюстрации к знакомым песням, детские инструменты. Ход игры. Вызванный ребенок исполняет на одном из инструментов знакомую песню, выученную на музыкальных или индивидуальных занятиях. Другой ребенок находит соответствующую картинку и вставляет ее в кармашек рояля. Если ответ правильный, все хлопают, а этот ребенок исполняет следующую мелодию на одном из инструментов.
Еще одна интересная музыкально-дидактическая игра, в которую любят играть дети,— «Какой инструмент у Кати?»
Игровой материал. Планшет с изображением девочки. В руках у нее футляр, крышка которого открывается и там находится вставной кармашек. Картинки с изображением различных детских музыкальных инструментов. Ход игры. Ведущая показывает детям планшет и объясняет, что девочка Катя идет в музыкальную школу и несет инструмент, а какой именно — дети должны будут определить на слух.
Кто-то из ребят за небольшой ширмой исполняет знакомое произведение на одном из музыкальных инструментов. Ведущий заранее договаривается с ребенком, на каком инструменте он будет играть, и вставляет картинку в кармашек. Ребенок отгадывает, ему разрешают заглянуть в футляр и убедиться в правильности ответа.
Музыкально-дидактическая игра «Прогулка» для детей средней группы помогает развитию чувства ритма.
Игровой материал. Музыкальные молоточки по числу играющих. Ход игры. Дети рассаживаются полукругом. «Ребята, сейчас мы пойдем с вами на прогулку, но она необычная. Помогать будут музыкальные молоточки. Вот мы с вами спускаемся по лестнице (педагог медленно ударяет молоточком по ладони. Дети повторяют такой же ритмический рисунок).— А теперь мы вышли на улицу,— продолжает воспитатель,— светит солнышко, все обрадовались и побежали. Вот так (частыми ударами передает бег. Дети повторяют). Таня взяла мяч и стала медленно ударять им о землю (воспитатель вновь медленно ударяет молоточком. Дети повторяют). Остальные дети стали быстро прыгать — скок, скок (быстро ударяет молоточком. Дети повторяют). Но вдруг на небе появилась туча, закрыла солнышко, и пошел дождь. Сначала это были маленькие редкие капли, а потом начался сильный ливень (воспитатель постепенно ускоряет частоту ударов молоточка. Дети повторяют). Испугались ребята и побежали в детский сад (быстро и ритмично ударяет молоточком)». Впоследствии с использованием этого инструмента дети придумывают различные рассказы самостоятельно.
Со старшими дошкольниками можно провести аналогичную игру, но с усложнениями. Игровой материал. Музыкальные молоточки по числу играющих, фланелеграф и карточки, изображающие короткие и долгие звуки (с обратной стороны карточек приклеена фланель). Ход игры. Содержание музыкально-дидактической игры аналогично игре, проводимой в младшей группе. Но, кроме этого, дети должны передать ритмический рисунок, выложив его на фланелеграфе карточками. Длинные карточки соответствуют редким ударам, короткие — частым. Например: «Таня взяла мяч,— говорит воспитатель,— и стала медленно ударять им о землю (ребенок медленно стучит музыкальным молоточком о ладошку и выкладывает длинные карточки).— Но вдруг пошел частый, сильный дождь,— продолжает воспитатель (ребенок быстро стучит молоточком и выкладывает короткие карточки)» и т. д.
Детей подготовительной группы привлекают музыкально-дидактические игры с раздаточным материалом, например, игра «Определи по ритму». Игровой материал. Карточки, на одной половине которых изображен ритмический рисунок знакомой детям песни, другая половина пустая; картинки, иллюстрирующие содержание песни; детские музыкальные ударные инструменты (ложки, треугольники, барабан, музыкальный молоточек и др.). Каждому дают по две-три карточки. Ход игры. Ребенок-ведущий исполняет ритмический рисунок знакомой песни на одном из инструментов. Дети по ритму определяют песню и картинкой закрывают пустую половину карточки (картинку после правильного ответа дает ведущий). При повторении игры ведущим становится тот, кто ни разу не ошибся.
