Цель исследования выявить предпосылки и перспективы развития агротуризма в Омской области.
Методологическую основу исследования составляют системный подход к изучению проблем управления, комплексный экономический анализ, отечественные и зарубежные теоретические и методические разработки в области экономических исследований в сфере туризма, материалы и рекомендации научных конференций, симпозиумов и семинаров.
Рациональное использование имеющихся ресурсов сельских территорий, приведет к востребованности агротуристических услуг, которые будут сопутствовать:
созданию новых рабочих мест для сельского населения;
развитию производства экологически чистых продуктов питания;
увеличению финансовых потоков на селе, в том числе и иностранной валюты;
притоку инвестиций как в инфраструктуру и сервис на селе, так и в охрану природы;
увеличению благосостояния сельского населения; создание современной социально-бытовой инфраструктуры на селе, отвечающей требованиям сегодняшнего дня;
повышению интеллектуального уровня сельских жителей на базе развития специального образования, направленного на приобретения новых сервисных профессий;
развитию ремесел;
Омская область предоставляет отличные возможности как для активного и спокойного семейного отдыха на природе, так и для лечения и оздоровления. Область богата гидрокарбонатно-хлоридными минеральными водами и сульфидно-иловыми лечебными грязями соленых озер. Минеральные воды и целебные грязи озер Омской области эффективны при различных заболеваниях. Растительность северной части региона имеет таежный характер – кедры, ели и пихты, морошка, клюква и брусника. В лесах встречаются бурундуки, соболи, росомахи, лисицы, рыси, лоси, северные олени и медведи. На юге, в степной части, флора не отличается обильностью, но животный мир далеко не скуден: тушканчики, суслики, лисицы, волки, барсуки и горностаи, степные орлы и болотные совы. В реках и озерах области обитают: ленок, хариус, сиг, муксун, нельма, лещ, сазан, золотой и серебряный карась, окунь, налим, судак, язь, щука, плотва, ерш, пескарь. В Омской области охотятся на лосей, оленей, косулей, кабанов, бурого медведя, тетерва, глухаря, вальдшнепа, уток, гусей, рябчиков, куропаток, лисиц, ондатру, бобров, куницу, горностаев, зайцев, волков.
Нами проведен анализ территории Омской области, в ходе которого был составлен перечень природных объектов и достопримечательностей Омской области. Выделенные объекты были нанесены на карту Омской области (рис. 1).
Условные обозначения |
|
Рыболовные озера |
|
Лечебные озера |
|
Достопримечательности |
|
Охотничья зона |
Рис. 1 Карта природных объектов и достопримечательностей Омской области
Омская область обладает огромным туристическим потенциалом. Одним из главных богатств является природа с уникальными, не тронутыми цивилизацией, первозданными местами. Особенно привлекателен север области и Красноярско-Чернолученская зона, где можно отдыхать не только летом, но и зимой. Природные богатства области широко используются в рекреационных целях. Базы отдыха есть практически во всех районах области. Большой комплекс оздоровительных учреждений находится в Чернолученско-Красноярской зоне, любимейшем месте отдыха Омичей.
Изучив туристический потенциал Омской области, можно сделать вывод о том, что на ее территории есть множество санаториев, профилакториев, лагерей, домов отдыха и прочих мест, где можно подправить свое здоровье, подышать свежим воздухом, погулять по лесу и т.д., но не одно из них не оказывает по истине агротуристических услуг. Нет таких мест, где туристы смогут по настоящему погрузиться в деревенскую жизнь, познакомиться с бытом деревни, изучить национальные традиции и обычаи, научиться разнообразным ремеслам и т.д.
Ниша агротуристических услуг в Омской области является свободной. И есть все основания говорить о перспективах развития этого вида деятельности. Развитие агротуризма, как относительно нового вида отдыха актуально и перспективно практически для всех районов, Омской области.
