УЧАСТИЕ РОССИЙСКИХ КОМПАНИЙ В МЕЖДУНАРОДНОМ БИЗНЕСЕ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

УЧАСТИЕ РОССИЙСКИХ КОМПАНИЙ В МЕЖДУНАРОДНОМ БИЗНЕСЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Современный этап развития международного бизнеса характеризуется глубокими изменениями во всей его системе. Существенной чертой его становится глобализация, подразумевающая усиление взаимозависимости и взаимовлияния различных сфер деятельности в области международного бизнеса. В связи с процессом глобализации ни одно явление в обществе, независимо от того, какого оно характера - экономического, политического, юридического - нельзя рассматривать изолированно.

Глобализация международного бизнеса проявляется, прежде всего, в активизации в последние годы деятельности транснациональных корпораций (ТНК) и в появлении корпораций, находящихся на высшей ступени их развития - глобальных ТНК.[1]

Основные принципы деятельности крупных компаний, действующие в 80-е годы, - экономия, гибкость, маневренность и компактность - сменились на ориентацию на экспансию и рост, наиболее проявившиеся в последние два года. Этот вывод уже не в первый раз подтверждают исследования, публикуемые в журнале IndustryWeek и проводимые совместно с рейтинговыми агентствами Dun&Bradstreet и Moody's Investors Service на основе анализа деятельности и установления рейтинга 1000 крупнейших в мире производственных компаний. Рост компаний происходит прежде всего путем их слияния и поглощения других компаний. К такой стратегии прибегают в настоящее время и многие успешные фирмы, возглавляющие рейтинги крупнейших компаний. Но не удовлетворяясь только суммированием уже существующих долей рынка в условиях слияния компаний, большинство ТНК избирают стратегию освоения новых рынков и прежде всего рынков Азии и территории бывшего СССР. Причем рынок России, и мы не побоимся повториться, многими экспертами рассматривается как один из наиболее перспективных.[1]

ТНК в своем развитии и функционировании опираются на всевозможные организационные формы ведения международного бизнеса. Осуществляя экспансию российского рынка, перед корпорациями, как правило, встает проблема выбора из всех возможных в нашей стране наиболее эффективных организационных форм осуществления международного бизнеса с учетом действующих объективных и субъективных факторов. [6]

Среди всего разнообразия организационных форм международного бизнеса в России можно выделить три группы:

  • организационные формы международного бизнеса с закреплением их юридического статуса в стране базирования, т.е. с созданием юридических лиц (предприятия с иностранными инвестициями);

  • организационные формы международного бизнеса с закреплением их налогового статуса, но без создания юридических лиц (представительства и филиалы иностранных юридических лиц);

  • организационные формы международного бизнеса, основанные на договорных отношениях (без создания юридических лиц и закрепления налогового статуса).

Рассматривая первую группу форм, необходимо отметить, что они могут быть созданы путем учреждения новой фирмы в соответствии с российским законодательством (самостоятельно или с местным партнером), либо путем приобретения существенной доли в уже действующей российской фирме или полного поглощения этой фирмы, в том числе в процессе приватизации.

Из первой группы форм осуществления международного бизнеса, представляющих собой предприятия с иностранными инвестициями, можно выделить две группы компаний:

  • предприятия, на 100% принадлежащие иностранному инвестору;

  • предприятия с долевым участием иностранных инвестиций (совместные компании).

Кроме того организационные формы осуществления международного бизнеса с закреплением их юридического статуса могут быть созданы в виде дочерней, ассоциированной или полностью самостоятельной компании.

В России ТНК пока еще в стадии формирования и укрепления своих позиций. Правда, небольшое число компаний, аналогичных современным транснациональным корпорациям, сформировалось еще в Советском Союзе. Это "Ингосстрах", "Аэрофлот" и многие внешнеэкономические объединения. Так, современный "Ингосстрах" с его дочерними фирмами и ассоциированными компаниями в США, Нидерландах, Великобритании, Франции, Финляндии, Германии, Австрии, Болгарии, Турции и ряде бывших советских республик представляет собой российскую ТНК в финансовой сфере. Он активно расширяет свои партнерские отношения с российскими и зарубежными предприятиями, создав вместе с ними транснациональную страховую группу. Транснациональными стали и некоторые наиболее крупные компании России, такие как "Газпром", "ЛУКойл", "Алроса" и др.

