В разработку Стратегии было вовлечено порядка 2000 человек – депутатов и представителей администрации Усть-Лабинского района и сельских поселений, администрации Краснодарского края, малого, среднего и крупного бизнеса, лидеров общественного мнения и студентов. Возглавил проект директор Национального института конкурентоспособности Рябченюк Юрий Владимирович (в настоящее время генеральный директор Фонда экономического развития Юга России). Был создан фонд местных сообществ «Стимул», который работает параллельно с БФ «Вольное дело». В отличие от Благотворительного Фонда, ФМС предоставляет денежные гранты под инициативы социально активных граждан [2].
Концепция стратегии социально-экономического развития района до 2020 года была одобрена на 6-ой сессии Законодательного Собрания Краснодарского края. Депутаты приняли законопроект в первом чтении. Стратегия рассматривается как трехуровневая система, включающая цель, направления и действия, которые являются фундаментом для формирования конкретных комплексных программ, проектов и мероприятий в рамках реализации закона.
Таким образом, в течение следующих 15 лет усилия власти, бизнеса и населения Усть-Лабинского района будут направлены на формирование новой, диверсифицированной и конкурентоспособной экономики. Развитие района будет основано на комплексном использовании сравнительных преимуществ территории и формирования на их основе устойчивых конкурентных преимуществ, которые станут основой для процветания населения Усть-Лабинского района. К 2020 году Усть-Лабинский район станет известным на региональном и национальном рынках поставщиком не только высококачественной продукции АПК и промышленности строительных материалов, но и услуг сервисных отраслей – образования, здравоохранения, туризма, торговли и транспортно-логистического сектора. Экологически чистая, безопасная и комфортная территория района будет одним из самых благоприятных в России мест для жизни, отдыха, работы и воспитания детей.
Проведенный анализ текущего положения и социально-экономического развития Усть-Лабинского района показал наличие в муниципальном образовании необходимых условий для создания положительного инвестиционного климата в районе, а также позволил выявить ряд проблем, решение которых необходимо для эффективного осуществления инвестиционной деятельности.
Наличие в муниципальном образовании поселений, имеющих дифференцированный потенциал социально-экономического развития влечет за собой различие в степени их адаптации к рынку, требует неоднозначного, индивидуального подхода к решению возникающих там проблем. Если Усть-Лабинское городское поселение нуждается в привлечении инвесторов только для наращивания производства, то отдаленные сельские поселения имеют более низкий производственный потенциал, однако обладают огромными возможностями для развития АПК, туристической индустрии, промышленности строительных материалов. Развитие таких депрессивных территорий района и выравнивание уровня социально-экономического развития поселений должно решаться с помощью создания условий для инвесторов к размещению производительных сил в слабо развитых поселениях.
В средине 2008 года началась пора активного претворения в жизнь широкомасштабных планов по реализации стратегии развития Усть-Лабинского района [4].
Так, в ближайшие годы планируется возведение учебного комплекса Skills-city и Суворовского училища, нескольких заводов по переработке сельхозпродукции, а также предприятий по изготовлению строительных материалов, жилого микрорайона. По генеральному плану площадь города увеличится на 20 кв. километров, поэтому уже сейчас начинается строительство газопровода, водозабора, канализационного коллектора и очистных сооружений. Конечно, это все требует привлечения колоссальных инвестиций. Проект активно поддерживается краевой администрацией и, конечно же, средствами частного капитала. Однако самую большую сложность представляет обеспечение такого комплекса объектов энергетическими мощностями, так как району требуется дополнительно около 50 МВт электроэнергии.
Для разрешения этой проблемы возникла необходимость возведения двух высокомощных подстанций: в восточной и северо-западной частях города – «Северная», и «Восточная» по 25 МВт каждая. Их строительство планируется осуществить совместными усилиями ОАО «ФСК ЕЭС», ОАО «Кубаньэнерго» и компании «Базовый Элемент» [3].
Динамика развития района была, очевидно, положительной по всем отраслям экономики, социальной сферы и налоговым сборам. Однако в связи с событиями, всколыхнувшими всю мировую, а, следовательно, и российскую экономику, руководству муниципалитета необходимо определить пути минимизации негативных последствий для дальнейшего развития района и, главное, защитить его жителей.