Рассмотрим экономические предпосылки развития агротуризма в Омской области. За период реформ доля сельского хозяйства в экономике народного хозяйства Омской области существенно снизилась при относительной стабильности численности занятого в отрасли населения, более чем пятикратного сокращения общего объема инвестиций в отрасль, и заниженного уровня оплаты труда работников сельского хозяйства. Из-за низкого уровня оплаты труда в сельском хозяйстве выбытие работников из сельскохозяйственных организаций во многом превышает численность принятых работников. Безработица и бедность сельского населения приводит к деградации сельских поселений. По нашему мнению, развитие агротуризма может стать одним из ключевых факторов, способных использовать возможности нашей страны и повлиять на стабилизацию ситуации в сельском хозяйстве. Для этого необходима как поддержка отдельных фермеров, желающих заняться агротуризмом, так и создание средних и крупных агротуристических хозяйств. Это позволит сориентировать аграрную экономику на достижение уже даже не высокой балансовой прибыли на единицу ресурса, а достаточно положительного потока денежных средств.
В ходе изучения Омской области, ее ресурсного потенциала и месторасположения, а так же особенностей туристического рынка, особенностей региона и спроса на данный вид услуг были выявлены факторы, способствующие развитию агротуризма к которым можно отнести благоприятные природно-климатические условия, высокий удельный вес незанятого сельского населения в районе, высокий сельскохозяйственный потенциал Омской области, наличие малых и средних хозяйств способных принимать туристов, необходимая инфраструктура, благоприятная экологическая обстановка, традиции русского гостеприимства и привлекательность этнокультурных особенностей территории.
Актуальность развития сельского туризма обусловлена следующим:
низким уровнем социально-экономического развития в сельской местности,
продолжающимся оттоком жителей из села;
отсутствием возможности для малых и средних хозяйств, не способных к модернизации или объединению в крупные единицы, не производящие продукции на рынок, заняться другим видом деятельности;
удаленностью внутренних сельских территорий от центров обслуживания;
низким уровнем развития организованного внутреннего туризма;
спросом на недорогой отдых.
Основными факторами, сдерживающими развитие сельского туризма в Омской области, являются нехватка квалифицированных кадров, способных обслуживать агротуристов, обеспечение безопасности и страхование агротуристов и отсутствие интереса у туристических фирм региона к этому виду туризма. Благодаря возможностям и перспективам развития агротуризма в Омской области ряд существующих проблем со временем решится.
Целевыми сегментами рынка агротуризма могут выступать как жители города Омска, так и туристы, в том числе и иностранные. К первой категории следует отнести три группы омских граждан:
деловые люди, которые не могут в силу своей деятельности позволить себе длительный отпуск;
лица с относительно низкими доходами и ограниченными возможностями для организации зарубежных поездок;
дети в каникулярное время, родители которых не всегда положительно воспринимают большое скопление детей в летних лагерях и альтернативным отдыхом для своих детей считают агротуризм;
Ко второй категории целесообразно причислить иностранных туристов трех групп:
иностранных туристов, приезжающих в Омскую область;
транзитных туристов, передвигающихся по территории региона;
гостевых туристов, посещающих Омскую область с ностальгическими мотивами.
Для выявления потребностей населения Омской области в агротуризме и изучения особенностей спроса на агротуристические услуги и возможности предложения таких услуг, было проведено маркетинговое исследование методом анкетирования. Для этого были разработаны анкеты по двум направлениям: «Анкета для потенциальных туристов» и «Анкета для потенциальных организаторов агротуризма».
По этим анкетам мы опросили 250 человек разного пола, возраста, социального статуса.
В анкетировании для потенциальных организаторов приняли участие 47 мужчин и 78 женщин, проживающих в селе. Половина опрошенных имеет четкое представление об агротуризме, многие из которых хотели бы заниматься агротуризмом, и готовы предоставить свое жилье для отдыха туристов. 71% опрошенных примут небольшое количество отдыхающих на пару дней, 16% готовы принять группу отдыхающих на неделю.