Наиболее мощные российские ТНК функционируют в топливно-энергетическом комплексе. Примером является Гигантская организационно-хозяйственная структура РАО "Газпром" - 100%-й монополист в добыче и экспорте газа, контролирующий 34% мировых разведанных запасов природного газа и обеспечивающий около 20% западноевропейских потребностей в этом сырье. "Газпром" является самым крупным в России источником поступления конвертируемой валюты, экспортируя ежегодно газа на сумму от 6 до 7 млрд. долл. Деятельность этой компании простирается далеко за пределы национальных границ. "Газпром" имеет фирмы со своим участием в 12 странах, закупающих российский газ. Главным центром зарубежной инвестиционной деятельности "Газпрома" стала Германия. Ценность германского рынка заключается в том, что через эту страну проходят все основные трансевропейские газотранспортные потоки: из Норвегии, России, Голландии. "Газпром" через совместное предприятие с дочерней компанией концерна "БАСФ" контролирует на германском рынке газа 12% продаж. В стратегию "Газпрома" входит активное участие в приватизационных процессах в Чехии, Словакии, Венгрии, Австрии, Литве и Эстонии.

Успешная деятельность российского газового гиганта на мировых рынках показывает, что мощная корпорация может достичь значительного успеха в рыночной экономике. Несколько десятков крупных транснациональных корпораций, несомненно, укрепили бы позиции России в мировом хозяйстве. Так, в нефтяной промышленности лидером является крупнейшая в России нефтяная компания "ЛУКойл", в которой 45% акций принадлежит государству. На предприятиях этой компании принята вертикальная интеграция производства: часть добытой нефти перерабатывается на бензин, дизельное топливо, мазут, смазочные масла, нефтяной кокс и авиационный керосин. Совместные предприятия и акционерные компании с участием "ЛУКойл" образованы в Чехии, Ирландии, Израиле, Аргентине, на Кипре, а также в Азербайджане, Белоруссии, Грузии, на Украине, в Литве.

К российским ТНК в добывающей промышленности следует отнести акционерную компанию "Алроса". Она выиграла тендер на разработку алмазного месторождения Катока в Анголе, опередив южно-африканский концерн "Де Бирс" и ряд других западных компаний. Совместно с ангольской государственной компанией "Эндиама" и бразильской "Одебрехт майнинг сервис" она участвовала там в строительстве горно-обогатительного комбината производительностью 1,6 млн т руды в год. Первая очередь комбината в Катоке была введена в эксплуатацию осенью 1997 г. Затем компания "Алроса" приступила к разработке месторождений алмазов в другой африканской стране - Намибии.

В наши дни базой создания российских ТНК становятся финансово-промышленные группы (ФПГ). В любой стране крупные корпорации - основа научно-технического прогресса и ускоренного развития экономики.

Финансово-промышленные группы, объединяющие юридических лиц, находящихся под юрисдикцией государств - членов СНГ, регистрируются как транснациональные ФПГ (ТФПГ).

Многие ТФПГ образовались путем объединения банков с промышленными предприятиями, которые не имели средств для финансирования инвестиционных проектов. Быстрый рост банковского капитала позволяет наиболее мощным банкам создавать холдинги - банковские империи, по своим характеристикам соответствующие ТНК. Примером может служить ТФПГ "Интеррос", сложившаяся вокруг ОНЭКСИМбанка. В рамках этой холдинговой компании выделяются три основных направления деятельности: финансовое, промышленное и медиа. В структурах группы "Интеррос" занято около 400 тыс. человек. Результат ее деятельности оценивается приблизительно в 4% российского ВВП и около 7% экспорта.

В последние годы заметно усилилась интеграционная активность в металлургическом комплексе России и стран - членов СНГ. При этом одним из важнейших компонентов интеграционного взаимодействия стран Содружества в сфере металлургии, возможно, станут транснациональные корпорации. Они создаются, чтобы противостоять на мировых рынках иностранным ТНК. В этом отношении показателен пример мирового рынка алюминия, где семь-восемь транснациональных компаний, интегрированных по вертикальному технологическому принципу, контролируют более 70% мирового производства алюминия. В этом аспекте, несомненно, заслуживает внимания созданная в 1996 г. транснациональная компания "Сибирский алюминий" с уставным капиталом в сумме 5 млрд. руб. В ее состав входят металлургические заводы и финансовые институты из России, стран - членов СНГ и дальнего зарубежья: Залогбанк (крупнейшая доля уставного капитала - 22,5%), Братский, Саянский (Россия) и Павлодарский (Казахстан) алюминиевые заводы, английская компания "Транс Уорлд Алюминиум", Самарская металлургическая компания "Самеко", Уральский криолитовый и Челябинский электродный заводы. [2]

Эта вертикально интегрированная структура создана с целью сформировать внутренний рынок как первичного алюминия, так и конечной продукции, оптимизировать финансовые потоки и снизить издержки производства для сохранения конкурентоспособности на мировом рынке. В 1998 г. ТФПГ "Сибирский алюминий" достигла соглашения о стратегическом партнерстве (альянсе) с американской ТНК "Рейнольде" для укрепления своих позиций на мировом рынке алюминия. [5]