Последние события в мировой и российской экономике диктуют необходимость пересмотреть некоторые приоритеты на ближайшее будущее. Предварительные прогнозы специалистов районного управления экономики по основным направлениям оказались аналогичными прогнозам краевых специалистов. Как и по данным российских аналитиков, предсказуемо явное снижение развития лишь в одной сфере – строительной. В Усть-Лабинском же районе основной отраслью является сельское хозяйство, в котором, в силу его специфики, снижение валовых объемов продукции не предвидится. Однако вполне можно ожидать некоторого падения закупочных цен на продукцию животноводства и растениеводства. Но районные власти намерены принять целый ряд стабилизационных мер по поддержанию сельхозпроизводителей, в частности, помощь в реализации их продукции, в том числе и на городском рынке, включая предоставление бесплатных торговых мест в необходимом количестве.
Главное направление работы антикризисного совета – предотвратить массовые сокращения работников предприятий. Этот приоритет был обозначен и губернатором Кубани: организации под прикрытием финансового кризиса не должны ущемлять права людей. Чтобы не допустить такого поворота событий, в районе создана межведомственная комиссия по контролю за соблюдением прав работающего населения, которая еженедельно отслеживает ситуацию, в деталях рассматривая каждый случай увольнения сотрудника (или перевода на частичную занятость), для чего привлекает представителей инспекции по труду и прокуратуры [3].
В качестве главной задачи бюджета района было намечено получение дополнительных доходов для укрепления материально-технической базы бюджетных учреждений и финансового обеспечения реализации перспективных инвестиционных проектов развития района. А для этого необходимо было расширить налогооблагаемую базу, проще говоря, рост поступлений в бюджет.
На трассе Темрюк – Краснодар – Кропоткин развернулось строительство завода по производству газобетонных изделий. Позже будет начато строительство завода по глубокой переработки сои, в проекте еще два гиганта – по мясо- и молокопереработке. Под объекты стройиндустрии и пищевой промышленности уже выделено 200 гектаров земли. Самый главный плюс для района от этих преобразований – это даже не то, что заводы по сути станут градо- и бюджетообразующими, а то, что они могут решить проблему безработицы, ведь их открытие – это сотни и сотни рабочих мест.
Еще одной перспективной новинкой Усть-Лабинска является лицей, над проектом которого сейчас трудятся москвичи и питерские архитекторы. Усть-Лабинск будет прирастать востоком. Именно там появится большой массив и целый город мастерства и навыков, а проще говоря, студенческий городок с вузами и училищами. Подготовленные в их стенах специалисты, обязательно окажутся востребованы, ведь северная часть города сейчас – одна большая стройплощадка [3].
В условиях финансового кризиса пока нет оснований для оптимистических прогнозов по поводу продолжения строительства, начавшегося в 2008 году, таких объектов как пятиэтажный жилой дом по ул. Октябрьской в г.Усть-Лабинске, родильное отделение Центральной районной больницы, лицей по ул. Ободовского. Судьба этих объектов полностью зависит от финансирования, которое на сегодняшний день приостановлено.
Уже начато проектирование не имеющего аналогов Универсального спортивного комплекса на восточной окраине города. В строительство вольются средства сразу из нескольких бюджетов. Под одной крышей разместятся суперсовременные тренажерные и гимнастические залы, все, чего так не хватает сегодняшним спортсменам.
Если говорить о географии планируемых изменений, то они затронут в первую очередь восточную и северную части города. Для развития первой уже подводятся необходимые коммуникации – газопровод и канализационный коллектор. Они не просто обеспечат стабильное давление газа во всем городе в уже существующих границах, но и позволят их значительно расширить.
Решением Совета муниципального образования Усть-Лабинский район от 29 апреля 2011 года № 2 протокол № 17 утвержден уточненный индикативный план социально-экономического развития муниципального образования Усть-Лабинский район на 2011 год и на период до 2013 года, публичные слушания, по проекту которого были проведены в соответствии с решением Совета муниципального образования Усть-Лабинский район от 06 апреля 2011 года № 7 протокол № 16 [4].
По оперативным данным по итогам 9 месяцев 2011 года достигнуты следующие результаты выполнения отдельных плановых показателей.
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и оказанных услуг по обрабатывающим производствам и по производству и распределению электроэнергии, газа и воды по крупным и средним предприятиям за 9 месяцев 2011 года составил 2978 млн. рублей, или 69 процента от годового планового задания. Рост к соответствующему периоду 2010 года в действующих ценах составил 43,5 процента.