Для развития звуковысотного слуха у детей младшего возраста воспитатель предлагает музыкально-дидактическую игру «Птицы и птенчики».
Игровой материал. Лесенка из трех ступенек, металлофон, игрушки (три-четыре большие птицы и три-четыре птенчика). Ход игры. Участвует подгруппа детей. У каждого ребенка по одной игрушке. Воспитатель играет на металлофоне до первой октавы. Дети, которые держат больших птиц, должны выйти и поставить игрушки на нижнюю ступеньку. Затем звучит до второй октавы, дети ставят птенчиков на верхнюю ступеньку.
Музыкально-дидактическая игра «Музыкальное лото» предназначена для старших дошкольников. В этой игре дети учатся играть на металлофоне, закрепляют знания по расположению звуков. Игровой материал. Карточки (по числу играющих), на которых нарисованы пять линеек, металлофон. Ход игры. Ребенок-ведущий играет звукоряд на металлофоне вверх, вниз или повторяет один звук. Дети должны выложить на карточке кружочки от первой линейки до пятой, или от пятой до первой, или на одной линейке.
Музыкально-дидактическая игра «Угадай колокольчик» для старших дошкольников развивает у детей способность различать три звука (низкий, средний, высокий).
Игровой материал. Карточки по числу играющих, на каждой нарисованы три линейки; цветные кружочки (красный, желтый, зеленый), которые соответствуют высоким, средним, низким звукам, три колокольчика (по типу «валдайских») различного звучания. Ход игры. Ребенок-ведущий поочередно звенит то одним, то другим колокольчиком, дети располагают кружочки на соответствующей линейке: красный кружочек — на нижней, если звенит большой колокольчик; желтый — на средней, если звенит средний колокольчик; зеленый — на верхней, если звенит маленький колокольчик. Игра проводится во вторую половину дня. (Игру можно провести с металлофоном. Ведущий поочередно играет верхний, средний, нижний звуки. Дети располагают кружки на трех линейках.)
Для развития тембрового слуха можно предложить музыкально-дидактическую игру «На чем играю?». Детям нравится эта игра, каждый старается стать ведущим и загадывать музыкальные загадки на различных музыкальных инструментах.
Игровой материал. Карточки по числу играющих, на одной половине изображены детские музыкальные инструменты, другая половина пустая; фишки и детские музыкальные инструменты. Ход игры. Детям раздают по три-четыре карточки. Ребенок-ведущий проигрывает мелодию или ритмический рисунок на каком-либо инструменте (перед ведущим небольшая ширма). Дети определяют звучание инструмента и закрывают фишкой вторую половину карточки.
Часто в сюжетно-ролевых играх дети обращаются к музыкально-дидактическим играм, особенно тем, в которых используется детское музицирование. Нет в саду ребенка, который бы не мечтал освоить какой-нибудь музыкальный инструмент и играть в оркестре. Музыкально-дидактическая игра «Музыкальный магазин» помогает им в достижении этой цели, развивает самостоятельную деятельность.
Игровой материал. Игрушечный проигрыватель с вращающимся диском, пластинки с иллюстрациями к знакомым песням, инструменты (металлофон, аккордеон, баян). Ход игры. Покупатель просит прослушать звучание инструмента, который он хочет купить. Ребенок-продавец должен сыграть на нем несложный ритмический рисунок или мелодию знакомой песни (на роль ведущего выбирается ребенок, владеющий этими инструментами).
Музыкально-дидактическая игра «Отгадай песенку» развивает слух, является помощником в обучении детей игре на музыкальных инструментах.
Игровой материал. Карточки по числу играющих с изображением на каждой нескольких картинок, сюжет которых соответствует изученным детьми песням и попевкам; фишки, детские музыкальные инструменты (металлофон, триола, аккордеон). Ход игры. Ребенок проигрывает мелодию песни на музыкальном инструменте. Дети определяют песню и в зависимости от услышанной мелодии закрывают картинки фишками.