По примеру иностранных автогигантов крупнейшие российские автомобилестроительные заводы - ГАЗ и ВАЗ - начинают создавать сборочные предприятия в некоторых импортирующих странах, приобретая черты транснациональных корпораций. Так, используя более низкие пошлины на ввоз комплектующих деталей по сравнению с пошлинами на ввоз готовых автомобилей, Горьковский автозавод организовал совместное российско-украинское предприятие "КременчугавтоГАЗ", на котором предусмотрено осуществлять сборку малотоннажных грузовых автомобилей "ГАЗ-3302" - "Газель". АвтоВАЗ организовал сборку автомобилей "Евро-Лада" (ВАЗ-2109) в Финляндии на основе соглашения с фирмой "Валмет". Заводы "Валмет", где собираются машины всемирно известных фирм "Опель", "Сааб", "Дженерал моторе", считаются одним из самых технологически гибких производств в Европе. [2]

Можно надеяться, что на трудном пути интеграции страны в мировую экономику российские международные компании будут играть роль катализаторов преодоления внутреннего экономического кризиса и реализации реформ во внешнеэкономической сфере.

Позиции России как международного инвестора заметно укрепляются и по прогнозам до 2012 г. будут усиливаться (см. диаграмму 1).

Диаграмма 1. Динамика накопленных зарубежных инвестиций российских компаний (Млрд. долл. на конец года)

Процесс транснационализации бизнеса российских компаний сопровождался модификацией и развитием их организационных форм. Изменение организационной структуры российских компаний диктовались как внутренними, так и внешними причинами развития национального бизнеса. В этом процессе российская специфика постепенно во все большей степени уступала место глобализированным стандартам организационных структур и ведения бизнеса. В ходе экономической реформы и небезуспешных попыток транснационализации российского бизнеса происходила эволюция ФПГ к вертикально-интегрированным структурам (ВИС). В итоге, в настоящее время в России существует три основные формы крупного бизнеса, нацеленного на зарубежную экспансию: ФПГ, компании и предприятия. Среди факторов, наиболее активно воздействующих на организационную перестройку российских хозяйственных структур, внешний фактор (а именно: глобально-ориентированная стратегия компаний) становится решающим.

График 2. Позиции России и крупнейших развивающихся стран как источников международного инвестирования: динамика накопленных ПИИ за рубежом в 2005–2011 гг., млрд.долл.[3]

Вслед за топливно-сырьевыми и металлургическими компаниями начинает создаваться второй эшелон развивающихся российских международных компаний. Зарубежная инвестиционная активность распространяется на компании среднего размера, работающие в сфере розничной торговли, страхования, финансов, риэлтерские и девелоперские предприятия и др. Сформировавшиеся в самом начале XXI века российские ТНК, согласно некоторым расширительным трактовкам этого феномена, тем не менее, представляют в строгом смысле лишь оболочки реальных ТНК. По ряду критериев, таких как капитализация, уровень прозрачности, затраты на НИОКР, рекламная деятельность и др., российские компании, как правило, уступают ведущим мировым ТНК. Ведущие ТНК (и прежде всего глобальные) предполагают наличие достаточно сложной «начинки», включающие ее внутреннюю корпоративную, экологическую культуру, бизнес-культуру, миссию компании. [7] Разница между реальной и формальной ТНК достаточно велика и проявляется также в значительной степени в инфраструктурном аспекте: в наличии или отсутствии традиций, стратегическом планировании (на десятки лет вперёд), устойчивой социальной деятельности (не сводимой к благотворительности).

Российские компании, достигнув формального статуса ТНК, имеющих за рубежом подразделения в одной и более зарубежных стран (в настоящее время порядка 50 компаний), пока во многом остаются незрелыми.

Литература:

  1. Арсеньев М. С. Транснациональные корпорации // Российский экономический журнал. – 2010. - № 12. – 35с.

  2. Василевский Т. Л. Налевьева М. А. Транснациональных корпораций в мировом хозяйстве // Российский экономический журнал. - 2009. - № 2. – 53с.

  3. Ковалевский А.А. Транснациональный бизнес и развивающиеся страны: механизм экономического взаимодействия. М.: Наука. – 2010. – 289с.

  4. Мовсесян А, Либман А. Современные тенденции в развитии и управлении ТНК // «Проблемы теории и практики управления» 2011.-№1.-С.34

  5. Шиман М.И.: Государство и транснациональные компании // Проблемы теории и практики управления. – М, 2010. – 75с.

  6. Транснационализация корпоративных структур в современной мировой экономике / Климовец О.В. // Современные проблемы науки и образования. 2006.- № 5.- С. 54-57.

  7. Транснационализация бизнеса российских корпораций / Климовец О.В. //Современные наукоемкие технологии.- 2009. № 5.- С. 32-33.

Просмотров работы: 7301