В анкетировании потенциальных туристов приняло участие 60 женщины и 65мужчины, проживающие в городе. Агротуристический отдых многие представляют как увлекательные походы в лес за ягодами и грибами, купание в реке или озере, катание на лодках, рыбалка или охота, поход в русскую баньку, принятие участия в сельскохозяйственных работах, ознакомление с культурой деревни, бытом, традициями, участия в народных праздниках и гуляниях, освоение каких-либо ремесел. Готовы платить за агро-отдых практически все. 90% опрошенных согласны отдыхать в сельской местности. Можно сделать вывод, что агротуризм в Омской области будет иметь широкое распространение, он будет востребован и интересен отдыхающим.
На основании проведенного маркетингового исследования, а также оценки ресурсного потенциала Омской области, с целью увеличения доходности одного из предприятий Омской области предложено развивать такое направление бизнеса, как агротуризм. Для реализация данного проекта и оценки экономической эффективность нового вида деятельности был составлен бизнес-плане.
Для реализации проекта понадобится два здания, в одном из которых будут размещены туристы, а также будет работать администратор. В другом здании будет организована столовая, кухня и комната для ремесленных работ. Вблизи этих помещений должна находиться баня. Недалеко от бани будет вырыто озеро, в котором летом отдыхающие смогут купаться и кататься на лодке, а зимой нырядь из бани в прорубь. Недалеко от построек будет заложен сад-огород, в котором все желающие смогут отдохнуть в уютной беседке, а при желании полить и прополоть грядки, покормить кур и уток. Примерный макет построек представлен на рисунке 2.
Рис. 2 - Проект размещения основных построек
Данный проект предусматривает оказание агротуристических услуг в состав которых входит основной тур и дополнительные услуги за отдельную плату по желанию клиентов (таблица 1).
Таблица 1 - Предоставляемые услуги
Основной тур |
Дополнительные услуги |
Проживание в одноместном, двухместном или трехместном номере |
Поход в русскую баньку |
Питание (из натуральных продуктов) |
Катание на лошади Катание на тракторе |
Купание в озере |
|
Поход в лес за ягодами и грибами |
Стирка и глажка вещей |
Экскурсия (ознакомление с бытом и культурой и традициями деревни) |
Предоставление в аренду:
и прочие |
Изучение ремесел по желанию:
|
|
Сельскохозяйственные работы по желанию:
и прочие |
Сумма необходимых для реализации проекта первоначальных инвестиционных затрат составит 1658,1 тыс. руб.
Суммарное количество ежемесячных затрат за первый год реализации проекта составляет 1 357 002 руб., за второй год – 2 906 384 руб.
Планируемый еженедельный поток туристов составляет 67 человек. Цена основного тура на одного человека в сутки составляет 800 руб. Стоимость дополнительных услуг:
поход в русскую баньку 100 руб./чел.
катание на лошади: 30 минут – 150руб./ чел., 1 час – 250руб./чел.
катание на тракторе: 15 минут – 50руб, 30 минут – 80руб.
стирка и глажка вещей: 1шт. – 20руб.
сдача в аренду палатки на сутки: одноместной – 200руб, двухместной – 250руб, трехместной – 300руб.
предоставление в аренду велосипеда, санок, бамбинтона, коньков, лыж: 30 минут – 50руб, 1 час 90руб.
предоставление в аренду лодки: 30 минут – 100руб, 1 час 150руб.
катание на санях: 30 минут – 100руб./чел., 1 час 170 руб./чел.
предоставление в аренду мангала с шампурами, углем и розжигом: 3 часа - 300руб.
За 10 лет реализации проекта NPV, составит 9620 тыс. руб. (таблица 2). PI проекта составляет 6,8, это значит, что на 1 руб. вложенных средств, предприятие получает 6,8 руб. дохода.