Музыкально-дидактическую игру «Повтори звук» мы обыгрываем во время обучения игре на музыкальных инструментах с подгруппой детей. Игровой материал. Карточки (по числу играющих) с изображением трех бубенчиков: красный — «дан», зеленый — «дон», желтый — «динь»; маленькие карточки с изображением таких же бубенчиков (на каждой по одному); металлофон. Ход игры. Воспитатель показывает детям большую карточку с бубенчиками: «Посмотрите, дети, на этой карточке нарисованы три бубенчика. Красный бубенчик звенит низко, мы назовем его «дан», он звучит так: дан-дан-дан (поет до первой октавы). Зеленый бубенчик звенит немного выше, мы назовем его «дон». Он звучит так: дон-дон-дон (поет ми первой октавы). Желтый бубенчик звенит самым высоким звуком, мы назовем его «динь», и звучит он так: динь-динь-динь (поет соль первой октавы)». Педагог просит детей спеть, как звучат бубенчики: низкий, средний, высокий. Затем всем детям раздают по одной большой карточке.
Воспитатель показывает маленькую карточку, например, с желтым бубенчиком. Тот, кто узнал, как звучит этот бубенчик, поет «динь-динь-динь» (соль первой октавы). Воспитатель дает ему карточку, и ребенок закрывает ею желтый бубенчик на большой карточке. Для проверки ответов детей можно использовать металлофон (он сам играет на металлофоне).
После этой игры предлагаем ребенку сыграть три звука на инструменте, запомнить расположение их на пластинках металлофона, клавишах аккордеона. Вначале дети играют эти звуки индивидуально, затем все вместе (три-пять человек).
Музыкально-дидактические игры побуждают малоактивных детей к игре на музыкальных инструментах. Так, музыкально-дидактическая игра «Наши песни» заинтересовала Олю, очень застенчивую и малоподвижную девочку. Она с интересом включилась в игру, а впоследствии изъявила желание обучаться на металлофоне.
Игровой материал. Карточки-картинки (по числу играющих), иллюстрирующие содержание знакомых детям песен, металлофон, проигрыватель с пластинками, фишки. Ход игры. Детям раздают по две-три карточки. Исполняется мелодия песни на металлофоне и в грамзаписи, дети узнают песню и закрывают фишкой нужную карточку. Выигрывает тот, кто правильно закроет все карточки.
Некоторые музыкально-дидактические игры можно включать в развлечения и праздники. Их можно проводить с детьми всех возрастных групп. В основном эти игры хорошо знакомы ребятам, но требуют новой формы обыгрывания, особого праздничного оформления. Например, музыкально-дидактическая игра «Веселее заиграй» помогает детям разбудить Снегурочку на новогоднем утреннике, которая ушла в свой домик за подарками и заснула.
На день рождения к детям подготовительной группы пришла бабушка-загадушка. Дети быстро отгадали все ее загадки, затем она предложила интересную музыкально-дидактическую игру с матрешкой.
Игровой материал. Большая матрешка и маленькие (по числу играющих). Ход игры. Игра проводится с подгруппой детей. У бабушки-загадушки большая матрешка, у детей — маленькие. «Большая матрешка будет учить танцевать маленьких»,— говорит бабушка и отстукивает матрешкой по столу несложный ритмический рисунок. Все дети повторяют ритм своими матрешками. Долго ребята играли в группе с матрешками, которые подарила им на утреннике бабушка-загадушка.
Музыкально-дидактическую игру «Веселый маятник» включать в программу развлечений, обыгрывать ее в группе в свободное от занятий время. Игровой материал. На планшете изображен маятник, под ним рисунки, соответствующие содержанию какого-либо вида детской музыкальной деятельности: игра на музыкальных инструментах, пение, танец, чтение стихотворения. Ход игры. Дети рассаживаются полукругом, в центре ведущий, он держит маятник. Ведущий устанавливает стрелку маятника на рисунке, изображающем поющих детей. Все (или заранее выбранные дети) исполняют знакомую песню без музыкального сопровождения. Ведущий указывает стрелкой и объявляет следующий номер (называет имя ребенка и вид его деятельности). Таким образом организуется концерт детской художественной самодеятельности.