Проведенный управлением экономики анализ показал, что на темпы роста объемов производства промышленной продукции по итогам отчетного периода повлияло увеличение объемов производства отдельных видов пищевой продукции (сахара-песка, муки, крупы). Достижение уровня прогнозных показателей в течение 2011 года планируется за счет наращивания объемов производства перерабатывающими предприятиями.
Допущен низкий уровень выполнения годовых прогнозных показателей по производству основных видов промышленной продукции, таких как:
- материалы стеновые при годовом плановом показателе 56,9 млн.штук.усл.кирпича, по состоянию на 1 октября план выполнен только на 9,9 процента, ввиду того что не было введено в эксплуатацию, как ранее планировалось предприятие по производству газобетонных блоков ООО «ГлавстройУсть-Лабинск»;
- по производству мяса, включая субпродукты 1 категории - в связи с тем, что по объемам производства территориального обособленного подразделения ООО «Васюринский МПК» краевая статистка производит досчет на МО Усть-Лабинский район по итогам за год.
Банкротство закрытого акционерного общества «Кристалл» явилось причиной невыполнение плановых показателей по водке и ликероводочным изделиям, коньяку.
Основным направлением деятельности хозяйствующих субъектов Усть-Лабинского района является сельскохозяйственное производство с преобладанием зернового производства и животноводства.
Объём производства сельскохозяйственной продукции во всех категориях хозяйств составил 6050 млн.рублей, или 81,4 процента от годового планового задания.
Темпы производства скота и птицы (в живом весе) соответствует запланированному годовому заданию в сельскохозяйственных организациях.
Снижение прогнозных показателей по производству скота и птицы (в живом весе) в хозяйствах населения и КФХ на 600 голов, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, связано с неблагоприятной динамикой цен на продукцию и корма.
Снижение прогнозных показателей по производству молока связано со снижением поголовья коров:
в сельскохозяйственных организациях – за счет выбраковки низкопродуктивного скота, Васюринский МПК все поголовье коров перевели в Васюринский район;
в хозяйствах населения и КФХ - за счет сложившейся неблагоприятной динамикой цен на продукцию и корма.
Темпы производства рыбы в прудах соответствует запланированному годовому заданию.
Основное снижение количества крупного рогатого скота допущено в ОАО Агрообъединение «Кубань» -1585 голов (реализация бычков) и в ООО МПК «Васюринский» - 1725 голов, за счет перевода поголовья в другой район.
Выполнение прогнозных обязательств по поголовью свиней планируется за счет увеличения численности в ОАО Агрообъединение «Кубань».
По объемам транспортных услуг, оказанных за 9 месяцев 2011 года по крупным и средним предприятиям, достигнут прирост к аналогичному периоду 2010 года 180,8 процента. Годовой плановый показатель по индикативному плану выполнен [1].
Увеличение темпов роста по вспомогательной транспортной деятельности получено:
- ОАО Усть-Лабинский КХП объем вспомогательной транспортной деятельности составил 180,2 млн.рублей, что в 1,3 раза выше соответствующего периода прошлого года за счет заключения договоров на поставку муки, что позволило увеличить производство муки в 1,6 раза.
-ОАО «Ладожский элеватор» объем вспомогательной транспортной деятельности составил 18,1 млн.руб., что в 1,8 раза превышает объем прошлого года, в связи с заключением договоров на оказания услуг, что обусловило загрузку производственных мощностей и рост объема производства услуг.
Оборот розничной торговли по крупным и средним предприятиям в 2011 году увечился на 42,5 процента, рост розничного товарооборота обусловлен тем, что на территории района открылись новые торговые точки таких товаропроизводителей как ООО «Васюринский МПК», ЗАО фирма Агрокомплекс, а также расширением торговой сети (аптечной) ООО «Здоровье», а также с увеличением покупательского спроса на продукцию ООО «Здоровое питание».
Оборот общественного питания увеличился на 13,7 процента, объем платных услуг, оказываемых населению крупными и средними предприятиями, увеличился на 25,1 процента.
Выполнение планового годового задания в потребительской сфере ожидается за счет развития на территории муниципального образования Усть-Лабинский район малого предпринимательства и увеличения объемов, оказываемых предпринимателями услуг.
