При рассмотрении дилеммы об отмене или введении смертной казни на другой чаше весов находится человеческая жизнь.
Можно с высокой степенью уверенности утверждать, что в структуре прав, образующих правовое общество и правосознание, главенствующее место занимает право на жизнь.
Там, где человеческая жизнь дешева, не могут сложиться ни прочные отношения собственности, ни надежные контрактные отношения, зато чрезвычайный простор открывается для отношений силовых и властных, зачастую криминальных.
В современном мире среди наиболее сложных гуманитарных проблем стоит вопрос смертной казни. Трудности с принятием или отвержением казни испытывает не только общество в России, но и всё человечество. Даже такие государства, которые официально постулируют принципы гуманизма и демократии, например США, по-прежнему широко практикуют смертную казнь. При этом ученые-правоведы проблема эффективности наказания. Термин «эффективность» означает способность добиться максимального результата с минимальными затратами. Наказание может быть признано эффективным, если оно является необходимым и достаточным для достижения целей наказания, поэтому возникает необходимость решения вопроса о том, является ли жестокость наказания средством, эффективным для достижения стоящих перед ним целей.
Смертная казнь представляется как чрезвычайно эффективное и приемлемое средство предупреждения преступлений и наказания за них. Безусловно, такая крайняя мера призвана показать преступнику, что за совершение определенных действий ему угрожает лишение жизни. Во многих случаях это действует. И все же растет количество заказных убийств, некоторые индивиды сознательно идут на риск «оказаться под вышкой», соблазнившись выгодой. Преступником движет желание скрыться от правосудия, не оставить следов и улик, чтобы воспользоваться на свободе всеми благами жизни. Уверенность в безнаказанности часто превышает страх. Самые жестокие наказания, применявшиеся веками в отношении преступников, не приносили те плоды, к которым стремились их применители. Еще Ш.-Л. Монтескье отмечал: «Опыт показал, что в стране, где наказания не жестоки, они производят на ум граждан впечатление столь же сильное, что и самые жестокие наказания в других странах». Таким образом, жестокость наказания влечет за собой последствия, которые не только не помогают, но и противоречат цели предупреждения преступлений.
При рассмотрении проблемы смертной казни возникают вопросы: имеет ли государство право наказывать человека смертью; необходима ли смертная казнь; нет ли мер, приводящих к той же цели более мягким способом.
Вопрос об отмене смертной казни задавался за последние годы неоднократно и не только в опросах ВЦИОМ, и ни разу число тех, кто высказывается за безоговорочную ее отмену, не превысило 10%.
Да, конечно, вина за конкретное преступление всегда лежит на человеке; который его совершил. Он имел возможность выбора, и он его сделал. Преступник должен быть наказан. Но есть еще и другая вина - вина общества и государства, семьи и образовательных учреждений, не сумевших создать атмосферу уважения к человеку, научить ценить жизнь.
Обоснованность неприятия применения смертной казни будет неполной, если не рассмотреть, насколько смертная казнь может размыть сами основы государственности как формы общественного бытия.
Очевидно, что преступление влечет за собой ответственность. Если наказание есть мера охранения правопорядка, то власть охранять правовые нормы карательными мерами принадлежит государству. По вопросу о праве общества на смертную казнь М.Н. Гернет писал, что государство имеет право наказывать так же, как имеет «право убивать своих врагов во время войны. Преступник - внутренний враг, и, если нет других средств побороть его, то смертная казнь необходима». Однако, признавая право государства применять наказание, нужно отметить, что необходимость применения смертной казни далеко не доказана. Н.А. Бердяев отмечал: «Страшна смерть и отвратительно убийство, но что сказать о смерти, возведенной в закон жизни, об убийстве, организованном сознательно хозяевами жизни во имя поддержания призрачного в ней порядка. Человеку было сказано: «Не убий!», но государство - люди государственные люди властные не приняли этого на свой счет, отнесли заповедь лишь к подвластным им и поддерживают свое существование законом звериным...». Устрашающее действие уголовной нормы зависит не от наказания, как такового, а от его неотвратимости, поэтому важно постоянно совершенствовать механизм раскрытия преступлений и задержания виновных, изучать типологию преступности и пути ее эффективного предупреждения.
По нашему мнению, введение смертной казни может привести к применению данного вида наказания по отношению к невиновному лицу, что недопустимо в правовом государстве.