Музыкально-дидактические игры, находящиеся в музыкальных уголках, мы периодически меняем, учитывая интересы и желания ребят. Музыкальные инструменты в достаточном количестве вносить в музыкальные уголки, чтобы их можно было использовать в музыкально-дидактических играх. Так, для некоторых игр необходимо иметь два металлофона, два аккордеона и т. д.
Воспитатель внимательно следит за игрой, в случае необходимости приходит на помощь. Например, ребенок долгое время играет на одном и том же инструменте, никому его не уступая. Надо умело объяснить, что в игре все подчиняются общим правилам.
Музыкально-дидактические игры помогают развить в детях определенные умения и навыки, так необходимые при овладении тем или иным музыкальным инструментом, прививают интерес и желание играть на них самостоятельно.
2.2. Методические рекомендации по организации детского оркестра
Детский оркестр - один из видов коллективного музицирования. Существует несколько видов разновидностей детского оркестра: шумовой, включающий в себя разные типы ударных инструментов, не имеющих звукоряда; ансамбль, состоящий из одинаковых или однотипных инструментов; смешанный оркестр, включающий в себя разные группы инструментов.
Наиболее простой, доступный из них - шумовой оркестр.
Комплектование смешанного оркестра: цитр-6-8; металлофонов-5-7; аккордеонов-1-2; триол-2-3; кастаньет-2-3; треугольников-2-3: барабанов, бубнов, тарелок - по одному инструменту. Размещение детей в оркестре: детей рассаживают так, чтобы справа от руководителя находились низко звучащие инструменты, а слева-высокие. Ударные размещаются сзади, произвольно.
Шумовой оркестр можно организовать с младшими детьми, если они умеют ритмично воспроизводить хлопками сильные доли такта, отмечать метр музыки.
В зависимости от характера произведения можно использовать такие инструменты и игрушки как: колокольчик, погремушка, барабан, бубен, коробочка.
Важно подбирать тембры инструментов, которые выразительно бы подчеркивали характер музыки, элементы изобразительности.
Звучание оркестра будет более разнообразным, интересным, если инструменты играют не только вместе, но и поочередно, сочетаясь друг с другом в зависимости от характера музыки.
Перед исполнением произведения необходимо вместе с детьми обсудить, какие инструменты понадобятся для игры.
Педагог должен по возможности учитывать желания детей в выборе музыкального инструмента.
Одна из разновидностей шумового оркестра - ансамбль ложкарей (средняя и старшая группы). В него иногда включают несколько других ударных инструментов (бубен, треугольник и др.)
Прежде чем создать смешанный оркестр, организуют ансамбли инструментов, имеющих звукоряд, например, металлофонов, цитр.
Для организации ансамбля духовых инструментов необходимо, чтобы у каждого ребенка был свой инструмент.
Ансамблевая игра требует слаженности исполнения. Это касается ритмичности и общей музыкальной выразительности. Педагог побуждает детей прислушиваться к своей игре и игре партнеров, слушать фортепианную партию, не стремиться заглушать друг друга, стараться передавать настроения, выраженные в музыке.
Совместной игре предшествуют индивидуальные занятия с каждым ребенком и игра небольшими группами (по 2-3 человека).
Детей объединяют в подгруппы лишь тогда, когда они хорошо освоили инструменты, выучили свои партии.
Для гармоничного звучания смешанного оркестра необходима большая предварительная работа с детьми - сначала индивидуальная, затем небольшими группами, ансамблем и, наконец, всем составом оркестра.