Фактические показатели по развитию малого бизнеса по итогам 9 месяцев 2011 года остались на уровне 2010 года при незначительном невыполнении планового задания. Количество субъектов малого предпринимательства в расчете на 1000 человек населения составляет 43,2 единицы.
Объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования по крупным и средним предприятиям (без учета территориально-обособленных предприятий) за 9 месяцев 2011 года составил 622,1 млн.рублей, достигнут прирост к аналогичному периоду 2010 года 55,3 процента. Годовой плановый показатель по индикативному плану в сумме 837,8 млн. рублей выполнен на 74,3 процентов.
Основная доля инвестиций приходится на сельскохозяйственную отрасль.
В строительной отрасли объем работ, выполненных крупными и средними предприятиями, составил 247,6 млн.рублей, или 2,2 раза выше уровня соответствующего периода 2011 года, в сопоставимых ценах. Плановое годовое задание по объемам выполненных строительных работ по итогам 9 месяцев 2011 года выполнено.
Площадь введенных в эксплуатацию жилых домов в Усть-Лабинском районе в 2011 году составил 26,7 тысячи квадратных метров, или 87,6 процента от результата, достигнутого за аналогичный период 2010 года. Годовой план по итогам за 9 месяцев 2011 года выполнен на 58,2 процента. Жилищное строительство ведется за счет индивидуальных застройщиков. Снижение объемов вводимого жилья обусловлено уменьшением платёжеспособности населения, как в части оформления построенного жилья, так и в части покупательской способности [1].
Кроме того, отсутствие в поселениях обустроенной инженерной инфраструктуры в районах перспективной застройки, снизило привлекательность участков под ИЖС.
В настоящее время для удовлетворения потребностей жителей г.Усть-Лабинска в качественном и доступном жилье ведутся работы по подготовки инвестиционного проекта - «Комплексная жилая застройка» 305 квартала 1,2,3 участки в г. Усть-Лабинске, в соответствии с Законом Краснодарского края от 3 июня 2009 года № 1748-КЗ «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае» на территории Усть-Лабинского городского поселения начаты предпроектные работы по строительству 30-ти квартирного жилого дома социального назначения.
Финансовые показатели крупных и средних предприятий района в 2011 году имеют положительную динамику по сравнению с 2010 годом, сальдированная прибыль увеличилась на 11,4 процента, удельных вес убыточных предприятий сократился на 20 процентов.
Фактический темп роста фонда оплаты труда по крупным и средним предприятиям за 8 месяцев 2011 года составил 108,3 процента по отношению к аналогичному периоду 2010 года. Среднемесячная заработная плата на одного работника на крупных и средних предприятиях составила 14524 рублей или 113,5 процента к 2010 году.
По состоянию на 1 октября 2011 года в государственном учреждении службы занятости Усть-Лабинского района зарегистрированы 947 безработных, что выше показателя соответствующего периода 2010 года на 9 процентов и превышает годовой плановый показатель на 6,4 процента [4].
Выполнения планового задания планируется достигнуть за счет создания 209 новых рабочих мест после реализации двух крупных инвестиционных проектов «Строительство завода по производству газобетонных блоков», реконструкции и технического перевооружения действующего производства на ОАО «Молзавод «Надежда».
На уровне 2010 года осталось численность граждан, занятых в экономике и составившая по итогам 9 месяцев 2011 года 41,2 тысяч человек [1].
Таким образом, сложная ситуация, связанная с финансовым кризисом повлияла на ход реализации Стратегии развития Усть-Лабинского района. Например, заморожено строительство завода газобетонных блоков, родильного дома, комплекса высших и профессиональных средних учебных заведений на территории Усть-Лабинского района. На пути реализации стратегии возникают различные барьеры, которые приводят к тому, что только часть стратегических документов воплощается в жизнь.
Список литературы:
Вьюркова Л. Отчет об основных социально-экономических показателях муниципального образования Усть-Лабинский район // Сельская новь от 15.01.2011.С.2-3.
Гостева В. Как нам обустроить район // Сельская новь от 19.04.2007.С.2-3.
Лисицына Г. Уроки антикризиса или жизнь продолжается // Сельская новь от 09.12.2008.С. 2-3.
Стратегия развития Усть-Лабинского района: стратегический анализ (краткая версия) // Официальный сайт Администрации Усть-Лабинского района.-2010.-(Рус.).- URL. www//WWW.USTLABINSK.RU
8