ФОРМИРОВАНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОГО СПЕЦИАЛИСТА АГРАРНОГО ПРОФИЛЯ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ФОРМИРОВАНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОГО СПЕЦИАЛИСТА АГРАРНОГО ПРОФИЛЯ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Показателями устойчивого функционирования сельскохозяйственного предприятия, кроме таких, как урожайность сельскохозяйственных культур, продуктивность животноводства, производительность труда, фондоотдача, уровень рентабельности, являются внедряемые в практику сельскохозяйственного производства инновации Сложность аграрного производства и его особенности предопределяют своеобразие подходов и методов управления инновационным процессом, сочетание различных типов инноваций, усиления роли государства в стимулировании инноваций.

Одно из основных препятствий перехода аграрной экономики на путь инновационного развития – острая нехватка квалифицированных руководителей и специалистов нового типа. По мнению большинства авторов, занимающихся этой проблемой, конкурентоспособность специалиста определяется его профессиональной квалификацией, личными и моральными качествами, творческими, предпринимательскими способностями, умением работать в условиях конкуренции. Конкурентоспособность специалиста сельского хозяйства на рынке труда определяется оптимальным сочетанием его профессионализма и универсализма. Основными качествами, характеризующими конкурентоспособного специалиста-агрария, являются: предпринимательские, организаторские и коммуникативные способности, умение работать с информацией, стремление к непрерывному профессиональному росту, к высокому качеству конечного продукта своего труда [1].

В переходный период для решения всего комплекса задач по стабилизации и развитию сельскохозяйственного производства современному руководителю (специалисту), в первую очередь, необходимы профессиональные знания в сфере бизнеса и менеджмента. Знания в области экономики позволяют ему более обоснованно принимать и осуществлять управленческие решения в сфере хозяйственной деятельности. Современному сельскохозяйственному производству нужны не только специалисты-технологи, но и менеджеры, маркетологи, финансовые управляющие, специалисты-консультанты.

Для подготовки всесторонне развитых, творчески активных специалистов, способных неординарно мыслить, необходима активизация научно-исследовательской работы студентов, которая должна организовываться не только на базе кафедр и лабораторий вуза, но и в местах прохождения студентами технологических и производственных практик. Ежегодное участие студентов вуза в научно-практических конференциях позволяет им обмениваться информацией, знаниями, приобретенными в процессе собственной научно-исследовательской деятельности, что, несомненно, сказывается на качестве профессиональной подготовки.

Для формирования конкурентных преимуществ будущему выпускнику необходимо предоставить возможность работать по профилю получаемой специальности. Для этого выпускающие кафедры должны иметь перечень организаций и фирм, готовых сотрудничать с вузом в этом направлении, т.е. предоставлять оплачиваемую работу на период прохождения студентами учебной или производственной практики. Помимо материальных стимулов и повышения качества образования работа на будущем предприятии дает возможность после окончания вуза прийти на «подготовленную почву».

Очень важным моментом является также широкое привлечение к преподаванию специальных дисциплин специалистов с эффективных предприятий, перенос части занятий на такие предприятия. Тесная связь вуза с сельскохозяйственными организациями и фирмами дает возможность готовить молодых специалистов, адаптированных к современным условиям труда.

Повышение конкурентоспособности происходит тогда, когда специалисты-аграрии (агроном или зооинженер) получают второе высшее образование, например, по образовательным программам «Экономика и управление на предприятии АПК», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Государственное и муниципальное управление» и др. Эти выпускники должны зачисляться в резерв на руководящие должности сельскохозяйственных организаций области, их профессиональная карьера должна отслеживаться.

Интенсификация учебного процесса является важнейшим средством повышения эффективности профессиональной подготовки кадров. Однаиз форм такой работы – проведение деловых организационно-деятельностных игр. Например, при проведении такой игры по дисциплине менеджмент, преследуется цель – на основе изучения работы действующих сельскохозяйственных предприятий, изучения литературных источников и нормативных документов, используя интеллектуальный потенциал студентов, способствовать поиску эффективных путей решения накопившихся в сельском хозяйстве проблем. Если иметь в виду практический результат обучения, то он состоит в том, чтобы сформировать активную позицию будущих специалистов в проводимых преобразованиях, выработать навыки интеллектуальной групповой работы, получить новые конкретные результаты с точки зрения научного осмысления проблемы. В процессе игры выявляются недостатки в содержании программ отдельных дисциплин и учебного процесса в целом [2].

Таким образом, чтобы удовлетворить социальную потребность сельскохозяйственной отрасли в профессионально грамотных, творчески мыслящих специалистах, конкурентоспособных на рынке аграрного труда, и обеспечить им возможность дальнейшего устойчивого карьерного роста, а предприятию – инновационный путь развития, необходим системный подход в повышении качество аграрного образования.

Библиографический список:

1. Конкурентоспособность специалистов сельского хозяйства: монография / В.Ф. Стукач, А.М. Тетерева. – Омск: ФГОУ ВПО ОмГАУ, 2008. – 184 с.

2. Экономическая подготовка конкурентоспособного специалиста аграрного профиля /В.Ф. Стукач, А.М. Тетерева // Современные проблемы науки и образования. – 2009. - №3. – 97-101.

Просмотров работы: 1301