Методика обучения игре в оркестре сходна с методикой обучения индивидуальной игре и в ансамбле. Дети, которые играют на инструментах, имеющих звукоряд, выучивают свои партии, начиная с осознания направления движения мелодии. Они пропевают мелодию со словами и без слов, определяют с помощью моделирования направление движения звуков мелодии. Чтобы определить соотношение длительностей звуков прохлопывают ритмический рисунок мелодии, выкладывают его на фланелеграфе с помощью палочек различной длины или ритмических обозначений, принятых в нотной грамоте, делают подтекстовки ритмического рисунка мелодии с помощью слогов (ти-ти-та). Играют мелодию на «немой» клавиатуре с одновременным пением и затем уже воспроизводят её на музыкальном инструменте.
2.3. Разработки упражнений, игр, занятий по приобщению дошкольников к игре на детских музыкальных инструментах
«Весенняя телеграмма», стихи В. Суслова Данная модель - речеваяритмическая игра. Выясните, знают ли дети, что такое телеграмма. Расскажите им про азбуку Морзе, в которой каждая буква обозначалась короткими точками и длинными черточками - тире. Когда передавали такую телеграмму с помощью специального прибора, то слышалась музыка - «морзянка», состоящая из разных комбинаций коротких и длинных звуков.Дятел тоже послал птицам в теплые страны телеграмму - морзянку, чтобыони побыстрей возвращались. Для исполнения этой модели детям нужно дать по две деревянные палочки.
«Музыкальный театр».
Стихотворение Г. Сапгира «Весна» подходит для импровизированной инсценировки. Детям «раздают» роли (собака, волк, лягушка и т.д.) и предлагают найти инструмент, с помощью которого они будут украшать свое «тявкающее» и «квакающее» пение. Лучше, если каждую роль будут исполнять два ребенка: один - двигаться и «петь», другой - играть на инструменте. Дайте 4-5 минут на то, чтобы придумать, как двигаться и как играть, после чего можно начинать импровизированное представление.
«Бал ароматов весны». Расскажите детям, что, когда Фея Серебра уходит, она передает волшебную палочку весенней Фее Сирени, которая начинает творить свое волшебство не сразу, а в мае, когда становится тепло. Взмахнув волшебной палочкой, Фея Сирени открывает цветочный бал: ландыши, сирень, пионы, жасмин дарят нам свои чудесные ароматы (музыкальный фрагмент «Фея Сирени» из балета П. Чайковского «Спящая красавица», аудиозапись).
Для занятия приготовьте несколько цветочных запахов, нанесенных на бумажные палочки (можно использовать косметические палочки с ватной головкой). Быстро пронесите их по одному перед лицом детей (легкий ветерок). Нужно, чтобы они почувствовали, что все палочки разные.
Затем достаньте разноцветные газовые платки, заранее надушенные двумя - тремя видами цветочных духов, и предложите детям исполнить танец весенних ароматов (платки должны лежать в разных пакетах, чтобы запахи не смешались). Пусть каждый вначале понюхает свой «цветок», а танцуя, постарается познакомиться и с другими «участниками» бала ароматов. В конце этого импровизированного танца предложите детям почувствовать Благоухание, которое принесли с собой цветы (для обострения обонятельной чувствительности нужно выйти из зала после танца на одну минуту в коридор и зайти обратно).
«Играем в оркестре».
«Шарманка» Д. Шостаковича Расскажите детям, что такое шарманка. Спросите, может быть, у кого-нибудь есть такая детская игрушка. Если есть у вас, покажите ее детям. Скажите, что есть даже такое выражение «Заладил как шарманка», которое обозначает какую-нибудь назойливую просьбу, которую все устали слышать. Исполняя первые два такта пьесы, я предлагаю детям побыть «шарманкой», что-нибудь на разные голоса несколько раз повторяя. Например, «Мама, купи мороженое, мама, ну купи мороженое». Многие дети с воодушевлением откликаются на эту забавную игру. Когда всем станет понятно, что такое шарманка, можно разучить пьесу (на одном - двух занятиях).
Таким образом, приобщая детей к игре на музыкальных инструментах, педагогу необходимо варьировать задания с учетом возраста и индивидуальных особенностей детей.