Таблица 2 - Чистый дисконтированный доход проекта
Показатели, тыс. руб. |
1-й год |
2-й год |
3-й год |
4-й год |
5-й год |
6-й год |
7-й год |
8-й год |
9-й год |
10-й год |
Инвестиционные затраты |
1658 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Текущие расходы |
1357 |
2906 |
3139 |
3390 |
3661 |
3954 |
4270 |
461 |
4981 |
5380 |
Текущие доходы |
2090 |
4515 |
4877 |
5267 |
5688 |
6143 |
6634 |
7165 |
7738 |
8358 |
Чистые выгоды |
-925 |
1609 |
1738 |
1877 |
2027 |
2189 |
2364 |
2553 |
2757 |
2978 |
Чистые выгоды нарастающим итогом |
-925 |
684 |
2422 |
4298 |
6325 |
8514 |
10878 |
13431 |
16189 |
19167 |
Дисконтный множитель |
1 |
0,88 |
0,77 |
0,67 |
0,69 |
0,52 |
0,46 |
0,40 |
0,35 |
0,31 |
Чистый дисконтированный доход |
-925 |
1416 |
1338 |
1257 |
1398 |
1138 |
1087 |
1021 |
965 |
923 |
Чистый дисконтированный доход нарастающим итогом |
-925 |
491 |
1829 |
3086 |
4485 |
5623 |
6711 |
7732 |
8697 |
9620 |
Срок окупаемости проекта составляет 1 г. 6,5 мес. Реализация данного проекта позволит предприятию получать дополнительную прибыль в размере 1,5 мил. руб. ежегодно.
Помимо дополнительной прибыли развитие агротуризма в Омской области предполагает решение одной из наиболее значимой социально-психологической проблемы такой как изменение психологии людей в связи с превращением их из производителей традиционной сельхозпродукции в обслуживающий персонал.
При этом развитие агротуризма, как и все экономические процессы, должны быть управляемыми. Агротуризм как сектора туриндустрии потребует партнерства власти – бизнеса – местных сообществ – широкого круга заинтересованных неправительственных организаций всех уровней. Современные ученые, экономисты диверсификацию сельской экономики представляют неотделимой от кластеров. В Омской области целесообразно формирование кластера агротуризма, объединяющего сельских производителей, кооперативы, туристические фирмы, научные, маркетинговые Центры, специализированные фирмы и другие инфраструктурные объекты. Агротуризм может организационно входить в качестве сегмента в структуру инновапционно–технологических кластеров, формирующихся на территориях регионов (рис. 3).
Рис. 3 - Организационная схема кластера агротуризма в Омской области
Факторами, сдерживающими развитие кластеров, являются низкое качество бизнес-климата и низкая эффективность отраслевых ассоциаций; недостаточно высокий уровень доверия между представителями бизнеса, науки, власти слабые связи между научно-исследовательскими институтами и бизнесом; не полное соответствие образовательных программ образовательных учреждений потребностям кластеров и другие.
При создании кластера агротуризма в Омской области может возникнуть ряд проблем, таких как: отсутствие программы господдержки агротуризма, единой информационной базы и площадки для обмена опытом, отсутствие дорожной сети с твердым покрытием, социальной достаточной инфраструктуры, в том числе, медицинского обслуживания, охраны и других в сельской глубинке. Решение этих вопросов так же не возможно без государственных программ и государственной финансовой поддержки.
Кластерная модель позволяет оптимизировать и минимизировать имеющиеся экономические, социальные и политические ресурсы для целей регионального и местного развития.
Для успешного развития нового направления деятельности сельского населения требуется мобилизация сил всех участников: организаторов; владельцев средств; информационно-рекламных служб; финансовых организаций; предприятий туристского комплекса. Лишь взаимодействие всех взаимосвязанных структур способно обеспечить эффективное, комплексное и прогрессивное развитие агротуризма.