Заключение
Основной формой музыкальной деятельности в детском саду являются музыкальные занятия. Они объединяют все виды музыкальной деятельности: пение, слушание музыки, музыкально-ритмические движения, игру на детских музыкальных инструментах.
Игре на детских музыкальных инструментах в детском саду уделяется особое внимание, так как именно детское музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольника, повышает интерес к музыкальным занятиям, способствует развитию музыкальной памяти, внимания, помогает преодолению излишней застенчивости, скованности, расширяет музыкальное воспитание ребенка.
В процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, развиваются и совершенствуются творческие и музыкальные способности.
Обучаясь игре на музыкальных инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков и их отношений, осознаннее различают красоту звучания различных инструментов. У них улучшается качество пения (чище поют), музыкально-ритмических движений (четче воспроизводят ритм). Для многих детей игра на детских музыкальных инструментах помогает передать чувства, внутренний духовный мир. Это прекрасное средство не только индивидуального развития, но и развития мышления, творческой инициативы, сознательных отношений между детьми.
Таким образом, игра на детских музыкальных инструментах организует детский коллектив, способствует развитию музыкальных способностей, совершенствуются эстетическое восприятие и эстетические чувства ребенка, развиваются мышление и аналитические способности дошкольников. И это благодаря различным методам, способам приобщения детей к игре на детских музыкальных инструментах, одним из которых является элементарное музицирование - это возможность приобретения многообразного опыта в связи с музыкой: опыта движения и речи как праоснов музыки; опыта слушателя, композитора, исполнителя и актера; опыта общения и непосредственного переживания, творчества и фантазирования, самовыражения и спонтанности, опыта переживания музыки как радости и удовольствия, а для этого воспитателю необходимо:
- создавать условия для игры на детских музыкальных инструментах;
- использовать только настроенные и эстетичные музыкальные инструменты;
- не навязывать детям обучение на инструменте, не злоупотреблять чрезмерными занятиями;
- поощрять попытки самостоятельной игры на музыкальном инструменте.
Список использованной литературы
Ветлугина Н.А. Детский оркестр. - М., 1976
Вахромеева Т. Справочник по музыкальной грамоте.- М., 2001
Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребёнка. - М., 1967
Ветлугина Н.А. Музыкальный букварь. - М., 1989
Ветлугина Н.А. Эстетическое воспитание в детском саду. - М., 1957
Ветлугина Н.А. Музыка в детском саду, вып. 1,2,3,4,5,6. - М., 1966-1967
Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста.- М., 2005
Дубогрызова Г.Н. Музыкальный поезд.- Армавир, 2003.
Девятова Т.Н. Звук - волшебник Образовательная программа по воспитанию детей старшего дошкольного возраста. - М., 2006
Дубогрызова Г.Н. Практические занятия по курсу «Методика организации педагогического процесса по музыкальному воспитанию дошкольников». - Армавир, 1999
Давыдова М.А. Музыкальное воспитание в детском саду.- М.,2006.
Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста.- М., 2000
Кононова Н.Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах. - М., 1990
Конкевич СВ. Элементарное музицирование как средство творческого развития дошкольников. - М., 2003.
Метлов Н.А. Музыка - детям. - М., 1985.
Радынова О.П. Беседы о музыкальных инструментах. - М.,1999
Современные образовательные программы. /Под ред. Т.И.Ерофеевой.- М., 1999.
Сивоконь С. Играя, учимся. // Дошкольное воспитание. №9., 2000.
Тютюнникова Т.Э. «Элементарное музицирование с дошкольниками». - М.,2000
Тютюнникова Т. Группа или труппа? Речь. Музыка. Движение. Творчество.//Дошкольное воспитание. №1., 2000
Тарасова К., Рубан Т. Основа системы музыкального воспитания. //Дошкольное воспитание. №11., 2001
Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. - М., 1985 - т.1
Эстетическое воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей детского сада. / Под ред. Н.А.Ветлугиной. - М.,1985